Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

утопистов XVI XIX вв

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Томас   Мор

Только благодаря наличию справедливости человек человеку Бог, а не волк.

Что ты мне рассказываешь о справедливости, разве для мудреца все равны?

Ф. Бэкон

На всем протяжении исторического развития человечество волнуют вопросы: нужно ли людям стремиться к равенству и социальной справедливости? И если нужно, то к чему и для кого? Автор монографии на основе анализа учений западноевропейских социалистов-утопистов XVI— XIX вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др.) знакомит читателя с истоками и диалектикой развития представлений о равенстве и справедливости. Для философов, социологов, политологов, широкого круга читателей.

Введение

На дротяжении тысячелетий человечество пытается ответить на «вечные» вопросы. В чем заключается равенство людей и надо ли .стремиться к нему? Каким должно быть подлинно сп,раведли-вое общество? Недовольство существующими порядками постоянно толкало людей «а поиски лучшей доли, на борыбу за право жить свободно и счастливо. Выдающиеся умы человечества стремились создать проекты справедливого общественного устройства, при котором принципы равенства и социальной справедливости получили бы наиболее полное претворение.

В каждую историческую эпоху возникали свои представления о равенстве и справедливости, которые отражали социально-экономические, политические условия жизни общества, а также его традиции и обычаи. В этих понятиях всегда было общечеловеческое, то, что навечно остается в сокровищнице мировой мысли и культуры, ибо настоящее, прошлое и будущее неразрывно связаны между собой.

Сегодня можно почерпнуть немало полезного из идейного багажа прошлого. Идеи выдающихся мыслителей разных времен и народов помогают «высветить своим светом» наши собственные проблемы и, возможно, подсказать верный ход мыслей и поисков. решения наболевших социальных вопросов. Уроки истории это' не только созданные ценности, нравственные нормы и принципы, но и совершенные ошибки, трагедии. Не зная истории, в том числе и истории мысли, человечество рискует совершить те же самые просчеты, повторить старые нелепости, наконец, принести новые. жертвы.

Вот почему так актуально и в наши дни исследование истории западноевропейского утопического социализма и коммунизма XVI—XIX вв., и прежде всего учений Т. Мора, Т. Кампанеллы, Дж. Уинстэнли, Г. Бабефа, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Они создали проекты идеального, по их мнению, общества, в которых вопросы равенства и справедливости занимали поистине центральное место. Взгляды социалистов-утопистов носили в значительной степени новаторский характер, так как достижение ра-

венства и справедливости рассматривалось ими не абстрактно, а как результат коренного преобразования всех сфер жизни общества. Их ученияне просто фантазии, а зачастую поиски законов общественного развития, отражающие страстное стремление определить основные тенденции грядущего. Например, в творчестве «патриархов социализма» А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна имеются оптимистические утверждения о том, что человечество с неизбежностью идет к социальной справедливости, миру и счастью.

Социалисты-утописты поставили такие социальные вопросы, которые актуальны и сегодня: формы собственности, организация трудового процесса, принципы распределения, система правления, проблемы войны и мира, вопросы семьи и воспитания, роль науки и т. д. Они видели социальную справедливость в обеспечении всем членам общества равных возможностей в реализации их способностей и устремлений. Их учения носят гуманистический характер, ибо в центре всех размышлений человек как высшая ценность.

Социальное равенство и справедливость не тождественные друг другу понятия, ибо равенство выражает характер общественного положения самих взаимодействующих между собой людей, а справедливостьих отношение к действительности, ее соответствие прогрессу человечества. Поэтому не всякое' социальное равенство (например, уравниловка) благо, не всякое неравенство зло и проявление социальной несправедливости. Социалисты-утописты по-разному трактовали эти понятия. Одни считали необходимым сохранение определенных различий в труде, в потреблении благ гражданами идеальных государств, другие рассматривали равенство как всеобщую уравнительность, видя в этом высшее проявление справедливости. Третьи полагали, что равенство несовместимо с «природой» человека, поэтому выступали за сохранение имущественного неравенства людей, считая его вполне справедливым. Это было связано как с историческими условиями, так и с характером теоретического обоснования утопическо-социалистических идей.

Понять сущность воззрений социалистов-утопистов XVI— XIX вв. можно только в историческом контексте. А между тем их порой объявляют чуть ли не виновниками некоторых неприглядных явлений нашей действительности '. Такой подход, по нашему мнению, явно неправомерен, так же как совершенно неоправданна резкая критика утопистов за нерешенность ими тех или иных вопросов, за неосуществимость их проектов. Известно, что исторические заслуги оцениваются не по тому, чего не дали те или иные исторические деятели, мыслители, а что они сделали нового по сравнению со своими предшественниками.

' Такая тенденция наметилась, например, в нашей публицистике. См.: Ковальская Г. Тени «Города Солнца» //Знание—сила. 1988. № 12; Латынина Ю. В ожидании Золотого Века //Октябрь. 1989. № 6.

В нашей научной литературе существуют разночтения в использовании понятий «утопический социализм», «утопический коммунизм». По-разному трактуется и вопрос о генезисе и основных этапах развития утопического социализма и коммунизма. Дискуссия по этим методологическим проблемам шла не один десяток лет и не дала окончательных результатов^. В данной работе понятие «утопический коммунизм» вводится для характеристики тех концепций, в которых проповедуется общность имущества. Учения Сен-Симона и Фурье, которые не были сторонниками общественной собственности, относятся к утопическому социализму. Вместе с тем в соответствии со сложившейся в нашей литературе традицией в работе применительно ко всем представителям утопического социализма и коммунизма используется обобщающее понятие «социалисты-утописты».

В работе учтены результаты многолетних научных изысканий по истории утопического социализма и коммунизма отечественных ученых К. М. Андерсона, О. Ф. Кудрявцева, Г. С. Кучеренко, И. Н. Осиновского, Т. А. Павловой, А. С. Ципко, Л. С. Чиколини, А. Э. Штекли и др.

Автор искренне благодарен преподавателям кафедры истории социально-политических учений философского факультета Московского университета и рецензентам Н. С. Федоркину и А. М. Уш-кову за ценные советы и добрые пожелания в период написания данной работы.

"• В о лод и н А. И. О понятии «утопический социализм» // История об^ щественной мысли. Современные проблемы. М., 1972; Мухачев В. В. До-марксовский социализм: сущность и генезис. Свердловск, 1987; Ципко А. С. Идея социализма. Веха биографии. М., 1976; Штекли А. Э. «Родоначальник утопического коммунизма» и «проблески коммунистических идей» // История социалистических учений. М., 1982; Онже. «Крестьянская война в Германии» Энгельса и  изучение утопического коммунизма // История социалистических учений. М., 1984; Онже. Подготовительные работы к «Анти-Дюрингу» и вопрос о начале утопического социализма // История социалистических учений. М 1985 и др.

Глава I

Первый этап в развитии утопическо-коммунистических идей представляют учения XVI—XVII вв. Т. Мора, Т. Кампанеллы, Дж. Уинстэнли. В них отразились знания, традиции и нравы того времени. Утопии Мора и Кампанеллы это прежде всего яркие образцы последовательного использования гуманистической трактовки равенства и справедливости. Что касается Уинстэнли, то он при разработке своего проекта идеального общества опирался на христианские идеи, патриархально-крестьянские представления о равенстве, добре и справедливости, а также использовал естественно-правовую теорию. Большой отпечаток на все его творчество наложили события английской буржуазной революции XVII в.

Французский гуманист Г. Бюде в одном из писем коллеге писал, что созданный воображением Т. Мора остров Утопия «обеими руками держится... за три Божиих установления: равенство среди граждан во всем хорошем и дурном, или... их равное владение во всех смыслах; постоянную, упорную любовь к миру и покою; презрение к золоту и серебру. Это, как бы сказать, три способа избежать всяческого обмана, лжи, плутовства и расхожего нечестия. Пусть бы небеса во имя свое устроили так, чтобы эти три основных закона утопийцев стали краеугольным камнем твердого и прочного убеждения в сердцах всех смертных» [105. С. 91)1. Столь же высоко оценивает идеал Утопии лувенский ритор И. Па-лудан. Он даже обращается к гуманисту П. Эгидию с просьбой:

«Очень прошу тебя, ученейший мой Петр Эгидий, позаботиться о том, чтобы «Утопию» издали возможно скорее. Что касается хорошего устройства государственных дел, то в «Утопии» это можно будет увидеть, как в зеркале. Хорошо бы, если, подобно тому, как утопийцы станут перенимать нашу религию, мы бы позаимстйова-ли у них способ управления государством!» [105. С. 101).

Можно было бы привести и еще немало подобных высказываний гуманистов XVI в., считавших «Утопию» не только очень интересным, но и чрезвычайно полезным с точки зрения служения общественному благу произведением. В этой небольшой книжечке выдающийся английский мыслитель и государственный деятель Томас Мор (1478—1535) выразил свои сокровенные мысли о справедливом обществе всеобщего счастья. И его идеи были во многом созвучны представлениям гуманистов того времени. Поэтому очень важно рассматривать учение Мора в свете гуманистической идеологии. Лишь в этом случае можно будет правильно понять его взгляды на справедливость и равенство.

Гуманизм, как известно, берет свое начало в глубокой древности. Но только в эпоху Возрождения он приобрел форму целостной системы взглядов и течения общественной мысли. Гуманизм с его устремленностью к человеку противостоял официальной феодальной идеологии католицизму с его устремленяостью к 'богу. Носители нового мировоззрения перенесли интерес с понятий о боге на человека и окружающий мир. Крылатыми стали слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы: если бог начало, то человекцентр всех вещей. Гуманизм явился идеологическим отражением сложного процесса становления капиталистических отношений. Глубокие социально-экономические изменения привели к коренному перелому и в духовной жизни народов. Это была эпоха, которая нуждалась в великих мыслителях и которая породила их.

Разрабатывая проблемы философии, религии, политики, права, воспитания и т. д., гуманисты стремились дать ответы на самые животрепещущие вопросы, противопоставить жестокому времени свои идеалы справедливого общества. В их учениях о совершенном обществе перемешались античные представления, христианские идеи и новые черты. Следует отметить, что большинство гуманистов исходили из признания незыблемости института частной собственности и принципа индивидуализма. Представители так называемого гражданского гуманизма (к их числу относились итальянские мыслители М. Пальмиери, А. Ринуччини, Д. Аччай-уоли, Дж. Манетти и др.), рассуждая о справедливости и равенстве, зачастую трактовали эти понятия в правовом и моральном аспектах^ Гуманисты, мечтая об идеальном, справедливом обществе, возлагали надежды на сильные личности, на мудрых и про-

' Здесь и далее первая цифра обозначает номер по порядку в литературе, вторая том, третья страницу.

' См., например: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985; Брагина Л. М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983.

7

свещенных правителей, а народ рассматривали как «толпу», «чернь».

Мор не смотрел свысока на народные массы, которым глубоко сочувствовал, хотя и боялся народных движений. Изучая труды выдающихся мыслителей прошлого (античных авторов, представителей католического богословия), знакомясь с идеями своих современников-гуманистов, он мучительно размышлял о нравст-венном долге человека перед обществом, о его жизненном призвании, наконец, о том, как сделать жизнь разумной и справедливой^. Эти темы звучат в неоконченной исторической хронике «История Ричарда III», в стихах и эпиграммах, других его произведениях. Свое видение общества, в котором будут царить равенство и справедливость, Мор изложил в произведении под названием «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка & наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона», или сокращенно «Утопия» (1516).

В «Утопии» Мор подверг резкой критике жестокость и несправедливость царящих в Англии порядков *. Он выступил с осуждением процесса огораживания ^ Этот протест Мора против действий сильных мира сего даже повлиял на политику Тюдоров. В

" За последние годы в нашей стране было опубликовано много глубоких» интересных работ, посвященных исследованию идейных истоков утопического коммунизма Мора, в том числе и его представлений о равенстве и справедливости. См.: Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978; Ш текли А. Э. «Утопия» Томаса Мора: труд в распределение //Из истории социальных движений и общественной мысли. М1981; Он же. «Родоначальник утопического коммунизма» и «проблески коммунистических идей» //История социалистических учений. М., 1982; Онже. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984; Кудрявцев О, Ф. Ренессансная апология наслаждения (К прочтению некоторых мест «Утопии» Томаса Мора) //История социалистических учений. М., 1986; Онже. Гуманистические представления о справедливости и равенстве в «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. М., 1987—1988. Онже. Хозяйственная этика утопийцев /[Исория социалистических учений. М., 1989—1990.

* Богатый материал для осмысления событий, происходивших в то время в Англии, дали Мору восстания крестьянских масс. Например, выступление в 1497 г. обездоленных крестьян Корнуэлла во главе с кузнецом Майклом Джозефом. Их поход на Лондон завершился кровавой расправой с восставшими, учиненной королевскими войсками.

Несомненное влияние оказали также на автора «Утопии» идеи равенства и общности имущества, присущие средневековым крестьянским ересям.

^ Процесс огораживания начался в Англии во второй половине XV в. Б связи с повышением спроса на английскую шерсть овцеводство стало выгоднее землепашества. Поэтому землевладельцы стали превращать свои участки в пастбища, захватывая при этом и общинные угодья. В связи с этим начался массовый сгон крестьян с земли. Разоренные крестьяне превращались в бродяг, толпами бродивших по стране. Королевская власть боролась с бродяжничеством, издавая жестокие законы.

1517 г. правительство Генриха VIII, обеспокоенное массовым разорением крестьян и ростом нищеты, создало комиссии по расследованию об огораживаниях. По мнению историка И. Н. Осинов-ского, «Утопия» не могла не послужить толчком для мер, предпринятых английским правительством. Другое дело, что эти расследования мало что изменили, так как большинство в комиссиях составляли дворяне, кровно заинтересованные в продолжении огораживаний [105. С. 22].

Мор обращается в «Утопии» к правящим классам с требованием немедленно прекратить огораживание. «Отбросьте эту пагубную заразу, писал он, постановите, чтобы те, которые разрушили хозяйства и селения, восстановили их или же уступили их тем, кто хочет возвести их вновь или отстроить. Обуздайте эти скупки богачей и их произвол, подобный монополии. Меньше кормите бездельников! Вернитесь к земледелию, возобновите шерсто* прядение, чтобы стало оно почетным трудом... Если вы не излечитесь от этих бед, тщетно станете вы похваляться испытанной в наказаниях за воровство законностью, на самом деле скорее броской, чем справедливой и полезной» [105. С. 136).

В чем же заключается, по его мнению, основная причина неблагополучия и несправедливости общества? В господстве частной собственвости. «...Я полностью убежден, пишет он, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими, невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность» [105. С. 164). Мор утверждал, что пока существует частная собственность, нет никакой надежды излечить общество. Он считал совершенно несправедливым, чтобы одни люди проводили жизнь в «роскоши и блеске, в праздности или в ненужных занятиях», тогда как «работник, возница, ремесленник, земледелец постоянно заняты таким трудом, какой едва могут вынести вьючные животные!» [105. С. 274—275].

Мор указывал на три причины социального неравенства и растущего обнищания трудящихся. Во-первых, что частые войны, в результате которых появляется масса инвалидов, потерявших трудоспособность вследствие ранений. Во-вторых, это паразитический образ жизни правящих классов, живущих за счет других людей, в основном крестьян. Кроме того, знать содержит множество слуг, которых в случае потери их трудоспособности либо после смерти их господина изгоняют, они пополняют ряды бродяг и разбойников. Наконец, в-третьих это процесс огораживания, который привел к массовой экспроприации и обнищанию мелких землевладельцев.

Мыслитель подверг беспощадной критике систему несправедливого правления в условиях королевското абсолютизма. По его убеждению, «все короли большей частью охотнее занимаются военными делами,.. чем благими мирными вещами; гораздо более пекутся они о том, как бы .правдами и неправдами приобрести се-

бе новые царства, чем о том, как достойно управиться с приобретенными» [105. С. 125—126]. Глубоко осуждая тиранию. Мор отверг идею о божественном происхождении королевской власти, более того, развивал 'мысль о ее зависимости от народа. Государь, писал он, ответствен перед народом, так как «народ своей волей дает и отнимает власть».

Кто б ни был муж, один царь над многими,

Обязан властью многим он. И он отнюдь царить не должен долее,

Чем захотят те, многие.

Что же так спесивы властелины жалкие, Коль их правленье временно?   [104. С. 37].

Заслуживает внимания и мысль Мора о защите государственной властью интересов богачей: «Когда я внимательно наблюдал и размышлял обо всех государствах, которые процветают и доныне, честное слово, не встретил я ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах». [105. С. 276]. Более того, автор «Утопии» вскрывал неизбежность шроявления беззакония государственной власти там, где господствует частная собственность.

Мор подверг резкой критике самые разные сферы жизнедеятельности общества. Он показал паразитизм дворянства и духовенства, а также предпринимателей капиталистического склада, к которым относились, с одной стороны, дворяне-джентри, с другой«новые богачч», «купцы-монополисты, спекулянты хлебом, скотом и т. д. Предприимчивое новое дворянство и буржуазию Мор зачислил в разряд общественных паразитов, живущих трудами бедняков.

Что же противопоставляет Мор миру несправедливости, неравенства и жестокости. Он описывает жизнь идеального справедливого государства Утопия, расположенного на острове. В Утопии господствует общественная собственность^. Причем ее граждане

^ В современной зарубежной литературе  неоднократно высказывалось мнение о том, что Мор в более поздних своих произведениях якобы отошел от идеи общественной  собственности и даже защищал частную собственность. При этом чаще всего сторонники, данной точки зрения ссылаются на следующие слова из последнего произведения Мора «Диалог о спокойствии посреди невзгод», написанного в Тауэре в 1534 г.: «Если бы все деньги, которые имеются.., взять у тех, кому они принадлежат, и собрать вместе, а затем поделить между всеми поровну, то завтра, я полагаю, стало бы еще хуже, чем сегодня. Тем, кто ныне является самым состоятельным, досталось бы немногим больше того, что имеет теперь нищий. А тот, кто сегодня нищенствует, от такого раздела стал бы не намного богаче, чем он был до сих пор» [186. V. 12. P. 180]. Такой подход зарубежных исследователей представляется нам несостоятельным. В «Диалоге» Мор скорее выступал с критикой примитивных уравнительных проектов, означавших, по существу, полумеры в преобразовании общества, которые не могли привести к существенным изменениям господство-завших несправедливых общественных отношений.

утопийцы не имеют ничего своего, лишены даже предметов личного обихода. Для обоснования идеи общности имущества Мор прибегает к авторитету Платона. По словам Мора, «этот наимудрейший человек (Платон. Т. С.) легко увидел наперед, что для общественного благополучия имеется один-единственный путьобъявить во всем равенство. Не знаю, можно ли это соблюдать там, где у каждого есть своя собственность» [105. С. 163]. Автор «Утопии» ищет аргументы в защиту идеи общественной собственности и в христианстве. Утопийцы, пишет он, признали христианство, так как «они услыхали, что Христу нравилась общая жизнь Его учеников и что она до сих пор сохраняется в наиболее верных христианских общинах» [105. С. 257]. Однако мыслитель выступает против официальной церковной доктрины своего времени и обращается к идеалам раннего христианства, сохранившимся в народном сознании. «Бог предвидел многое, когда сотворил все общим; многое предвидел и Христос, когда Он снова попытался призвать людей от частных забот к общим. Конечно, Он понимал, что наша испорченная человеческая природа безмерно любит частное не без ущерба для общего. Жизнь показывает это повсеместно. Ведь каждый не только любит свое поместье или же свои деньги, не только печется о своем сословии или о своем братстве, но все, что мы по какой-либо причине зовем своим, отзывает наши чувства от заботы о делах общих» [Цит.по: 115. С. 148]. Христианская любовь должна стать, по мнению Мора, созидающей силой, которая не только объединит человечество, но и явится прочной основой справедливого общественного устройства. ' Истинный христианин должен с радостью трудиться, делать все для блага и счастья своих ближних.

Мор провозглашает идею всеобщего, обязательного для всех труда. При этом специальные должностные лица в Утопии должны наблюдать за выполнением работ, чтобы «никто не сидел в праздности». В то время, когда на мануфактурах в Англии рабочий день доходил до 12 и даже 15 часов в сутки, Мор устанавливает 6-часовой рабочий день. Такая система трудовой повинности не превращала труд в тяжкое бремя. Оставалось свободное время, которое утопийцы могли проводить по своему усмотрению. Большинство из них предпочитало уделять свой досуг наукам. Мор, как и его современники-гуманисты, отдает явное предпочтение интеллектуальному труду. Он считает, что невозможно уравнять разные виды труда, а значит, не следует понимать равенство как всеобщую уравнительность. Физический труд мыслитель рассматривает как «телесное рабство», а некоторые виды труда вообще считает недостойными свободного человека. Такого рода работы должны, по его мнению, выполнять рабы. Правда, рабство носит в Утопии своеобразный характер. Прежде всего, рабами становятся люди, совершившие преступления.  Мор убежден, что жизньэто драгоценный дар и поэтому лишать ее человека за его неблаговидные поступки, например, воровство, нельзя. «Нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь.

II

Ибо, я полагаю, пишет он, ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью. Если же скажут, что это воздаяние не за украденные деньги, а за попранную справедливость, за нарушенные законы, то почему бы не назвать по заслугам это высшее право высшим бесправием?» [105. С. 137—138J. Преступникам, по мнению Мора, следует сохранять жизнь. «Ибо своим трудом они принесут больше пользы, чем своей смертью, а их пример на более долгий срок отвратит других от подобного злодейства». [105. С. 235]. Наказание должно перевоспитывать, а не устрашать людей, нужна соизмеримость преступления и наказания. Поэтому Мор и выступает за замену смертной казни принудительными работами, т. е. за обращение преступников в рабов. Следует отметить, что рабство вводится им со ссылками на античную традицию: «Зачем нам сомневаться в полезности того способа карать за преступления, который, мы знаем, давным-давно был у римлян, весьма хорошо умевших управлять государством? Уличенных в крупных преступлениях они присуждали работать в каменоломнях и добывать металлы и держали таких людей все время в цепях» [105. С. 139—140].

Означает ли все вышесказанное, что Мор верит в «перековку преступников честным путем»? Очевидно, не следует преувеличивать его заботу о «перевоспитании преступников». Мыслитель думает и о выгоде государства, которую можно будет извлечь из использования рабского труда, так как преступники это не единственный источник пополнения рабов. Ими становятся также военнопленные и иностранцы, приговоренные у себя на родине к смертной казни. Жизнь рабов в Утопии, по мнению Мора, намного легче, чем положение эксплуатируемых трудящихся в Англии. На этом основании он заявляет, что некоторые бедняки из других стран предпочитают пойти в рабство к утопийцам добровольно, чем жить в своей стране. Дети же рабов становятся свободными гражданами Утопии. И все же существование рабов в идеальном государстве явно противоречит принципам равенства, на основе которых Мор создавал совершенный строй Утопии. Правда, удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен. Основными производителями являются сами утопийцы. Тяжелые и непривлекательные работы выполняют также религиозные подвижники, которые видят смысл своей жизни в труде и услужении ближним. Таким образом, в основе использования рабов лежит не экономическая необходимость, а специфическое отношение гуманистов к различным видам труда. Мор не смог отойти от презрительного отношения к ремеслам. Поэтому рабство введено им в силу философских и нравственных причин.

Хозяйственной единицей Утопии является семейство, насчитывающее до 40 человек. Члены каждого семейства занимаются определенным ремеслом, которое закрепляется за ними пожизненно. Утопиец может по желанию изменить род свой деятельности, но для этого он должен перейти в другое семейство. В «Утопии» нет специального описания мастерских. Поэтому сложно сказать

12

как в них организован трудовой процесс. Известно, что продукция каждой общины сдавалась на склады, а оттуда ее глава получал все необходимое для жизни утопийцев. Предлагая такую организацию трудового процесса, Мор отнюдь не реставрировал средневековый ремесленный строй, но в то же время и не предлагал создать государственные мануфактуры. Он хорошо видел, что мануфактура нещадно эксплуатирует наемный труд. Можно сказать, что автор «Утопии» пытался создать новый способ организации труда, основанный на общественной собственности.

Мор немало размышлял над тем, что же заставит человека хорошо работать. В уста одного из участников диалога первой части «Утопии» он вкладывает следующие слова: «Никогда не будет возможно жить благополучно там, где все общее. Ибо как получится всего вдоволь, если каждый станет увертываться от труда? Ведь у него нет расчета на собственную выгоду, а уверенность в чужо.м усердии сделает его ленивым» [105. С. 165]. Мор считает, что вполне достаточно четко организовать трудовой процесс, ввести должностных лиц, которые будут следить за выполнением всех работ. Но он явно недооценивает значение личной заинтересованности человека в результатах труда. Если у человека нет ничего своего, а именно так живут утопийцы, он до некоторой степени обезличен, то вряд ли будет стремиться к добросовестному

труду.

Весьма упрощенно решает Мор вопрос о соотношении города я деревни. Он пытается преодолеть исторически сложившуюся противоположность между ними следующим образом. Мор считал жизнь в деревне более тяжелой. Поэтому в Утопии нет деревень в общепринятом смысле. Все жители государства обязаны отработать в течение двух лет в сельском хозяйстве, после чего могут вернуться к занятиях своим ремеслом. Люди, которых привлекает сельскохозяйственный труд, могут заниматься им всю жизнь. Продукты земледелия и животноводства это плоды труда свободных граждан Утопии^. Таким образом, Мор пытается изменить веками сложившееся положение, когда город является эксплуататором по отношению к деревне. По существу, он возрождает учение о полисе городе-государстве, где горожанин и земледелец предстают в- лице гражданина.

Существует в Утопии и категория лиц, которые освобождаются от непосредственно производительного труда. Мор считал вполне

" Но не призрачны ли упования Мора на большие успехи утопийцев в сельском хозяйстве? При отсутствии заинтересованности и энергии труженика-собственника вряд ли удастся добиться больших успехов, о которых он пишет в «Утопии». Как едко замечает Ю. Латынина, в воображаемом государстве Мора жители «справляются почти со всем урожаем за один погожий день», так как все горожане выходят в поля во время жатвы. «Последнее обстоятельство, бесспорно, можно числить в ряду гениальных прозрений Мора, но сама картина уборки урожая за один день заставляет задуматься: это по постановлению какого ж райкома в один день все и повсюду поспеет?». Л а-тынина Ю. В ожидании Золотого Века //Октябрь. 1989. № 6. С. 183.

естественным и справедливым, что люди, которые отличаются ученостью и нравственностью, будут заниматься управлением или науками. Каждый должен, по его мнению, занимать в обществе то место, которое он заслуживает своими личными качествами, образованностью и т. д. Та.ким образом, Мор не против привилегий и социальных различий. Поэтому неправы те исследователи, которые считают его сторонником «грубой уравнительности»^. Правда, Мор отвергает, подобно многим гуманистам, идею природного неравенства людей. Он вполне солидарен со своим другом выдающимся гуманистом Эразмом Роттердамским, который едко высмеивал тех, кто кичился благородством своего происхождения, полагая, что «благородство зависит прежде всего от того, где издал ты свой первый младенческий крик» [183. С. 156]. Благородство никому не дается от рождения, а является результатом интеллектуального и морального самосовершенствования. Прежние привилегии должны быть заменены другими, согласуемыми с принципом справедливости так, чтобы в обществе подобающее им место занимали истинно достойные люди. Но как определить достоинства лица? Государство, полагает Мор, должно поощрять добродетель, усердие и талант. Эта мысль была широко распространена и в античной литературе, и во взглядах ренессансных гуманистов.

Естественно, может возникнуть вопрос: а не окажется ли так, что исключительность, определенные преимущества будут раздаваться не с учетом личного авторитета того или иного лица, его таланта и трудового усердия, а по чину, месту, наконед, принадлежности к некоему «кругу»? Мор, будучи противником всеобщего уравнения людей, в то же время был против жесткого закрепления, например, кастовости «сословия ученых». Принадлежность к нему не передается по наследству, идет постоянное пополнение этого сословия; не оправдавшие ожиданий ученые переходят в разряд рядовых граждан.

Важным показателем трактовки в Утопии принципов равенства и справедливости является система распределения. В каждую эпоху в зависимости от социальной среды формируются свои представления об оптимальных потребностях человека, от удовлетворения которых зависит счастье отдельного индивидуума и всего общества. В Утопии господствует чрезмерная скромность в удовлетворении материальных потребностей людей. Мор видел жизненную мудрость в таком разумном их ограничении. По его мнению, стремиться надо не к изобилию материальных благ, а к максимальному удовлетворению духовных потребностей. Однако автор «Утопии» неверно полагал, что материальные блага могут быть созданы благодаря уничтожению социального неравенства (в его понимании) и введению всеобщей трудовой повинности

без существенного усовершенствования орудий труда. Таким образом, Мор не предусматривал «технический прогресс». Правда,. и самой идеи «технического прогресса» тогда еще не было. Автор «Утопии» считал, что достаток может быть достигнут за счет включения в производственную деятельность практически всего населения, из-за отсутствия частной собственности, установления строгого порядка, бережливости^. По его словам, утопийцы «весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает» [105. С. 162—163]. Однако, как уже отмечалось выше, равенство Мор понимал не как уравнительность. Он считал справедливым освободить от обременительного физического труда ученых, должностных лиц.

Утопия представляет собой федерацию 54 городов, в каждом из которых существуют одни и те же институты. Главный политический орган общеостровной сенат, который находится в столице страны в городе Амауроте. В сенат входят избираемые сроком на один год представители всех городов (по три человека от каждого города). Свой сенат есть и в каждом городе. От 30 семейств избирается должностное лицо филарх, или сифогрант-Это низшая категория должностных лиц. Каждые десять сифо-грантов избирают протофиларха, или транибора более высокое должностное лицо государства. Во главе каждого города стоит правитель принцепс. Его избирают пожизненно двести филархов путем тайного голосования, причем на альтернативной основе, так как народ называет четыре кандидатуры на этот пост. Принцепс может быть смещен со своего поста в случае, если проявит склонность к тирании. Ни один важный вопрос не решается без сената и народного собрания. «Принимать решения помимо сената или народного собрания о чем-либо, касающемся общественных дел, считается уголовным преступлением» [105. С. 181—182]. Основная функция сената контроль за производством и распределением в масштабах государства с целью сохранения равенства и справедливости на острове. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейства. Таким образом, в Утопии существует «смешанная» форма правления. В ней прослеживаются монархические (принцепс), аристократические (сенат) и демократические (выборность должностных лиц) элементы. При этом, как отмечает А. Э. Штекли, третий эле.мент имеет особое значение, «Как раз здесь видцы сильные демократические устремления Мора. Его настойчивые поиски «философии, более подобающей гражданину», его мечта об участии всех граждан в определении их собственной судьбы, активная гражданственность все это ярко отразилось в

^ См.: К а и С. Б. История социалистических идей (До возникновения марксизма). М.,1967. С. 21; Бонташ П.К.,  Прозорова Н.С.Томас Мор. М„ 1983. С. 53, 79.

" Об организации хозяйственной жизни в Утопии см.: Кудрявцев О. Ф. Хозяйственная этика утопийцев //История социалистических учений. М„ 1989— 1990.

преобладающем значении «народовластия» как одной из составных частей созданного им варианта «смешанного правления» '*.

Анализируя вопросы жизнедеятельности справедливого общества, Мор не мог, конечно, обойти вниманием животрепещущую проблему войны и мира. Он критикует политику захватнических войн, которую ведут государи, отрицательно относится к военной славе. Его взгляды хорошо вписываются в русло рассуждений гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. «Не война лирассадник и источник всех достохвальных деяний? писал Эразм. А между тем что может быть глупее, чем выступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод? А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами» [183. С. 79—80]. Эразмом был написан и специальный антивоенный трактат «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного» (1517). Но в то же время Эразм оправдывал справедливые войны. К их числу он относил, например, оборонительные войны против турок. Перефразируя цитату из Евангелия от Луки, Эразм писал о том, что нельзя полностью отвергать войну, когда нет другого способа сохранить всеобщее спокойствие. При этом очень важно, считал немецкий гуманист, по возможности ограничить число человеческих жертв и материальных потерь, стремиться к прекращению войны. Эразм предлагал также систему мер, направленных на мирное урегулирование отношений между государствами, отказ от войны как средства разрешения международных конфликтов.

Мор, придерживаясь близких взглядов, пытается уяснить, какие же войны следует считать справедливыми и, следовательно, оправданными. С некоторыми его высказываниями можно вполне согласиться. Прежде всего, мыслитель считает оправданной и справедливой войну по защите отечества. Вряд ли кто будет оспаривать верность этого положения. Военной подготовкой в Утопии занимаются и мужчины, и женщины. В отечественной войне принимает участие весь народ, причем война ведется на территории противника (Как знакомы нам такие упования!). Мор говорит о необходимости свято соблюдать перемирие, охранять сдавшиеся города, не грабить мирное население. Он безоговорочно оправдывает военную помощь соседним государствам, с которыми Утопия связана договорами, а также войны по оказанию поддержки народу, угнетаемому тиранией (Здесь вполне уместно вслед за многими исследователями творчества мыслителя задаться вопросом: а не означает ли это вмешательство в дела другого государства?

"° Подробнее см.: Штекли А. Э. О политическом строе Утопии //Средние века. Вып. 49. М., 1986. С. 139.

Нет ли здесь опасности навязывания своей воли соседям?) ч. Правда, во время войны «никого не гонят за границу служить против воли, оттого что утопийцы убеждены, что робкий от природы не только сам не выкажет никакой отваги, но и вселит страх в своих товарищей» [105. С. 250].

Весьма уязвима для критики мысль Т. Мора об оправданности войны с туземцами, которые плохо используют свою землю и противятся колонизации. «Утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно, запрещая пользоваться и владеть ею другим.. [105. С. 192]. В трактовке такой войны, как справедливой (даже наисправедливейшей!), сказывается историческая ограниченность Мора. Но, безусловно, явно необоснованно и неправомерно заявление израильского исследователя Ш. Авинери, который утверждает, что Мор теоретик геноцида, защитник сознательной нацистской агрессивной политики и т. д. [112. С. 296].

Еще один важный аспект проявления равенства в Утопии: решение вопроса о правах женщины, о ее месте в обществе. На протяжении тысяч лет женщины не имели экономических и политических прав по сравнению с мужчинами, были лишены реального доступа к различным сферам деятельности. Нх мир был ограничен воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Такое неравенство мужчин и женщин означало величайшую несправедливость. По словам А. Бабеля, женщина это «первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб» [18. С. 49]. Дух дискриминации, «проклятья» долго тяготел над женщинами. Лишенная прав на средства существования, задавленная неумолимыми законами, женщина веками была рабыней мужа-господина. Отношение к женщине как к существу второго сорта прослеживается во взглядах многих мыслителей прошлого, в религиозных учениях. Обратимся, например, к христианству. В первом Послании апостола Павла Коринфянам сказано: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят они чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» [20, XIV, 34—35]. А в послании апостола Павла Ефесянам читаем»: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как

" Оправдание войны серьезная проблема, всегда волновавшая мыслителей. Необходимо иметь законную причину или, по крайней мере, предлог для применения вооруженной силы. Размышляя по этому поводу, английский философ Ф. Бэкон писал, что «какое-то врожденное чувство справедливости, заложенное в душе человека, не разрешает начать войну, которая несет с собой столько страданий, если нет на то важной или по крайней мере благопристойной причины» [29, Т. 1. С. 480].

Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» [20, V, 22—24].

В эпоху Ренессанса положение женщин изменилось очень мало. Тем значительнее выглядят идеи Мора. В определе.нной степени он, правда, испытал влияние традиционных представлений, в том числе христианских. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют следующие слова из «Утопии»: «Жены услужаюг мужьям». Или: «Жен учат мужья...» ['105. С. 192, 235]. Но в то же время Мор высказывает и новые, несомненно прогрессивные для своего времени идеи. Женщины в Утопии наряду с мужчинами изучают какое-нибудь ремесло, при этом они овладевают наиболее легкими. Они обрабатывают шерсть или лен. Только на женщинах лежат обязанности «варки и приготовления пищи... Они также по очереди, одна из каждого хозяйства, заняты всем, что подается на стол» [105. С. 195—196]. Вместе с тем желщины могут наравне с мужчинами войти в число тех пятисот утопийцев, которые проявляют склонность к наукам и освобождаются от обременительного, повседневного физического труда. Женщина, утверждал Мор, может и должна быть столь же образованной как и мужчина, так как «разница пола в смысле учелости значения не имеет» [185, P. 122]. А если учесть, что из сословия ученых выбирают послов, свяяяяников, траниборов и, наконец, самого правителя, то кажется, что женщины могут занимать в Утопии высшие должности, править государством ^.

Однако не следует торопиться с таким выводом. В одном месте в «Утопии», говоря о поощрении наиболее достойных граждан. Мор имеет в виду только мужчин. «Мужам, которые знамениты своими особыми заслугами перед государством, в добрую память об их подвигах и для того, чтобы вместе с тем слава собственных их предков подстрекала и побуждала потомков к добродетелям, уто-пийцы воздвигают на площади статуи» [105. С. 237]. Отсюда можно сделать вывод, что время полного женского равноправия еще не пришло, что и отразилось в книге Мора.

Еще один важный аспект жизни в Утопии отношение к немощным, больным и старым людям. Забота об этих категориях граждан, нуждающихся в особом внимании, свидетельствует о гуманности государства, о его справедливом характере. С большой

'" К чести Т. Мора, он не только провозглашал эти передовые для своего времени идеи о женском равноправии, но и практически стремился их осуществить. Его дочери получили блестящее образование. Они готовились принять участие в философском диспуте при дворе Генриха VIII. А старшую, любимую дочь Т. Мора, Маргариту, за ее глубокие знания древних языков и литературы Эразм Роттердамский назвал «украшением Британии» (187. P. 201—245]. Пройдет совсем немного времени и в Англии и Шотландии будут царствовать в одно время две незаурядные правительницы Елизавета Английская и Мария Стюартредкостные дарования, рядом с которыми остальные монархиФилипп II Испанский, Карл IX Французский, Фердинанд Австрийский покажутся простыми статистами, второразрядными фигурами. Ведь ни один из них не достиг того духовного уровня, на котором находились эти противостоящие друг другу женщины. Они умны, высокообразованы, обе блистают утонченной культурой.

болью пишет Мор о несправедливом, безразличном отношении в современном ему обществе к труженикам, 'потерявшим силы и здоровье в нелосильном труде. Государство, по его словам, «нисколько не заботится о земледельцах, угольщиках, работниках, возницах и ремесленниках, без которых не существовало бы вообще никакого государства. Злоупотребив их трудом в расцвете их жизни, в годы, когда они отягощены болезнью и терпят во всем нужду, забывают их бессонные ночи, не помнят ни о каких их благодеяниях и в высшей степени неблагодарно расплачиваются с ними самой жалкой смертью» [105. С. 275J. Поэтому Мор считает важным проявлением справедливости оказание всемерной помощи, милосердия и внимания по отношению к больным людям и старикам. Это хорошо видно в Утопии. Больных лечат в общественных приютах, используют все доступные средства для их исцеления, стремятся всячески облегчить их страдания. «Эти приюты так устроены и так полны всем, что надобно для здоровья, столь нежно и заботливо пекутся там о больных, столь опытные врачи находятся там все время, что хотя никого туда и не отсылают против воли никого, однако, нет во всем городе, кто, страдая от хвори, не предпочел бы лежать там, нежели у себя дома» [105. С. 194—195].

В Утопии царит всеобщее уважение к старости. Мор хорошо понимает, что старость, как говорят не радость, старость приносит болезни и сама есть болезнь. У стариков нет уже достаточных сил и крепкого здоровья. Однако у них есть большой личный опыт, жизненная мудрость. Поэтому гуманист проповедует внимательное, заботливое отношение к старшему поколению. Он пишет о необходимости сделать жизнь стариков обеспеченной и спокойной, дать им почувствовать себя заслуженными и уважаемыми людьми. Старейшины стоят во главе семейств утопийцев. Им отводятся почетные места во время общественных трапез, выделяется лучшая еда, которой они могут по своему усмотрению поделиться с остальными. Тем самым сохраняется живая связь старшего поколения с окружающим миром. Особое внимание уделяет Мор целенаправленному воспитанию уважения и почтения к старости состо-роны молодежи. Он пишет о том, что нужно сделать все, чтобы люди избежали одинокой старости. Вряд ли кто станет оспаривать, и сегодня актуальность многих мыслей Мора, его рассуждений о.' необходимости заботы в обществе о старшем поколении. Своим почтительным уважением к его представителям он как бы провозглашает идею «Старость не конец, а венец».

Мор считал, что для создания справедливого общества недостаточно ввести общность имущества, хорошее управление и законы. Необходимо воспитать достойных граждан государства. Поэтому он предложил весьма демократическую и прогрессивную систему воспитания подрастающего поколения. Как писал немецкий гуманист С. Брант

Нравственность, влеченья, знанья, Зависят лишь от воспитанья.

Mop убежден, что надо создать одинаковые для всех детей возможности получить хорошее образование, проявить себя, свои способности. Дети обоето пола проходят обязательное обучение в школе. Причем оно нс ограничивается усвоением определенных знаний, а сочетается с практическими занятиями ремеслом и зем-леделие.м. Мор предлагает принцип политехнизации обучения. В его Утопии взрослые постоянно уделяют внимание воспитанию, развитию способностей детей. Даже во время совместных трапез старики «охотно слушают молодых и даже намеренно вызывают их, дабы вызнать таким образом дарование и ум каждого» [105. С. 198). Большое внимание уделяется вопросам эстетического воспитания, физического совершенствования и т. д. В таком решении проблемы воспитания Мор намного опередил своих современников-гуманистов. Он провозгласил идеал всесторонней, гармонически развитой личности, активного гражданина общества. И система •образования и воспитания, физическая подготовка, проведение досуга в Утопии должны соответствовать этому идеалу.

Мор не мог не остановиться ка вопросе о соотношении интересов личности и общества. На первый взгляд может показаться, что изображенное им справедливое общество бесконфликтно, личные и общественные интересы существуют в гармонии. Е. В. Тарле. писал, что Томас Мор старательно избежал необходимости прямо высказаться по вопросу, чьи интересы государства или личности должны быть принесены в жертву в случае их столкновения. «Мор так построил свой трактат, что столкновения между интересами государства и индивидуума у него немыслимы» [152. С. 184].

По мнению некоторых исследователей, в Утопии нет особого ограничения свободы человека ". Но так ли это? Нам представляется, что жизнь граждан государства Утопии чрезмерно регламентирована, регулируется многими правилами ^. И это делается ради правильной организации производства. Но бремя таких ограничений несут утопийцы. Все 'их действия находятся под постоянным 'контролем должностных лиц. Сифогранты следят за тем, чтобы «никто не сидел в праздности»; «вне дома за всеми движениями v всех следят те, чья воля и власть правят 'ими дома» [105. С. 184J. Всеобщий гласный контроль над челове.ком требует, чтобы он всегда был «нараспашку», и все бы знали обо всем. Даже для посещения другого города нужно разрешение властей. А если утопиец просто желает погулять по цолям вокруг родного города, он должен получить разрешение главы хозяйства и согласие супруги. Напомним, что у жителей Утопии практически нет ничего своего. Их быт чрезвычайно регламентирован. Через десять лет они должны менять свои дома, чтобы не возобладал в них дух собственности и алчности. Даже «платье у них отличается разве только у лю-

^ См.: Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1985. С. 12; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. С. 31в.

^ В отличие от Мора французский гуманист Ф. Рабле, описывая в романе «Гаргаптюа и Пантагрюэль» образ жизни Телемского аббатства, провозгласил для его членов иной жизненный принцип: «Делай, что хочешь».

дей разного пола да еще у одиноких или женатых, а так по всему острову оно всегда одного покроя» [105. С. 183]. Таким образом, интересы общества явно превалируют.

Однако эти ограничения не кажутся Мору слишком тягостными. У него свои представления о соотношении личных и общественных интересов, о нравственности. Представления довольно синкретичные, в них чувствуется влияние античных и христианских идей, а также воззрений его современников-гуманистов ^. Мор отнюдь не проповедует суровый религиозный аскетизм, поскольку «в высшей степени безумно стремиться к суровой, нелегкой добродетели 'и не только гнать от се.бя сладость жизни, но и по своей поле терпеть страдание, от которого не дождешься никакой пользы» [105. С. 211—212]. Более того, подобно другим представителям ренессансного гуманизма он проповедует эпикурейские и гедонистические идеи, утверждая, что в самой природе человека заложено стремление к наслаждению. Душа человека рождена для счастья, а оно заключается в наслаждении. Но не всяком, а лишь истинном. Нельзя пользоваться земными удовольствиями без разума и доб-. родетели. Необходимо, по мнению мыслителя, согласовывать личные интересы с благом всего общества. Человек не может быть счастлив, эксплуатируя себе подобных. «...Приятную жизнь, то есть удовольствие как предел всех наших деяний, предписывает нам сама природа... И так как природа приглашает смертных помочь друг другу, чтобы жить веселее (это она делает совершенно справедливо, ибо никто не возвышается над участью рода человеческого настолько, чтобы природа пеклась лишь о нем одном; она равно благоволит ко всем, объединенным общим видом), она, разумеется, даже велит тебе следить, чтобы не пренебрегал ты своими выгодами, как не причиняешь ты невыгод другим» [105. С. 213—214]. Вот почему, считает Мор, соблюдать законы справедливого, разумно организованного общества, «заботясь о своей выгоде, дело благоразумия; думать, кроме того, о выгоде обществапризнак благочестия. Однако похищать чужое удовольствие., гоняясь за своим, несправедливо. И напротив, отнять что-нибудь у самого себя и отдать другим как раз долг человечности и доброты; этот долг никогда не забирает у нас столько, сколько возвращает нам назад. Ибо он вознаграждается обменом благодеяний» [105. С. 214].

Отвергая ложные удовольствия (наслаждение богатством и роскошью, игрой в кости, охотой и т. д.), Мор как истинный представитель гуманизма видит добропорядочное удовольствие в содержательной духовной жизни, в использовании досуга для занятий науками и искусством. Поэтому государство Утопия так устроено, «что прежде всего важна только одна цель: насколько поз-

^ Этот вопрос подробно освещен в нашей литературе. См.: Осиновский И. Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. С. 175—196; Кудрявцев О. Ф. Ренессанская апология наслаждения (К прочтению некоторых мест «Утопии» Томаса Мора) // История социалистических учений. М., 1986.

воляют общественные нужды избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом, полагают они (уто-пийцы. Т. С.), заключае.тся счастье жизни» [1105. С. 190).

Мор небезуспешно попытался преодолеть противоречия, свойственные индивидуализму. Вспомним, что большинство гуманистов пыталось соединить признание прав человека на земные блага и их достижение с идеей незыблемости частной собственности, классовых и имущественных различий. Оригинальность Мора как мыслителя заключается в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества. По его убеждению, для морального совершенствования людей необходимо изменить общественную систему; главной причиной нравственной испорченности является социальное неравенство, вызванное господством частной собственности. Ликвидировав частную собственность, отменив деньги (они используются в Утопии лишь для торговли с другими странами), «утопийцы избавились и от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали с корнем!». Исчезли «обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательство, отравления, каждодневно наказывая которые, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают» 1105. С. 276—277)^. Выходит, Мор ка'к и другие утописты, надеялся на искоренение всех человеческих пороков, изменение «природы» человека? Очевидно, и да.. и нет. Вспомним, что он предусматривал превращение преступников в рабов. Значит, преступники в Утопии все же есть!

Хотелось бы обратить внимание, еще на один аспект жизнедеятельности справедливого государства Утопии. Речь идет о правах граждан в вопросах отправления религиозного культа. Мор пытался сотласовать религию с идеей общественной пользы и доводами

Пройдет около двухсот лет после написания «Утопии», и соотечественник Мора Б. Мандевиль в басне-поэме. «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» выдвинет парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что пороки частных лиц являются благом для общества. В пчелином улье им аллегорически изображено общество, в котором нищета соседствует с роскошью, труд с праздностью. В улье много разных пороков, здесь процветают «тщеславие, зависть, алчность, спесь», но тем не менее он существует и даже богатеет. Но как только пчелы покончили с пороками, стали честными и примерными, в их среде произошли огромные перемены. Исчезли богатство и роскошь, улей оскудел и распался. Басня о «возроптавшем улье» заканчивается словами:

Чтоб стать народ великим мог, В нем должен свить гнездо порок: Достатка все тому свидетельНе даст ему лишь добродетель. И те, кто век вернет иной, Прекраснодушный, золотой, Верша все честными руками, Питаться будут желудями (^бО. С. 130].

По мнению А. Л. Субботина, басня Мандевиля была по существу одной из ранних антиутопий, написанной с помощью доказательства посредством «сведения к абсурду», где в роли «абсурда» выступает как раз Утопия [150. С. 39—4&].

разума. Он объявил все разумное угодным богу, и что особенно важно, в условиях острых религиозных конфликтов проповедовал веротерпимость. В «Утопии» он выступает за право людей свободно выражать различные мнения, запрещает лишь проповедовать безбожие. В своей деятельности на посту лорда-канцлера английского государства Мор не преследовал еретиков. Но все же он не был до конца последователен во взглядах на религию. Так, в более позднем сочинении «Диалог о ереси» он рассматривал ересь как преступление и измену делу истинной веры. В других своих сочинениях мыслитель даже одобрял наказание еретиков. Таким образом, взгляды Мора несли отпечаток настроений, борьбы и предрассудков того смутного времени.

Это хорошо видно и в отношении Мора к событиям крестьянской войны в Германии 1524—1526 гг., в ходе которой была предпринята попытка крестьянско-плебейских масс во главе с Мюн-цером установить «царство божье» на земле, реализовать народные представления о равенстве и справедливости. Мор называл восставших крестьян «толпой безбожных еретиков». В «Утопии», правда, один раз он как бы мимоходом упомянул о справедливом духе выступления трудящихся, терпящих бесчисленные лишения и бедствия, против сильных мира сего. Но в целом Мор осуждал революционное движение низов и протестовал против всяких по-ныток насильственного ниспровержения существующего строя. Созданный им идеал общества равенства и справедливости носил умозрительный характер. Вместе с тем нельзя не отметить, что представления английского мыслителя оказали большое влияние как на его современников, так и на социалистов-утопистов последующих поколений ".

...Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое.

Платон " Как уже говорилось выше, гуманисты современники Мора считали «Утопию» очень поучительной книгой для государственных деятелей. Даже находились люди, которые пытались осуществить на практике описанные в ней принципы. Это. например, испанские гуманисты Хуан Мальдонадо и Васко де К>ирога. Подробнее о деятельности Васко де Кпроги в Новой Испании по реализации общественного идеала Т. Мора см.: [154. С. 167—190]; [80. С. 24—28].




1. Завдання управління необоротними активами підприємства [0
2. варіанту взяти з таблиці Таблиця до задачі 1 варіанту
3. Амбулаторнополиклиническая педиатрия 1.html
4. 1Гражданское право в системе правовых отраслей Гражданское право представляет собой отрасль российско
5.  Утворення піднесення та занепад ГалицькоВолинської держави Наприкінці XII у першій половині XIII ст
6. ЮК 32 года Место жительства- г
7. Введение 3 Эффективность системы управления 4 Совр
8. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО ВИКОНАННЯ І ОФОРМЛЕННЯ КОНТРОЛЬНИХ ЗАВДАНЬ Студенти що навчаються у вузі за
9. Сны о Японии. Заявка и работа должны быть предоставлены организаторам не позднее 1 июля
10.  Этот рулет не только придется по вкусу гостям но и будет отличным украшением вашего стола
11. холодная война закончилась давно еще в начале 1990х годов вместе с крахом Советского Союза.html
12. Диагностика типа памяти младших школьников
13.  Пример задачи принятия решения В городе Загорье приближается праздник 500 лет со для основания
14. СРевунець 2012р
15. Доклады дискуссии справочные материалы Москва 2006 ББК 66
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора психологічних наук
17. реферату- Норми правила та законодавчі основи маркетингової політики комунікаційРозділ- Маркетинг Норми
18. разному. Доктор Гэри Чепмен утверждает что существует пять языков любви- Слова поощрения; Время; Подарки; П
19. це- Нітразепам Медазепам Соннат Сондокс Золпідем 54
20. Народная художественная культура