Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение в философию http---philosophy

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Фролов   «Введение в философию»   http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/ 

Фролов И. Т. "Введение в философию"

Введение. "Что такое философия"

• Мировоззрение • Истоки философии • Философское мировоззрение • Проблема научности философского мировоззрения • Предназначение философии

Раздел I. "Возникновение философии и ее культурно-исторические типы"

Часть первая. "Западная философия и ее культурно-исторические типы"

Глава I Части первой. "Генезис западной философии"

Глава II Части первой. "Античная философия: космоцентризм"

• Космологизм ранней греческой философии • Онтологизм античной классики • Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона • Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело • Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея • Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид • Понятие сущности у Аристотеля • Понятие материи. Учение о космосе • Софисты: человек - мера всех вещей • Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании • Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели • Проблема души и тела у Платона • Платонова теория государства • Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом • Учение Аристотеля о душе: пассивный и деятельный разум • Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца • Этика Эпикура: физический и социальный атомизм • Неоплатонизм: иерархия универсума

Глава III Части первой. "Средневековая философия: теоцентризм"

• Природа и человек как творение Бога • Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии • Сущность и существование • Полемика реализма и номинализма • Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики • Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом • Специфика средневековой схоластики • Отношение к природе в средние века • Человек - образ и подобие Бога • Проблема души и тела • Проблема разума и воли. Свобода воли • Память и история. Сакральность исторического бытия • Философия в Византии

Глава IV Части первой. "Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм"

• Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности • Человек как творец самого себя • Апофеоз искусства и культ художника-творца • Антропоцентризм и проблема личности • Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения • Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей • Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Глава V Части первой. "Философия нового времени: наукоцентризм"

• Научная революция и философия XVII века • Философия Просвещения • И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности • Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха • Философия К. Маркса и Ф. Энгельса • Позитивизм • А. Шопенгауэр и Ф. Ницше

Часть вторая. "Восточная философия и ее культурно-исторические типы"

Глава I Части второй. "Генезис "восточных философий""

Глава II Части второй. "Индийская философия"

• Происхождение мироздания и его устроение • Учение о человеке • Знание и рациональность

Глава III Части второй. "Китайская философия"

• Происхождение мироздания и его устроение • Учение о человеке • Знание и рациональность

Глава IV Части второй. "Арабо-мусульманская философия"

• Происхождение мироздания и его устроение • Учение о человеке • Знание и рациональность

Часть третья. "Философская мысль в России в XI-XIX веках"

Глава I Части третьей. "Философская культура средневековой Руси"

Глава II Части третьей. "Философская мысль в России в XVIII веке"

Глава III Части третьей. "Философская мысль в России в XIX веке"

• Шеллингианство • Славянофильство • Западничество • Позитивизм, антропологизм, материализм • Философия консерватизма • Философские идеи в русской литературе: Ф.М. Достоевский и Л. Н. Толстой • Духовно-академическая философия • Метафизика всеединства В. С. Соловьева • Зарождение русского космизма

Часть четвертая. "Современная философия: синтез культурных традиций"

Глава I Части четвертой. "Переход от классической философии к неклассической"

• Неокантианство и неогегельянство • Прагматизм • Философия жизни • Философия психоанализа • Рациовитализм (X. Ортега-и-Гасет) • Персонализм

Глава II Части четвертой. "От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике"

• Феноменология (Э. Гуссерль) • Экзистенциализм • Герменевтика • Структурализм

Глава III Части четвертой. "Аналитическая философия"

• Возникновение аналитической философии • Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур) • Логический анализ (Б. Рассел) • От "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям" (Л. Витгенштейн) • Дальнейшее развитие аналитической философии

Глава IV Части четвертой. "Философия науки: от логического позитивизма к эпистемологическому анархизму"

• Предмет философии науки • Логический позитивизм • Фальсификационизм (К. Поппер) • Концепция научных революций (Т. Кун) • Методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос) • Эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд)

Глава V Части четвертой. "Религиозная философия"

• Западная религиозная философия • Русская религиозная философия • Философский мистицизм

Глава VI Части четвертой. "Марксистская философия (XX век)"

• Марксистская философия во II Интернационале • Философские взгляды В. И. Ленина • Марксистско-ленинская философия • Западный марксизм

Глава VII Части четвертой. "Философские течения конца XX - начала XXI века"

• Постмодернистская философия • От философии жизни к биофилософии. На пути к новому натурализму

Раздел II. "Теоретические основания философии: проблемы, понятия, принципы"

Глава I. "Бытие"

• Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия • Философская категория бытия • Основные формы и диалектика бытия

Глава II. "Материя"

• Понятие материи • Современная наука о строении материи • Движение • Пространство и время

Глава III. "Природа"

• Природа как предмет философского осмысления • Природа как объект научного анализа • В чем различие двух культур - естественно-научной и гуманитарной? • На пути к диалогу двух культур • Экологическая проблема в современном мире

Глава IV. "Человек"

• Что такое человек? Загадка антропосоциогенеза • Единство биологического и социального • Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека • Человечество как мировое сообщество

Глава V. "Сознание"

• Постановка проблемы сознания в философии • Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания • Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры • Самосознание

Глава VI. "Познание"

• Познание как предмет философского анализа • Структура знания. Чувственное и рациональное познание • Теория истины

Глава VII. "Деятельность"

• Преобразующий характер человеческой деятельности • Практика как философская категория • Горизонты деятельности • Деятельность как ценность и общение

Глава VIII. "Общество"

• Общество как система • Общественный прогресс: цивилизации и формации • Философия истории: проблема периодизации

Глава IX. "Культура"

• Бытие культуры • Генезис и динамика культуры • Ценности культуры • Типология культуры • Культура - общество - природа

Глава X. "Наука"

• Наука в современном мире • Научное познание и его специфические признаки • Строение и динамика научного знания • Философия и развитие науки • Логика, методология и методы научного познания • Этика науки

Глава XI. "Личность"

• Индивид, индивидуальность, личность • Личность и право

Глава XII. "Будущее"

• Периодизация будущего • Научно-техническая революция и альтернативы будущего • Человечество перед лицом глобальных проблем • Будущее человечества и реальный исторический процесс

Заключение. "Философия в поиске и развитии"

Предисловие

Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами - и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы - отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои.

И все же нынешнее время, похоже, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, казалось бы, оставляя в прошлом состояние "холодной войны" между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных "вызовов": противоречивыми процессами тотальной глобализации, распространением фундаменталистских настроений, увеличением социально-экономического разрыва между странами "юга" и "севера", наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. Угрозы экологического и демографического кризисов продолжают нарастать, бурные темпы научно-технического прогресса выплескивают на нас все новые знания и технологии, далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих...

Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас.

Дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений.

Но у них есть и другая сторона - сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир.

Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого - усвоение высших достижений философской культуры.

Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными: как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения.

Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Настоящая книга носит название "Введение в философию". Суть ее замысла в том, чтобы помочь изучающему философию составить себе первоначальное представление о ее истории и проблематике, о средствах и методах, понятиях и категориях. Конечно, в пределах одного учебного пособия невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений - речь может идти лишь о том, чтобы дать некоторые основополагающие знания об истории философии и ее современной проблематике.

Как и во всяком другом учебном пособии, здесь излагается определенная сумма знаний, которую должен усвоить каждый изучающий философию. Однако это только одна сторона дела; не менее, а, может быть, более существенно то, что изучение философии - школа, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, то есть умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит, видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление, формирующееся с помощью философии, - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту, и вместе с тем это мышление острое, свободное и творческое.

Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Для того чтобы ступить на путь, ведущий к разумному мышлению, человек должен совершить собственное усилие, ему необходимо напряжение всех его интеллектуальных способностей. В противном случае он не сможет вырваться из плена навязываемых стереотипов мышления, а вся богатейшая проблематика философии останется для него книгой за семью печатями.

Мысль о связи философии с реальной жизнью иногда выражают в такой форме: говорят, что всякому времени отвечает своя философия. В этих словах есть глубокий смысл. Именно в наши дни с особой остротой дает о себе знать необходимость осмысления глубоких преобразований во всех сферах общества, а также множества новых и острых проблем, с которыми сталкивается ныне вся человеческая цивилизация. И это во многом предопределило содержание и структуру данного учебного пособия, наличие в нем таких тем, которых не было в предыдущем издании, а также новых поворотов в освещении традиционных тем. При этом, разумеется, должно быть сохранено и все то, что выдержало проверку временем.

Кому-то может показаться странным то обстоятельство, что в учебном пособии, авторы которого заявляют о своей приверженности к новым, современным проблемам, столь большое место отводится историко-философской тематике. Дело, однако, в том, что, как это имеет место и во многих других науках, история философских идей становится в определенных пределах органической составной частью философской теории. Тем самым философия в ее историческом развитии предстает как единое целое, хотя и разделенное на качественно отличные культурные типы и исторические этапы.

Дело также в том, что в критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть "вечными". Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах, определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что сам он должен изобретать и средства для их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества - в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.

Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся философы прошлого - это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия - это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные. Что же касается настоящей книги, то в ней рассматривается довольно много тем и проблем, далеких от окончательного решения, представлены различные точки зрения на эти проблемы, с тем чтобы и самого читателя пригласить к участию в их обсуждении. Собственно, только таким путем - путем обсуждения проблем, затрагивающих его самого, - человек и может вырабатывать у себя навык разумного мышления.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Философия - это особая область знания, в некоторых отношениях существенно отличающаяся от всех других наук. Особый статус философии находит выражение и в самом стиле философских произведений. Многие выдающиеся философы оставили после себя творения, которые восхищают людей не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой. Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ излагает свое учение в виде афоризмов. Вот почему философия воздействует не на один лишь интеллект человека, но и на его эмоции, на весь спектр его духовных способностей. И в этом смысле она сродни литературе и искусству.

Философия не является строгой наукой в обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя мера строгости, свои способы обоснования и доказательства выдвигаемых ею утверждений. Первоначальное ознакомление с ними - одна из тех задач, которые ставили перед собой авторы настоящего учебного пособия. Но, подчеркнем еще раз, это всего лишь введение в великую сокровищницу мудрости, которую накапливало человечество на протяжении веков и тысячелетий. Чтобы ближе соприкоснуться с ней, надо размышлять над первоисточниками, то есть над произведениями самих философов.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, включая философские факультеты университетов, но им могут пользоваться и аспиранты. Оно имеет два раздела: первый посвящен истории философии, второй - ее теории. Вместе с тем деление это условно, так как историю невозможно изучать вне теории и наоборот. Поэтому когда обучение будет затрагивать проблематику первого раздела книги, целесообразно пользоваться главами и второго ее раздела, чтобы лучше понимать определенные термины и т.п. Конечно, и при изучении теоретических проблем философии полезно обращаться к истории.

За годы, прошедшие со времени появления этой книги, многое изменилось и в мире в целом, и в жизни нашей страны, да и в самой философии. Разумеется, это не могло не сказаться на подготовке ее нового издания.

В первом, историко-философском разделе была изменена его общая структура: западная, "восточная" и отечественная философии выделены в отдельные самостоятельные части, что позволило авторам по возможности отойти от сугубо западоцентристского взгляда на историко-философский процесс в целом. Внутри каждой части более четко обозначены и охарактеризованы существовавшие культурно-исторические типы философии. Текст по истории отечественной философской мысли был написан заново и существенно расширен в объеме. Четвертая, последняя часть первого раздела, посвященная развитию современной философии, была полностью переписана, а сам материал значительно расширен и разбит по основным философским направлениям на отдельные главы.

Во втором, теоретическом разделе авторами были по возможности учтены и отражены результаты философских дискуссий и научных достижений последнего десятилетия. Некоторые темы были убраны, некоторые - впервые введены. Целый ряд глав, таких, как "Общество", "Культура", "Личность", почти полностью переработан.

В целом второе издание книги оказалось, на наш взгляд, более полифоничным, чем предыдущее, в том смысле, что за каждым текстом яснее проглядывает индивидуальная позиция его автора. Однако это не нарушает общей целостности данного труда, без которой он просто не мог бы претендовать на роль учебного пособия.

Разумеется, возможны разные суждения относительно того, что удалось сделать. Мы с благодарностью воспримем все критические замечания и пожелания.

Подготовка второго издания "Введения в философию" осуществлялась в Институте человека РАН под руководством академика И. Т. Фролова. Научно-организационная работа проведена доктором философских наук В. Г. Борзенковым и С. М. Малковым.




1. Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей.html
2. Одним из методов решения дифференциальных уравнений в частных производных является метод сеток
3. Реферат- Краеведение в школе
4. Лекція 10 У цій лекції розглядаються основні примітиви utoCD 2008 ~ відрізок пряма промінь полілінія багаток
5. История возникновения и развития учета Зародился бухгалтерский учет в XIII в
6. Могилянська Академіяrdquo; Агресія та її зовнішні детермінанти
7.  Тропическая и Южная Африка После первой мировой войны политическая карта Африки изменилась за счет перер
8. Курсовой проект по учебной дисциплине Дискретные электронные устройства Техническое задание к курсов
9. «Народный депутат»
10. Реферат- История развития операционных систем Windows
11. введение; слушание собеседника основная часть беседы; формулировка выводов из услышанного заключен
12. Макроэкономические закономерности
13. семилетнего ребенка
14. становление власти объединение восточных славян установление отношений с соседними государства
15. волонтёр означает лицо добровольно поступившее на военную службу
16. так называемой электронной лампы
17. Курсовая работа- Теории, свойства и функции денег
18. Роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства.html
19. Тема 8. ФОТОЕЛЕКТРИЧНИЙ ЕФЕКТ.1
20. Второй шанс Второй шанс Автор- АллерансБета- Рейтинг- PG13Пейринг- СС-ГГЖанр- RomnceДисклаймер- Я