Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 2. Философия творчества
Творчество является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных проблем. Вероятно, никогда в прошлом оно не было предметом такого пристального внимания философов, психологов, социологов и педагогов, как сейчас. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные вицы творчества творчество в науке, технике, искусстве, его психологические основы и т.д. Применяется и соответствующая методология: естественнонаучная, эстетическая или психологическая. Так, психология исследует творчество как классическими методами (самонаблюдение творца, изучение биографических данных, анкетирование, интервьюирование), так и современными (выявление прямого и побочного продуктов предметного действия, кинорегистрация движения глаз и т.д.).
Подобные рекомендации и разработки несомненно служат своеобразной техникой, с помощью которой и эвристика, и психология как бы понижают барьер, через который мы должны прийти к пониманию сущности творчества. Но, тем не менее, они не обладают общеобязательностью, поскольку отталкиваются от конкретных эмпирических ситуаций и обстоятельств, в которых почему-то состоялся творческий акт. Во всех работах данного рода мы имеем дело с прикладными аспектами творчества, т.е. в них не ставится и не исследуется собственно философский вопрос: как вообще возможно творчество.
При анализе наследственных способностей субъекта творчества, его таланта, голосовой, слуховой или зрительной исключительности, которые всегда уникальны и неповторимы, мы никаких теоретических выводов о сути и истоках творчества сделать не можем. Точно так же мы не уйдем далеко в теоретическом плане, изучая психологию субъекта: его темперамент, скорость психических реакций, способность образовывать далекие ассоциации эти и другие не менее важные характеристики всегда относятся к конкретному эмпирическому субъекту. Описание психологических механизмов интуиции или озарения это всегда описание задним числом уже случившихся актов творчества. Какие выводы можно, например, сделать из признания многих великих творцов, что очень часто озарения приходили к ним во сне? Разве что больше спать. Мы можем последовать совету Эйнштейна и профессионально заниматься музыкой, играть на скрипке или внимательно вчитываться в Достоевского, т.е. соблюдать все, по Эйнштейну, условия, необходимые для творчества, и, если нам повезет, натолкнуться на счастливую идею в физике или математике. Однако это всегда будет неконтролируемым чудом.
Сами по себе способности, таланты, воспитание, образование, культурная изощренность еще не делают человека творцом. История знает немало примеров, когда крупные творцы были людьми не очень культурными, а иногда даже совсем не воспитанными в общем смысле этого слова. Это особенно относится к нашему времени и прежде всего к западной культуре, в которой произошел разрыв знания и бытия. Можно наблюдать такой парадокс: человек обладает большими знаниями, делает открытия, двигает вперед науку и в то же время является ограниченным, эгоистичным, подлым или наивным.
Проблема творчества стала предметом специального изучения только в XX веке, когда в связи с мощным ростом массовой культуры миллионы людей могут неплохо жить за счет творческого труда десятков людей, за счет чужого творчества; размноженного, тиражированного, превращенного в готовые схемы и технологии. Но такой процесс неизбежно ведет, по нашему мнению, к угасанию .„ творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития человеческое общество или зашло в тупик, или подходит к нему это проявляется в грозящей экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и т.д. И все больше растет необходимость в новых идеях, в новых радикальных рецептах спасения, в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.
Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о творчестве, сами не творят (разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, что тоже в определенном смысле является творчеством). Те же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих рецептов или рекомендаций из его сугубо ин- Ц индивидуального опыта вывести нельзя). Творчество парадоксально и в том, что для открытия нового, незнакомого нужно уже в каком-то смысле это новое знать, иначе неизвестно, чего искать и в каком направлении двигаться (в философии это получило название «парадокс Сократа Платона»), В каком же все-таки смысле нужно «уже знать»? И что мы вообще можем знать о том, как работает наше сознание, наш дух? Мы не знаем, как к нам приходят мысли, мы не можем искусственным усилием вызвать мысль, ибо мысль в строгом смысле этого слова как оригинальное понимание, собственное видение (а не поток слов, образов, впечатлений, который ежесекундно несется через сознание) приходит в голову очень редко, может быть, несколько раз в жизни и далеко не всем. Если бы человек знал, как можно заставить себя мыслить (или творить что в данном случае то же самое), все были бы гениями.
Творчество величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно (или, лучше сказать, которые могут более или менее долго пребывать в этом состоянии). Наверно, каждый человек испытывал состояние творчества, когда останавливается время, трепещет душа, когда охватывает восторг оттого, что что-то получается и получается по-своему. Человек (чаще, правда бессознательно) чувствует себя Богом, продолжающим творение мира.
С точки зрения Н А Бердяева, которого можно без колебания назвать идеологом творчества, человек призван к творчеству, творчество есть его нравственный долг, назначение человека на земле, его задача и миссия. Творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к миру иному, к иному пониманию бытия. Творчество это просветление и преображение мира. У Бердяева, как и у Владимира Соловьева, перед человеком ставится теургическая задача творение мира, т.е. его преображение и одухотворение. Творческий акт есть продолжение дела творца, а творчество гениально по самой своей природе. Гениальность человека отображает в нем образ Бога-творца. Гениальность не тождественна гению, она не означает, что человек имеет огромный дар писать художественные или философские произведения, управлять государством или делать открытия и изобретения.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) принадлежит к тем представителям русской культуры конца прошлого начала нынешнего столетия, время деятельности которых обозначается как «серебряный» век». Он один из тех русских мыслителей, чьи статьи и книги необычайно ярко отразили мир «в его минуты роковые». Признанный экзистенциальный мыслитель, персоналист он самые яркие свои работы посвятил проблеме творчества, в котором он видел силу, освобождающую человека, дающую смысл его существованию. Сюда прежде всего относятся работы «Смысл творчества», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики».« О рабстве и свободе человека»
Гениальность относится к внутреннему творчеству, а не к внешней реализации, она есть целостное качество человеческой личности, а не специальный дар. Соединение гениальной натуры с большим даром, талантом образует гения. «Но гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни. Святрму может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать.
Конечно, рассуждает Бердяев, творцы зависят от мировой среды, от своей исторической эпохи и действующих в ней исторических сил, но главная проблема в том, что они все-таки творят из ничего, вносят в мир принципиально новое, то, чего не было раньше в истории. Творческая новизна объяснима лишь из будущего, а не из прошлого. В этом, по Бердяеву, главная тайна творчества, тайна человеческой свободы: «Изначальный, первородный творческий акт не вытекает из прошлого, он не совершается в космическом или историческом времени, он совершается в экзистенциальном времени, которое не знает каузальной связанности. Во времени же историческом творческий акт парадоксально представляется идущим из будущего. В этом смысле он может быть назван про-фетическим». Действительно, если новое вытекает непосредственно из старого, является новой комбинацией старых элементов, то это не творчество в точном смысле слова. Творчество это внесение в мир принципиальной новизны, творчество это творение. Традиционное религиозное учение, пишет другой замечательный русский мыслитель, СЛ.Франк, утверждает, что понятие «творец» применимо только к Богу, и ничто сотворенное, в том числе и человек, не может само творить. Разумеется, в том специфическом смысле, в каком Бог называется Творцом, и сотворение мира мыслится как чудесный акт сотворения «из ничего» по воле Бога, «творчество» есть явление абсолютно единственное, но сам факт, по Франку, что человеческий дух имеет эту идею Бога-Творца, есть свидетельство того, что момент творчества доступен и ему самому, иначе само слово было бы для него лишено смысла.
Семен Людвиговач франк (1877-1950) один из самых глубоких русских религиозных философов, тонкий аналитик человеческого бытия, внутреннего мира личности, онтологии этого мира, связи человека с бытием. Богом, глубоко и проникновенно изучавший проявления человеческого бытия в творчестве, искусстве, морали, религии. Основные произведения Франка написаны прекрасным литературным языком. Многие из них, переизданные в последнее время, показывают высочайший уровень , философствования, присущий русской культуре, русскому самосознанию. Это прежде всего работы «Реальность и человек(метафизика человеческого бытия)», «Непостижимое», «Свет во тьме».
Всякий человек, по Франку, есть хоть в малой мере или в потенциальной форме творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Всякий ремесленник, работающий с любовью и вкусом, вкладывающий в работу свою личность, творит в этом смысле по вдохновению; и различие между ремесленником и художником относительно. Если наша эпоха проводит отчетливую грань между механическим, автоматическим трудом и свободным творчеством, то она принижает и подавляет истинно человеческое в человеке. Человек не может вообще перестать быть личностью; он поэтому всегда вкладывает хотя бы минимальный момент творчества в свой труд. Творческий
элемент, по Франку, присущ всякому познанию, ибо познание есть внесение в бытие света истины.
В отношении великих научных и философских открытий ясно, что здесь творится нечто новое, небывалое, что ими обогащается бытие. Но и здесь различие между творческим гением и ремесленником научного труда допускает незаметные переходы и обнаруживает свою относительность. То же происходит и в области нравственной или политической деятельности. Даже самый скромный, обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом, и в этом смысле является творцом. Франк писал: «всякий человек, вносящий отпечаток своей личности в окружающую его среду, всякая жена и мать, вносящая свой собственный нравственный стиль в жизнь семьи, свой эстетический стиль в домашнюю обстановку, всякий воспитатель детей есть уже творец».
Наиболее типичный образец творчества, полагал ученый, есть творчество художественное, и в этом смысле всякое творчество несет на себе отпечаток искусства. Искусство есть «воплощение»: в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». Искусство есть «выражение». Буквальный смысл слова означает «отпечаток» чего-то в другом, внешнем, в объекте или материале нечто аналогичное процессу накладывания печати на воск. Но что человек, художник хочет выразить? Самый простой ответ:
самого себя. Однако человек как безусловно своеобразное, единственное и неповторимое начало принципиально невыразим, он есть неотчуждаемая, не доступная вынесению вовне глубинная точка бытия.
Творец, пытаясь выразить себя, выражает не просто субъективные переживания, но нечто в известном смысле объективное, общечеловеческое. Но что такое это «нечто»? Откуда оно берется и к какому роду бытия принадлежит? В процессе художественного творчества творимое берется из «вдохновения», не делается умышленно, а «рождается». Какой-то сверхчеловеческий голос подсказывает его художнику, какая-то сила, а не его собственный умысел, вынуждает художника лелеять его в себе, оформлять и выражать его. Но это нечто готово. Существует в оформленном виде лишь момент, когда художник употребил необходимое усилие, чтобы выразить его. В этом и заключается то, что называется творчеством. Творчество есть такая активность, в которой собственное усилие художника, его собственное «делание» неразделимо слито с непроизвольным нарастанием в нем некоего «дара свыше» и только отвлеченно может быть отделено от него.
Творец создает свое произведение, ибо сам простой пересказ чужого не есть творчество. Но этот творящий «сам» есть не просто индивидуальный человек в его субъективности, и не безлично-общий носитель сознания, он есть индивидуально-человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа. Иногда гений творит почти как безвольный медиум действующей в нем высшей силы; в других случаях художник употребляет долгие, мучительные усилия, делает многократные пробы, чтобы выразить или адекватно воспринять то, что ему дано свыше. Так или иначе, собственное усилие или делание и простое внимание к голосу, говорящему в нем, слиты здесь в неразличимое единство. Но это и значит, что творчество предполагает двуединство человеческого существа: его самостоятельность, свободу, умышленность и его укорененность в чем-то трансцендентном, в превышающей его духовной реальности и зависимости нее.
В опыте творческого вдохновения, в котором сверхчеловеческое творческое начало непосредственно переливается в человеческое творческое усилие и конкретно слито с ним, человек сознает самого себя творцом; это значит, что он воспринимает свое сродство с творческим первоисточником жизни, свое соучастие в таинственном метафизическом процессе творчества. Именно в качестве творца человек более всего сознает себя «образом и подобием Божиим».
Нигде, с точки зрения Франка, богочеловеческое существо не проявляется так отчетливо, как в творчестве. Человек не только раб Божий, покорный исполнитель воли Божьей, но свободный соучастник Божьего творчества.«... Подлинное исполнение воли Божией доступно только в форме свободного творчества: всякое слепое, рабское, механическое выполнение этой воли есть именно невыполнение ее истинного существа. Человек как только «раб Божий» есть «раб ленивый и лукавый» примерно подобно тому, как работник, только рабски-механически выполняющий предписанную ему работу, не интересуясь ею и не вкладывая в нее своего волевого усилия, есть уже тайный саботажник. Ибо Бог призвал человека быть не просто рабом, а своим свободным, т.е. творческим сотрудником».
Таким образом, анализируя взгляды двух выдающихся русских мыслителей на проблему творчества, мы можем сделать следующие выводы:
1. Творчество не только и не столько создание новых продуктов, ценностей, идей или открытий творческой, гениальной может быть жизнь любого человека, который в свое дело пытается внести отпечаток своей личности, свою душу.
2. Творчество загадочно и необъяснимо, если исходить из конкретных эмпирических причин и обстоятельств, в нем наиболее явственно проявляется бого-человеческая природа личности. Бог есть последняя причина и возможность человеческого творчества, в каких бы понятиях и образах он ни выступал для тверда в виде внутреннего голоса или «гения», в виде ощущения вечности, в чувстве переполняющей любви к миру и т.д.
3. Творчество принципиально невыразимо в виде какого-то набора рационально зафиксированных правил и способов действия. Поэтому философия, пытаясь ответить на вопрос «как вообще возможно творчество?» может лишь говорить об одном несомненном и обязательном условии творчестве человеком самого себя, превращении себя, как говорил Бердяев, в «просиянную тварь», в образ и подобие Божие, потому что, только находясь в этом образе, человек и может творить. К тому же самотворчество не одноразовый акт, этому должна быть; посвящена вся жизнь человека.
Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...), и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании. Творческий человек всегда самобытен, т.е. он опирается на всю широту своей универсальности. Чтобы творить, нужно прежде всего быть не просто способным ученым или художником прежде всего нужно быть способным человеком, и к развитию такой способности направлено в конечном счете все движение общества вперед. Человек по сути существо творческое, но творит лишь тогда, когда находится в своей сути, когда он ощущает себя человеком, а не простои не только астрофизиком или скульптором. Ибо он выражает в своих деяниях, чем бы он ни занимался, свою человеческую природу, свою человеческую естественность и в этом смысле обыкновенность, не замутненную никакими исключительными отклонениями. Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим. «Под посредственностью, писал по этому поводу Пастернак, мы обычно понимаем людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновенное люди гениальные... И еще обыкновенное, захватывающе обыкновенна природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, понимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью правильность.
Оставаться самим собой, жить самобытно, в чистой стихии человечности, каким бы делом ты ни занимался, в какой бы узкой отрасли ни работал, важнейшая задача творчества. Мир открывается по-новому, никогда ранее не виданным образом только в результате «полного присутствия» человека. В обычной повседневной жизни человек «распылен» на различные частицы: часть своей души он оставляет работе, часть дому, часть общению с друзьями, часть собиранию марок или рыбной ловле, и в каждой своей части, частице он, стало быть, частичен, ограничен и односторонен, а для творчества, как, например, и для любви, нужно полное присутствие. Нельзя любить наполовину, какой-то одной частью своего естества, но так же и нельзя творить, не отдавая всю свою жизнь целиком. Поэтому творец «собирает» себя из всех осколков, из всех своих частичных проявлений, стягивает все свои силы в одну точку, чтобы «присутствовать» при всех тех событиях мира, которые он хочет увидеть, выразить или запечатлеть, собирает для того, чтобы всего себя отдать делу, которое только в этом случае и можно сделать по-настоящему.
Когда он собирает себя таким образом, то в результате такого собирания образуется просто человек. Но это такая простота, которая есть результат напряженной работы. Результат извлечения себя родового из себя эмпирического, из себя особенного. Эмпирический человек не может долго любить чувства притупляются, не может долго выдерживать напряжение чисто абстрактного воображения, в котором годами держат себя творцы-математики, не может долго находиться в состоянии вдохновения устает. «Собранный» же человек, собранный не в психологическом, а в философском смысле слова, переходит в другой режим бытия, где он может творить, где он ощущает в полной мере смысл и значение своего существования. Недаром в древнеиндийском эпосе «Бхагавадгита» говорится: «Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого же нет творческой силы нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью»'.
Все серьезные философские концепции, все мировые религии видят свою главную цель в раскрытии и объяснении тех путей, тех усилий, благодаря которым человек может вырваться из животного, бессмысленного, автоматического состояния и удержаться в своем человеческом (богочеловеческом) естестве. С точки зрения Ф.Ницше, человек в массе своей еще и не возник, он продолжает пребывать в животном состоянии. В массе своей люди это «супершимпанзе», их отличие от обезьян только количественное: они более умные, более хитрые, они более изобретательны и в собственном благоустройстве, и в жестокости и насилии.
Людьми в полном смысле слова являются, по Ницше, только философы, художники и святые. Не в профессиональном смысле, а в жизненном те, кто живет, обдумывая свою жизнь, те, кто пытается внести в свою работу красоту и мастерство, те, кто пытается стать выше животных потребностей и животного эгоизма. У остальных людей граница между животным и человеческим состоянием весьма относительна. Где кончается животное и начинается человек? спрашивает Ницше, человек, который только и нужен природе, в котором жизнь является уже не бессмысленной, а обнаруживает свою метафизическую значимость. Пока кто-нибудь стремится к жизни как к какому-то счастью, он еще не поднял взора над горизонтом зверя, и вся разница лишь в том, что он сознательно стремится к тому ,чего зверь ищет слепым инстинктом. Но ведь так, полагает Ницше, мы живем значительную часть нашей жизни, мы не выходим обычно из животного состояния, мы сами звери, осужденные на бессмысленные страдания. «Но есть мгновения, когда мы понимаем это, и тогда облака разрываются, и мы видим, как вместе с природой нас влечет к человеку, т.е. к чему-то, что стоит высоко над нами. Содрогаясь, мы оглядываемся вокруг себя в этом внезапном свете и смотрим назад: мы видим, как бегут утонченные хищные звери и мы сами среди них. Чудовищная подвижность людей в великой земной пустыне, их созидание городов и государств, их ведение войн, их неустанное схождение и расхождение, их беспорядочная беготня, их взаимное подражание, их умение перехитрить и уничтожить друг друга, их крик в нужде, их радостный рев в победе все это продолжение животного состояния...'
Таким образом, с точки зрения философии, сотворить себя значит «проснуться», «прийти в сознание» и оставаться в этом живом состоянии как можно дольше. Большую часть времени обычный человек живет в автоматическом ре- '5 жиме, почти рефлекторно: ходит на работу, благоустраивает свое жилье, жизнь его подчинена сложившимся стереотипам поведения и мышления. В строгом смысле слова он и не приходит в сознание. Отсюда возникающая рано или поздно мертвящая скука существования, представление о бессмысленности жизни. Лишь в редкие минуты человек выпадает случайно или намеренно в другой режим бытия, когда он действительно чувствует, что живет: например, когда любит, когда решается на поступок, когда творит, когда чувствует острую потребность в вере и начинает верить, когда его осеняет состояние благодати. Это и есть подлинно человеческий режим бытия, здесь мы у самих себя, здесь мы в стихии свободы. Но моменты, когда мы приходим к себе, очень редки. Большей частью мы живем внешней жизнью, вдали от себя, существование наше протекает больше в пространстве, нежели во времени, мы живем для внешнего мира больше, чем для самих себя, мы говорим больше, нежели думаем. Мы больше объекты деятельности, чем активные деятели. Только когда мы отрываемся от внешней жизни, пытаемся заглянуть и заглядываем внутрь себя, нам удается схватить наши внутренние состояния как живые и непрерывно изменяющиеся, когда мы погружаемся в живой поток переживаний, когда нам открывается бесконечность нашей души, когда жизнь фонтанирует в нас и может сложиться в стихи, музыку, новые идеи, только в эти минуты мы становимся способными к творчеству.
Таким образом, одним из важнейших условий самотворчества является пристальное внимание к собственной внутренней жизни, привычка постоянного самопознания, «самокопание», привычка к углубленному размышлению и наблюдению над движениями собственной души. Только в результате развития такой привычки мы обнаруживаем, что столь привычное нам Яне просто незаметный спутник нашей внешней жизни, оно есть носитель скрытой, самобытной, таинственной и совершенно своеобразной реальности. Человек, не осознающий в себе эту реальность, эту бесконечную глубину, является просто мыслящей машиной.
Самопознание, самоуглубление это, можно сказать, общее условие самотворчества, обнаруживающее при его осуществлении такие грани человеческого бытия, которые потенциально присущи всем, но они не лежат на поверхности, они нуждаются в постоянном человеческом усилии, которое их оживляет, делает необходимыми компонентами любого творческого процесса. На этом пути наше существование получает подлинно надежную основу, неиссякаемый источник нашей духовной энергии. В направлении внутрь, в глубину мы не только не встречаем нигде какого-либо предела, конца, но, наоборот, наша душа расширяется, незаметно переходя в то, что уже не есть она сама. Мое собственное бытие, по мнению С.Л.Франка, оказывается как бы ростком, уходящим своими корнями в глубины общей почвы бытия, из которой он произрастает. Находиться в сознании значит сознавать себя соучастником бесконечного, всеобъемлющего бытия, свою связь с бытием, запредельным моему Я. Самоуглубление бесконечно расширяет наш духовный горизонт, освобождая от обманчивой видимости нашей безусловной подчиненности внешнему миру. «Внутренняя связь с первичной реальностью, писал Франк, дарует нам и свободу от власти мира над нами, и возможность быть его творческим участником»'. Человек есть постольку человек, поскольку он стоит перед лицом высших, духовных, объективно значимых сил и вместе с тем пронизан ими и их представляет, он есть бесконечность, так как внутренне сращен с бесконечностью духовного царства. В самой интимной глубине духа мы находим самую прочную и надежную основу Бога. Бог есть та абсолютно всемогущая сила, которая конституирует и сохраняет человеческое бытие. Бог это почва и живой корень, питающий всю жизнь, наполняющий ее своими силами, просветляющий и преображающий ее. Только тогда я в полном смысле слова и живу и ощущаю в себе творческие силы, когда ощущаю свою жизнь связанной с Богом. «Бог есть жизнь и потому мое бытие с Богом есть по самому своему существу жизни живое, неопределимое и сущностно не «неопределенное», (воримое и творящее, вечно подвижное, пластическое, «драматическое» несмотря на всю свою внутреннюю успокоенность бытие. «Бог есть Бог живых»2.
Необходимым показателем творческой личности является развитая способность к созерцанию, к умному видению. Это не просто чувственное восприятие или интеллектуальное усилие, а такое видение мира, в котором органически слиты и чувства, и разум, и эмоции, это постижение мира всей целостностью человеческого бытия, состояние особой открытости к нему.
Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли до тебя, значит увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения, которые постоянно наваливаются на наше восприятие, «гасят» его, переводят в общеизвестные штампы и формализмы. Тень прошлого постоянно висит над нами. Когда мы говорим себе: «Это оригинальное настоящее, этого никогда раньше не было», то этот самый момент уже поглощается прошлым, настоящее исчезает, как только мы пытаемся схватить его и выразить.
Чтобы эта идея была понятной, можно привести пример из книги А. Гладкова «Театр», где автор, присутствовавший на репетициях В.Мейерхольда, записал слова режиссера. В.Мейерхольд, ставивший «Бориса Годунова», призывал актеров обратиться к Пушкину, «прочтенному впервые». Если состоялось такое прочтение, то в результате оказывается, что «...старые, привычные ассоциации разорваны. Действительность, лишенная привычных ассоциаций, засверкала свежими красками, которые кажутся парадоксальными»'.
Гете говорил, что бывают мгновения, когда как бы спадает пелена с глаз, и мир вдруг является «обнаженным» для наших органов чувств, в своей первозданной нетронутости, яркости и необычности. Такие мгновения могут вызывать, особого рода жуткое переживание, доходящее до страха. Но чаще всего приходит на помощь «деятельный сводник» рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы2.
В оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственной актуальности, здесь нет мерт-вого прошлого, с которым мы сравниваем настоящее. Здесь новое не просто в ;равнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого. Это принципиальнуюю новое видение, мы вдруг видим мир так, как его еще не видел никто, пережигаеаем, удивительный подъем духа и чувствуем, что происходит как бы «слияние» с миром и понимание его «изнутри». В эти мгновения и рождаются новая мысль и сам человек как творец.
Если нет такого восприятия как живого прикосновения к миру, как бытий-угвенной опоры, человек остается слепым в мире красоты, цвета, звука, и для творчество всегда является таинственной и непостижимой загадкой, оригинальное видение, восприятие это не простое видение, а видение сути, , понятности вещи или события. Если нет такого видения, есть только сумбур спутанных впечатлений, только кипение ума в себе самом, «пленной мысли раздраженье», но нет Подлинного мышления. А последнее не комбинирование понятий, не прихотливая игра ума, тасующего этикетки, на которых написаны различные термины. Оно должно покоиться на кивом восприятии мира, только тогда оно и становится мышлением, мыслью о лире. Такую мысль нельзя выдумать, нельзя имитировать, она может только 1рийти к нам, если мы будем «пристально всматриваться» (дословный перевод латинского слова «интуиция»), если увидим. Так, Рафаэль увидел Мадонну, а Кеплеру «открылась бездна, звезд полна». Эта мысль видение жила в руке Тициана и Рубенса, в необычном воображении Эйнштейна, увидевшего искривленную Вселенную, слышалась глухому Бетховену.
Увидеть впервые необычайно трудно, потому что наша память тотчас все именует, транслирует в уже известные термины и понятия. Попробуйте просто посмотреть на цветок, не называя его, не относя к определенному классу, разря-дy, без утилитарных соображений и сентиментальной умиленности. Но именно все эти моменты чаще всего и дают нам ощущение того, что мы видим, хотя на самом деле это вовсе не непосредственное видение, а для творчества нужна непосредственность, творческой мысли нужно вырваться из замкнутого круга уже имеющихся шаблонов и стереотипов. Для рассудочной мысли и механической памяти все тривиально, для них нет ничего оригинального, на любое внешнее воздействие или проблему следует тот или иной ответ, та или иная автоматическая реакция. Мы часто действуем, основываясь не на личном наблюдении, а на знаниях, полученных извне, и такой способ бытия превращает нас в бездумную машину, делает неспособными к творчеству, мы автоматически проецируем свои знания, свои старые навыки на новую ситуацию. Нужно изменить отношение ко всему известному, прошлому, чтобы получить возможность действительно увидеть настоящее. Это не значит, конечно, что мы должны стереть память, нужно только перестать реагировать, исходя исключительно из прошлых знаний и привычек. Недаром и философы, и поэты различают «память рассудка» и «память сердца», т.е. те достигшие глубины души «живейшие впечатления», которые мы действительно получили и почувствовали в мире сами. Без памяти и прошлых знаний, без преемственности человек не может существовать и развиваться. Но новое знание возникает не тогда, когда мы, утилитарно относясь к своей памяти, пытаемся отыскать аналогичный образчик нового явления и не успокаиваемся, пока не отыщем, не классифицируем его, не переведем в ряд типичных, но тогда, когда, отталкиваясь от своего культурного-интеллектуального развития, сталкиваясь с новым феноменом, воспроизводим заново свое живое и полное присутствие.
Подобное оригинальное восприятие, которого удается человеку достичь, необычайно важный бытийственный акт, который может перевернуть человеческую жизнь, наполнить ее новым содержанием, дать толчок рождению творческой личности. В мировой литературе есть прекрасные описания подобного феномена, например, у Ф.МДостоевского в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе»:
«Помню, раз, в зимний январский вечер, я спешил с Выборгской стороны к себе домой... Подойдя к Неве, я остановился на минутку и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль... Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инеяСжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель... подымались и неслись вверх... столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе... Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами... походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который... тотчас искурится паром...
Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул, и сердце мое как будто бы облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту... как будто прозрел во что-то новое, совершенно в новый мир, мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той именно минуты началось мое существование...»
В восточной философской традиции такое умное видение называется медитацией. Если нет медитации, пишет знаменитый индийский философ Дж. Кришнамурти, то вы похожи на слепого в мире великой красоты, света и цвета. Ничему серьезному нельзя научиться, все нужно увидеть самому. Видение и есть твой учитель. Но смотря, человек должен быть свободен от всех авторитетов, традиций, страхов и мыслей с их хитрыми словами.
Дж.Кришнамурти (1895-1986) оригинальный индийский мыслитель, писатель, мистик, попытавшийся соединить экзистенциалистские идеи с концепциями древнеиндийской религиозной философии. Медитация рассматривается им как важнейшее условие самотворчества, достижения внутренней свободы человека. Идеи Кришнамурти очень популярны сегодня в западном мире и в значительной мере углубляют наше понимание человека, возможностей его свободы и творчества. Основные работы: «Комментарий кжизни», «Единственная революция», «Начало обучения».
«Медитация, писал Кришнамурти, это развертывание нового. Нового «за» и «над» повторяющимся прошлым, и медитация есть конец повторения. Смерть, которую приносит медитация, есть бессмертие нового. Новое не внутри мысли, медитация это молчание мысли... Это похоже на реку, плавно текущую и заливающую берега»'.
Если утром, писал Кришнамурти, вы смотрите на солнечный свет, отражающийся от реки, на всю ширину танцующей воды, не рассуждая, не переводя все это в какие-нибудь обозначения, то вы сами входите в этот свет, в его бесконечное движение, похожее на прилив моря, растворяетесь в нем, чувствуете охватывающую вас красоту мира, а себя и свой разум просветленным до самых глу- боких основ. Это и есть то, что называется созерцанием, с него начинается и, мысль, и действие, и сам человек, почувствовавший смысл своего существования и свою опору в природе.
Точно так же и звуки. Они могут раздражать нас, как плач ребенка или лай собаки, а могут и радовать, как игра оркестра, исполняющего наше любимое произведение. Но все это внешнее наблюдение, внешнее слушание. А вот когда звук, допустим, вечернего колокола перед закатом подхватывает нас и несет через долину над холмами, то мы чувствуем, что мы и звук неразделимы, что мы часть звука, а его красота часть нашей души.
И, наконец, еще одним необходимым условием самотворчества является воспитание, культивирование в себе отношения к природе, миру, космосу в целом как к живому бесконечно таинственному целому, необходимой частью которого являешься ты сам, и в тебе, как в микрокосме, заложены все возможности мира, и твоя судьба незримо связана со всем окружающим, и смерти на самом деле нет, а есть лишь ряд незаметных переходов, превращений, в которых твой дух будет жить вечно. Иллюстрацией к этому можно взять маленький отрывок из романа В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»: «Зароды они в конце концов поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда уж будто и не они, не люди, будто души их пели, соединившись вместе, так свято и изначально верили они бесхитростным выпеваемым словам и так истово и едино возносили Голоса; это сладкое и тревожное обмирание по вечерам перед красотой и жутью подступающей ночи, когда уж и не понимаешь, где ты и что ты, когда чудится исподволь, что ты бесшумно и плавно скользишь над землей, едва пошевеливая крыльями и правя открывшимся тебе благословенным путем, чутко внимая всему, что проплывает внизу; эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, что тыне только то, что носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей»'.
Подводя итоги наших рассуждений о природе и условиях творчества, можно повторить, что главным условием творчества является самотворчество, ибо человек исток и смысл всякого творческого действия, и лишь такое творчество увеличивает в конечном счете подлинное общественное богатство, которое делает человека разумнее, добрее, одухотвореннее. Творить самого себя значит в каждом своем стремлении и в каждом поступке стремиться к максимуму выражения своей человечности стремиться к максимально доступной тебе доле святости, добра и любви, постоянно стараться пребывать в бодрствующем состоянии предельной внимательности и открытости ко всему окружающему. Творчество это не только особая деятельность, это прежде всего способ жизни. И тем не менее все перечисленные условия необходимы, но не достаточны, они не дают никакой гарантии тому, что человек может стать творцом или жить творчески. Пока существует человечество, творчество всегда будет самой таинственной и самой великой загадкой его бытия.
Для дополнительного чтения
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Соч., 1983. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 1987.