Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
13
Готовимся к ГИА 2013. Сочинение - рассуждение на
основе прочитанного текста (С2). Часть 8
Пятый раздел тем.
Синтаксис. Пунктуация.
Практикум
Работа учителя русского языка
и литературы Н. Г. Харлановой
2013
Сочинение № 1
C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль функцию общения? Это синтаксис».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А. А. Реформатского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 год
(1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.
(3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку скрипку...
(4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.
(9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
(11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она
жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?
(16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
(25)Сыграйте, дяденька, ещё.
(26)Что тебе, мальчик, сыграть?
(27)Что хотите, дяденька.
(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.
(30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.
(33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.
(34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (35)Вася думал вслух, не переставая играть. (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на
границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно.
(50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.
(53)Спасибо вам, дяденька, прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:
(55)За что?
(56)Я не знаю, за что...
(57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок ничего, ничего дурного в нём не умещалось.
(По В. Астафьеву) *
* Астафьев Виктор Петрович (19242001) русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы военная и деревенская.
Работаем с черновиком, используя схему:
План работы |
|
I. Вступление II. Основная часть. III. Заключение |
Главные понятие в высказывании: язык, функция общения, синтаксис. Вспоминаем: Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Осуществить общение можно при помощи слов, которые строятся в словосочетания, предложения, предложения при письменном общении объединяются в текст. Словосочетание, предложения и текст объекты изучения синтаксиса. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. II. Аргументы. 1. Перед нами самая крупная единица синтаксиса текст. Это текст, потому что все предложения в нём объединены по смыслу и грамматически. Тема текста воздействие музыки на человека. Ей подчинён синтаксис. 2. Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 34-42, это монолог Васи, 52-56). 3. Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи. Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине. III. Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка. |
Сочинение
В высказывании А. А. Реформатского указывается на основную функцию языка. Язык служит средством общения между людьми. С помощью языка мы передаём друг другу свои мысли, чувства, переживания. Позволяет выполнить эту главную функцию синтаксис, то есть раздел языка, изучающий словосочетание, предложение и текст.
Мне кажется, в справедливости утверждения
А. А. Реформатского легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и текст В. П. Астафьева.
Перед нами действительно текст, так как все предложения в нём связаны по смыслу и грамматически. Всё в этом рассказе подчинено теме огромного воздействия музыки на человека.
Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 52-56).
Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи (предложения 34-42). Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине.
Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.
Сочинение № 2
C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко: «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Гранник,
С. М. Бондаренко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст из варианта № 1110. Государственная (итоговая) аттестация
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2010год
(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские.
(3)Вам чего? грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
(4)Хлеба не продадите? спросил один из троих.
(5)Нету! сказала мать. (6)Тут самим есть нечего! (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь.
(8)Ну, чего ждёте? ещё грубей крикнул Санька. (9)Хлеба! (10)Сказано вам!
(11)Так везде говорят, а после всё-таки продают.
(12)А деньги есть? (13)Вот...
(14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.
(15)Легко отдашь, сказал Санька. (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!
(17)Отдай, буркнул приземистый.
(18)Возьми-кась, проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. (19)Ну? (20)Попробуй!
(21)Отдай! попросил вежливо высокий.
(22)Фашист ты, понял?! вдруг хрипло выговорил приземистый.
(23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?!
(27)А вота!.. крикнул Санька и, не глядя, рванул поперёк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся.
(29)Вота! сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своём, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая:
(31)Вота! (32)У меня батю... на фронте... а вы обзываться…
(33)Детдомовские, все втроём, двинулись на него Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нём, всё это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.
(35)Длинный парень шагнул вперёд и сказал:
(36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые.
(39)А его отец, высокий кивнул на очкастика, рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьёшь?
(43)Не надо, пацаны, поморщившись, сказал очкастик. (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять.
(46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда. (47)Посидите чуток, я сейчас... тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмёт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всё и так поняли.
(50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, сказал длинный, докторше нашей. (51)Больным и раненым хлеб раздаёт, а сама голодная.
(52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
(53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варёных возьмите.
(55)Мамк, ты денег не бери! заторопился Санька. (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!
(59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.
(60)Да поняла я, поняла, кивнула она головой. (61)Вот же какие люди бывают на свете... (62)То ли дурные, то ли святые... (63)Ах, господи... (64)Берите, мальцы, ешьте.
(По Э. Шиму) *
*Шим Эдуард Юрьевич ( Эдуард Юрьевич Шмидт) (19302006) современный писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.
Работаем с черновиком, используя схему:
План работы |
|
I. Вступление II. Основная часть. III. Заключение |
I. По мнению авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, знаки препинания необходимы, чтобы «…как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл». И это абсолютно справедливо! В письменной речи слова без знаков препинания становятся простым набором словом, смысл которого практически невозможно понять. Кроме того, отсутствие знаков препинания лишает текст эмоционального наполнения. Мне кажется, текст Э. Ю. Шима очень ярко показывает роль знаков препинания. Попытаемся это доказать. II. Аргументы. Много знаков препинания, передающих эмоциональное состояние героев (восклицательный знак, сочетание восклицательного и вопросительного знаков, многоточие. Предложения № 22, 26 - сочетание восклицательного и вопросительного знаков, эти знаки выражают не просто вопрос, а возмущение. Интересна в тексте функция многоточия. В предложении 32 многоточие стоит на месте пропуска, показывая обиду мальчика. В пятьдесят седьмом сочетание восклицательного знака и многоточия, удивление и раздумье героя. В предложениях 61-63 недоговорённость, размышление. III. Таким образом, мы убедились, что «знаки препинания … сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл». Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; кроме того, они помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему понять их. |
Сочинение
По мнению авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, знаки препинания необходимы, чтобы «…как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл». И это абсолютно справедливо! В письменной речи слова без знаков препинания становятся простым набором словом, смысл которого практически невозможно понять. Кроме того, отсутствие знаков препинания лишает текст эмоционального наполнения. Мне кажется, текст
Э. Ю. Шима очень ярко показывает роль знаков препинания. Попытаемся это доказать.
В тексте много знаков препинания, передающих эмоциональное состояние героев (восклицательный знак, сочетание восклицательного и вопросительного знаков, многоточие). Предложения № 22, 26 заканчиваются сочетанием восклицательного и вопросительного знаков, эти знаки выражают не просто вопрос, а возмущение участников диалога.
Интересна в тексте функция многоточия. В предложении 32 многоточие стоит на месте пропуска, показывая обиду мальчика. В пятьдесят седьмом есть сочетание восклицательного знака и многоточия, мы чувствуем удивление и раздумье героя, потрясённого бескорыстием незнакомой докторши . В предложениях 61-63 знак многоточия говорит о недоговорённости, размышлении, желании понять «то ли святых, то ли дурных» людей.
Таким образом, мы убедились, что «знаки препинания … сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл». Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; кроме того, они помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему понять их.
Сочинение № 3
C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора книги «Культура речи» И. Б. Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Б. Голуб.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст из варианта № 1212. Государственная итоговая аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2012 год
(1) Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2) Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4) Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
(5) Во-первых, кличка. (6) Звали его Борожай. (7) Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8) Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9) Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай, по-бабьи взвизгивая, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. ((10) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11) Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12) Зовут Гром, глянет дрожь до самых пяток пробирает.
(13) В третьих… (14) Да что там в-третьих… (15) Всё у этого пса не поймёшь как. (16) Играет с цыплятами… (17) Где это видано: собака играет с цыплятами?!
(18) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19) Тоже мне охотник!
(20) Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21) Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22) А двор я охранять буду?
(23) Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24) У соседей загорелся дощатый сарай. (25) Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт, не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27) А Борожай носится кругом, лает
по-бешеному, людей зовёт, потом раз и сиганул в распахнутую дверь, откуда летели клубы чёрного дыма. (28) Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стенку оторвали и телёнка вытащили.
(29) Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30) А Бородай мой в дыму, видимо, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31) Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
(32) Странный был пёс! (33) Какая ещё собака в огонь полезет?! (34) Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая щенком брал, мне сказали, что имя мы нечаянно исказили. (35) По-настоящему его звали Поражай. (36) От слова «поражать! (37) А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38) После этого у нас жили другие собаки. (39) Нормальные. (40) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
(По М. Лоскутову)*
*Лоскутов Михаил Петрович (1906-1940) писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.
Сочинение
Автор книги «Культура речи» И. Б. Голуб утверждает: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности». Попробуем доказать верность этого высказывания, анализируя текст писателя-публициста М. П. Лоскутова.
Однородные члены предложения необходимы для описания. Так в предложении № 2 с помощью однородных определений-эпитетов автор описывает пса-чудака, а то, что эти однородные члены выделены отдельным предложением (такое изобразительное средство называется парцелляцией) ещё более усиливает эмоциональное восприятие текста. Однородные подлежащие в четвёртом предложении (несуразные выходки, ребячливость, сентиментальность) рассказывают о характере Бородая.
Однородные члены предложения могут быть противопоставлены друг другу, и тогда мы имеем дело с изобразительным средством, которое называется антитеза. Так, в предложении № 26, рассказывая о телёнке, очутившемся в огне, М. П. Лоскутов использует однородные члены «не мычит, а стонет», в двадцать девятом он говорит о спасённом телёнке: «Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого». И опять, чтобы усилить воздействие на читателя, автор использует парцелляцию.
Я думаю, что убедились в том, что однородные члены предложения играют большую роль для усиления выразительности художественной речи.
Поработаем с текстом
Писать вступление и заключение мы, как мне кажется, уже научились. Попробуем подбирать примеры-аргументы и указывать их роль в тексте.
1.Выбираем примеры, иллюстрирующие лингвистические явления, содержащиеся высказывании автора книги «Культура речи» И. Б. Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности».
Находим все предложения с однородными членами.
Текст из вариант № 1115. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2011
(1)Всё, что было до войны, казалось мне теперь освещённым ясным и мягким светом незакатно-солнечного дня, того самого, когда мы с отцом зашли в табачный магазин.
(2)Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
(3)Такой мне казалась жизнь до войны.
(4)Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.
(5)Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? (6)Сильную обиду, обделённость, обман. (7)Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки. (8)Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге. (9)И батя мне всё мнился.
(10)Вот он там стоял, у самого прилавка, платил деньги, а сам так часто-часто на меня оглядывался, и улыбка не сходила с его лица. (11)А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, всё собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
(12)И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так неправдоподобно близко. (13)Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту. (14)Я вспомнил, как отец уходил с ружьём. (15)Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее, чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик. (16)Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное, на его фоне раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья. (17)Мне отчего-то душно, мне тяжело. (18)Я боюсь за отца: почему он уходит от нас? (19)Зачем эта охота? (20)Пусть лучше вернётся. (21)И в глазах у мамы я тоже вижу слёзы.
(22)Что это было? (23)Предчувствие? (24)Но война началась через год, и много было ещё и смеха и слез до её прихода, а я всё помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу…
(По А. Лиханову) *
* Лиханов Альберт Анатольевич современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества становление характера подростка проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
Предложение №7. Однородные обстоятельства служат средством создания градации (градация синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака). Служит средством усиления эмоционального восприятия текста.
Предложение № 16. Однородные определения одновременно описывают закат солнца и показывают душевное состояние героя: это закат предвещает что-то страшное, рождает тревогу.
Здесь определения являются средством создания эпитетов (красочных определений)
2. Выбираем примеры, иллюстрирующие лингвистические явления, содержащиеся высказывании лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Находим предложения с самыми яркими сказуемыми.
Текст из варианта № 1212. Государственная итоговая аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2012 год
(1) Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2) Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4) Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
(5) Во-первых, кличка. (6) Звали его Борожай. (7) Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8) Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9) Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай, по-бабьи взвизгивая, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. ((10) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11) Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12) Зовут Гром, глянет дрожь до самых пяток пробирает.
(13) В третьих… (14) Да что там в-третьих… (15) Всё у этого пса не поймёшь как. (16) Играет с цыплятами… (17) Где это видано: собака играет с цыплятами?!
(18) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19) Тоже мне охотник!
(20) Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21) Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22) А двор я охранять буду?
(23) Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24) У соседей загорелся дощатый сарай. (25) Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт, не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27) А Борожай носится кругом, лает
по-бешеному, людей зовёт, потом раз и сиганул в распахнутую дверь, откуда летели клубы чёрного дыма. (28) Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стенку оторвали и телёнка вытащили.
(29) Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30) А Бородай мой в дыму, видимо, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31) Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
(32) Странный был пёс! (33) Какая ещё собака в огонь полезет?! (34) Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая щенком брал, мне сказали, что имя мы нечаянно исказили. (35) По-настоящему его звали Поражай. (36) От слова «поражать! (37) А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38) После этого у нас жили другие собаки. (39) Нормальные. (40) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
(По М. Лоскутову)*
*Лоскутов Михаил Петрович (1906-1940) писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.
В предложении № 3 сказуемое выражено глаголом условного наклонения, то есть показывает действия, возможные при каких-то условиях, здесь мы чувствуем ироничное отношение героя к собаке. А в предложении № 7 глаголом повелительного наклонения, который в данном случае имеет обобщённое значение, показывает возмущение мальчика своим странным псом.
В предложениях 9 и 27 автор использует в форме глаголов-сказуемых слова разговорного стиля (драпал, сиганул), достигая таким образом усиления эмоционального воздействия текста.
В предложениях 4, 10 в роли сказуемого выступают фразеологические обороты, что тоже призвано сделать текст экспрессивнее.
Пишем сочинение
Известный лингвист Ф. И. Буслаев высоко ценил роль сказуемого в тексте: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Сказуемое, как мы помним, - главный член предложения, который обозначает действие, а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? От того, какое сказуемое выберет автор, зависит не только смысл предложения, но и его эмоциональное воздействие на читателя.
В правоте слов Ф. И. Буслаева легко убедиться на примере текста М. П. Лоскутова. В предложении № 3 сказуемое выражено глаголом условного наклонения, то есть показывает действия, возможные при каких-то условиях. Здесь мы чувствуем ироничное отношение героя к собаке. А в предложении № 7 используется глагол повелительного наклонения, который в данном случае имеет обобщённое значение, показывает возмущение мальчика своим странным псом.
В предложениях 9 и 27 автор использует в форме глаголов-сказуемых слова разговорного стиля (драпал, сиганул), достигая усиления эмоционального воздействия текста.
Я думаю, что Ф. И. Буслаев был абсолютно прав, утверждая, что «вся сила суждения содержится в сказуемом». Верно выбранное сказуемое помогает понять, что и как хотел сказать автор, какие мысли и чувства пытался донести до нас.
3. По той же цитате, но по другому тексту…
Текст из варианта № 1115. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2011
(1)Всё, что было до войны, казалось мне теперь освещённым ясным и мягким светом незакатно-солнечного дня, того самого, когда мы с отцом зашли в табачный магазин.
(2)Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
(3)Такой мне казалась жизнь до войны.
(4)Там, до войны, мы были с отцом в табачном магазине, он купил папиросы, три пачки, но потом началась война, табак стали давать по карточкам, магазин закрылся, и вот туда переехала детская библиотека.
(5)Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог? (6)Сильную обиду, обделённость, обман. (7)Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки. (8)Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге. (9)И батя мне всё мнился.
(10)Вот он там стоял, у самого прилавка, платил деньги, а сам так часто-часто на меня оглядывался, и улыбка не сходила с его лица. (11)А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, всё собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
(12)И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так неправдоподобно близко. (13)Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту. (14)Я вспомнил, как отец уходил с ружьём. (15)Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее, чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик. (16)Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное, на его фоне раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья. (17)Мне отчего-то душно, мне тяжело. (18)Я боюсь за отца: почему он уходит от нас? (19)Зачем эта охота? (20)Пусть лучше вернётся. (21)И в глазах у мамы я тоже вижу слёзы.
(22)Что это было? (23)Предчувствие? (24)Но война началась через год, и много было ещё и смеха и слез до её прихода, а я всё помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу…
(По А. Лиханову) *
* Лиханов Альберт Анатольевич современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества становление характера подростка проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
А в этом тексте глаголы-сказуемые «играют» по-другому.
Выберите примеры-аргументы, кажущиеся вам наиболее яркими и попробуйте сами написать сочинение.
C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Н.С. Валгиной: «Обращение может иметь целью не только привлечь внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов.
(3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.
(5) Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, говорит Мери. (6) Вот послушай это Галактион:
(7) В сердце мечта таится,
Небо полоской ясной.
(8) Юноша: "Стой, девица!"
(9) Девушка: "Сгинь, несчастный!"
(10) Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», говорю я.
(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол.
(12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих...
(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.
(16) Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплет?! раздалось вдруг у самого моего уха.
(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.
(19) Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!
(21) Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь... (22) Ну,
здравствуйте! Илларион сел.
(23) Как у вас идут дела?
(24) Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, ответила Мери.
(25) Заканчиваете или только начинаете?
(26) Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен! сказал я.
(28) Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! улыбнулся Илларион.
(29) Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу.
(30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку. (31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки это надежнее, вернее!..
(35) Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? вдруг обратился Илларион к Мери.
(36) Вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею...
(37) Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город!
(По Н. Думбадзе)
В предложениях 20, 24 обращения дают наименование адресату речи: мы узнаём имя человека, подошедшего к ребятам.
В предложениях № 16, 21, 28, 29, 35 их роль иная: они выполняют стилистические функции и являются носителями экспрессивно-оценочных значений. В 16-ом предложении Илларион насмешливо называет Илико «стихоплётом», в 21-ом, иронизируя над парочкой, обращается к ним «профессоры». Обращения «дорогой мой», «дети мои», «дочка» в предложениях № 28, 29, 35 свидетельствует о симпатии участника диалога к собеседникам.
Теоретический материал к сочинениям смотрите здесь!!!