У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Концепция устойчивого развития общества и международное сотрудничество

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

22билет.

1. Концепция устойчивого развития общества и международное сотрудничество.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development - поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы, когда человечество столкнулось с проявлением глобальных экологических проблем. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа и др.

В 1972 году в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по окружающей среде, где были разработаны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) был представлен детальный анализ экологической ситуации в мире. В работе конференции участвовали главы государств и правительств, которым впервые пришлось принять трудное решение об изменении мировоззренческой стратегии человечества. Было признано, что возрастающий уровень благополучия экономически развитых стран недостижимы для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Было признано, что движение развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые станы, невозможно, так как природа не выдержит такого роста потребления. В результате дискуссий была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Основой решений стала работа комиссии Брунтланд (1987), выдвинувшей идею «sustainable development» (англ. sustain – поддерживать). В докладе этой комиссии ставилась целью создания мирового порядка, удовлетворяющего «нужды настоящего, не подвергая способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Однако итоги десятилетия, прошедшего после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, свидетельствуют о том, что проблема реализации модели устойчивого развития гораздо более сложная, чем предполагалось ранее.

Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития (схема 11). Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития во многом перекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В. И. Вернадским еще в середине XX века.

Основными факторами устойчивого развития являются экономический, социальный и экологический факторы, которые и являются основой триединой концепции устойчивого развития. Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование природных ресурсов и использование экологичных технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Экологическая составляющая должна обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Согласование этих факторов устойчивого развития и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызывает интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.

2. Рациональные и иррациональные, первичные и вторичные потребности людей.

Под первичными

подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные

потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью

человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п.

Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие

научным представлении о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания

здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности.

Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных,

принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга

людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отношению к

питанию.

3. Доклад, содержащий более 300 страниц, начинается с обзора ситуации, анализа успехов развития, таких как достижения в области здравоохранения, ликвидации неграмотности,сокращения детской смертности, увеличения темпов роста продовольствия. Но при этом обсуждается та цена, которой пришлось расплатиться за успехи, а именно: возникли тенденции, влияние которых ни планета, ни ее население выдержать не смогут: возросло абсолютное число голодающих, возросло число людей использующих небезопасную воду, увеличивается разрыв между бедными и богатыми, увеличивается площадь непродуктивных земель, (ежегодно уничтожается 11 млн.га лесов), кислотные осадки уничтожают леса и озера, наносят невосполнимый вред художественному и культурному наследию, наблюдается общее потепление климата, разрушается озоновый слой Земли, и этот перечень можно продолжать и продолжать.

При анализе этих проблем появилось понимание того, что нельзя отделять вопросы экономического развития от вопросов окружающей среды. Многие формы развития наносят ущерб именно тем природным ресурсам, которые служат для них базой, а ухудшение состояния природной среды подрывает рост экономики. В качестве выхода из глобального социально-экологического кризиса Комиссия Брундтланд предлагает концепцию так называемого устойчивого развития.

В самом широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между обществом и природой. Устойчивое развитие, по определению Комиссии, — это “такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности” (Наше общее будущее, с.50). Оно включает в себя два основных момента.

Первое — это понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета.

Второе — понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

Следовательно, задачи экономического и социального развития во всех странах должны быть определены с учетом устойчивости, независимо от их уровня. Подходы к реализации могут и будут разнится, но они должны основываться на общих принципиальных характеристиках в понимании концепции устойчивого развития. Они заключаются в следующем.

Удовлетворение человеческих потребностей и стремлений является основной задачей развития. Мир, в котором процветают бедность и несправедливость, всегда будет подвержен экологическим и другим кризисам. Уровни жизни, выходящие за пределы основного минимума, устойчивы лишь в том случае, если нормы потребления не нарушают долгосрочную устойчивость развития. Характер и уровень потребностей во многом определяются социальными и культурными факторами, поэтому для достижения устойчивого развития требуется пропаганда тех методов и ценностей, принятие которых не будет вызывать неблагоприятных экологических последствий.

Как считают авторы доклада, “рост необходимо оживить в развивающихся странах, поскольку именно здесь связь между экономическим ростом, уменьшением бедности и экологическими условиями проявляется наиболее наглядно” (Наше общее будущее, с.57).

Проблема народонаселения стояла на одном из первых мест в ряду вопросов, рассматриваемых Комиссией. Основной вывод Комиссия сформулировала следующим образом — необходимо в срочном порядке принимать меры по ограничению высоких темпов прироста населения. Правительства должны формировать долгосрочную многоплановую демографическую политику. Озабоченность ростом народонаселения должна сопровождаться озабоченностью по поводу повышения благосостояния населения и ликвидации неравенства.

23билет

  1.  Принципы и закономерности взаимодействия общества и природы.

1. Некоторые закономерности взаимодействия общества и природы

Возрастающее воздействие общества на природную среду приводит к возрастанию воздействия измененной людьми природы на развитие самого общества. В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше, проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Поэтому очень важно знать, каков характер происходящих в природе изменений, каковы оптимальные пределы изменений, вносимых в природу людьми, выход за которые может повлечь необратимые сдвиги природного равновесия, и т.д. Иными словами, перед человечеством на современном этапе встают принципиально новые проблемы, которые в перспективе должны быть увязаны вокруг одной комплексной проблемы -- рационального управления всей совокупностью природных условий общественного развития.

Одним из законов геосферы, с которым людям необходимо считаться, автор называет закон взаимообусловленности развития ее отдельных элементов и дает такую его формулировку:

при сколько-нибудь существенном изменении одного из элементов геосферы неизбежно происходит изменение других ее элементов, происходит изменение среды в целом.

Анализ происходящих в природной среде изменений приводит к выводу, что в ее развитии можно выделить еще две важные закономерности. Это, во-первых, возрастающее воздействие общества на природную среду и, во-вторых, возрастающая зависимость общества от природной среды. Вторая закономерность может рассматриваться как неизбежное следствие

Все более отчетливо проявляется необходимость для современного общества согласовывать темпы и характер своего развития с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть в целое. Очевидно, что противоречие между бесконечными в принципе возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы стало основным противоречием для развития системы "общество--природа". Судьбы дальнейшего развития общества в значительной степени зависят от того, насколько успешно будут найдены пути и средства оптимального разрешения указанного противоречия.

В последнее время ситуация резко изменилась. Увеличивающееся потребление все новых природных ресурсов и мощные потоки производственных отходов подорвали способность природных комплексов к самовосстановлению. Конечно, если свернуть производственную деятельность, стабилизировать ее на каком-то оптимальном уровне, то нарушенное равновесие еще может со временем восстановиться. Но это означало бы конец поступательного индустриального развития. Современное общество не может встать на такой путь. Кстати, этот вариант также означал бы соблюдение требований закона оптимального

Только общество, способное установить гармоническое сочетание ... производительных сил по единому общему плану... [может] устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы...

Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется на современном этапе не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.

2. Городская среда, проблемы урбанизации.

Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания.
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социальнопрофессиональной структуре, образе жизни и культуре.
Города существовали еще в глубокой древности: Фивы на территории современного Египта были самым большим городом мира еще в 1300 г. до н. э., Вавилон — в 200 г. до н. э.; Рим — в 100 г. до н. э. Однако процесс урбанизации как общепланетарное явление датируется двадцатью веками позже: он стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3% населения мира, в то время как сегодня уже около половины.

Урбанизированностъ — производное от урбанизации — доля городского населения в той или иной стране или регионе. По степени урбанизированности в Европе выделяются Великобритания (более 90%), Швеция, ФРГ и некоторые другие страны (более 80%), в Северной Америке — США и Канада (около 80%). В России эта доля равна 73%, в Японии — 78% (1993) и т. д.
Города иногда перерастают в городские агломерации (от лат. agglomero — накапливаю, присоединяю), поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (ежедневные трудовые поездки, называемые «маятниковыми миграциями», культурнобытовые связи, производственные связи предприятий города и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей «достижимостью» любой точки агломерации.
Городские агломерации стали сегодня основной формой расселения в индустриально развитых странах. В США 284 городские агломерации концентрируют около /5 населения всей страны. Поэтому официальные данные о численности населения какоголибо города и соответствующей городской агломерации сильно различаются. В США, например, выделяют агломерации и в узком смысле слова (зоны сплошной городской застройки), называя их «урбанизированными ареалами», и в широком смысле, называя их «стандартными метрополитенскими статистическими ареалами» (CMCА). Эти ареалы занимают до 1/б площади США.
Но и агломерации не являются высшей формой концентрации населения. В США, Японии и Западной Европе сложились скопления агломераций, почти слившиеся пояса крупных городов — мегалополисы: Босваш (Бостон — Вашингтон) в США, Токайдо на тихоокеанском побережье Японии, в «единой Европе» такой мегалополис формируется от юговостока Великобритании до югозапада Франции (за изогнутую форму его называют «банан»).
Однако в данном случае главное состоит в том, что урбанизация создает сложнейший узел противоречий, совокупность которых как раз и служит веским аргументом для рассмотрения ее под углом зрения глобалистики. Можно выделить экономический, экологический, социальный и территориальный аспекты (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).
Численность населения, млн человек
Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект («эффект агломерации») в силу широких возможностей комбинирования и кооперирования, использования сверхконцентрации, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В этой связи промышленность вынуждена «уходить» из крупных городов, ее место занимают другие функции: наука и научноисследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР), финансовоуправленческие и др.

Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории (например, в США косвенное воздействие сказывается на 35% территории).
Социальный аспект урбанизации очень многопланов. Он проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов, особенно в геттоизированных районах (в сияющем огнями Манхэттенезначительная часть состоятельных людей, что обостряет проблемы больших городов, так как сужает налоговую, а значит, и финансовую базу для их реконструкции.
Глобализм процесса урбанизации особенно нагляден на примере развивающихся стран. Урбанизация здесь своеобразна, ведет к стремительному росту «псевдогородского населения» (отсюда: «трущобная урбанизация»). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они пополняют население кварталов на периферии крупных городов. Эксперты ООН подсчитали, что свыше х/з городского населения развивающихся стран живет в трущобах, причем их доля быстро растет (в Боготе оно достигает 60%, в РиодеЖанейро — 40% и т. д.). Качество жизни в этих городах все более определяется «дикими пригородами», а пригороды становятся по размерам подчас больше самих городов.

24 билет

  1.  1. Природа как ценность. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы.

Первоначально наиболее отчетливо проблема ненасилия была поставлена в религиозных концепциях прежде всего в древних религиях Востока, в частности в Индии. Религии Востока исходят из представлений о мире как о целостной системе, где все элементы целого представляют некоторое единство, где человеку отведено определенное место. Во многих из них в качестве центральной доминирует идея о перевоплощении душ, согласно которой жизнь человека - это система следующих одно за другим перевоплощений, переходов из одной телесной оболочки в другую. С идеей перевоплощения тесно связано понятие о карме, которое, по сути, выражает причинную обусловленность деяний человека, судьбу. Смысл этого представления состоит в том, что человеку вменяется долг освобождения от кармической зависимости, достижения совершенного состояния души, полноты абсолютного бытия, самодостаточности. Кроме того, постановке и решению проблемы ненасилия способствовал сам характер восточных религий, которые отличаются открытостью, способностью к интеграции других религиозных систем, проповедуют терпимость как всеобъемлющий принцип и сами отличаются терпимостью.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.

В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений человека и природы должен составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т.д.).

Второй тип отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип отношение эстетическое.

Однако А.А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.

  1.  Влияние промышленных аварий и катастроф на экологическую обстановку в регионе.

Главная причина развивающейся катастрофы коренится в исторически сложившихся в обществе ценностных установках, стимулирующих все возрастающее потребление ресурсов в ущерб природе, моральному, физическому и духовному развитию человека.
Ежегодные потери от аварий и катастроф техногенного и природного характера измеряются тысячами человеческих жертв и невосполнимым ущербом для окружающей среды, усилением социально-политической напряженности в обществе.
Наибольшее число техногенных аварий и загрязнений атмосферного воздуха, почвы, воды происходит на предприятиях нефтехимической и химической промышленности, агропромышленного комплекса, оборонной промышленности. Основные причины: прорыв нефте- и газопроводов, аварии на железных дорогах и сбросы промышленных предприятий. Прорыв нефтепроводов и разлив нефтепродуктов во многих случаях сопровождались значительным загрязнением почвы, поверхностных и морских вод (республики Коми, Хабаровской, Курганской и Тюменской областей). Таких аварий в 1993 г. произошло 77, или 57,5% общего числа техногенных чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями. Они обусловлены авариями:
на магистральных трубопроводах — 18 (23,4%);
на железнодорожном транспорте — 29 (37,7%);
на грузовых судах — 8 (10,4%).
В большинстве случаев аварии связаны с выбросом аммиака, пропана, со взрывом метана на угольных шахтах.
Таким образом, статистический анализ техногенных чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями и сравнение данных за 1992-1993 гг. указывают на увеличение их числа.

  1.  Социальные последствия большой численности людей.

На здоровье населения влияет величина города сама по себе, так как для большинства крупных городов характерным является интенсивное загрязнение атмосферы, причем загрязняющих агентов насчитываются сотни. Однако выводы об усилении загрязнения города по мере роста численности населения правомерны лишь для поселений с числом жителей менее 100 тыс. В более крупных городах уровень загрязнения почти не растет, однако заметна дифференциация в различных районах. С увеличением города доля мобильных источников (в основном автотранспорта) в общем загрязнении атмосферы увеличивается и достигает 60 – 70%.

Вместе с тем именно размещение конкретных вредных производств определяет опасность городской среды для здоровья горожан. Взаимосвязь между показателями здоровья населения и типами городов была выявлена в специальном медицинском исследовании. За основу анализа было взято воздействие загрязнения среды на детский организм – как наиболее восприимчивый к влиянию вредных факторов. При этом на материале 30 городов были выявлены типичные структуры загрязнения (по четырем условным уровням):

первый, допустимый уровень; характеризуется наименьшей заболеваемостью;

второй, умеренно опасный; характеризуется отклонением показателей физического развития на 10 – 30%, увеличением суммарной заболеваемости на 10 – 20%, а болезней органов дыхания – на 10 – 50%;

третий, опасный уровень; ведет к функционально-морфологическим отклонением на 30 – 100%;

на четвертом, чрезвычайно опасном уровне суммарная заболеваемость детей по сравнению с относительно чистыми районами возрастает в 2 раза, количество заболеваний органов дыхания – до 3 раз; часто встречаются патологии беременности и родов.

25 билет

  1.  ервоначально наиболее отчетливо проблема ненасилия была поставлена в религиозных концепциях прежде всего в древних религиях Востока, в частности в Индии. Религии Востока исходят из представлений о мире как о целостной системе, где все элементы целого представляют некоторое единство, где человеку отведено определенное место. Во многих из них в качестве центральной доминирует идея о перевоплощении душ, согласно которой жизнь человека - это система следующих одно за другим перевоплощений, переходов из одной телесной оболочки в другую. С идеей перевоплощения тесно связано понятие о карме, которое, по сути, выражает причинную обусловленность деяний человека, судьбу. Смысл этого представления состоит в том, что человеку вменяется долг освобождения от кармической зависимости, достижения совершенного состояния души, полноты абсолютного бытия, самодостаточности. Кроме того, постановке и решению проблемы ненасилия способствовал сам характер восточных религий, которые отличаются открытостью, способностью к интеграции других религиозных систем, проповедуют терпимость как всеобъемлющий принцип и сами отличаются терпимостью.
    Джайнизм. Особое место проблема ненасилия занимает в философии и этике джайнизма. Исходным положением джайнизма является признание приоритета духа над телом (материей). Достичь спасения и освобождения можно только путем освобождения от материального. При этом материальной является и карма, представляемая в качестве тонкой и липкой материи, к которой прилипает вся остальная, более грубая материя. Джива (душа) связана с адживой (материей, телом), соединяясь с последней посредством кармы, она приобретает форму живых существ (растений, животных, человека). Освободиться от кармической зависимости возможно путем познания и последующего правильного поведения, что позволяет добиться освобождения от действия кармы, вначале вредной, а затем и остальной. Это и определяет этику джайнизма, основы которой сформулированы в виде принципов, положений.
    Первое положение - убежденность в истинности учения, подлинная вера в каждое слово доктрины как основы правильных поступков и правильного поведения.
    Второе положение - правильное познание и, как итог, его совершенное знание; считается, что полностью джайнское знание открывается только тем, кто смог избавиться от вредной кармы.
    Третье - праведная жизнь, под которой понимается жесткая ориентированность на соблюдение определенных норм поведения. Все члены джайнистской общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому (ахимса - буквально отказ от насилия), не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах.
    Итак, принцип ахимсы - отказ от насилия по отношению к живой природе, занимает одно из ведущих мест в этике джайнизма; джайны не едят мяса, стремятся не причинять вреда даже мелким животным, не говоря об охоте на крупных животных; то же самое относится и к растениям: к примеру, они не едят клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян - источник жизни; для них характерна забота как о домашних, так и о диких животных.
    Обоснование принципа ахимсы в джайнизме носит вполне определенный, конкретный и категоричный характер: нельзя причинять вреда живому, поскольку оно обладает душой и находится на своем пути в цепи перевоплощений, поэтому произвольное прерывание нарушает этот процесс и отрицательно сказывается на карме человека, совершившего насилие.
    Буддизм. Наряду с джайнизмом почти одновременно с ним (VI-V вв. до н.э.) возник буддизм, в котором много общего с джайнизмом, но и очень много отличий, которые и сделали впоследствии буддизм мировой религией. Рассмотрим как решается проблема ненасилия в буддизме.
    Суть учения буддизма в его первоначальной основе изложена в трех проповедях Гаутамы, Будды.
    В первой проповеди он указывает на две крайности, которые необходимо избегать: потворства чувственным наслаждениям и крайнего аскетизма. Это можно сделать, выбрав срединный путь, который способствует видению и знанию, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване. Срединный путь - это восьмеричный путь, включающий в себя: правильное понимание, правильную мысль, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, правильную концентрацию.
    Далее Гаутама отмечает, что жизнь - это страдание, дуккха: рождение, разложение, болезнь и смерть есть дуккха; все, связанное с привязанностями, желаниями, есть страдание. Причина страдания состоит в желаниях, в привязанностях к жизни, чувственным наслаждениям. Прекращение страдания возможно путем отстранения от желаний, отречения, отказа от них, освобождения от желаний, что осуществляется прохождением по восьмеричному пути.
    Во второй проповеди излагается учение об отсутствии души у человека. Осознание этой иллюзии приводит к свободе.
    В третьей проповеди говорится о «колесе жизни», которое приводится в движение неведением, затемняющим истинный разум человека. Неведением обусловлены действия, формирующие обыденное сознание, которое выделяет в мире формы наименования, становящиеся, в свою очередь, объектами для наших органов чувств. В результате контакта с формами и наименованиями появляются чувства, которые порождают желания, желания становятся причиной жадности, в современном толковании - неуемного потребительства.
    Таково сложное отношение буддистов к миру, к тому, что в нем реально бытует. Все это затрудняет понимание буддизма для обыденного сознания, в том числе и понимание его этики.
    Между тем следует отметить, что буддизм, как и джайнизм, придавал большое значение этике, нормам поведения. Постичь буддийское чтение можно, только следуя жестко фиксированным этическим стандартам.
    Обоснованием этических принципов буддизма является, так же как и в джайнизме, необходимость избавления от кармы и достижения нирваны. Однако карма здесь понимается по-иному, как сумма добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в нынешней жизни, но и во всех перерождениях, а основное внимание обращается не столько на сами действия, сколько на сознательные поступки или даже моральные и аморальные намерения. Поэтому любой человек может в этой жизни заложить основы будущей кармы, которая помогла бы в последующих перерождениях рассчитывать на достижение незамутненного сознания и спасения. Следовательно, человек должен вести себя надлежащим образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослаблялась.

    Что касается окружающей социальной среды, то человеку буддизм предписывает относиться к ней с любовью и милосердием, в то же время особая, исключительная привязанность к кому-либо решительно осуждается. С другой стороны, буддийская любовь -это скорее не активная, деятельная позиция, а пассивно-благожелательное настроение - непротивление злу, прощение обид.

    Ислам. Догматика ислама сводится к следующим положениям: вера в Бога, предполагающая внутреннюю убежденность, исповедание веры словом и совершением добрых дел; исповедание, что Мухаммед - пророк Аллаха; признание существования ангелов и злых духов; ожидание Страшного Суда; убеждение, что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяние за свои дела: кто праведники - блаженство в раю, а грешники - мучения в аду; признание существования божественного предопределения, поскольку Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
    В соответствии с догматикой строятся практические и обрядовые заповеди, к которым относятся: пятикратная ежедневная молитва; обязательное омовение перед молитвой и в других специально оговоренных случаях, налог в пользу бедных, ежегодный пост и паломничество (хадж) в Мекку.
    Рассмотрим теперь, каким образом ставится проблема ненасилия в мусульманстве. В отличие от других религий в исламе полностью оправдывается насилие по отношению к неверным, особенно к последователям тех религий, которые не имеют Писания. Коран содержит воинственные призывы к борьбе с многобожниками; вина же за убийство неверных здесь снимается.

    А. П. Скрипкин излагает также христианское учение о грехе и природе зла в свете мифа о первородном грехе. В Новом Завете можно найти достаточно подробную классификацию греховных действий и качеств: ложь, блуд, лукавство, корыстолюбие, злоба, зависть, убийство, распри, обман, злонравие, злоречивость, клевета, богоненавистничество, обида, самохваление, гордыня, изобретательность на зло, непослушание родителям, безрассудность, вероломство, нелюбовность, непримиримость, немилостивость и многое другое. Склонность к греху объясняется двойственностью человека, обладающего телом и душой. Добрые начала нередко заглушаются чувственными побуждениями. Так появляется грех, а от него и зло. Первое греховное деяние - грехопадение Адама и Евы. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособности решиться на добро, в незнании Бога и добра, в активном стремлении к пороку. Отсюда, чтобы прийти к спасению, необходимо приобщиться к Богу, преодолеть в себе гордыню. Именно гордыня составляет основу греха и зла. Таким образом, зло - это извращенная, гипертрофированная форма самоутверждения человека.
    Ненасилие в христианстве выступает в качестве формы, способствующей самоуничтожению зла и одновременно в качестве формы укрепления духовности и веры; ненасилие не принижает человека, а возвышает его. Отсюда, в качестве условия осуществления ненасильственного действия выступают смирение и терпение, которым придается очень большое значение. Терпение является одним из качеств смирения, которое по своему значению возводится в ранг одной из важнейших добродетелей.
    Смирение же, как указано в Библейской энциклопедии, - это добродетель, противоположная гордыни. Смирение предполагает убеждение, что человек не имеет ничего своего, но все дарует Бог, и без Божьей помощи он ничего доброго сделать не может. Таким образом, человек всегда должен прибегать к милосердию Божьему. Добавим к этому, что в Новом Завете можно встретить немало призывов смирить гордыню, быть терпеливым, преодолевать лицемерие, т.е. обращать внимание не на внешнюю атрибутику и прилюдное соблюдение обрядов, а на внутреннее по убеждению принятие веры, что является условием спасения.
    Итак, путь спасения через смирение предполагает ненасильственные действия человека. По крайней мере, можно выделить три аспекта совершения ненасильственных действий, которые нашли развитие и обоснование в христианстве.
    Во-первых, ненасилие исходит из миролюбия как способности прощать обиды, мирно разрешать конфликты, уважать потребности и мотивы оппонентов, совершать добрые дела по велению сердца, бескорыстно.
    Во-вторых, ненасильственное действие прямо связывается с идеей непротивления злу насилием, поскольку насилие не уничтожает зло, а репродуцирует его с приростом; поэтому так важно научиться сдерживать себя, не впадать в гнев.
    В-третьих, ненасильственное действие не ограничивается пассивным непротивлением, оно активно, особенно по отношению к тем, кто совершает зло; человек должен не только не оказывать противления злу, но и отвечать на него добром.
    Каково же нравственное основание ненасильственного действия, выступающего как миролюбие, как непротивление злу и как творение добра по отношению к ненавидящим? Таким основанием является любовь, которая проявляется в естественном чувстве человеческой благожелательности, в осуществлении добрых дел («вера без дел мертва»). Любовь - это ни естественная привязанность к родным и близким, ни сентиментальное чувство. Любовь -это чистое, просветленное, созидательное приязненное отношение к другим; это образ действий, который вдохновенно и внезапно внушает человеку делать добро всем людям без исключения - как добрым, так и злым; ею обусловлены деяния, совершенные независимо от внешнего влияния, а поэтому независимо от достоинств и недостатков адресата деяния.
    Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордыню; если человек смирился, то сделать ему следующий шаг к ненасилию - не так сложно. Таким образом, условием совершения ненасильственного действия является смирение. Само ненасильственное действие выступает, с одной стороны, как миролюбие, умение прощать другим грехи, обиды, оскорбления, с другой - непротивление злу насилием, с третьей - способность отвечать добром на добро. Основанием нравственного поведения является любовь, прежде всего к Богу, а через Него - к другим людям и самому себе.

  1.  Семья и социально-экологические аспекты семьи

Семья́ — базовая ячейка общества[1][2], характеризующаяся, в частности, следующими признаками[3][4][5][2][6]:

  1.  союзом мужчины и женщины[3][5][6];
  2.  добровольностью вступления в брак[3][2];
  3.  члены семьи связаны общностью быта[3][4][5][6];
  4.  вступлением в брачные отношения[3][4][5];
  5.  стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей[3][4][5].

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.[7] Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем.[8] Каждый членобщества, помимо социального статусаэтнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития




1. Курсовая работа- Проектирование кинематики приводной станции
2. Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему.html
3. Революция в Англии. Суд и казнь Карла I
4. реферата отрывок из 16 именно из 16 страниц- И
5. Музыка жалпы білім беретін мектепті' 3 ' сыныбына арнал'ан о'улы' Авторлары- 'лманова Ш
6. Рождество для детей подготовительной группы Использованные технологии Коррекция речи и д
7. 1910 Родился 28 августа 9 сентября н
8. Тема 1 Понятие инвалидности По определению ВОЗ здоровье это состояние полного физического
9. технических отраслей современной цивилизации компьютерных и телекоммуникационных технологий
10. pH в живых организмах
11. Электрический ток представляет собой направленное упорядоченное движение заряженн
12. рефератов для гр. Т41 и У41 Инфраструктура предприятий
13. 2. Год рождения образование 1967г
14. Эргономика
15. Влияние кислорода на воду, безалкогольные напитки
16. Реферат- Вирусный гастроэнтерит свиней
17. родители В этом случае также удобно построить несложную сеть на основе двухтрех компьютеров
18. Объект гражданских прав Право собственности
19. с~уір 2013ж II семестр ~аза~ тілінен жаз~ы емтихан~а арнал~ан тапсырмалар 3н~с~а орташа де~гей
20. 1 Материальный баланс