У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 4. Сознанием самосознание.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Тема 4. Сознанием самосознание. Проблема творчества

1. Сознание, его происхождение и сущность.—2. Актуальные аспекты, исследования субъективной реальности (субъективности) человека.—3. Сознание и самосознание. Проблема Я—4. Творчество и свобода. Творческая природа сознания, мышления, деятельности.

1. Сознание вития материи, осмыслить, как

24

возникает на определенном этапе раз-природы. Понять эту проблемузначит из материи неощущающей, немыслящей

возникает материя мыслящая. По этому вопросу существуют различные научные гипотезы и концепции. По одной из них в самой природе, материи существует свойство, названное отражением, которое, постепенно развиваясь в процессе усложнения материальных структур, проявляется в качестве сознания человека.

Отражение есть способность материальных объектов воспроизводить в себе свойства других объектов. Воз-действующий объект как бы «запечатлевается», оставляет «след» в другом объекте. Формы отражения исторически развивались. В неорганической природе отражение проявляется в виде физико-химических реакций. С появлением жизни возникает новая форма отраженияраздражимость, активная реакция организма на воздействие внешней среды. С появлением животных возникает поведенческая деятельность и чувствительность, развивающаяся в психическую форму отражения, которая предполагает постепенное появление ощущений, затем восприятий и представлений. Психическое отражениеэто уже не сам по себе биологический, физиологический процесс, а его «внутренняя» сторона, представляющая результат отражения, информацию об объекте. Психическое отражение развивается с усложнением нервной системы, головного мозга. Высшей формой отражения является сознание человека, проявляемое не только в ощущениях, но и в различных абстрактных формах (понятия, суждения, умозаключения).

Сознание это свойство человека как социального существа. В более узком и конкретном смысле сознание есть функция специального органа человека—головного мозга. Это обстоятельство убедительно доказано современной наукой. Мозг представляет собой сложно организованную систему. Он насчитывает 12— 15 млрд. нервных клетокнейронов. Сложность системы определяется числом связей между нейронами. Сознание есть функция мозга, вне материальных нейроди-намических процессов мозга оно не существует. Но сознание не есть мозг, ему не могут быть приписаны физические характеристики мозга и отражаемого объекта. Мысль не обладает массой, не имеет пространственных свойств. Мысль, сознание не материальны. Если бы костер и образ костра были одним и тем же, то наш мозг сгорел бы. Мысль, образидеальны.

Сознаниеэто субъективная реальность, присущая субъекту, она находится в нем и зависит от него: Со-

25

знание содержательно, несет информацию о мире, о других людях, о самом человеке. Таким образом, явления сознаниянаши чувственные образы, мысли, идеинесут в себе информацию. Связь сознания и мозга может быть представлена как связь информации и ее носителя, где нейродинамическая система мозга выступает в качестве кода переживаемого субъектом образа. Человек не знает, что происходит в его мозге. Он устроен так, что информация дана как бы в «чистом виде», без всяких материальных оболочек, т. е. идеально. Следует, однако, подчеркнуть, что без работы нормального, здорового человеческого мозга идеальное не существует. В последние десятилетия достигнуты значительные успехи в исследовании мозга. Отметим лишь одно из открытий: мозг человекасоциальный орган, он продолжает развиваться после рождения человека под воздействием социальных контактов.

Сознаниепродукт общественного развития. Обширный археологический материал свидетельствует о том, что примитивные люди были объединены в группы, в которых они совместно жили, добывали пищу, изготовляли примитивные орудия труда. Это вместе с изменением физического строения организма (развитие руки, увеличение объема и усложнение структуры мозга) вело к развитию психики человека. Примитивные люди начали постепенно осознавать себя, что проявлялось в различных действиях. Например, человекединственное существо, не равнодушное к мертвому телу, он хоронит предков, погибших сородичей. Развивается трудовая деятельность. В труде возникает принципиаль-тю новое отношение человека к действительности: объект становится предметом труда, а для его изменения необходимо посредствующее звеноорудие труда. Процесс труда требует предвосхищения событий. Это ведет к развитию мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме представить себе желаемый результат деятельности, поставить цель и найти средства ее достижения.

Трудовая деятельность невозможна без общения и создания аппарата передачи мыслей, разъяснения целей и средств деятельности. Человек научился «отчуждать» свои мысли и передавать их другим людям (речь, письменность, произведения искусства, орудия труда и т. п.). Языкэто универсальное средство выражения мысли и общения. Он позволяет человеку оперировать ^

уже не предметами, а их заменителями: словами, понятиями. Оперирование идеальными, абстрактными образами есть не что иное, как мышление. Язык и мышление взаимосвязаны: 1) по происхождению и историческому развитию; 2) язык представляет собой одну из форм, в которой протекает мысль; 3) сам по себе язык является общественным явлением, его основная функциябыть средством человеческого общенияя коммуникации. Итак, сознание является общественно-историческим продуктом, оно возникает вместе с человеческим обществом, в процессе становления и развития трудовой деятельности и языка, формируется только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов друг с дру-том.

2. Выявив основные черты научной концепции созна-иия, следует подчеркнуть, что развитие науки (философии, психологии, биосоциологии, лингвистики, этоло-гин, герменевтики, кибернетики и др.) требует дальнейшей разработки и осмысления проблемы сознания, различных ее аспектов.

Гносеологический аспект наиболее разработан в отечественной литературе. Сердцевину сознания, основной способ его существования представляют знания, чувственные и понятийные образы действительности. Изучению подлежат такие свойства сознания, как интенцио-•нальность и рефлексивность. Сознание нптенционально, т. е. направлено на какой-то внешний или внутренний объект. Сознание содержательно. Оно зависит от направленности на объект, его отражения. Сознанию свойственно не только отражение, но и осмысление, осознание не только отраженного, но и собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого себя, критический анализ своего 'содержания и методов познания. Рефлексияэто деятельность самопознания, раскрывающая   внутреннее  строение и специфику духовного мира человека. Человек должен научиться методу самопознания «интроспекции» (огляжу внутрь»).

Онтологический аспект предполагает анализ вопросов существования сознания (что, как, почему?), причем ответы не на все вопросы найдены. Сознание должно быть рассмотрено как процесс множества одновременно и последовательно сосуществующих субъективных процессов, образующих некоторую целостность. Это некоторое «текущее настоящее», «горящее пламя духа», 27

принадлежащее субъекту. Говоря словами грузинского философа М. Мамардашвили, это «парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Психические состояния, не отчужденные от субъекта, охарактеризуем как субъективную реальность. Эта реальность изучена мало. Сегодня можно говорить о том, что она представляет собой сложный объект со своей особой структурой. Специального исследования требует проблема объективации сознания. Сознание всегда существует в объективированном виде, но формы объективации его различны: мозговые нейродинамические системы, памятьхранилище всего жизненного опыта личности. Содержание сознания индивида объективируется и в общественно значимых формах, приобретая «самостоятельное» бытие в речи, записях и т. п.

Естественнонаучный аспект предполагает обращение к современной научной литературе. Арного нового и весьма интересного есть в исследованиях психики животных, приматов, человека. Полученные данные не всегда укладываются в устоявшиеся стереотипы наших представлений. Открытым остается вопрос о соотношении биологического и социального, врожденного и приобретенного человеком в процессе жизни, сознательного и бессознательного, интуитивного. Много вопросов появляется при изучении психики человека. Человеческая психика многоуровнева, она включает в себя: психические свойства, психические состояния, психические процессы (ощущения, восприятия, представления; разум, абстрактное мышление; эмоции; воля). Сознание не тождественно психике, которая шире сознания. В свою очередь, сознание шире мышления. Масса проблем возникает с изучением различных способностей человека, биополей его мозга, расшифровкой мозговых кодов, способностей экстрасенсов, проблем искусственного интеллекта, кибернетики и т. п.

3. Сознание и самосознание могут быть раскрыты через личностнО-экзистенциальный аспект. Субъективная реальность человека имеет сложную структуру. Зреди ее компонентов можно выделить интегрирующее начало Я, самосознание. Самосознаниеосознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика i интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего, мыслящего, действую-дего существа. В самосознании человек выделяет себя is окружающего мира, определяет свое место в нем.

!8

Формирование самосознания начинается с самочувствования, выявления своей связи с человеческим сообществом, культурой, осознанием своего Я. В самосознании имеет место динамичное и многомерное единство противоположных модальностей Я и Не-Я, где отношения выступают как отношение Я: 1) к внешнему миру; 2) к собственному телу; 3) к самому себе; 4) к другому Я (другой личности) ; 5) к МЫ (своей социальной группе); 6) к Они (той социальной группе, из которой личность себя исключает). Самосознаниесодержательный процесс, наполненный личностными и общественными смыслами, оценками.

Аксиологический аспект призван раскрыть непреходящую ценность сознания и самосознания для человека, ведь внутренняя субъективная реальность индивида может иметь для негоне меньшее значение, чем весь внешний мир. Аксиологический аспект предполагает постановку проблем духовности, в которой концентрированно выражаются цели и ценности человеческого общества. Здесь часто проявляется парадоксальность субъективной реальности, когда «ложные», неформальные, модные и прочие представления могут оказаться для личности более значимыми, чем истинные, научные, общепринятые.

Социокультурный аспект исследования позволит выявить, как человек приходит к пониманию себя в качестве человека. Это становится возможным, когда человек Петр начнет относиться к человеку Павлу как к себе подобному, тогда он увидит и себя человеком. Слабо исследован коммуникативный аспект, проблема взаимопонимания между людьми. Весьма важен вопрос о «социализации». Здесь можно привести интересные данные и различных «Маугли», случаях крайней изоляции детей, об эксперименте со слепоглухими детьми, проведенном в нашей стране. Анализ конкретного состояния развития социальных и культурных факторов общества позволит определить содержательные доминанты сознания личности и социальных слоев, поставить вопрос о том, почему «мифы» и иллюзии овладевают массами людей.

Праксеологический аспект требует анализа творче-ски-деятельностной и волевой компонентов сознания. Человек существо активное. Его сознание обладает «вектором активности», выражает то «измерение» сознания, которое можно обозначить как проекцию в бу-29

лущее, целеустремленность. Этот вопрос актуален, так .как существует социальная потребность стимулировать творческую активность человека, его волю и энергию.

4. Творчество в широком смысле слова имманентно .прнсуще человеческому сознанию, познанию, мышлению и практике. Оно представляет собой деятельность, в ходе которой: 1) формируются вещи и явления, не существующие в объективной реальности (орудия, машины и т. п.); 2) развиваются и далее совершенствуются уже созданные человеком материальные и духовные произведения; 3) вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного: 4) возникают новые идеи, теории, идеальные модели, духовные ценности. Творчество в узком смысле словаэто деятельность, которая обыкновенно связывается с «открыва-тельством», «изобретательством». Творитьзначит от-.крывать и создавать новое. Но подлинно творческий продукт, имеющий социальную значимость, непременно «состоит» из элементов реальности. Даже в самых причудливых фантазиях всегда обнаруживаются вполне реальные элементы в их необычных комбинациях.

Любой вид творчества и каждый его результат, следовательно, объективно детерминированы конкретным историческим уровнем научного, технического; культурного и социального развития и представляют конкретую эпоху. Творчество включает в себя опережение актуально наличествующего, предвосхищение еще не наступившего, выступает от имени будущего. Основная черта творчества новизна его результатов. О творчестве можно говорить, когда на основе предвидения, открытия, знания создаются конструкции, системы, предметы. которые до сих пор не встречались ни в общественной, ни в природной действительности. Продуктами творчества выступают научные открытия, технические конструкции и изобретения, социальные доктрины и кон-депции, произбедения искусства и т. п.

Можно выделить такие виды творчества, как научное, социальное, художественное. Потребность в создании нового вызревает как общественная потребность. Неудовлетворенная потребность детерминирует его появление, требует создания нового. Новое сможет в будущем ее удовлетворить. Творческий акт есть необходимое звено диалектики взаимоперехода материального и идеального, превращения субъективной реальности

идей, планов, замысловв объективную действительность. Но не всякая деятельностьтворчество. Это деятельность по созданию чего-то неповторимого, оригинального, уникального. Творчество возможно только в-практике, с нее оно начинается и ею заканчивается. Творческое мышление, духовное творчество предполагают умение находить, ставить и решать проблемы, генерировать новые идеи. Творческое мышление предполагает умение пренебречь стереотипами, выйти за рамки привычного, устоявшегося.

В творчестве важны и социальные, и личностные факторы. Общество может создавать атмосферу творческого поиска, способствовать свободе творчества, может,. в силу различных причин, мешать творчеству. Личностные характеристики, такие как характер, воля, опыт,. интеллект, находчивость, остроумие, богатое воображение, чувство новизны, талант, гениальность,важнейшие составные творчества. Как бы ни была одарена. личность, для ее творческой деятельности необходима свобода (свобода творчества), поскольку вся совокупная социальная атмосфера, факторы общественной жизни, социальная зависимость личности существенно влияют на творческий процесс. Зависимость личности, экономическое, социальное, политическое принуждение снижают ее творческие возможности и ее творческий потенциал. Поэтому следует вести борьбу за создание в обществе таких условий, когда может быть реализована свобода творчества, когда личность будет рассматриваться не как винтик системы, а как индивидуальность-со всеми ее особенностями, многообразными проявлениями, уникальностью существования.  Необходимо создать условия свободного доступа к информации, поскольку информированность, видение-реальной картины мира, свободный обмен мнениями, дискуссииважнейшие условия научного, социального,. художественного творчества. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя, потому что творчество вне-социально-культурной среды просто невозможно. Проблема свободы оригинально поставлена и решена в трудах известного современного западного социолога Э. Фромма. Задавая вопрос: «Иметь или быть?»,Фромм отвечает, что для того чтобы быть человеком (в том числе и творческим), необходимо иметь, т. е. быть экономически, социально, политически свободным. ЗГ




1. Введение Налогообложение добавленной стоимости одна из наиболее важных форм косвенного налогообложен
2. Гештальтпсихология
3. Ассертивность как условие эффективного общения
4. Контрольная работа- Методы психологии труда
5. на тему- Незаконное участие в предпринимательской деятельностист
6. РАЙХПсихология масс и фашизм WILHELM REICH The mss psychology of fscism Condor Book Souvenir Press [Eductionl cdemic LTD Предлагаемая внима
7.  Мировоззренческая онтологическая философия пытается ответить на все или почти все вопросы человечества
8. Курсовая работа- Заключение гражданско-правового договора
9. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
10. Аппарат искусственной вентиляции легких
11. Общее состояние ребенка- средней тяжести
12. Религиозное мировоззрение
13. Объем индивидуальногоспроса Объем рыночногоспроса шт
14. Северный Арктический федеральный университет имени М.2
15. тема МЧП. Виды и краткая характеристика источников МЧП.
16. КНИГА ВТОРАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯСХОЛАСТЫ Глава VIIПАПСТВО В ВЕКА МРАКА За
17. Основным методом анатомии было рассечение трупов отсюда название- от греч
18. Реферат- Государственное регулирование рынка труда в Республике Казахстан
19. задание или особым образом связанные между собой задания которые позволяют исследователю диагностировать м
20. Вісник Дніпропетровського університету