Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция 5 - часть 1
Фотография в периодических печатных изданиях
Наши знания о мире, в котором мы живем, во многом, основаны на изображениях. Мы знаем наше непосредственное окружение из нашего собственного опыта, то же самое касается и тех более далеких мест, что мы видели своими собственными глазами во время отпуска, командировки или учебной поездки.
[ 1 ] Но все остальные места, которые, как нам кажется, мы знаем, являются не миром из плоти и крови, а миром, состоящим из зерен, полутонов и пикселей. Это мир, который мы знаем по газетным фотографиям и телевизионным передачам, по журналам и интернет вебсайтам.
На фотографии изображен индус в Индии, совершающий ритуальное омовение в море. Из журнала National Geographic Traveler.
Наше общество, несомненно, совершило переход от культуры текста к культуре изображения. С момента появления телевидения или даже скорее с момента начала использования цифровых фотоаппаратов никогда прежде в истории человечества не было сделано и использовано так много фотографий. Фотографии на газетных и журнальных страницах, на плакатах и рекламных щитах, на вебсайтах, cd и dvd, на стенах в галереях и музеях по всему миру.
[ 2 ] Еще никогда на фотографии не тратилось так много денег. Лучшие фотографы, снимающие по всему миру, могут брать за всего лишь один день своей работы от 25.000 до 100.000 долларов, расходы в эту сумме не входят. Фотографии знаменитых фотографов, таких как Альфред Штиглиц, Генри Картье-Брессон, Роберт Капа, Александр Родченко и Маргарет Бурке-Уайт (Alfred Stieglitz, Henri Cartier-Bresson, Robert Capa, Alexander Rodchenko and Margaret Bourke-White), сейчас являются ценными произведениями искусства, за которые некоторые люди готовы платить тысячи долларов. Конечно, это исключительные случаи; данные примеры приводятся лишь для того, чтобы показать, насколько хорошие фотографии ценятся такими профессионалами в области коммуникации, как редакторами газет, создателями журналов и рекламными агентствами.
Данная фотография была сделана знаменитым американским фотографом Маргарет Бурке-Уайт, снимок сделан из здания Крайслер (Chrysler). Он был продан на аукционе за 350.000 долларов.
[ 3 ] Два примера ранней фотографии периодических печатных изданий. Слева: 1930, снимок сделан Александром Родченко, который не только снял эту фотографию, но также создал дизайн обложки. Он оказал очень сильное влияние на российскую фотографию и графический дизайн. Справа: Маргарет Бурке-Уайт была одним из рядовых фотографов журнала Life Magazine.
В будущем текст всегда будет играть значительную роль, но изображение будет решающим фактором в привлечении внимания публики. Битва за интерес потребителей, во многом, будет происходить на визуальном поле битвы. И данную битву можно выиграть только при оптимальном использовании фотографии.
[ 4 ] Фотографии этих двух обложек привлекают внимание. (Также как и обложки на предыдущем слайде!) В наше время для создания великолепных снимков существует больше разных изощренных возможностей, но некоторые фотографы и графические дизайнеры прежних времен были очень талантливы.
Потребовалось более 100 лет, чтобы прийти к этому. В 1880, газета New York Daily Graphic была первой газетой, напечатавшей фотографию. С тех пор к фотографиям относились как к второстепенным элементам в дизайне печатных изданий, потому что текст всегда считался более важным, чем все остальное. В отделах новостей долгое время доминировали редакторы, которые когда-то были репортерами и которые верили, что новости означают слова; они считали, что фотографии служат чудесным украшением но если места будет недостаточно, они предпочтут потеснить фотографии, чтобы освободить место для текста, а не наоборот.
[ 5 ] На данном газетном развороте мог бы быть использован изобразительный элемент. Читатели легко перепрыгивают через такие страницы, пролистывая журнал или газету, потому что на них нет элемента, который притягивал бы взгляд. Взгляд притягивает только заголовок, но его содержание не предлагает никакой поразительной разгадки о содержании статьи (перевод: “Последние годы”).
Только недавно подобное отношение начало меняться. По-прежнему существуют редакторы старой школы, которые неохотно жертвуют текстом в пользу изображения, но их количество сокращается. Сегодня в редакторском мире почти каждый убежден, что в современных СМИ изображения являются сильным элементом, а текст, по сравнению с ними, слабым. При передаче информации фотографии также ценны, как и текст. Если же вы хотите привлечь внимание проходящих мимо читателей, то фотографии обладают даже большей ценностью, чем текст.
Фотографии в журналах
Иногда фотографии в журналах ценят за их внутренние качества (художественность, притягательность, эстетичность), нежели за то, как они воздействуют.
[ 6 ] Но на многих хороших и действенных макетах журнальных страниц встречаются изображения не очень хорошего качества, которые тем не менее были использованы намеренно и с намеком. Фотография является каркасом иллюстрированных журналов (большинство журналов относятся к этому типу), и ее основной ролью является публицистическая: вместе с текстом и в рамках композиции она должна оказывать соответствующее воздействие.
Данные фотографии в BBC Focus on Africa были сделаны писателем, который не является профессиональным фотографом. Их качество посредственно (например: светлые участки передержаны и стали сплошным белым пятном без деталей), и, несмотря на это они очень хорошо работают в рамках общей композиции. Хорошее масштабирование и расстановка создают сбалансированный макет.
Фотография также может служить фоном или быть динамичным компонентом формы. Ее даже можно использовать типографически.
[ 7 ] На данной странице представлены три варианта, не требующих дополнительной изобразительной информации. Радио- и телебашню искусно превратили в размытое графическое фоновое изображение; оно служит визуально привлекательным элементом дизайна, объединяющим разные тексты.
[ 8 ] Буквы VOLCANO образуют окно, через которое видна фотография. Подобную типографическую обработку фотографии следует выполнять очень тщательно, иначе эффект может быть слишком утрированным и создавать хаотическую компоновку.
Использование фотографии вызывает те же журналистские размышления, что и все остальные аспекты дизайна журнала (или в данном случае дизайна газет):
- Рассказывает ли она историю? И если да, то как?
- Дает ли она достаточно информации?
- Как соединить одну фотографию с другими, чтобы возникали контраст, драма или повествование?
- Будет ли она быстро привлекать внимание читателей?
- Как она воздействует вместе с шрифтом и в рамках макета?
- Хорошо ли она будет копироваться?
Роль дизайнера
Очень часто к фотографии относятся как к искусству, особенно, если они были сделаны знаменитым фотографом, и за них очень много заплатили. Но глубокое уважение к святости фотографий обычно неоправданно, так как фотографию помещают на страницу, чтобы она оказывала определенное воздействие, а не просто красовалась на ней.
[ 9 ] В период модернизации дизайна журнала с1950 по 1980 гг. дизайнеры начали подходить к фотографии более творчески, объединяя фотографии с другими визуальными элементами.
Данный фотоколлаж в журнале Sunday Times Magazine (1968) представляет собой умный и творческий подход к изложению истории о попытках Чехословакии избавиться от влияния Советского Союза.
[ 10 ] Фотоколлаж в итальянской версии журнала Vogue (1989) не похож на предыдущий. Различные фотографии были обработаны разными способами (цвет, размывание, вырезание) с одной главной целью - создать интригующую смесь визуальных образов, выражающую своеобразие моды 20-ого столетия.
Но иногда все еще встречается старое представление о священности фотографии как независимого целого, например, когда границы и ведущая перфорация пленки используются в качестве рамки, и читателю предлагается подлинное, необрезанное изображение (cropping = обрезка). Иногда это делается как бессмысленная дань современной моде, иногда данный способ служит формой украшения, но подтекст всегда один и тот же: изображение может использоваться отдельно, оно вне и выше дизайна.
[ 11 ] Черная граница вокруг портрета образована подлинной рамкой кадра на пленке. В данном случае она хорошо использована для создания границы между изображением и его окружением, так как фон фотографии белый - почти, как бумага.
[ 12 ] Дизайнер не обязан сохранять изображение в нетронутом виде. Взаимоотношения дизайнера и фотографа могут носить неопределенный и иногда противоречивый характер и похожи на взаимоотношения между редактором и автором. С фотографией, так же как и с текстом, дизайнер в значительной степени интерпретирует и изменяет оригинал. Для того чтобы правильно использовать фотографию, необходимы и чуткость, и смелость, а также знание того, когда следует оставить фотографию нетронутой, а когда использовать ее с другой целью. Необходимо умение узнавать хорошую фотографию и в то же время логически представлять, как она будет вписываться в контекст содержания и дизайна печатного издания.
На первоначальной фотографии (слева внизу) представлено множество важных людей во время важной политической конференции в Великобритании, но дизайнер решил не использовать фотографию целиком; вместо этого он взял лишь изображения двух министров с удивленным выражением лица (которое было вызвано происходящим). Получившаяся в результате фотография стала намного интереснее и многозначительнее, чем необрезанная фотография, но задействованные на ней министры, вероятнее всего, не были от этого в восторге.
[ 13 ] У данной фотографии смелая композиция. Человек в углу - знаменитый композитор Стравинский. На первоначальной фотографии фигура Стравинского и пианино попадали в кадр целиком, но дизайнер хотел получить более символичное и драматичное изображение, поэтому он обрезал большую часть пианино и фигуры. Благодаря тому, что строгие черные очертания пианино буквально сливаются с небольшим человеком в углу, взгляд которого направлен прямо в объектив, результат поразителен.
Фотография является одним из наиболее важных элементов, формирующих характер журнала. Крепкие взаимоотношения между дизайнерами и фотографами будут способствовать созданию успешного дизайна страниц, так как во многих случаях теоретический дизайн страницы уже продуман перед началом работы и в реальности в объективе фотоаппарата фотографа (это касается статей, в которых фотография играет главную роль). Одним из важных факторов успешной работы является способность дизайнеров/художественных редакторов балансировать во время детальной постановки задачи с принятием творческого вклада фотографа.
[ 14 ] Данная статья в Time имеет ряд фотографий, сделанных одним фотографом, которому специально поручили это задание. Фотографу пришлось посетить три разных страны на Ближнем Востоке, чтобы сделать необходимые фотографии.
Иметь в распоряжении фотографа, которому можно поручить сделать на заказ фотографии, подходящие к задуманному дизайну, - это, конечно, идеальный вариант. Существуют и другие случаи, которые встречаются слишком часто, когда необходимость становится матерью изобретательности:
- когда изображения не соответствуют заданию;
- когда бюджетом предусмотрены только уже имеющиеся в наличии фотографии (из архива);
- когда все непредсказуемо, как в новостной хроникальной фотосъемке.
В данных случаях талантливый дизайнер, фокусируясь на деталях, раздувая фотографию до невероятного размера или беспощадно обрезая ее, может превратить бесперспективную фотографию в запоминающееся изображение.
Если это не удается сделать, существует другая альтернатива, использовать технику фотомонтажа или несколько небольших фотографий в качестве акцента или сигнала. А иногда лучшим вариантом является полное отсутствие фотографии при творческом использовании типографского оформления и других графических элементов.
[ 15 ] Будучи средством управления реакцией глаза, фотография является неотъемлемым оружием в графическом арсенале: классический и наиболее очевидный метод заключается в использовании линии взгляда лица человека для направления взгляда читателя на текст. Это соответствует старому (и часто считающемуся устаревшим) правилу набора полосы: линия взгляда никогда не должна выходить за пределы страницы.
Глаза на этом искаженном портрете британской рок звезды (Пит Доэрти, солист группы Babyshambles) заставляют читателя смотреть на текст.
[ 16 ] Расположение данных фотографий на документы продиктовано направлением их взгляда. В данном примере направление взгляда предполагает взаимодействие; в результате взгляд направляется не на текст.
Кардинально меняя масштаб изображений, можно дать странице третье измерение.
[ 17 ] Очень плотная обрезка (tight crop) (крупнее реальной величины) большого лица придает ему нечеловеческое, ожесточенное выражение. Это такое направление искусства как пропаганда, граничащее с уничтожением характера. Статья посвящена новым тенденциям британских профсоюзов.
Фотография в качестве текстуры заднего плана, расположенной под шрифтом, может обеспечить дополнительный слой графики, вызывающей интерес и определенную реакцию но никогда не стоит жертвовать ради этого удобочитаемостью.
[ 18 ] Передержанный отдаленный задний план, который мы видим через стеклянную стену, служит интересным фоном для текста. Он создает контекст групповому портрету, но не отвлекает внимание на себя.
[ 19 ] Фотографию моста превратили в графический визуальный элемент. Без него страница выглядела бы скучно. Обратите внимание на отражение внизу.
[ 20 ] В тексте объясняется, как использовать определенную функцию программы Photoshop; данные две фотографии служат материалом для упражнений. Дизайнер использовал часть фотографии в качестве элемента заднего плана, чтобы лучше уравновесить верхнюю часть страницы и поднять нижнюю часть.
Данную технику используют не часто, так как существует большой риск создания хаотичной страницы. Но если данный прием использован аккуратно и незаметно, то с его помощью можно улучшить страницу, которая без данных изменений была бы скучной.
Разные виды фотографий периодических печатных изданий
В периодических печатных изданиях используется пять видов фотографий:
1. Информирующие фотографии: данные фотографии являются документальными, фактическими, реалистичными. Для сохранения достоверности в них не следует ничего менять.
2. Фотографии, создающие настроение: данные фотографии предназначены для того, чтобы интриговать, поражать, пробуждать эмоции или любопытство. Данный тип фотографий предназначен, в основном, для того, чтобы заинтриговать читателя статьей, но очень часто они несут также информативную нагрузку.
3. Фото для документов: портретные фотографии. Обычно данные фотографии маленькие.
4. Моментальные снимки: фотографии посредственного качества, часто сделанные любителями. Иногда в распоряжении нет ничего лучшего.
5. Студийные фотографии. Данные фотографии делаются в фотостудии. Фотографии для модных журналов и фотографии объектов обычно делаются в студиях или вне ее стен, но с большим количеством дополнительного оборудования.
6. Репортажные фотографии.
Информирующие фотографии
Информирующая или описательная фотография не обязательно имеет яркое действие или символичность. Она показывает, о чем данная статья. В некоторых случаях она предлагает детальное наблюдение, взывающее скорее к разуму, нежели к эмоциям.
[ 21 ] Данная фотография российской нефтепромысловой платформы дает много информации: как она выглядит, насколько далеко и изолированно она расположена, что ее окружает. Не хватает только соотнесения с масштабом.
[ 22 ] На данном снимке мы видим президентов Нигерии и США, идущих рука об руку. Нам сообщают об их теплых взаимоотношениях (и о том, как одет президент Нигерии).
[ 23 ] Гавань в Монако, в Средиземном море, где очень богатые люди держат дома и яхты. Данная фотография показывает нам, как это богатство выглядит, и где оно находится.
[ 24 ] Часть ледника на острове рядом с Антарктикой обваливается из-за глобального потепления. Данный снимок дает нам достаточно информации для того, чтобы представить масштаб и серьезность происходящего. Он предоставляет нам фактическую информацию, а также воздействует на наши эмоции.
Фотографии, создающие настроение
Хороший фотограф всегда пытается запечатлеть определенную атмосферу или настроение в своих фотографиях. Многие фотографии, рассказывающие газетный информационный материал, например, о бомбардировках в Ираке (показывает рынок, полный дыма, жертв, разрушений и хаоса) являются одновременно и фотографиями, создающими настроение, и информативными фотографиями. Профессиональные фотографы пытаются подняться над уровнем простой передачи визуальных фактов, выбирая особую точку фотографирования или создавая дополнительный драматизм, фокусируясь на определенной детали или фотографируя сильные контрасты.
Конечно же, фотографии, создающие настроение, также рассказывают какую-то историю.
[ 25 ] Данный снимок представляет собой смесь информативной фотографии и фотографии, создающей настроение. Мы видим вооруженного солдата, который смотрит на горящее нефтяное месторождение в Ираке. Большое черное облако, закрывающее больше половины фотографии, голова солдата, обрамленная двумя черными колоннами дыма, символичны для вынужденного бездействия, пустое пространство пустыни: все эти элементы создают мрачную, пугающую атмосферу.
[ 26 ] Красный это цвет страсти (он отражает заголовок). Данный снимок является первоклассной фотографией, создающей настроение; он предназначен не для передачи информации (иначе лицо было бы видно), а для передачи определенной атмосферы.
[ 27 ] Данная фотография сопровождает статью о проблеме переработки старого высокотехнологичного оборудования. Фотография, создающая настроение, хорошо иллюстрирующая проблему.
Фотографии для документов
Существую статьи, для которых необходима фотография человека, о котором в них идет речь. В газетах данные так называемые фотографии на документы встречаются часто: маленькие портреты, часто не очень интересные. Хотя они также попадаются и в журналах, но в них они часто более крупные, и подаются более аккуратно.
Секрет хорошего снимка для документов заключается в выражении лица или жесте. То, как фотография обрезана, также определяет ее успех (фотографии для документов должны быть обрезаны вплотную).
Портретные фотографии, сопровождающие интервью, обычно намного более крупные, они могут даже занимать целую страницу. В таких случаях мы говорим не о фотографиях на документы, а о портретах.
[ 28 ] Два примера очень распространенных фотографий на документы. Слева: было бы лучше, если бы взгляд был направлен в объектив, а оправа его очков не проходила по линии глаз. Справа: более плотная обрезка (меньше голубой рубашки) сделала бы лицо более привлекательным.
[ 29 ] Подобная очень плотная обрезка оказывает сильное воздействие. Напряженный рот и глаза привлекают на себя все внимание.
[ 30 ] Это больше, чем просто фотография на документы: данный снимок можно назвать портретом. Снова очень плотно обрезанный снимок; в фокус попадают усмешка и глубокие морщины. Эффект очень выразительный.
[ 31 ] Пример плохой фотографии для документов: фотограф застал человека в неподходящий момент (достаточно бессмысленное выражение лица), а в очках отражается вспышка (чего следует всегда избегать).
[ 32 ] Два примера хороших фотографий для документов: и бывший президент Франции Шарль де Голь, и бывший президент Израиля Голда Мейер, оба были сфотографированы с волевым выражением лица; руки Мейер усиливают это выражение.
[ 33 ] Слева: этого человека сфотографировали сверху. Жесты рук и выражение лица придают снимку действие и силу. Справа: Данная фотография также была сделана слегка сверху. Более высокая или низкая точка фотографирования может придать снимку для документов или портрету больше динамики и интересное выражение лица.
Моментальные снимки
Профессиональные фотографы, как правило, не делают моментальные снимки. Но даже у профессионалов бывают выходные, или они могут быть вынуждены работать в плохих условиях, например, при недостаточном освещении или снимать слишком быстро двигающиеся объекты. Если условия позволяют делать только такие снимки, то необходимо делать их как можно лучше.
Фотографы-любители иногда делают очень хорошие фотографии, но, в общем, их фотографии не поднимаются выше уровня моментальных снимков. Но иногда в распоряжении нет ничего, кроме таких моментальных снимков, потому что на месте не было профессионального фотографа, поэтому и такой материал будет с удовольствием использован дизайнером периодического печатного издания.
[ 34 ] Это единственная имеющаяся фотография к статье об общественной радиостанции в Замбии, в Африке. Плохое освещение и композиция, но на стене здания, по крайней мере, имеются интересные знаки и надписи.
Студийная фотография
В газетах, в общественно-политических журналах или журналах с комментариями и оценками различных авторов вы редко найдете студийные фотографии. В специальных журналах о моде, еде, машинах и многих других темах встречается множество фотографий, сделанных в фотостудиях. Если важно, чтобы объект был показан в деталях, то лучше всего будет сфотографировать его в студии, при идеальном свете и с хорошей обстановкой на заднем плане. В портретной фотографии наилучшие результаты также можно получить в студии.
[ 35 ] В фотостудии обстановку можно адаптировать под оптимальные условия освещения, фон, позы модели и т.д. После фотосессий фотографии часто редактируют в таких компьютерных программах для обработки изображения, как Photoshop. В данном примере объединили шесть фотографий одной и то же девушки.
Фоторепортаж
В фоторепортаже используются разные виды фотографий, в зависимости от характера репортажа. Способ расположения фотографий на странице зависит от самих фотографий. Вообще, рекомендуется выбирать одну доминирующую фотографию.
Подписям под фотографиями следует уделять серьезное внимание, особенно в фоторепортажах. Они должны соответствовать общему макету и типографскому оформлению, и всегда должно быть понятно, к какой фотографии относится та или иная подпись.
[ 36 ] Эти фотографии, посвященные современной жизни в Иране, сильно отличаются друг от друга. Благодаря тому, как они были объединены вместе, они образуют группу: одна доминирующая фотография, хороший контраст темного и светлого, хороший контраст небольших деталей и крупных форм, горизонтальный и вертикальный баланс. Подписи к ним очень короткие, все они расположены в сером блоке под фотографией женщины в парандже.
[ 37 ] Это постоянный раздел в южно-африканском деловом журнале Maverick. Здесь изображены два последних месяца в фотографиях. Здесь нет доминирующей фотографии. Описания фотографий расположены в белых текстовых блоках, а на самих фотографиях даны небольшие пояснительные примечания.
[ 38 ] Типичный пример фоторепортажа, который представляет собой почти фотовыставку. На следующем слайде репортаж показан целиком.
[ 39 ] Фоторепортаж о молодых африканцах из двух разных племен в Руанде, обожающих хипхоп музыку. Все фотографии были сделаны одним фотографом. Здесь только одна страница текста; фотографии идут без подписей (все, что нуждается в объяснении, дано в вводной части текста). Данные фотографии несут информацию и одновременно создают определенную атмосферу.
Фотография как язык; форма и содержание
[ 40 ] Каждая фотография состоит из двух неотделимых друг от друга элементов: формы и содержания. Послание фотографии всегда расположено на двух уровнях: редакционном (editorial) и визуальном уровне.
На редакционном уровне мы находим факты: Кто - Что - Где - Когда?
Это рациональная, объективная информация послания.
На другой стороне, визуальном уровне, находятся атмосфера и эмоции, являющиеся доминирующими качествами. Здесь содержание создается через форму; здесь факты получают дополнительное содержание и свое определенное значение. Визуальный уровень- это «язык тела» фотографии.
Это фото-победитель, автор которого получил награду World Press Photo Award 2007 (Фотонаграда в Международной Печати). На нем запечатлены пять молодых ливанцев, проезжающих вдоль разрушенных зданий в районе Бейрута. Контраст между привлекательностью пяти молодых людей и разрухой окружающей их обстановки поражает. Эмоциональный шок данной пятерки почти осязаем. Данный снимок является также крайне описательной фотографией с большим количеством информации.
С визуальной точки зрения, это прекрасная фотография: в ней есть динамика (на ней есть различные диагонали, линия красной машины одна из них), контраст темного и светлого, цветовой контраст, контраст форм. У фотографии сильная композиция: красочные и четкие формы/фигуры на переднем плане, плавно растворяющиеся в серо-коричневых неопределенных более мелких формах на заднем плане.
Для того чтобы лучше понять, как работает фотография, мы можем сравнить ее с языком или, скорее, группой языков. Потому что фотография не является универсальным языком. То, как люди фотографируют и смотрят на фотографии, во многом, определяется культурным происхождением и корнями.
Мы не рождаемся с умением «читать» фотографии. Как и любой другой язык, язык изображения нужно учить. Существуют правила и законы, которые мы вынуждены соблюдать, пользуясь языком.
Фотографии это творения человека, нагруженные посланиями и значениями. Фотографии делаются и публикуются чтобы оказывать влияние на читателя/наблюдателя. Но данное влияние или, скорее, диалог будут иметь место только, если наблюдатель действительно получил послание, если он «понимает» данный язык.
Три отличия визуальных характеристик фотографии
Язык каждого изображения имеет ряд отличительных визуальных особенностей, во многом, определяющих то, насколько четко излагается послание.
• Цветной <> черно-белый
Первое различие на визуальном уровне, которое мы проводим, касается отличий цветной и черно-белой фотографий, так как данное различие пробуждает в читателе/наблюдателе очень разные чувства.
Мы ассоциируем цветные фотографии с развлечением и отдыхом, беспечностью и легкомыслием, современными веяниями. Черно-белые фотографии, напротив, вызывают ассоциации с серьезностью и информативностью, легкой старомодностью, а также с качеством и художественным выражением.
Конечно, это обобщения; большинство фотографий, делаемых в наши дни, являются цветными, и никто не станет подвергать сомнению серьезность многоцветной фотографии, на которой изображена резня в Беслане.
• Документальный <> постановочный
Второе проводимое нами различие касается способа фотографирования, это различие между документальными и постановочными фотографиями.
Документальная фотография носит журналистский и реалистичный характер. Подобные фотографии являются буквальными и прямыми отображениями реальности фотографии, которые регистрируют, анализируют и объясняют.
Постановочная фотография, напротив, является концептуальной и метафоричной.
Люди позируют, они знают о присутствии камеры и фотографа. В постановочной фотографии нет совпадений или спонтанности, а есть точное расположение различных элементов изображения. Мир на постановочной фотографии нереалистичен, а представляет собой театр с декорациями и актерами. Студийная фотография всегда является постановочной.
• Классический <> современный
Обращаясь к стилю фотографий, мы видим два разных подхода: классический и современный.
[ 41 ] В классическом подходе конструирование изображений является простым и достаточно жестким, для него характерны симметрия и баланс, фронтальное расположение основного объекта по центру, отчетливый «решающий момент» и отсутствие ненужных или отвлекающих деталей. Классические фотографии являются «авторитарными», они обладают аурой неоспоримости. Они могут иметь обнадеживающий, убедительный эффект. Классические фотографии обычно воспринимаются как привлекательные и эстетичные. Но для наблюдателей, обладающих большим опытом в визуальном восприятии, они часто являются скучными и банальными.
Слева: классическая фотография для обложки. Классическая красавица, взгляд в центр, как и множество других лиц с журнальных обложек. Справа: снимок сделан под наклоном для создания эффекта динамики, с рельефным, темным очертанием в левом верхнем углу, контрастно повторяющим хрупкую структуру верхней части крана (crane-top).
Современные фотографии выполнены в совсем другом стиле. Конструирование изображения является сложным и часто многослойным; композиция носит несбалансированный, но динамичный характер; момент съемки кажется случайным, а присутствие фотографа может быть ощутимым (или даже видимым). Современные фотографии подчеркивают личностный характер фотографии. Здесь нет правды, есть только субъективное мнение; никаких точных ответов, только сомнения. Фотограф подчеркивает свое присутствие и субъективный характер своих фотографий придавая определенный наклон фотоаппарату, используя нетрадиционную точку фотографирования (deviant viewpoint), или делая использование вспышки заметным. Современная фотография пользуется наибольшей популярностью у визуально грамотных людей, которые находятся в меньшинстве.
[ 42 ] Результатом объединения этих разных визуальных возможностей может стать большой набор языков изображения. Каждый журнал должен выбрать себе язык, подходящий ему больше всего. Данный выбор можно сделать, проанализировав желаемое своеобразие и цели конкретного журнала, а также целевую аудиторию. После этого результаты данного анализа должны быть преобразованы в четкое видение функции и выразительности фотографий данного журнала.
Два журнала, обладающих абсолютно разным своеобразием. Time - серьезный общественно-политический журнал с комментариями и оценками различных авторов, пишущий с западной точки зрения. B East - нонкомформистский журнал, посвященный политическим/культурным/социальным вопросам, фокусирующийся на Восточной Европе. Эти фотографии для обложки показывают, как своеобразие данных журналов влияет также и на стиль их фотографий.
Как мы смотрим на фотографии?
Каждый может смотреть (если только он или она не слепой), но способны ли мы действительно видеть или понимать значения и послания изображений, это не так бесспорно.
Для того чтобы научиться видеть, совсем необязательно обладать большими познаниями в истории искусств и культуры, но такие познания могут быть полезными, как например, посещение фотовыставок и изучение книг по фотографии. Занятие фотографией на практике вдохновляет (особенного в клубе фотографии, где можно поделиться своим опытом и учиться друг у друга) и обостряет наше видение.
Для того чтобы научиться видеть хорошо, уметь интерпретировать изображения и оценивать, что хорошо, а что нет, требуется время и длительная практика.
То, как и что мы видим, частично зависит от наших зрительных рефлексов. Эти рефлексы являются результатом строения нашего глаза и почти автоматической реакции нашего мозга на определенные визуальные стимуляторы. Мы должны всегда учитывать данные визуальные рефлексы. Они образуют неизменный фундамент нашего восприятия.
Научные исследования доказали, что мы лучше понимаем и дольше помним изображение при наличии следующих условий:
- главный объект обладает наибольшим контрастом и отчетливо выделяется на фоне;
[ 43 ] Белая церковь сильно контрастирует с темно-синим небом; темная обшивка кареты для туристов на первом плане хорошо контрастирует с церковью.
[ 44 ] Пример плохого контраста: вокруг главного объекта слишком много «шума»; голубая рубашка полицейского сливается с синим цветом машины.
- разные элементы изображения состоят из отчетливых, простых форм (квадрат, треугольник или круг);
[ 45 ] На данной фотографии есть круги, треугольники и квадрат.
- цвета являются яркими, насыщенными и простыми (основные цвета красный, желтый и синий- обычно оказывают сильное воздействие, так же как и составные цвета оранжевый, фиолетовый и зеленый).
[ 46 ] На данной фотографии сильно доминирует красный цвет; синий цвет создает хороший контраст. Простота композиции, ограниченный набор цветов и содержание придают силу этой фотографии.
Коммуникация и передача информации так же выигрывают от:
- отчетливой композиции;
- отсутствия отвлекающих «неспокойных» элементов
- высокого фактора неожиданности.
[ 47 ] Исследователи обнаружили, что большинству людей нравятся понятные и простые, но в то же время непредсказуемые фотографии. Это означает, что между коммуникацией и информацией существует внутренний конфликт. Коммуникация выигрывает от простоты, узнаваемости и знания, в то время как информация требует сюрпризов и неизвестного.
Хороший фотограф способен объединять эти два требования в творческой и естественной манере.
Это знаменитая фотография Джо Розенталя, американского военного фотографа. На ней запечатлен победоносный для американцев момент в 1945 году, на острове в Тихом океане, на котором погибли десятки тысяч японцев и американцев. Не говоря уже об исторической важности, данная фотография сама по себе великолепна: действие, подчеркнутое диагональной осью; никаких отвлекающих элементов на заднем плане, четкая композиция, детали и, хотя и последний, но не менее важный элемент: символичность данного события.
Символика фотографии
Работа с изображениями требует определенных знаний их символики. Символика это раздел семиотики, науки, изучающей отношения между объектом и его значением.
Символическое значение изображений связано с культурой. С течением времени относительно определенных образов были достигнуты некоторые культурные «соглашения»; данные символические значения могут варьироваться в разных уголках мира.
Каждый цвет имеет определенное значение: красный означает страсть, тепло или агрессию; зеленый символизирует природу и безопасность; желтый это цвет радости и счастья, а также ревности; белый символизирует невинность и чистоту; черный представляет зло. (Эти символические значения типичны для многих культур мира, но не для всех!)
[ 48 ] На обложке журнала O (журнал Oprahs) используются сильные цвета, предназначение которых заключается в передаче чувства радости, тепла и счастья.
[ 49 ] Желтый цвет на заднем плане подчеркивает ощущение счастья, исходящее от этой счастливой семьи.
Существует и другая символика изображений. Очки символизируют зрелость, мудрость и образованность. Загорелая кожа ассоциируется со здоровьем и удачей. Ювелирные украшения - признак богатства; борода символизирует восстание.
[ 50 ] Очки на этом портрете превращают человека в карикатуру.
Данные символичные значения являются двусмысленными и непостоянными. Очки также типичны для ботаников, которые слегка не от мира сего. А загорелая кожа в сочетании с большим количеством украшений и определенным типом личности ассоциируется со стремлением к поверхностным эффектам. Все это еще раз доказывает, что работать с изображениями нужно осторожно.
[ 51 ] Мы привыкли читать текст слева направо и сверху вниз. Поэтому мы автоматически и неосознанно делаем то же самое, смотря на фотографии. Поэтому кажется, что объекты и люди движутся быстрее (= динамичность и успех), если они движутся на фотографии слева направо, чем, когда они движутся в направлении, противоположном движению наших глаз.
Мальчика на фотографии несут слева направо, что придает снимку дополнительную энергию и действие. Эффект был бы не таким сильным, если бы это было наоборот.
Значение, придаваемое определенным цветам или объектам, не является фиксированной и неизменной системой. С течением времени им предаются новые значения, а старые забываются. Возраст, социальное и культурное происхождение, знания по искусству и фотографии все эти факторы играют определенную роль в том, как мы относимся к изображениям и какие значения им придаем.
Хорошая или плохая фотография
Редакторы и дизайнеры журналов и газет несут ответственность за отбор фотографий, которые будут публиковаться. Отбор фотографий для публикации нельзя предоставлять фотографу, так как он слишком эмоционально вовлечен в свою собственную работу; фотографу очень сложно не учитывать условия, в которых данные снимки были сделаны. Например, когда сфотографированный человек очень неохотно соглашался на работу с фотографом, или когда одна фотография стоила очень больших денег и времени, или когда фотографу без разрешения на это, тем не менее, удалость сделать ряд снимков. Читателя/наблюдателя данные подробности не интересуют, поэтому отбор материала лучше предоставить редактору/дизайнеру.
Что делает фотографию хорошей?
Одному человеку фотография может понравиться, а другому нет. Мнения людей всегда будут отличаться, когда дело доходит до столь субъективных вопросов, как «красиво» или «некрасиво». О вкусах не спорят, поэтому подобные мнения никогда не могут служить критерием выбора подходящих фотографий.
В коммуникации и информации важны: неожиданность, понятность, острота, сила и убедительность.
Эффективность фотографии определяется не только ее визуальными и журналистскими качествами, а также контекстом, в котором ее используют. Размер, расположение на странице, сочетание с другими фотографиями или графическими элементами и текстом вместе все эти факторы определяют, работает фотография или нет.
Предпосылки получения качественной фотографии:
- последовательная изобразительная политика: стиль фотографий не должен сильно отличаться в каждом выпуске издания, должна существовать некая непрерывная линия;
- хороший брифинг предмета, информация и выражение фотографии;
- ясность относительно того, как и где фотографии будут использоваться: пойдет ли фотография на обложку, на разворот страниц, в фоторепортаж, будет ли она маленькой или большой, будет ли помещаться текст в ее верхнюю часть и т.д.;
- достаточное количество времени и денег для оптимального выполнения задачи.
Фотография хорошего качества является:
- Отличительной. Фотография выделяется благодаря творческому замыслу или специальному использованию фотографических возможностей.
- Значимой. Фотография должна быть информативной и иметь выразительную историю.
- Понятной. Фотография имеет четкое послание и конструирование изображения.
- Визуальной. Фотограф оптимально использует визуальные средства (свет, контраст, фокус, направление).
- Качественно выполненной с технической точки зрения. Фотография в фокусе (где это необходимо), правильно экспонирована, с хорошей композицией.
[ 52 - 62 ] Примеры хороших фотографий
[ 52 ] Чеченская женщина , участвующая в демонстрации напротив российских танков 16 декабря 1994. Простые формы и цвета, четкая композиция и сильное послание, полное эмоций.
[ 53 ] Эти две фотографии приобретают свое значение благодаря их объединению. Взгляд на лице Буша кажется полным презрения, он смотрит на иранского президента Ахмадинежад. Так как эта небольшая фотография расположена на левой странице, жест иранского президента предполагает некое высокомерие и как бы дает «отставку»: “До свиданья, Буш, я собираюсь все делать по-своему, не важно, что ты об этом думаешь”.
[ 54 ] Фотография прямостоящего индуса, живущего в джунглях, была бы бессмысленной без второй фотографии, на которой изображена “школа” в джунглях, где учатся его дети. Сейчас мы видим трогательную гордость, которую он демонстрирует, и понимаем ее (с помощью текста). Качество обеих фотографий прекрасно.
[ 55 ] Данные две фотографии рассказывают историю о солдатах-детях в Африке. Данная комбинация фотографии в полный рост и портрета крупным планом с сильными цветами оказывает сильное влияние.
[ 56 ] Люди, рыдающие вокруг тела умершего ребенка. Точка фокуса (ребенок) расположена не по центру, благодаря чему получается хорошая композиция (если бы ребенок был в центре, фотография была бы статичной). Контраст темного и светлого очень красив; белый наряд ребенка подчеркивает его невинность. Драматичная и в то же время умиротворяющая сцена.
[ 57 ] Индонезия, после цунами в декабре 2004. У этой фотографии сильная композиция: четкие диагонали, сильный контраст темного и светлого, многоцветный пробуждающий эмоции элемент на переднем плане. В снимке много информации и действия.
[ 58 ] У этой фотографии множество элементов, превращающих этот момент в уникальный: бывший президент США Клинтон занят одновременно тремя вещами во время избирательной кампании. Фотография наполнена насыщенным действием, лес микрофонов телерепортеров усиливает это ощущение. Глядя на эту фотографию, вы почти можете ощутить накаленную атмосферу.
[ 59 ] На данной фотографии есть интересный элемент множество рук, занятых крошечной, хрупкой, маленькой жертвой голода. Контраст между всеми этими неспокойными руками и спокойным лицом с темными широко раскрытыми глазами оказывает сильное воздействие.
[ 60 ] На этой фотографии все элементы соединяются, чтобы создать полную картину, которая может стоять особняком и не требует слов.
[ 61 ] Это историческая фотография: чилийский президент-социалист Сальвадор Алленде перед резиденцией президента, на которого было совершено нападение во время государственного переворота, поддерживаемого военачальниками армии США (11 сентября 1973). Спустя несколько часов президент Алленде был убит. Знание подоплеки данной фотографии придает ей дополнительное значение, но и без него фотография поражает; напряженные лица, президент, обрамленный высокими дверьми и стенами, сильно контрастирующий с темным фоном. Фотография полна экспрессии и очень информативна.
Обратите внимание на черную полосу над телохранителем, стоящим слева: она появилась из-за того, что фотография была повреждена. Ее можно было бы убрать, но этого не сделали, чтобы не нарушить достоверность фотографии.
Фотографы обычно делают целую серию фотографий. Иногда они осуществляют предварительный отбор перед тем, как передавать фотографии фоторедактору. Сделать правильный выбор между множеством фотографий, имеющих лишь небольшие различия, сложно.
[ 62 ] Английская королева Елизавета коронует принца Уэльского (своего сына). Какую из этих почти одинаковых фотографий следует выбрать для печати?
Ответ: левую. На ней профиль принца не закрывается рукавом его матери; медальон не отсвечивает кругами в центр фотографии; нет белого платка, отвлекающего внимание.
Среди фотографий для периодических печатных изданий существует категория, которую стоит упомянуть, но вкратце. Это фотографии, публикуемые вместе со статьями о конференциях, речах, произносимых при выходе в отставку, встречах, событиях, посвященных вручению наград, праздниках, официальных событиях, посвященных чествованию чего-либо, и т.д.
[ 63 ] Обычно фотографии с этих событий очень скучные, если только фотографу не удается сфотографировать объекты в необычных ситуациях или положениях, с необычного ракурса или что-то альтернативное. Фотограф должен стараться запечатлеть людей, которые занимаются чем-то, делающим их интересными, а не когда они стоят на сцене и смотрят в объектив.
Оценивание и отбор фотографий для публикации представляет собой умственный труд, которым следует заниматься внимательно и отстраненно. Следует исключить личный вкус: главным вопросом всегда должен быть: имеет ли фотография дополнительную ценность, предлагает ли она новую, существенную информацию?
На эстетическом уровне (выбор визуально привлекательных фотографий, которые будут привлекать внимание и оказывать визуальное воздействие) в процессе выбора можно задавать себе следующие вопросы:
- динамична, сбалансирована, необычна ли композиция?
- есть ли у фотографии особая точка съемки?
- каково направление на фотографии?
- есть ли четкий центр привлечения внимания?
- есть ли хороший контраст тона (светлое и темное)
- интересен ли цветовой баланс и контраст?
Когда дело доходит до оценивания качества фотографии, часто интуиция является самым влиятельным советником. Для того чтобы воплотить первоначальное чувство и сделать выбор более поддающимся обсуждению, в качестве «второго мнения» может быть полезен следующий список:
[ 64 ] Текст “Качество - техника / творчество и т.д.”
Техника:
Фокус (резкость) плохо удовл. хорошо отлично
Контраст плохо удовл. хорошо отлично
Свет плохо удовл. хорошо отлично
Цвет плохо удовл. хорошо отлично
Текстура/детали плохо удовл. хорошо отлично
По всем аспектам он должен получить, по крайней мере, оценку удовлетворительно.
Творчество:
Обрезка резко, заметно незаметно, случайно
Момент резко, заметно незаметно, случайно
Точка съемки подлинно, заметно незаметно, обычно
Постановка подлинно, заметно незаметно, обычно
Характер подлинно, заметно незаметно, искусственно
Чтобы удивлять, фотография должна получить оценку заметно хотя бы по 1 аспекту.
[ 65 ] Текст: “Воздействие, послание, эмоции и т.д.”
Фотографии должны обладать способностью передавать послание, пробуждать эмоции, давать информацию, воздействовать. При отборе фотографий для публикации следует оценивать их характеристики относительно данного потенциала. Следующая таблица для оценки может быть полезна (баллы варьируются от 10 до 0):
Простая 10 ........................... 0 Сложная
Четкая 10 ........................... 0 Размытая
Спокойная 10 ........................... 0 Беспокойная
Порядок 10 ........................... 0 Хаос
Шум (низкий) 10 ........................... 0 Шум (высокий)
Удивляющая 10 ........................... 0 Предсказуемая
Фотография, набравшая в данном тесте менее 30 баллов, скорее всего, останется незамеченной, и/или послание не будет понято (легко). Количество баллов от 30 до 40 означает, что данное изображение можно использовать, что фотографию заметят, и послание будет четко изложено. Фотография, набравшая более 40 баллов (50 - отлично) будет замечена большим количеством людей, будет понятной и запоминающейся.
Редактирование фотографий
Обрезка
После того, как фотографию отобрали для публикации, ей может потребоваться некая редактура. Чтобы получить максимум возможного от фотографии, лучше всего обрезать ее. Обрезка подразумевает: центрирование изображения, создание новой формы, которая подчеркивает то, что важно, и удаляет то, что неважно.
При правильной обрезке многие фотографии приобретают качество и способность воздействовать.
Обрезку лучше всего делать до размещения фотографии на макете страницы, чтобы больше всего внимания уделялось качеству самой фотографии, а не пространству, оставленному для нее.
Хорошая обрезка:
- устраняет ненужные элементы: небо, пол, отвлекающие элементы на заднем плане;
- усиливает воздействующую способность. Цель заключается в том, чтобы найти фокусную точку фотографии и усилить ее, придавая центру изображения как можно больше силы;
- оставляет пространство, где это необходимо. Если фотография передает какое-либо настроение (одиночество, страх и т.д.), неплотная обрезка (loose crop), которая оставляет часть окружающей обстановки нетронутой, может усилить это настроение. Направляющие линии также следует оставлять видимыми, даже если они слегка в стороне от фокусной точки.
Плохая обрезка:
- срезает части тела (руки, ноги, пальцы) или удаляет важные для понимания фотографии элементы (мяч, музыкальный инструмент);
- придает изображению неуклюжую форму, чтобы оно подошло к заранее выбранному месту;
- меняет значение фотографии, удаляя информацию. Обрезка кого-либо человека на хроникальной фотографии или удаление важного объекта на заднем плане может повредить значение того, что осталось намеренно или случайно.
- оскверняет произведения искусства (картины, рисунки, художественные фотографии), когда отрезается часть произведения. Произведение искусства должно быть напечатано полностью, иначе должно быть вставлено примечание: “фрагмент”.
[ 66 ] Слева: плотная обрезка, которая также была сделана под наклоном. Справа: в этой фотографии больше динамики.
[ 67 ] Это первоначальная полнокадровая фотография. На ней много ненужного фона, который никак не влияет на всю фотографию.
[ 68 ] Солдат возвращается домой с войны и обнимает свою девушку. Данный снимок похож на обычную, довольно скучную фотографию, который мог бы послужить иллюстрацией к статье о возвращающихся домой солдатах. Если напечатать данный снимок в газете, где читатели уделяют фотографиям лишь доли секунды, основное послание данной фотографии может остаться неугаданным.
[ 69 ] Но на следующем слайде мы видим полное фотоизображение. Теперь фотография приобретает другое значение. Важная часть фотографии была обрезана.
[ 70 ] Это американские заключенные, которых выпустили на свободу, чтобы они помогли укреплять берега разлившейся реки Миссисипи. Фотография также была обрезана. Ее значение изменится, после того, как мы увидим полный кадр.
[ 71 ] Цепи были обрезаны.
[ 72 ] На похоронах убитого американского президента Джона Кеннеди. На полнокадровом изображении много важных людей, но дизайнер газеты решил обрезать большую часть фотографии, чтобы сфокусироваться полностью на молодом сыне Кеннеди, который прощается со своим отцом. В таком виде эта фотография, несомненно, оказывает большее эмоциональное воздействие, чем данный кадр целиком.
Изменение размера
Увеличение или уменьшение размера фотографии (масштабирование) еще один способ редактирования фотографий. Изменение масштаба фотографий требует большой аккуратности.
Некоторые фотографии теряют свою способность воздействовать, если их сделать слишком маленькими. Некоторые фотографии теряют четкость, что даже хуже. Четкость фотографии означает, что видны все значимые детали; если фотографию печатают столь маленькой, что эти детали теряются, то можно убрать всю фотографию целиком.
Два вида фотографий нуждаются в определенном размере: фотографии, изображающие драматическое событие или огромный объект (особенно там, где слабые индикаторы масштаба, например, люди) и фотографии, на которых есть мелкие детали.
[ 73 ] Данная фотография слишком мала, чтобы рассказывать интересную историю.
[ 74 ] Она раскрывает свою информацию, только когда она обыгрывается в большом размере.
Несоразмерное масштабирование очень легко выполняется с современными графическими программами, но его следует избегать. Оно удобно, когда нужно поместить изображение в заранее определенное пространство, но допускается только минимальная разница размеров между горизонтальным и вертикальным масштабами, как, например, 1%.
[ 75 ] Иногда масштаб фотографии увеличивают, когда фотография не достаточно велика, чтобы заполнить созданный фото-фрейм (photo frame), это то, чего НИКОГДА не следует делать. Лицо увеличили по горизонтали до 108%, и оно стало слишком широким. Это правило следует соблюдать особенно строго, когда дело касается лиц и фигур (разрешается max. 1%).
Фотографии можно увеличивать максимум до ±120%. Если масштаб изображения больше данного значения, пиксели, из которых состоит изображение, станут заметными.
[ 76 ] На увеличенной фотографии Мадонны видны пиксели: из-за такого чрезмерного увеличения пиксели, образующие фотографию, стали заметными, что привело к некрасивой размытости изображения.
Отражение по горизонтали (Horizontal flipping)
Людей никогда не следует отражать по горизонтали. Лица становятся несимметричными, поэтому человек меняется, когда портрет отражают. В некоторых случаях это можно сделать, но с этим видом редактуры всегда следует быть очень осторожным. Например, если на фотографии есть текст, то ее нельзя отражать.
[ b26 ] У киноактера Роберта Де Ниро есть темное пятнышко на шее, по которому, в частности, его хорошо узнают. Отражение его фотографии меняет эту отличительную особенность, что неприемлемо.
Краткий инструктаж фотографа
Успешный результат фотозадания, во многом, зависит от фотографа. Он или она должны быть близки по духу с объектом и с журналом или газетой.
Условия, в которых фотографии делаются, также предопределяют успех или провал. Фотографу необходимо достаточное количество времени, чтобы хорошо выполнить свою работу, так как очень часто ему приходится долго ждать, прежде чем наступает нужный момент. И фотографам редко предоставляется второй шанс.
Поэтому очень важно, чтобы работа фотографа была хорошо подготовлена, с достаточным количеством финансовых средств и времени.
Поэтому перед тем, как фотограф возьмет свой фотоаппарат и отправится на съемку, редактор или арт-директор должен кратко проинструктировать его. Когда дизайнерский замысел статьи уже готов, в воображении дизайнера может уже существовать латентное изображение. Было бы неразумным, пытаться навязывать этот образ фотографу, так как это будет мешать его собственной творческой инициативе.
Фотографа следует четко и безошибочно проинструктировать относительно предмета и атмосферы фотографии (или фоторепортажа), и относительного того, как фотография будет использоваться. Следует как можно более точно излагать, какой тип фотографии необходим. Если требуется крупный план, об этом необходимо сообщить фотографу. В случае с политической конференцией фотографа необходимо детально проинструктировать относительно того, кого ему необходимо сфотографировать, какие официальные моменты он должен запечатлеть на фотографиях, нужны ли общие фотографии, нужно ли фокусироваться на неформальных разговорах в коридорах, и т.д.
Если заданием является портрет (или серия портретов), и для статьи необходимо, чтобы фотографируемый человек был запечатлен в момент, когда он занимается своим хобби, то фотографа необходимо проинструктировать об этом.
Необходимо как можно точнее определить важные для повествования статьи элементы в ситуации, чтобы фотографу не пришлось догадываться о них самому и чтобы он не упустил суть и возможность.
Также необходимо согласовать следующие конкретные пункты:
- цветная или черно-белая фотография
- горизонтальная и/или вертикальная и/или квадратная фотография
- количество фотографий
- материал (напечатанный снимок, слайд или цифровая форма)
- дата и время доставки
- цена
- расходы (проезд, лицензии, и т.д.)
- авторские права.
Приобретение
Фотограф, возвращающийся с фотозадания, скорее всего, предоставит редактору и дизайнеру достаточное количество материала, из которого они могут выбирать.
Но только в случае с фоторепортажами или специальными основными статьями для номера, фотографа отправляют фотографировать определенную тему. В большинстве остальных случаев изображения придется приобретать из других источников.
Добыть хорошие изображения для публикации не всегда легко. Фоторедакторы могут тратить множество часов на поиск фотографий, иногда не очень успешно.
Существуют различные способы получения изображений:
- поручить задание фотографу или иллюстратору (как уже говорилось, в данном случае вы получите гарантированный результат, хотя и не всегда точно предсказуемый);
- поинтересоваться у фотографов, нет ли в их архивах подходящих изображений;
- поиск в архивах институтов фотожурналистики;
- поиск на вебсайтах библиотек изображений, с помощью интернета;
- cd с изображениями, не требующими выплаты авторского гонорара (продаются коммерческими библиотеками изображений).
Перед тем, как начинать поиск, вы должны точно знать, что вы ищите. Существуют миллиарды изображений, доступных по всему миру, и с современными цифровыми технологиями их можно легко распределить по категориям, поместить в архивы и отследить.
Частные фотографы более или менее знают, что у них запечатлено на фотографиях, но крупные библиотеки изображений или специальные бюро-фотохранилища работают с поисковыми системами, которые ответят только на то, что вы наберете в поле поиска. Если вам нужна фотография младенца, вы должны заранее знать, какой младенец вам необходим. Мальчик или девочка? Выглядящий счастливым или угрюмым? В помещении или на улице? Темнокожий, смуглый или светлокожий? Хорошая выработка концепции на ранней стадии процесса поможет вам установить это, сужая круг поиска и экономя большое количество времени.
Многие неопытные редакторы/дизайнеры начинают искать изображения в интернете, используя стандартные поисковики, вроде Google. Этого следует избегать по трем причинам:
1. большинство изображений, которые вы найдете в Google, не имеют высокого разрешения, которое необходимо для печати, и источник часто невозможно отследить;
2. вы не имеете права использовать эти изображения;
3. данный способ несосредоточенного поиска бесполезен и является пустой тратой времени.
Профессиональные библиотеки изображений являются намного более хорошими источниками. Существует ряд надежных библиотек изображений, и все их можно найти в интернете. Наиболее часто используются следующие библиотеки хроникальных фотографий:
AP (Associated Press) - www.apimages.com
Reuters - www.reuters.com
AFP (Agence France-Presse) www.afp.com
UPI (United Press International) - www.upi.com
WPN (World Picture Network) - www.worldpicturenews.com
Для обычных, не связанных с новостями тем существует бесчисленное количество библиотек изображений (бюро-фотохранилищ). Три крупнейших:
Corbis - www.corbis.com
Getty Images - www.gettyimages.com
Redux - www.reduxpictures.com
[ 78 ] Текст “Библиотеки фотографий для прессы и т.д.”
В данных библиотеках изображений действительно есть хроникальные фотографии (полученные ими из одного из новостных агентств, вроде AFP), но акцент делается на общие и творческие фотографии. Например, если вам нужна фотография рабочего на хлопковом поле, вам лучше проверить Getty Images или Corbis вместо одного из бюро изображений для прессы.
Чтобы пользоваться этими огромными банками изображений, вам нужно сначала зарегистрироваться. Иногда, чтобы пользоваться данными поисковыми услугами, необходимо внести небольшую плату. Как только вы нашли подходящее изображение, его можно скачать с небольшим разрешением для дизайнерских целей (часто на фотографии есть водяной знак о том, что ее нельзя использовать для печати). Когда дизайн одобрен, можно скачать изображение с высоким разрешением, после чего вам отправляется счет.
Изображения, покупаемые в библиотеках изображений, либо не требуют выплаты авторского гонорара, либо защищены авторскими правами. Фотографии, не требующие выплаты авторского гонорара, дешевле фотографий с защищенными авторскими правами, но всегда существует риск, что данными фотографиями интересуется также другой журнал. Было бы достаточно неловко обнаружить в книжных киосках два журнала с одинаковой фотографией на обложке!
Фотография с защищенным авторским правом определенное время может быть использована только вашим журналом.
Ссылки с именами авторов и авторские права
Под опубликованным изображением (фотографией или иллюстрацией) всегда должна быть строчка с указанием имени фотографа или иллюстратора. Во многих странах данное требование записано в законе, поэтому издатель рискует проиграть дело в суде и выплатить штраф фотографу в случае, если его имя не упомянуто. < Существует ли такой закон и в России? >
Смысл данного закона - предотвратить незаконное использование фотографии, иметь возможность отследить фотографа для повторных публикаций и способствовать прославлению имени фотографа.
Ссылки с указанием на источник или автора, мягко говоря, не являются элементами, улучшающими дизайн. Большинство из них печатаются мелким шрифтом и вертикально, вдоль одной из сторон фотографии, как можно более незаметно. Их также можно помещать после подписи к фотографии, напечатав их другим шрифтом.
Авторское право это право автора, фотографа, иллюстратора или любого другого специалиста по созданию образа (создатели фильмов!), художников и музыкантов решать, кому позволено использовать их работу. Умственные или художественные продукты их творчества всегда будут их собственностью и не могут быть изменены другими людьми без разрешения художника/автора.
Это означает, что, когда вы покупаете у фотографа фотографию, (например, через библиотеку изображений), вы фактически покупаете право использовать ее с определенной целью. Если вы хотите использовать ее снова, вам придется купить ее снова. В данную фотографию не разрешается вносить какие-либо изменения. Некоторые фотографы не разрешают даже обрезать свои фотографии.
Конечно, можно заключать разные соглашения.
[ 79-80 ] Статьи с фотографиями, все фотографии сделаны одним фотографом и имеют ссылку с указанием имени автора на первой полосе, в большинстве случаев достаточно мелкую, но намного более крупную, чем основной текст. Так поступают только со статьями, имеющими серию фотографий. Когда в статье только одна фотография, а сама статья короткая, данная ссылка печатается мелким шрифтом, таким как на следующем слайде.
[ 81 ] Когда в статье несколько фотографий, сделанных несколькими фотографами, данную ссылку обычно помещают вертикально, вдоль правой или левой стороны фотографии, все буквы заглавные и маленького размера.
[ 82 ] Ссылки с указанием имени автора также можно объединять внизу или в боковом поле страницы. Преимущество данного способа в том, что фотографии не нарушаются подобными ссылками. Недостаток: требуется объяснение, к какой фотографии относится та или иная ссылка.
Лекция 5 - часть 2
Фотография - практика
Журнал продаст тысячи копий, если выбор фотографии для обложки правилен. Поразительная фотография на внутренней полосе способна привлечь внимание читателя к определенной статье, убедить его купить данный журнал или начать читать его, если он уже подписался на него. Фотографии обладают огромной силой. Поэтому для редакторов и дизайнеров важно знать, как заранее угадать эффективную, хорошую, с композиционной точки зрения, фотографию, с хорошим тональным диапазоном, которая хорошо подойдет к тексту, краскам и другим иллюстрациям.
По этой причине каждый редактор/дизайнер должен уметь делать простые фотографии: когда он или она понимает композицию, им легче оценивать и выбирать фотографии.
Чтобы сделать фотографию, необходимо, в общем, понимать, как работать с фотоаппаратом. Это подразумевает немного больше, чем простое направление объектива фотоаппарата на объект и нажатие кнопки. В одной данной лекции невозможно объяснить работу (цифрового) фотоаппарата. В интернете есть несколько очень информативных вебсайтов, способных обучить вас основам. Стоит упомянуть два сайта: dcviews.com и geofflawrence.com.
На визуальном уровне существует также несколько вещей, которые необходимо знать, когда пытаешься сделать хорошие фотографии. Опыт выбора кадра через видоискатель поможет редакторам/дизайнерам лучше понимать, что такое фотография, и, следовательно, лучше оценивать фотографии в процессе отбора.
Далее приведены несколько советов, которые могут быть полезны при выходе на фотозадание.
Композиция
Композиция это расположение элементов фотографии внутри кадра и исключение ненужного.
В нашем современном мире автоматических фотоаппаратов, которые за нас фокусируются и регулируют экспозицию гораздо лучше (чаще всего), главная разница между хорошим фотографом и фотографом-любителем заключается в умении построить композицию.
В каждой фотографии, которую мы снимаем, мы можем решать, где будут проходить ее границы; мы может обрезать изображение уже во время съемки (конечно, это можно сделать позже, во время подготовки фотографии к публикации, но, если уже ясно, какая часть является более интересной, то не следует попусту тратить ценные пиксели).
Мы можем также выбирать точку фотографирования. Если мы фотографируем людей или движущиеся объекты, то часто у нас есть также возможность организовать их в необходимые нам формы. (Слово формы используется сознательно, так как они являются основой хорошей фотографии: создание форм и текстур, приятных глазу).
Если вы фотографируете пейзажи или другие неподвижные объекты, вы должны строить композицию фотографии, двигаясь сами и решая, куда поместить интересующие вас особенности на фотографии.
Существуют различные композиционные правила (советы), которые могут вам помочь построить хорошие, с композиционной точки зрения, фотографии.
Правило третей
[ 83 ] Правило третей это способ описания того, куда помещать фокусные точки на фотографии. Фокусные точки - это интересующие нас участки на фотографии.
Хотя большинство неопытных фотографов склонны располагать свой основной предмет по центру фотографии, фотографии выглядят лучше, если зона (или зоны) интереса смещены от центра. Правило третей может помочь примерно определять эти смещенные от центра точки.
[ 84 ] Представьте, что поверх вашей фотографии нарисована решетка, которая делит ее по горизонтали и вертикали на трети. В месте пересечения линий расположены зоны интереса.
Представляя эту решетку, вы можете видеть, что определенные элементы фотографии попадают в углы центрального квадрата (углы, которые вы ищите, обозначены красными точками).
• Дама, сидящая на краю тротуара со своими корзинками, корзинки попадают прямо в один из углов этого центрального квадрата.
• Дама, едущая на велосипеде, она попадает на первую вертикальную линию решетки.
• Желто-синий дом верхняя горизонтальная линия решетки проходит прямо через него.
На некоторые части решетки не попадает ничего важного. Это не имеет значения. Правило третей не означает, что на каждом пересечении или линии решетки должна быть фокусная точка.
Правило третей: сдвиньте вашу точку интереса от центра фотографии и поместите ее на одну из “третей”.
Советы по использованию правила третей:
1. В пейзажной фотографии используйте горизонтальный линии решетки для таких объектов, как горизонты и линии соприкосновения воды с землей (берег озера, берег моря…).
2. В портретной фотографии используйте горизонтальные линии решетки для помещения на них глаз людей или, на групповых снимках, голов людей.
3. Используйте вертикальные линии решетки для таких объектов, как деревья, водопады, определенные архитектурные элементы или просто человека, стоящего на каком-либо фоне.
4. Попытайтесь поместить конкретные фокусные точки по углам среднего квадрата (в красные точки решетки, показывавшейся ранее).
Правило третей позволит делать более хорошие фотографии примерно в 80% случаев.
Но в некоторых ситуациях трети могут быть четвертями или пятыми частями, а иногда (не часто!) даже лучше поместить фокусную точку по центру фотографии.
Правило третей является лишь нестрогой инструкцией, а не законом.
Диагонали позволяют создавать динамичные фотографии
[ 85 ] Расположение вашего предмета фотографии по диагонали почти всегда позволит сделать более динамичный снимок. Даже если это невидимая диагональ, прочерченная вашим глазом между двумя точками. Диагонали, создаваемые наклоном фотоаппарата, могут превратить обыденные предметы в нечто впечатляющее.
Диагональные линии также являются способом привнесения в фотографию движения или действия.
Диагональная линия лодки незримо продолжается в сетях, лежащих на пляже. Хотя и без сетей данная диагональ сделала бы эту фотографию динамичной.
[ 86 ] На этой фотографии также есть диагональ: если соединить лица трех людей на переднем плане, то появляется диагональная линия. То же самое касается четырех человек во “втором ряду” и двух людей на заднем плане.
Горизонтально или вертикально
Легче всего держать фотоаппарат в нормальном, горизонтальном положении. Но иногда это не самый лучший способ, чтобы сфотографировать предмет. Если предметом является пейзаж, то горизонтальное положение будет лучшим в 99% случаев. С портретами предпочтение обычно будет отдаваться вертикальному положению. При фотографировании зданий положение зависит от ситуации. Если держать фотоаппарат на боку, то часто можно создать намного более хорошие фотографии. Всегда спрашивайте себя перед тем, как фотографировать: что позволит достичь наилучшей композиции, горизонтальное или вертикальное положение фотоаппарата?
Точка фотографирования
Выбор точки съемки, положения с которого вы будете фотографировать предмет, является очень важной частью композиции и той частью, которой некоторые люди уделяют очень мало внимания.
Первое и наиболее очевидное различие между одной точкой съемки и другой это фон. Если вы фотографируете предмет, который нельзя легко передвинуть, единственным способом изменения фона является выбор другой точки съемки.
Также может кардинально поменяться перспектива, особенно с более широкоугольным объективом. Если вы фотографируете людей в полный рост широкоугольным объективом из положения стоя, то их головы получатся слишком большими по отношению к остальной части тела. Если вы, напротив, слегка присядете, согнув ноги в коленях, и сфотографируете тот же объект на уровне вашей талии, вы увидите, что пропорции всей фотографии будут более правильными.
[ 87 ] Здесь была использована низкая точка съемки. Она придает интимную атмосферу этой фотографии макового поля в Пакистане.
[ 88 ] Низкая точка съемки создает свободу вокруг головы человека, расположенной на фоне неба. Он смотрит на читателя слегка сверху вниз, что придает ему более важный вид.
[ 89 ] Главным предметом съемки является целующаяся пара, но фотограф хотел запечатлеть атмосферу всего ресторана, расположенного на открытом воздухе. Поэтому он использовал более высокую точку съемки.
[ 90 ] Использование этой точки съемки создает интересную композицию: люди сфотографированы через колючую проволоку, и в то же время возникает туннельный эффект.
Передний и задний план
Фотография может приобрести визуальное качество, если на ее переднем плане есть интересный элемент, например, часть стола с лежащими на нем книгами или верхняя часть куста, цветов или травы, или ветка дерева, или часть ограды и т.д. Это привносит больше глубины в фотографию, а также может способствовать достижению лучшего баланса и контраста. Даже если этот предмет сфокусирован нечетко, он может быть ценным визуальным элементом.
[ 91 ] Эта темная сосна похожа на занавес, через который мы видим деревню и холм. Данное дерево служит доминантой, но наблюдатель в тоже время понимает, что главным предметом съемки является не дерево, а деревня; дерево не мешает, а дает дополнительный объем.
[ 92 ] Желтые цветы, сильно размытые из-за движения, являются сильным визуальным элементом на данной фотографии. Они делают фотографию живой.
[ 93 ] Без белья на переднем плане эта фотография была бы менее интригующей. А с ним на этом изображении есть несоответствие: солдаты никак не связаны со свежим бельем.
Элементы на переднем плане могут быть полезны в качестве «строительных камней» для сооружения изображения. Но они также могут отвлекать внимание, поэтому вы должны быть полностью уверены, что изображение только выиграет от данного элемента на переднем плане.
Задний план может быть очень важным элементом фотографии, но он также может быть отвлекающим и скучным. Фон часто дает важную информацию о том, где происходит дело, поэтому вы должны всегда хорошо следить за тем, что находится позади вашего объекта, чтобы фон не препятствовал передаче важной информации. Если детальный задний план является значимой частью изображения, то он, конечно, должен быть в фокусе.
[ 94 ] Дома, стоящие вдоль канала в Амстердаме, на этой фотографии создают данному портрету контекст, и в то же время не отвлекают внимание от объекта.
Если фон неважен, то, как правило, лучше сфокусироваться только на объекте, чтобы он сильнее выделялся и чтобы придать ему большую воздействующую силу. На спортивных фотографиях фон часто очень сильно размыт.
Освещение
Свет для фотографии является одним из наиболее важных элементов, направление падающего на ваш предмет света важнее всего, вы должны внимательно посмотреть на предмет съемки и определить, как падают тени.
Если вы можете выбирать время дня для съемки, старайтесь выбирать время, когда солнце находится низко на небе, снимайте либо рано утром, либо после полудня. Если вы фотографируете людей, когда солнце уже слишком высоко в небе, то глаза объекта будут в тени и/или будут защурены из-за яркого света, и то, и другое выглядит ужасно. Чудесный боковой эффект съемки ранним утром или после полудня заключается в том, что цвет освещения «теплее», красные и желтые цвета сильнее, что, как правило, создает более приятный эффект.
Если вы фотографируете при солнечном свете, старайтесь стать так, чтобы солнце падало на ваш объект сбоку, это даст вам чудесную «работу модели» и поможет создать на фотографии трехмерный эффект.
Солнечный свет, падающий из-за спины объекта, может создать очень приятный эффект контражура, но не забывайте следить за тем, чтобы линзы не засвечивались (на линзы не попадали «блики»), что ухудшает контраст изображения.
[ 95 ] Слева: эти дети были сфотографированы при полном дневном освещении, при ярком солнечном свете. На их лицах залегли глубокие тени. Результат был бы лучше, если бы фотография была сделана после полудня.
По средине: солнечный свет, падающий из-за спины девочки, создает чудесный эффект ореола, и при этом остается достаточно света для ее лица и глубокого теплого цвета ее платья.
Справа: на этой фотографии солнечный свет, падающий из-за объекта, попадает на объектив, создавая ненужные блики. Все цвета становятся передержанными.
Вспышка
Использование вспышки необходимо при недостаточном освещении. Но вы также можете использовать вспышку в качестве, так называемой, «заполняющей» вспышки: когда вы фотографируете человека, стоящего на светлом фоне (на фоне белой стены, снега или яркого неба).
Всегда помните о недостатках вспышки: она бросает слишком большую дозу света на объекты, расположенные близко к фотоаппарату, в то время как зона, находящаяся намного дальше от фотоаппарата, остается неосвещенной. Вспышка также создает глубокие и темные тени, которые могут сильно портить фотографию. Если это возможно, направьте вспышку вверх, в сторону потолка (если он есть), чтобы вспышка была непрямой и рассеивалась, отражаясь от потолка (сверху).
[ 96 ] Женщина сидит напротив окна, через которое поступает дневной свет. Без заполняющей вспышки ее лицо было бы слишком темным.
PAGE 25