Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

социология был предложен французским философом О

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Предмет социологии, ее  законы и категории.

Как самостоятельная наука социология появилась в середине 19 века. Термин «социология» был предложен французским философом О. Контом.

Объектом изучения социологии является общество. Предметом   своего изучения социология выбирает социальное взаимодействие (общение). Субъектам социального взаимодействия являются личности, социальные группы и социальные институты. Поэтому социологию можно определить как науку, изучающую законы возникновения, развития и существования социальных взаимодействий между личностями, группами и социальными институтами.

Как любая наука социология использует собственную систему категорий. Часть из них пришла из философии (общество, личность), другие – носят эмпирический, измеримый характер (статус, ранг, престиж). С помощью категорий не только описывается жизнь общества, но и формулируются его законы. Студент должен обратить внимание на их вероятностный характер, на то, что они являются законами – тенденциями.

Социология является одной из множества наук, изучающих общество. В отличие от философии исследующей самые общие, абстрактные  свойства социальной реальности, социолог изучает наблюдаемые социальные явления. Если история изучает прошлое,  то социолог - настоящее. В отличие от психологии, занимающейся внутренним миром человека, социология интересуется, прежде всего, социальными качествами личности.

Можно отметить познавательную и практическую функции этой дисциплины. Социология используется в управлении общества,  с ее помощью можно осуществить обратную связь между обществом и управляющей инстанцией.  Критикуя современной общество, социолог способен указать на те общественные проблемы, которые нуждаются в решении

Структура социологии  и основные методы конкретно-социологических исследований.

В структуру социологии входят а) общие социологические теории; б) теории «среднего уровня»; в) совокупность социальных фактов.  Следует отметить, что социальные факты – слово или поступок, которые оказывают воздействие на других людей. Факты объективны, многофакторны обладают социальной значимостью.

Теория и факты тесно взаимосвязаны, поскольку теория описывает, объясняет, предсказывает факты, последние в свою очередь могут подтверждать или опровергать теорию, стимулировать ее развитие.

Фундаментом социологии являются конкретные социологические исследования, опирающиеся на специальную методику и технику сбора первичного материала. Социологическое исследование стремиться к установлению новых социальных фактов, а также к установлению корреляционных и причинных связей между фактами. Корреляция – устойчивое отношение между событиями или переменными. Переменными в социологии называют любые свойства групп или институтов. Причинная связь предполагает, что одно из событий (причина) вызывает изменение или порождает новое событие (следствие).

Студент должен уметь дать краткую характеристику таким распространенным методам социологического исследования как выборочное исследование, полевое исследование,  документальный метод,  социологический эксперимент.

Становление социологии

Термин «социология в научный оборот ввел французский философ Огюст Конт (1798-1857), именно его называют основателем социологии. Он выделял три стадии развития общества: религиозный, метафизический и позитивный. Последнему этапу соответствует индустриальное общество, где ведущей формой сознания является наука. Предметом социологии являются социальные факты, которые  должны описываться наукой. В социологии философ выделял социальную статику, изучающую строение общества и социальную динамику, изучающую законы функционирования общества. В качестве основных методов социологии французский мыслитель выделял наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический метод. Направление философской и социологической мысли, разработанное О. Контом, получило название позитивизма.

Сторонником позитивизма был французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он дает одно из первых определений социального факта, рассматривая его как  слово или поступок, носящий объективный и принудительный характер. Совокупность социальных фактов образует общество, которое рассматривается  как целостный организм, каждый элемент которого выполняет свою функцию. Важнейшей категорией социологии Э. Дюркгейма является «социальная солидарность». Вид солидарности определяет тип общества. Общая тенденция развития человечества – движение от общества с «механической солидарностью» к обществу с «органической солидарностью» .Анализируя современный тип общества «органической солидарности» исследователь отмечает его болезни. Одна из них «аномия» -  моральная разрегулируемость общества, хаос в нравственных оценках, который ведет к отклоняющемуся поведению людей. Аномия сопровождает общество в период резких, революционных изменений.

Большое влияние на становление и развитие социологии оказали работы К. Маркса (1818-1883). Студент должен знать основные положения социального учения Маркса: положение о материалистическом понимании истории, учение об  общественно-экономической формации, как единстве базиса и надстройки. К. Маркса считают создателем теории социального конфликта.

 Макс Вебер (1864-1920), немецкий ученый -  сторонник антипозитивизма в социологии, основоположник «понимающей социологии». Социология, по мнению немецкого социолога, должна изучать социальное поведение людей, простейшей единицей которого является социальное действие. Действие человека становится социальным, если оно рационально (осмысленно), ориентировано на поведение других людей.  Он выделял  четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Большую роль в социологии сыграла и социология религии М. Вебера. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он раскрывает влияние религиозно-нравственных норм протестантизма на формирование капитализма, как рационально организованной сферы свободного труда.

Основные направления современной социологии.

Современная социология представлена различными школами и течениями, которые признаются равноценными и взаимодополнительными. Одни школы базируются на представлениях о первичности общества как системы по отношению к индивиду.
Эта традиция идет от О. Конта и Э. Дюркгейма и в современной социологии представлена школами структурно-функционального анализа (Р. Мертон, Т. Парсонс), теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Другие школы основное внимание уделяют изучению социального действия, мотивации, смысла поведения личности. Эта традиция представлена М. Вебером и была продолжена в теориях обмена Дж. Хоманса, символического интеракционизма (Г. Блюмер, Д. Мид). Студент должен суметь дать краткую характеристику каждого из направлений.

Понятие общества. Типы обществ

Понятие общества пришло в социологию из философии, где оно определяется как совокупность общественных отношений, возникших в результате взаимодействия людей.  Для исследования  целостности общества вводится понятие «социальной системы», которая представляет собой упорядоченную совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое. Среди социальных систем особо выделяют социетальные системы, отличающиеся большим масштабом, такие как государства, цивилизации, человечество.

Поскольку общество представляет собой систему общественных отношений и социальных институтов, то можно  выделить   основные виды общественных отношений и социальных институтов, с этой целью используется понятие социальной сферы общества. Сфера общества – это подсистема общества, обладающая сложным строением, выделяют обычно четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную.

В социологии принята   типология современных обществ, сложившаяся  в рамках  теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, Э. Тоффлер).  Можно выделить три основных типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное, различающиеся формой, характером, содержанием производственной деятельности, преобладающими формами социального неравенства, особенностями идеологических систем и образа жизни. Студент должны уметь дать краткую характеристику каждого типа общества.

Базисные элементы социальной жизни

Для анализа общества в социологии вводится ряд понятий, важнейшими из которых являются: социальное действие, социальное взаимодействие,  социальны группы и общности, социальные институты. Эти понятия мы может назвать базисными элементами социальной жизни.

Социальное действие является простейшим фактом социальной жизни, для него характерен осмысленный характер и ориентация на другого человека или группу. Социальное взаимодействие – процесс взаимного влияния людей друг на друга.   Оно характеризуется субъектами,  носит символический характер, осуществляется на основе определенных норм, предполагает процесс обмена наказаниями и поощрениями.

На основе социального взаимодействия складываются социальные группы и  общности. Их можно определить как устойчивую, реально сложившуюся совокупность индивидов, выступающую в качестве самостоятельного субъекта социального поведения.

Если социальные отношения превращаются в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которые удовлетворяют важнейшие потребности общества, то мы называем их социальными институтами.

Социологический анализ культуры.

Культура -  это,  прежде всего, совокупность результатов и процессов человеческой деятельности. Если понятие «общество»  подчеркивает момент взаимоотношений людей, то понятие «культура» указывает, что эти взаимоотношения опосредуются языком, системой символов, ценностей и норм, то есть носят содержательный и небиологический  характер.

Культура выполняет функцию социализации, поскольку является средством передачи накопленного опыта общества. Она организует поведение человека, делает его социальным, т.е. подчиненным особым социальным нормам.  Культура представляется собой уникальную систему опыта, норм, практик  общества, осуществляя тем самым функцию отбора. Наконец, культура формирует чувство принадлежности к группе у людей. Люди одной культуры лучше понимают друг друга. Более того,  существует такая особенность культуры, как этноцентризм  - тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной. Он может вылиться в ксенофобию - страх и неприятие чужих взглядов и обычаев. Надо помнить, что каждая культура уникальна и часть даже неприемлемые с нашей точки зрения обычаи имеют вполне определенный смысл и ценность для другой культуры. Такая позиция называется культурным релятивизмом.

При описании культуры  выделяют такие ее элементы, которые  встречаются, фактически, во всех общества, их называют культурные универсалии ( например, язык, спорт, украшение тела, совместный труд, похоронные ритуалы, обычай делать подарки и др. ) Существование универсалий объясняется необходимостью удовлетворять биологические, социальные, личностные  потребности человека.

При исследовании системы культуры выделяют следующие ее уровни: эмпирический; ценностно-символический ; нормативный.

Эмпирический уровень включает библиотеки, музеи, церкви  и др. организации и институты, хранящие, транслирующие культурный опыт.

Ценностно-символический уровень включает установки (аттитьюды). Каждая ситуация, переживаемая человеком, понимается им через ее символическое значение, например, лекция, визит к врачу. В зависимости от того как определена ситуация человек строит свое поведение. Другой элемент этого уровня культуры – ценности, то есть представления о наиболее важных свойствах общества в целом, общественных отношений и поведения групп и личностей. В современном индустриальном обществе выше всего  ценятся личный успех, активный и упорный  труд, эффективность и полезность, вещи рассматриваются как признак благополучия, ценятся наука и прогресс. Ценности важны, так как на их основе формируется поведение личности, ее ориентации, ожидания, поступки. В то же время  культура любого общества неоднородна в ценностном плане, различные группы могут придерживаться различных, а иногда и противоположных ценностных ориентаций. В этом случае надо говорить о субкультуре.

Нормативный уровень состоит из норм, то есть совокупности стереотипных правил поведения, среди которых различаются обычаи, нравственные нормы,  институциональные нормы  и законы.

Культура различается также своими формами. Выделяют высокую  или элитарную и народную культуру, а также массовую культуру.

Носителем культуры может быть все общество, или отдельная  группа.  Доминирующая культура – совокупность ценностей, норм, традиций,  которыми руководствуется часть общества и которые она может навязать остальным членам общества.  Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Например, говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Если субкультура противостоит доминирующей культуре ее, находится с ней в конфликте, ее называют контркультура. Примером является молодежное движение хиппи, которое отрицало господствующие ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, рационализм.

Понятие личности в социологии. Основные теории личности

Приступая к изучению этого вопроса, следует различать значение термина в философии, психологии и социологии. В социологии личность понимается как совокупность социально значимых качеств человека.

При анализе структуры личности выделяют биологические, психологические и социально-культурные ее составляющие. Все качества человека  существенно влияют на его поведения, образуя сложную систему взаимозависимостей. При этом  следует подчеркнуть ключевую роль социально-культурных свойств человека.

Совокупность наиболее часто встречающихся черт, которые рассматриваются в данной культуре как наиболее типичные и ценные, называется  «модальной личностью». Модальная личность воплощает общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам.

В процессе изучения личности  сформировались различные теории, которые выделяют тот или иной фактор, определяющий ее формирование. Студент  должен суметь дать краткую характеристику марксистскому подходу к анализу личности: личность формируется в процессе  включения ее в социальный мир, под которым понимался, прежде всего, социацльно-классовая  структура общества. В то же время, вопрос о самосознании личности, о конкретных механизмах ее формирования и поведения был раскрыт не в полной мере.

В 20- е годы ХХ в. Ч. Кули создал теорию зеркального Я. Главным фактором возникновения личности Ч. Кули считает не класс, а семью. В ней складывается представления человека о его отличии от других людей, формируется  «образ Я», во многом определяющий его поведение. По мнению  Ч. Кули каждый человек строит свое «Я» исходя из реакций других людей, которые оценивают его поступки.

Другой популярной в социологии теорией личности стала теория Дж.Г. Мида, одного из создателей символического интеракционизма. Мид ввел понятие «обобщенного другого»,  совокупность ценностей и стандартов поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы образ Я. Осознание человеком правил и норм поведения осуществляется через игру, в ходе которой ребенок проигрывает какую – либо роль, то есть стандартный набор правил поведения.

Социальный статус.

Каждый человек занимает определенное место в обществе, которое называется социальным статусом. Социальный статус связан с определенными правами и обязанностями.  Выделяют предписанный (аскриптивный) и достигнутный статус. Первый фиксирует  социальные качества, которые человек получает при рождении: пол, возраст, место рождения, национальность, фамилия семьи. Второй выражает активную сторону личности и включает такие  параметры:  доход, престиж профессии, уровень образования, объем властных полномочий, различного рода награды и звания.

Статус имеет объективное и субъективное измерение. К объективным  параметрам статуса относятся те, которые не зависят от сознания человека, субъективные параметры выражаются с помощью понятия престижа. В обществе бывают ситуации, когда объективные и субъективные параметры статуса не совпадают, такое явление называется статусным несоответствием. Наличие статусного несоответствия свидетельствует о неблагополучном состоянии общества и ведет к  росту социального недовольства и нестабильности.

Человек принадлежит к самым разным группам, занимая в них разное положение. Совокупность всех статусных позиций, занимаемых человеком, называется статусным набором. Однако в этом наборе можно обнаружить главный статус, по которому окружающие выделяют человека, или с которым он сам отождествляет себя. Скажем, в традиционном обществе  статус домохозяйки был главным для большинства женщин, в современном индустриальном обществе преобладающее значение имеет должность.

Социальный статус обуславливает поведение человека, эта его особенность отражается с помощью понятия «социальная роль».

Понятие и общая характеристика социальной роли.

Социальное роль – ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом. Человек выполняет множество ролей, что обусловлено многомерностью статуса. Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Ролевой набор  обуславливается  объективными  факторами:  социальной структурой общества, общественным разделением труда, типом семьи преобладающей в обществе, характером властных отношений. На ролевой набор влияют также субъективные факторы: биологические особенности человека, особенности его биографии, особенности характера и темперамента.

Социальные роли имеет объективное измерение, поскольку выступают как независящие от индивида комплексы предписаний поведения, содержание которых определяется  обществом. Следовательно, в основе социальной роли лежит принуждение общества. Связано это с тем, что общество может применять санкции, поощряющие или наказывающие за исполнение ролей.

Социальные роли имеют и субъективное измерение.  Они должны быть известны и приняты личностью.  Различают  следующие степени принятия человеком его роли:   формальное принятие;  ритуальное исполнение роли без внутренней заинтересованности; углубленное исполнение роли.  Возможны такие крайние формы принятия роли, как исполнение роли под гипнозом, невротическое погружение в роль, выполнение роли под воздействием веры  в сверхъестественные силы. В ходе принятия роли человек может идентифицировать себя с ролью, в этом случае данная роль будет оказывать существенное влияние на другие роли.

Исполнение ролей придает человеку уверенность и устойчивость. Он может определить, что общество ждет от него и сам в свою очередь ожидает определенного поведения от других людей.

Ролевые конфликты и способы их разрешения.

Выполнение роли зависит от многих факторов как личностных, так и социальных. Если ролевые ожидания не соответствуют внутренним установкам личности, возникает ролевое напряжение. Его распространенной причиной является неадекватная ролевая подготовка человека, когда молодые люди плохо представляют как себя вести в тех или иных ситуациях. Часто молодой человек, имея идеализированное представление о ролях,  испытывает разочарование, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями.

Поскольку человек выполняет множество ролей, между ними возможны различные отношения, от гармонии и согласованности до конфликта. Ролевой конфликт – это ситуация, когда человек вынужден удовлетворять требования не согласующихся друг с другом ролей. Ролевой конфликт носит внутриличностный характер.

Существуют различные способы разрешения подобных конфликтов. Одним из самых распространенных является рационализация, или самооправдание. В случае разделения ролей  одна из ролей как бы выключается из сознания, хотя на ролевые требования человек реагирует. Например, деспот может любить родных и животных, но к остальным людям относиться как вещам. Часто встречается ситуация, когда общество заинтересовано в нарушении тех или иных ролевых ожиданий. В этом случае оно прибегает к регулированию роли, создавая формальные процедуры освобождения человека от ответственности, вводя форму.  Характерным примером будет роль солдата, присяга и форма как бы частично освобождают человека от обязательного для других людей  требования « не убий». Одним из наиболее оптимальных способов разрешения ролевых конфликтов является сознательное признание человеком некоторых ролей более важными.

Социализация личности.

Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям. В самом общем виде социализацию можно представить как процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого реализуются природные психобиологические задатки человека, личность приобщается к культуре. В ходе социализации происходит становление личности человека, формируется ее характер, раскрываются способности, складывается мотивационная сфера личности. В процессе социализации личность  учится навыкам общения. Наконец, социализация выступает условием сохранения общества, поскольку  люди усваивают сложившиеся формы поведения.

Социализация идет всю жизнь человека. Выделяют первичную социализацию, протекающую с момента рождения до совершеннолетия человека. Ее содержанием является формирование личности. Вторичная социализация – это социализация взрослых, в ходе которой человек приобретает новые навыки и умения.

Выделяют различные факторы социализации. Студент должен уметь охарактеризовать  важнейшие из них: семью, школу, группы сверстников, референтные группы, средства массовой информации.

Социальный контроль.

Общество, взаимодействуя с личностью, не только  осуществляет социализацию, но и постоянно контролирует выполнение личностью своего ролевого набора. Система механизмов, которые позволяют делать это, называются социальным контролем.  Социальный контроль предполагает наличие норм, за выполнением которых следит общество и систему санкций, то есть средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы. Санкции бывают формальными и неформальными, позитивными и негативными.

Выделяют различные  виды контроля. Внутренний контроль осуществляется самим человеком, поскольку он привык выполнять соответствующие нормы или считает их рациональными и нужными для общества его механизмом является социализация личности. Внешний контроль осуществляется группами или социальными институтами. Различают следующие механизмы внешнего контроля: групповое давление, общественное мнение и институциональный контроль.

Девиантное поведение.

Девиантным называется поведение, которое считается отклонением от  норм группы. Девиация включает три компонента: человека, которому свойственно определенное поведение; норму, или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Оценка поступка как девиантного  зависит от социальных условий, носит исторический характер.

Существуют различные виды девиации. Прежде всего, надо выделить культурно – одобряемую и культурно – отвергаемую девиацию. Культурно – одобряемая девиация ведет к позитивным изменениям в обществе. Она может  проявляться в форме сверхинтеллектуальности, сверхмотивированности, в существовании  особых способностей личности.

Культурно-отвергаемая девиация подразделяется на поведение, выражающееся в одноразовом и несущественном нарушении ожиданий и норм, и криминальное поведение, то есть противоправные действия с целью получения постоянного или дополнительного дохода.

Р. Кевен, исследуя распространенность типов поведения, показал, что 70% населения, в общем, соблюдает нормы и ожидания общества, 15%  населения присуще культурно - одобряемая и 15%  культурно отвергаемая девиация.

Существуют различные теории, стремящиеся объяснить  возникновение девиации, их особенностью является то, что они выделяют один из значимых факторов влияющих на поведения человека, часто не уделяя необходимого внимания другим воздействиям. Среди таких теорий студент должен суметь охарактеризовать биологическую и психологическую теорию.

Среди  разнообразных социологических теорий следует указать теорию аномии Э. Дюркгейма  и Р. Мертона и теорию стигматизации (наклеивания ярлыка). Наконец, существует конфликтологический подход к девиации, рассматривающий ее как результат противодействия нормам несправедливого общества.

Рассмотрение различных подходов  к девиации показывает, что каждый из них  делает вклад  понимание какого-либо аспекта проблемы. Однако, поскольку существует  большое количество видов  девиации, от перехода улицы в неположенном месте до убийства человека, кажется невозможным создать единую теорию этого явления.

Понятие социальной группы. Виды групп.

Социальная группа – это совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям. Группа – естественная среда и условие жизни человека, вне ее человек не может выжить в раннем возрасте. В группе человек проходит социализацию. Ряд групп выполняет важные инструментальные задачи, экономические, политические, социально-культурные.  Группа выступает посредником между отдельным человеком и обществом. В группе могут возникать особые коллективные формы поведения, такие как паника, слухи и другие.

Существует множество различных видов групп и различные основания для их классификации.  По количественному составу группы разделяют на большие и малые. Среди больших групп выделяют номинальные и реальные группы. Первые искусственно формируются социологом для целей исследования, вторые представляют собой  сообщества людей существующие  независимо от целей и задач социологического исследователя, в таких группах возможен процесс социального взаимодействия.

К большим группам можно отнести квазигруппы -  спонтанно образовавшиеся сообщества людей, в которых существуют слабо выраженные и содержательно бедные взаимодействия. Выделяют три вида квазигрупп: аудитория, толпа и социальные круги.

К большим группам относятся также социальные  общности, то есть совокупности людей, объединенные общими условиями жизни. Общности могут выделяться по разным основаниям, самыми важными видами общностей являются этнические, социально классовые   и территориальные общности.

При характеристике малых групп исследователи подчеркивают такие свойства: немногочисленность членов группы, общая деятельность, непосредственное личное общение, наличие общих групповых норм и развитой структуры, чувство принадлежности к данной группе и восприятие данного лица другими как члена этой группы. При классификации малых групп выделяют, прежде всего, первичные и вторичные группы. Первичные группы объединяют людей на основе тесных эмоциональных контактов, например, семья, друзья и влюбленные. Во вторичных группах контакты носят более безличный характер, группы сплочены скорее общей целью, например, спортивная команда, трудовой коллектив и др. Надо отметить, что чаще всего вторичные группы включают в себя одну или несколько первичных групп.

Выделяют такой вид малой группы как референтная группа. Она представляет собой  реальную или воображаемую группу, ценности и нормы, которой человек считает своими.

Важным видом вторичных групп являются социальные организации (коллективы). Признаки организации: наличие цели, разделение труда и специализация деятельности,  иерархия статусов и ролей, нормативная регуляция поведения, наличие органов управления и координации, собственная система контроля. Одним из наиболее распространенных форм социальной организации является бюрократия.

Динамика групп

Каждая группа характеризуется внутренним строением, или структурой. Групповая структура – это система  отношений внутри группы, которые проявляются через системы социальных ролей. Первый вид этих отношений возникает в связи с тем, что группа выполняет какую-либо инструментальную функцию, второй вид отношений выражается в стремлении поддержать целостность группы. В группе существуют также роли, связанные с ориентацией на себя, которые часто нарушают работу группы.  

Большую роль в жизни группы играют коммуникационная структура группы, то есть совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, которые связывают людей в группе между собой и с внешней средой. Существуют различные типы коммуникаций: «колесо», «цепочка», «круг», «Y». Исследования Г. Левитта (1951 г.) показало, что некоторые способы коммуникации более эффективны, например, если информация в группе передает от лидера к членам группе ( «колесо»), группа работает более успешно.

Коммуникация определяет способы распределения власти в группе. В группах существует две формы власти: лидерство и руководство. Лидерство выражается в субординации позиций и возникает при решении конкретной задачи. В группе может быть несколько лидеров. Руководство проявляется в способности влиять на людей с целью изменения ими мыслей и действий. Власть руководителя опирается на принуждение, традиции, харизму, систему вознаграждений. Переплетение типов влияния создает стиль руководства. К. Левин выделял три стиля: демократический, авторитарный и нейтральный.

Жизнь группы включает различные процессы: образование группы,  функционирование, развитие и преобразование, формирование сплоченности, выработка групповых форм поведения, норм и ценностей деятельности. Они изучаются  особой наукой, социальной психологией.

Этнические общности людей.

Этнос – социальная общность, объединенная общей территорией, языком, культурой,  психологическим складом и самоназванием. Существует следующие исторические виды этносов: род, племя,  народность, нация. Студент должен уметь дать характеристику каждой из них, обращая основное внимание на нации. Нация – социальная общность, которой, с одной стороны, присущи все этнические признаки, с другой – обладает рядом специфических черт. Формирование наций, начавшееся в 15-16 вв. в Европе было инициировано развитием экономических связей и образованием единого экономического рынка, что в свою очередь привел к укреплению политических связей и   образованию национального государства. Другой важной особенностью нации является выработка национального самосознания, что выражается в развитии национальной культуры, осуществляемой национальной интеллигенцией.

Для исследования места этнических отношений в социальной структуре общества было введено понятие «шкалы социальной дистанции», измеряющее степень положительного или отрицательного отношения к людям другой национальности.

На Земле существует свыше 200 государств и свыше 3000 этносов, что обуславливает значимость вопроса о взаимоотношениях этносов.

Выделяет следующие виды этнических отношений: этническое смешение (миксация), этническая ассимиляция, этническая аккультурация (признание автономии этносов), этнические конфликты.  Последние  выражаются в экономическом, политическом, культурном  и вооруженном противостоянии этнических групп, проживающих либо на одной территории, либо в близком соседстве друг с другом. Они сопровождают процессы формирования национального самосознания, борьбу за создание культурной автономии или  собственного государства.  Причинами этнических конфликтов является насильственная ассимиляция, ошибки официальной политики, ущемляющей права и свободы народа, борьба местной и центральной элиты за распределение властных и экономических ресурсов в регионе и стране. В основе конфликтов могут лежать  этнические предрассудки.  Этнические конфликты затрагивают основы социально-психологического существования народов, поэтому протекают и разрешаются болезненно и долго.

Социальная структура и социальное неравенство.

Любое  общество представляет собой совокупность элементов: отдельные индивиды, группы, общности. Определенный порядок связи между элементами общества получил название структуры. Выделяются различные типы социальной структуры: профессиональная, этническая, демографическая, классовая и т.д. Любая социальная структура, характеризуется разнообразием и неравенством позиций, которые занимают ее элементы.

Существуют различные теории социального неравенства: Э. Дюркгейма, К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера и др. Э. Дюркгейм связывал неравенство с необходимостью материального стимулирования деятельности человека. К. Маркс в качестве причины социального неравенства предлагал рассматривать отношение к собственности, кроме этого он утверждал исторический характер неравенства, полагая, что в коммунистическом обществе его не будет.  П. Сорокин подчеркивал значимость экономических, политических и профессиональных критериев. М. Вебер выделял богатство, престиж и власть, как основания неравенства в обществе.

Выделяют различные системы социального неравенства: биогенетическая, кастовая, рабовладельческая, сословная, классовая. Студент должен уметь дать краткую характеристику каждого из них, особое внимание следует уделить классовой системе. К последней относится система расслоения индивидов по  отношению к собственности на средства производства, форме и величине получаемого дохода, возможностям на рынке труда.

Теория социальной стратификации.

          Теория стратификация создана Т. Парсонсом в 40 – х годах 20 века. Термин                        «страта» пришел из геологии, где он обозначает слой почвы. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации.

Социальная стратификация может быть горизонтальной. В этом случае в ее основе   лежат номинальные параметры: пол, раса, этнос, место жительства, область деятельности, язык, - между которым нет иерархических отношений. Стратификация может быть вертикальной,   основанной на  ранговых показателях: образование, доход, власть и т.д, - которые можно расположить  иерархически.

Для современного общества характерен классовый тип стратификации, основная часть населения делится на высший, средний и низший классы. Доля высшего класса составляет примерно 5-7%, среднего –60-70%, а низшего 23-35%. Особая роль принадлежит среднему классу он смягчает конфликт между высшим и низшим; является основой социальной стабильности; благодаря высоким стандартам потребления, обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг, способствует созданию новых информационных технологии, а значит и экономическому прогрессу в целом.

Особенности стратификации российского общества.

Особенностями стратификации современного российского общества можно считать следующее. Большинство социальных преобразований носит переходный характер, имеет нечеткие, расплывчатые границы. Происходит интенсивная маргинализация практически всех социальных групп. Новое российское государство не обеспечивает безопасности граждан и не облегчает их экономического положения, что деформирует социальную структуру общества. Растет имущественная поляризация общества. Современный уровень доходов большинства населения не может стимулировать трудовую и деловую активность населения. Сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса, но он крайне тонок.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. Вертикальная мобильность означает переход на боле высокую социальную позицию (восходящая, добровольная мобильность) или на более низкую позицию. Горизонтальная  мобильность предполагает социальное перемещение не связное с изменением статуса.

Различают индивидуальную мобильность, характерную для стабильно развивающихся обществ и групповую мобильность (изменение статуса целых социальных групп или классов), свойственную российскому обществу.

Выделяют межпоколенную мобильность – сравнительное изменение статуса у различных поколений (сын рабочего стал инженером) и внутрипоколенную мобильность – изменение статуса в рамках одного поколения.

Социальная мобильность – показатель степени открытости общества. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус, существует возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество отдает предпочтение предписанному статусу и затрудняет переход из одного слоя в другой.

Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. К ним относятся: получения образования повышение квалификации, политическая карьера, предпринимательская деятельность, воинская служба, миграция, изменение социального окружения, брак и т.д.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью. К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных слоев и находящихся на границах социальных слоев и структур.

Один из видов социальной мобильности - миграция – процесс перемещения людей, связанных с изменением место жительства. Выделяю три основных фактора,  способствующих миграции: выталкивание, притяжение и пути миграции. Миграция подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную. Различают также миграцию внешнюю и внутреннюю.

Социальные институты.

Социальные институты входят в социальную структуру общества наряду с социальными группами, общностями, личностью. Социальный институт можно определить как систему организаций, норм, социальных связей и ролей законодательно или нормативно закрепленных в служащих для регуляции жизни общества.

Процесс формирования  социальных институтов называется институализацией. Социологическая наука, прежде всего, изучает сущностные черты всех социальных институтов. К ним относятся функциональная целесообразность. При этом  следует помнить, что функции бывают явные (например, регулятивная, транслирующая, контрольная и т.д.) и латентные (официально не свойственные данному институту). Важным свойством социального института являются культурно-символические и утилитарно-символические признаки. Первые могут быть материальными и нематериальными элементами культуры, выражающими в концентрированном виде основные черты данного института, а вторые – содержат материальные средства  необходимые для функционирования данного института. Институты характеризуются статусным и ролевым взаимодействием. Наконец, социальные институты могут быть формальными (строго организованными) и неформальными. К последним относится институт морали, который не имеет организационного оформления, не локализован в социальных статусах и ролях, а растворен в общественном сознании.

Изучая социальные институты, следует подробнее остановиться на трех из главных  социальных институтов: семье, религии и образовании, так как два других института  (экономики и политики) изучаются самостоятельными науками.

Семья как социальный институт.

Семья – старейший социальный институт и одновременно первичная социальная группа, члены которой связаны отношениями супружества, родительства и родства. В основе семьи лежит брак. Брак – это исторически обусловленная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливаемых с целью образования семьи и продолжения рода. При изучении семьи и брака следует особое внимание обратить на функции семьи, которые многочисленны, а некоторые и уникальны, на стадии развития семьи, а также на различные типы семьи.

Религия как социальный институт.

При изучении другого старейшего социального института, религии, следует уяснить, что этот институт регулирует духовную жизнь людей, формируя представления людей об их смысле жизни. Через религию человек устанавливает связь с миром священного, наделенного особым авторитетом и властью, отличного от повседневного бытия.

Как всякий социальный институт религия имеет свою структуру: это религиозное сознание, религиозные действия и религиозные организации, упорядочивающие жизнь верующих людей. Особое внимание при изучении религии следует обратить на ее функции. Главные из них – это мировоззренческая, регулятивно-воспитательная, коммуникативная и, наконец, уникальная, свойственная только этому институту, компенсаторная – утешительная.

За тысячелетия своего существования человечества знало множество религий, но по своим сущностным характеристикам социологическая наука выделяет 4 типа религий. Первый тип- это примитивные религии, свойственные человечеству на начальных ступенях развития (хотя у некоторых народов они сохранились до сих пор), для них характерны анимизм, многобожие, мифотворчество. Второй тип религий – это национальные религии. Они возникли как составляющие основу жизни отдельных народов и оказали большое влияние на государственное строительство, на социальную стратификацию, культуру и быт народов. К ним относятся, например, даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, иудаизм у еврейского народа. К третьему типу относятся мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Для них характерен меж и надэтнический характер, у них огромное число последователей на разных континентах и обращаются они к представителям всех социальных групп, проповедуя равенство всех людей. Четвертый тип религий – это так называемые нетрадиционные религии. Их характерными чертами являются изоляция от жизни общества, использование разнообразных методов воздействия на психику человека, мистический характер их учений.

Образование как социальный институт.

Еще одним важным социальным институтом является институт образования, который обеспечивает преемственность социальной жизни путем передачи знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Возник этот институт позже других, ибо на стадии родоплеменных отношений передача умений и навыков была вплетена в повседневную жизнь и лишь постепенно начинается складывание самостоятельного института образования, который изначально нес на себе отпечаток неравенства. Постепенно это привело к созданию двух типов школ. Первый тип – привилегированные школы для детей из высших слоев, где изучались «семь свободных искусств» и где обучение длилось 12-13 лет. Второй тип –  церковно-приходские школы, где священники обучали детей бедняков, читать, считать на пальцах и петь церковные песни.  В Средние века появляются и светские школы, и высшие учебные заведения. В России первое высшее учебное заведение (Московский университет) появилось в середине ХУШ века.

В ХХ веке произошла окончательная институализация образования. Это означает, что а) создается  единая система образования от первой ступени до высшей; б) появляется единая преемственная программа учебных дисциплин, что не исключает их творческого многообразия; в) формируется единая армия учителей, которые обучают и воспитывают на профессиональной основе.

Характер образования в любом государстве определяется социально-экономическим  и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями   страны. В условиях  постиндустриальной и информационной стадий развития общества, обучение охватывает все большие периоды в жизни человека, растягиваясь на 15-20 лет,  в слаборазвитых странах до сих пор до 80% населения остается неграмотным.

Социальные изменения, общая характеристика.

Социальные изменения – преобразования в  структуре общества,  в его культуре, в  деятельности и строении групп, личностей, социальных институтов. Социальные изменения пронизывают все подсистемы общества и различаются по своему характеру. Бывают технологические, экономические, политические, социальные, духовные. В зависимости от субъекта изменений выделяют индивидуальные, коллективные и массовые изменения. Последние делятся в зависимости от степени осознания на социальные процессы и социальные движения. Социальные процессы – совокупность однонаправленных, но неорганизованных индивидуальных действий. Результатом их является тенденция в функционировании системы общества. Скажем, поведение продавцов товара на экономическом рынке влияет на формирование цены товара. Социальные движения возникают, когда действие масс людей становится организованным. Примером может послужить разнообразные экологические движения.

Некоторые из социальных изменений могут носить направленный характер,  тогда мы можем говорить о прогрессе (усложнении социальной системы) или регрессе (упрощении или разрушении социальной системы).

Социальные изменения могут приводить к приспособлению социальной системы к изменяющимся внешним условиям  (природным или социальным). Подобная адаптация носит чаще всего эволюционный характер и позволяет прогнозировать социальные процессы. Социальные изменения могут вести к резким качественным изменениям в социальной системе. Одним из таких процессов является социальная революция. Переход системы в новое качественное состояние неоднозначен, так как существует множество вариантов развития. Поэтому в условиях революционной ломки социальной системы возрастает неопределенность будущего.

Социальные изменения могут проходить на разных уровнях. Различают изменения на микроуровне, макроуровне и глобальные изменения. Одним из видов изменений на микроуровне является инновация. Например, технологическая инновация, изобретение нового механизма может привести к огромным социальным изменениям, затрагивающим образ жизни людей. Например, появление персональных компьютеров изменило практически все стороны жизни общества.

Изменения на макроуровне затрагивают целые общества. Одним из примеров является процесс модернизации.

Глобальные изменения  касаются всего человечества.

Теории модернизации.

Модернизация часто рассматривается как синоним всех прогрессивных социальных изменений.  В социологии под модернизацией подразумевают переход  от традиционного общества  к индустриальному. Различают первичную или органическую модернизацию, имевшую место на Западе в 1619 вв. и включающую индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, демократизацию, доминирование капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, развитие науки и техники.

 Вторичная, или запаздывающую модернизация – это усилия слаборазвитых обществ, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны, которые сосуществуют с ними в одном историческом времени в рамках единого глобального общества. Теория модернизации развивается в 50 –60 гг. 20 века Т. Парсонсом, Н. Смелзером.

Современные социологии отмечают, что в ходе вторичной модернизации не удалось преодолеть нищету, масштабы  ее выросли. Не исчезли, а распространились авторитарные режимы, обычными стали войны и народные волнения, религиозный фундаментализм, национализм, социальная дезорганизация, хаос и аномия, рост девиантного поведения.

Стало очевидным, что  модернизация может осуществляться разными путями в зависимости от стартовых позиций. Нельзя противопоставлять традиции и современность. Опыт Японии продемонстрировал позитивную роль традиций в осуществлении широкомасштабных преобразований общества. Все чаще  ставится под сомнение этноцентристская ориентация на Запад.

В конце 20 века появились теории неомодернизации связанные с попытками пост коммунистических обществ войти в Европу.

Социальные конфликты

Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором  стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам  их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. О полезности конфликтов, можно говорить лишь в конкретных случаях и притом достаточно условно.

Можно выделить следующие типы конфликтов: экономические, социальные, политические, международные, межнациональные, межрелигиозные, межцивилизационные,  внутрисистемные   и др.                          




1. Черноземье11 октября 1999 г.
2. Экономическая характеристика действующих свободных экономических зон на территории РФ
3. ПЭР Сцепления
4. 4 з 5 РИНОК ПРАЦІ ПРОБЛЕМИ РИНКУ ПРАЦІ В УКРАЇНІ
5. ПТК ~ це спеціально обладнане приміщення що складається з кімнати для групової та індивідуальної психопро
6. КЕМБРИДЖ ЙОРК ЭДИНБУРГ БЛЭР ЛОХНЕСС СТЕРЛИНГ КАРЛАЙЛ ОЗЕРНЫЙ КРАЙ ЧЕСТЕР КАР
7. Лекция 7 ПРОБЛЕМЫ МИКРОЭТИКИ Роль менеджеров в организации В предыдущей лекции мы рассмотрели микроэтик
8. У ньому розглядаються зміст предмета естетики мета завдання та функції на сучасному етапі суспільного роз
9. БЕКIТЕМIН Морфоло
10. Комедия ошибок 1591 Укрощение строптивой 1594 Два веронца 15941595 Бесплодные усилия любви 15941595 Сон
11. темах. 6. Макроэкономическая политика в рыночной экономике
12. Наслідки радіоактивного забруднення
13. В организации оприходованы основные средства поступившие в порядке безвозмездной передачи которые должн
14. Духовное наследие города на Вятке по городу Кирову
15. Общая характеристика химических элементов
16. Принципы оценки недвижимости
17. Береза - дерево жизни
18. Вариант 27 Вопрос 1- Почвенники 2 варианта - Данилевский До.html
19. ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ЮНЫХ БАЛ.html
20. Лекція 1 ПРЕДМЕТ ФІНАНСОВОЇ НАУКИ ЯК ПІЗНАННЯ СУТНОСТІ ФІНАНСІВ 1.