Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Закон «Отрицания отрицания»
Развитие осуществляется в форме отрицания старого качества объекта новым, при сохранении в нем жизнеспособных элементов старого качества и последующим отрицанием самого отрицания.
Специфика этого закона состоит в том, что он определяет направление, форму и преемственность в процессе развития в сфере природы, общества и мышления. Важнейшей категорией этого закона является категория диалектического отрицания отрицание этого условие и момент развития, содержит в себе два взаимосвязанных аспекта:
Внутри цикла развития отрицаний может быть только два, потому что каждое явление развивается лишь до своей противоположности, а дальше начинается новый цикл развития, количественных отрицаний. Может быть несколько при условии, если не затрагивается качество. Закон двойного отрицания раскрывает направленности процесса развития, которая характеризуется тем, что на определенной ступени происходит кажущийся возврат к старому, но это не буквальное возвращение к исходящему состоянию, а синтез положительных элементов старого, осуществляемый на качественно более высокой ступени. Поэтому развитие идет не по кругу, и не по прямой восходящей линии, а по расширяющейся спирали, каждый виток которой как бы повторяет в своих основных чертах предыдущую ступень развития, но и появляется что-то новое.
Тема 4. Проблема личности в социальной философии
Проблема личности предстает в философии в виде трех главных вопросов:
Антропологическая проблема существует со времен античности, и родоначальником этого направления считается Сократ. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей, но понятия «личность» еще не существовало. Философов интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о его родовой природе, но не о понятии «личность». Представители стоицизма с их идеей о бесстрастии личности уравнивали всех людей перед ролью фатума или рока. Средневековые мыслители освободили человека от природной зависимости, но растворили его индивидуальность, поставив в полную зависимость от Бога. Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения.
Следует различать понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Человек это биосоциальное существо, представляющее собой единство физического и духовного, наследственного и приобретенного.
Индивид это отдельный представитель человеческого рода или какого-либо социального целого; это всегда один из многих, он безличен.
Индивидуальность - это особенное, что отличает человека от других людей.
Личность это устойчивая система социальнозначимых черт, раскрывающихся в индивидуальности человека. Предельно персонифицированный индивид есть личность.
Люди, живя в обществе, всегда взаимосвязаны между собой, и именно общественные отношения формируют человека как личность. Кроме того, каждый индивид как личность является продуктом всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. С этих позиций личность представляет собой динамичную целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, этнического, национального) и единичного (индивидуального, неповторимого).
Личность это человек с ярко выраженными социальными признаками и социальной индивидуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности.
Личность это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентируется на ценности общества, выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Личности присущи самоуважение и достоинство.
Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, определяющих ее неповторимость в процессе жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле, образе жизни и т.д. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности.
Сущностная характеристика личности проявляется, прежде всего, через раскрытие ее самосознания, воли, характера, степени нравственной зрелости, специфики мировоззрения. При этом личность не обязательно является носителем положительных качеств по указанным параметрам, эти качества зависят от того общества, от тех социальных отношений, в которые включен человек, а также от его прошлого жизненного опыта.
По своей структуре личность это устойчивая, скоординированная, саморегулирующаяся система, включающая в себя духовный мир, социально-ролевой комплекс и природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая является характеристикой взаимоотношений человека и общества.
Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические.
Проблема личности в философии связана с определением смысла и значимости человеческой жизни. Некоторые философские направления пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем ссылок на важность загробной жизни, а земная жизнь рассматривалась ими лишь как подготовка к ней; другие призывали к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Реальный же смысл жизни состоит в ней самой. Человек должен быть счастлив здесь, на Земле, в своей, а не в чьей-то жизни. Но счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Поэтому человеческая жизнь обладает высшей ценностью, и именно в таком качестве и следует воспринимать собственную жизнь и жизнь других людей.
Смысл жизни конкретизируется в двух основных вопросах:
Человек продолжает себя добрыми делами, которые не проходят бесследно, а находят свое отражение в форме добра и справедливости в последующих поколениях. В этом, возможно, и состоит разгадка смысла жизни и человеческого бессмертия.
Тема 5. Проблема культуры в философии
Впервые слово «культура» встречается у Цицерона (римский оратор и философ, живший со 106 г. до н.э. по 43 г. н.э.), который использует его для обозначения воздействия на человеческий ум философии: «Культура ума есть философия». В философской литературе существует более 500 различных определений понятия «культура», что уже само по себе представляет серьезную научную проблему.
Первоначальное понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и.т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. В последующих многообразных подходах, посвященных исследованию культуры, можно выделить 4 обобщенных концепции:
Характерное для некоторых указанных концепций противопоставление культуры природе таит в себе определенную опасность. Природа во времени предшествует культуре, физический и животный миры не обладают культурной жизнью. Но, сама природа является одной из важнейших предпосылок общественного развития; характер освоения природы выступает показателем культурного уровня общества; понятие «культурный человек» включает такую характеристику как потребность общения с природой, бережного отношения к ней.
Одной из проблем современной философии является раскрытие соотношения понятий «культура» и «цивилизация». Существуют следующие подходы к ее решению: 1) цивилизация рассматривается как ступень развития культуры отдельных народов; 2) цивилизация понимается как характеристика целостности всех культур (мировая цивилизация); 3) цивилизация трактуется как состояние культуры в конкретной области человеческой деятельности; 4) цивилизация связывается с материальной деятельностью и ее результатами, а культура только с духовной деятельностью.
С XVIII века в философии существует тенденция придания понятию «культура» оценочного смысла, культура связывается с образом жизни, наиболее достойным для человека и способствующим его развитию. В соответствии с этим, отдельные люди, народы и эпохи оцениваются как «культурные» и «некультурные». Достоинство подобного подхода состоит в том, что он рассматривает культуру как нечто ценное. Вместе с тем, он ведет к возможности субъективного толкования общественных явлений. Например, европоцентристские теории рассматривают европейскую культуру в качестве эталона и отрицают ценность культур других народов.
Некоторые философы связывают культуру только с творчеством, соответственно, деятельность человека подразделяется ими на «культурную» (т.е. творческую) и «некультурную» (механическую, воспроизводящую). Культура проявляется и как культурное наследие культурная среда, которая формирует людей, создает определенные возможности для их развития и предъявляет к ним соответствующие требования; и как культурное творчество нечто динамичное, развивающееся и совершенствующее в результате творческой деятельности.
Существует также семиотический подход к пониманию культуры, основанный на том, что формами опредмечивания культуры являются язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы.
Все указанные подходы содержат в себе рациональное зерно, так как раскрывают отдельные аспекты культуры: 1)общественно-преобразующий: культура служит целям преобразования мира, общества и человека; 2)познавательный: культура позволяет человеку осмысливать окружающий мир, общество и самого себя; 3)аксиологический: культура выступает средством ценностной ориентации субъекта; 4)семиотический: культура закрепляет в системе определенных знаков и символов духовные ценности; 5)коммуникативная: культура служит общению между поколениями, народами, создателями и потребителями духовных ценностей. Таким образом, культура предстает как многофункциональное общественное явление.
В систему культуры входят: культура производства, культура быта, политическая культура, культура поведения, культура речи и т.д. Все эти элементы позволяют считать культуру мерой и обобщенной характеристикой духовного, нравственного и профессионального развития субъекта.
Указанные положения находят свое выражение в обобщенном определении культуры: культура это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
«Общество как саморазвивающаяся система»
1. Понятие «природа» используется в философии в двух значениях:
1) как система всех материальных образований, включая и общество;
2) как часть материального мира, выступающего необходимым условием возникновения существования и развития общества.
В ней выделяют физико-географическую среду и экономико-географическую среду. Природа оказывает следующее влияние на общество:
1. Выступает основной и необходимой средой его существования;
2. Ускоряет или замедляет процесс развития общества;
3. Уничтожает плоды цивилизации;
4. Регулируют расселение человечества, размещение производственных сил, общественное разделение труда, специфику с/х.
5. обуславливает цикличность производственных процессов.
Природа имеет для человечества огромное производственное, познавательное, оздоравливающее и воспитательное значение.
Отношение общества к природе представляет собой единство двух тенденций:
Вопросы о взаимоотношении природы и общества превращается в глобальную проблему.
Взаимоотношение природы и общества привели к возникновению нового материального образования, которое Вернадский назвал ноосферой, т.е. сферой разума; это регулируемая разумом высшая ступень развития биосферы, включающая в себя человеческое общество и все созданное им. Современный человек должен осмысливать проблему природы через призму человеческого, на основе принципа гуманизма, т.е. строить с ней свои взаимоотношения, как с другим человеком, на основе любви, доброты, сострадания, помощи. Подобные отношения необходимо закрепить в правовой сфере, экономической сфере, социально-политической сфере, а также этической сфере. Отсюда большая роль экологического сознания это совокупность взглядов по отношению к природе.
Проблема взаимоотношения природы и общества появилась в осмыслении принципа общего развития. Существую теории, рассматривающие природу как определяющий фактор развития общества и объясняющие социальные процессы на основе природных закономерностей (Монтескье). В этой связи появляется географический детерминизм (принципа и зависимости) развитие общества ставится в прямую зависимость от географических условий. Геополитика рассматривает государство в качестве организма, стремящегося к расширению своего жизненного пространства и сфер влияния, а также раскрывает обусловленность политики географическими факторами.
Данный подход получил аргументационную философскую критику у Канта, Гегеля, в Марксизме. Социальный исторический процесс связан с природным по следующим направлениям:
Основы общества во взаимном договоре, в гражданском обществе, действие закона, формирование сложных, но гармоничных систем.
Общество подчиняется всеобщим законам бытия, т.е. законам диалектики, главным его отличием является то, что оно всегда представляет собой определенное сочетание материального и идеального, объективного и субъективного, стихийного и планомерного.
Важными элементами общества являются их индивиды, группы, объединения:
Принципы происхождения философии видели в психологических особенностях, мировоззрений. Ключевое значение для понимания социальной структуры общества имеют понятия способа производства и экономической сферы разделения труда.
Системообразующими принципами объединяющие элементы в единое целое выступают общественные отношения они делятся на первичные материальные или базисные и вторичные идеологические или надстроичные. Главными являются производственные отношения это отношения распределения и обмена. Их характер определяется производительными силами общества это люди с их трудовыми умениями и навыками, а также средства производства, приводимые ими в действие.
Идеологические общественные отношения это политические, правовые, нравственные и другие отношения, возникающие на основе производственных, проходя предварительно через сознание людей. Совокупность производственных отношений составляет базис общества, его экономическую структуру, а идеологические отношения образуют надстройку общества.
Основные сферы общества:
Проблема собственности является ключевой в понимании экономической сферы жизни общества. Философия в отличии от политики и правовых наук пытается вникнуть в саму идею собственности, осмыслить ее природу. Сторонники теории общественного договора (Голс, Руссо, Локк) видели основу собственности в труде (Д. Локк) или в насильственном захвате (Ж.Ж. Руссо), считая ее истинным основанием гражданского общества.
Сегодня собственность это право каждого человека, входящего в состав того или иного сообщества. Владеть, пользоваться и распоряжаться благами законно им приобретенным. Основание собственности заключается в самом существовании человека, в содержании его духовного мира.
Для современного общества характерно многообразие форм собственности.
Для общества как органической системы характерно состояние саморазвития, источником которого выступает целый ряд внутренних диалектических противоречий: между базисом и надстройкой, между надстроечными явлением, между сферами общества и т.д. Но главными выступает противоречие между производственными силами и производственными отношениями, которое находит свою конкретизацию в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производственных сил. В современной отечественной философии форма и направленность развития общества рассматривается с позиции двух теорий: формационной и цивилизационной.
Достоинства формационной:
Недостатки формационной теории:
Эта теория базируется на двух главных принципах:
Анализ цивилизационной истории
Ее достоинства:
Ее недостатки:
Формационный подход наиболее эффективен при осмыслении общей направленности социального процесса, а цивилизационный при рассмотрении конкретных обществ.
Исторический процесс: необходимость и случайность, субъекты и движущие силы, прогресс и регресс
1. Развитие общества отличается наличием определенных закономерностей, независящих от воли и сознания людей, поэтому большинство философов признавали наличие в истории определенных законов (Демокрит, Платон, Августин, Аквимский, Спиноза, Гегель, Кант, Маркс и т.д.) и лишь некоторые отрицали наличие этих закономерностей. Были попытки объяснить историю мотивами деятельности людей, природными факторами, родовой сущностью самого человека и т.д.
В античный период и эпоху Возрождения общественные законы понимались как законы природы, но действующие в истории. И лишь в работах мыслителей обнаруживается дифференциация социальных и природных закономерностей. В 19 веке поиск специфических законов истории шел в трех направления: в социально-политической сфере, в сфере разума и духовности, в социально-экономических отношениях.
Для понимания соотношений исторической необходимости, т.е. закономерности и сознательной деятельности людей необходимо рассмотреть два вопроса:
1) о соотношении в истории необходимости и случайности.
Анализ истории показывает, что в обществе действует не только необходимость, проявляющаяся в виде определенной закономерности, но и случайность, обусловленная способностью исторических субъектов принимать любые возможные решения, включая нерациональные, ошибочные, иногда идущие во вред самому субъекту и пытаться своими действиями воплотить их в реальность.
Историческая необходимость противопоставляется случайности и раскрывает повторяющуюся связь между событиями, сходных исторических ситуаций. Историческая случайность означает недетерминированность событий в сложившейся исторической ситуации.
2) о соотношении исторической свободы и необходимости.
Историческая свобода это мера возможности субъекта, можно выделить два уровня возможностей:
Минимальным условием исторической свободы является наличие выбора, историческая свобода противопоставляется необходимости. Чем выше степень свободы, тем больше реальных возможностей, и тем меньше влияние необходимости, и наоборот.
Исторический процесс содержит в себе компоненты и свободы их необходимости и речь может идти лишь о пропорции их представленности. Свобода проявляется не только в сфере случайности, но и в закономерности, так как последнее носит статистический характер. Историческая необходимость отражает однозначность действия социального объекта, а свобода указывает на вариативность хода исторических событий. И поэтому сами исторические процессы можно опознать как свободно-необходимые, а осознанные действия человека, как воплощение единства необходимости и свободы. Специфика исторической необходимости по сравнению с природной, то что она проявляется в сознательной деятельности людей и поэтому носи статистический характер, допуская вариативность развития исторических событий в зависимости от конкретных условий их реализации.
2. Субъектами исторического процесса выступают личности социальной группы (классы, этнические общности, семья, социальные слои, и т.д.), политические партии, религиозные объединения, государство, общество в целом.
Социальная роль каждого субъекта определяется его положением в обществе, потребностями и интересами, а также уровнем их осознания. В современном обществе влияние субъектов на социальную действительность носит ограниченный характер, так как в обществе уже зафиксированы отношения собственности, разделение властей и т.д.
В истории философии было много дискуссий по поводу роли масс и личности в истории высказывалось мнение, что история развивается благодаря деятельности выдающихся личностей, а народные массы лишь следуют за великими личностями. Выдвигалось и противоречивая теория главный фактор исторической деятельности массе о значении отдельной личности принижалась.
Реальное соотношение влияние масс и личности на историю определяется конкретными условиями исторической ситуации, масштабностью и деятельностью исторических процессов. Прослеживаются следующие направления взаимодействия масс и личности в истории:
К движущим силам истории относится:
1) деятельность субъектов истории
2) социальные противоречия меду производственными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой, между надстроечными явлениями, между политическими партиям, классами , государствами и т.д.
3) фактор исторической ситуации
4) фактор целенаправленного сознания субъекта
5) объективные законы развития истории
3. В истории философии высказывались различные точки зрения по поводу общей направленности исторического процесса, большинство философов признавали исторический прогресс (Демокрит, Блаженный, Кант, Маркс, Гегель) и лишь некоторые отстаивали идею регрессивного движения истории (Платон). Ряд ученых склонялись к цаиклическому осмыслению социального процесса. Ход истории показывает, что наряду с прогрессивным движением вперед существуют возвраты к прошлому, носящие деструктивный и регрессивный характер.
Общество представляет собой сложную организованную систему, части которого развиваются неравномерно и имеют свою собственную внутреннюю логику. Прогресс прослеживается в сфере техники, информационных технологий, в сфере права, политики, науки, здравоохранения. Но явный регресс обнаруживается в плане здоровья человека. Отсюда происходит проблема сочетания прогресса в регрессе в различных сферах общественной жизни.
Исторический прогресс это направление социального развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему от менее совершенного к более совершенному состоянию общества или его важнейших сфер, оно противоположно регрессу, но включает в себя его элементы. Особенность социального прогресса в том, что он связан с человеком, поэтому для обеспечения его развития общество должно ставить человека в центр своей деятельности. Возможности достижения этого изложены в концепции «нового гуманизма» Аурелио Печчеи. Эта концепция включает в себя 3 аспекта:
Они реализуются в 6 задачах, стоящих перед человечеством:
Философия выделяет различные критерии философского развития:
Но целесообразнее выделить комплексные критерии общественного прогресса уровень типичной степени свободы членов общества, его можно применить в рамках формационной и цивилизационной системы.
Теория и методология познания
1. Вопрос о сущности и способах познания мира привлекал внимание философов с глубокой древности. В подходах к его решению отрицались трудности процесса познания, особенности развития науки на различных этапах, определенные интересы тех или иных социальных сил, в результате дискуссий выявились следующие подходы к пониманию познания.
1) Осмысление сущности познания на основе принципа отражения. Под отражением мира понимается свойство материи состоящее в воспроизведении во внутреннем состоянии объекта, качественных и количественных характеристик, другого объекта, воздействующего на него. Человек через свои органы чувств и мышление отражает явления и процессы внешнего мира, что и проявляется в выработке знаний о действительности.
2) Понимание познания как социально опосредованного исторически развивающегося отношения человека к миру. Познание осуществляется через активную деятельность отдельных людей, но каждый человек способен познать лишь настолько, насколько обладает коллективно выработанной системой знаний и методами познания.
3) Представление о диалектической взаимосвязи субъекта и объекта познания. Объектом познания выступает сама реальность или ее фрагмент, подвергающийся исследованию, также группы людей, а также все человечество в целом.
Предмет познания это отдельный аспект объекта.
Диалектная взаимосвязь и объекта состоит в следующем: субъект не существует без объекта, а объект без субъекта, в процессе деятельности субъект обогащается знаниями об объекта и получает возможность оказывать на объект активное воздействие. Объект обуславливает характер направленного на него познавательного отношения субъекта и находит в субъекте соответствующее отражение (информационное, оценочное и т.д.).
4) Рассмотрение практики как основы и цели познания. Отсюда следует, что познание это процесс избирательного, активного отражения субъектом исследуемого объекта, ориентированный на достижение знания как своего практически обоснованного результата. Существуют различные формы познания.
1. Познание неотделимое от индивидуального субъекта и познание, дающее объективированное знание;
2. Обыденное познание;
3. художественное познание;
4. научное познание. Связано с осмыслением фактов в системе понятий или законов той или иной науки.
Познание совершается как переход от внешних поверхностных свойств и отношений к раскрытию внутренних существенных связей действительности. Это находит свое отражение в диалектике чувственного и рационального познания.
В Философии существовали направления, абсолютизирующие либо чувственное, либо рациональное познания (сексуализм, эмпиризм, рационализм). Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальном этапе жизни человека. Оно осуществляется в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении. Ощущения это простейшие чувственные образы, отражающие в сознании отдельные качества и свойства объекта. Они возникают в результате непосредственного воздействия объекта на наши органы чувств. Восприятие то целостный чувственный образ объекта, охватывающий совокупность его свойств, участвует не только ощущение, но и память. Представление это целостный образ отображаемого объекта, существующий и без его непосредственного воздействия на наши органы чувств. Человек может комбинировать свои восприятия и создавать новые образы, используя память. Высшей формой представлений является творческое воображение и фантазия.
Рациональное познание определяется на раскрытии сущности объекта и его особенности следующие:
Диалектика чувственного и рационального проявляется в том, что оба эти уровня взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, представляя собой единый процесс углубления познания от явлений к сущности.
2. Еще в глубокой древности в философии сложилось понимание истинности, получившее название классической. Истина это соответствие мысли в реальности. От этой классической концепции взяли начало три главных направления в понимании истины:
1. теологическое (Фома Аквинский)
2. Формализация и логизация истины (Кант)
3. Диалектико-материалистическая концепция истинности.
Развитие проблемы истины привело к возникновению альтернативных концепций истинности:
Все эти теории объединяет попытка сведения истины к ее критерию: непротиворечивость, самосогласованность, полезность. Достоинства этих концепций еще и в том, что необходимым компонентом истинности стало считаться требование доказательственности.
Истина это объективное соответствие содержания мысли реальности и доказательство этого соответствия. Истинность означает свойство истины, состоящее в соответствии с содержанием форм человеческого познания объективной действительности.
Свобода понимается как мера возможностей субъекта и предполагает учет этих возможностей в сфере экономики, права, политики, культуры и тем самым этот критерий может выступать в качестве обобщенного показателя по отношению к вышеуказанному, кроме того, данный критерий допускает возможность количественной обработки необходимой информации. Этот показатель позволяет сравнивать уровни развития различных обществ и определять этапы исторического движения самого человечества, что крайне важно для осмысления истинного прогресса.