Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

знал в лицо Французскую революцию^ Начало деятельности Н

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

§ 2. Либерально-монархические взгляды Н.М. Карамзина

Н.М. Карамзин (1766-1826) родился в г. Симбирскев семье помещика среднего состояния. В молодости он много путешествовал и познакомился с рядом выдающихся западноевропейских философов и политических деятелей. В Европе Карамзин встречался с Кантом, Гете, Гердером, Лагарпом, Кондорсе и многими другими. В Париже слушал речи Дантона и Демулена, был знаком с Робеспьером и «знал в лицо Французскую революцию»^

Начало деятельности Н.М. Карамзина связано с литературным поприщем, на котором он принимал .активное участие в издательской деятельности, а также заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе сентиментализма. В 1803 г. Карамзин прекращает издательскую деятельность и сосредоточивает свое внимание на создании «Истории государства Российского». Для осуществления своих замыслов он получает от Александра 1 звание историографа и пенсию и на двадцать три года, по выражению поэта П. Вяземского, «постригается в историки». Успех каждого тома

1  См.: Лотман Ю.М. Колумб русской истории. (Статья в IV томе Истории государства Российского. - М., 1988. - С. 7.)

карамзинской истории был громадным. «Древняя Россия,писал А.С. Пушкин, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Современники с изумлением увидели, что Карамзин обличает деспотизм уже «не вмале и не в прикро-вении словес», как это сделал Иван Тимофеев в своем «Временнике», а открыто и гнево осуждает тиранов и тиранический образ правления. Девятый том карамзинской истории, посвященный разоблачению тиранического царствования Ивана IV, был восторженно встречен русским интеллигентным обществом. К.Ф. Рылеев отозвался о нем с восхищением; А.С. Пушкина страницы именно этого тома вдохновили на написание гениальной драмы «Борис Годунов», а известный в Москве своей реакционностью митрополит Филарет, присутствовавший на чтениях Карамзиным своей истории в Российской академии наук, впоследствии напишет: «Читающий и чтение были привлекательны, но читаемое страшно».

Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практически первым серьезным политическим журналом в России. Наряду с публикациями различных политических сочинений: античных, французских и английских, Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т.п. Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Росийского», которую он писал практически всю свою сознательную жизнь, и дополнительно в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя Александра 1 в 1811 году. «Записка» не издавалась при жизни автора, и долгое время после его смерти о ней практически было известно лишь небольшому кругу лиц. Первое ее издание было осуществлено только в 1914 г., а затем после длительного перерыва в 1988-м, 1989-м и 1991 rr.i

Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России в ее современном состоянии. Отдавая явное предпочтение формам государства, основанным на законных основаниях, Карамзин подвергает аргументированной критике тираническое правление царя Ивана IV. Он осудил его незаконное «свирепствование», погубившее целые города и бесчисленное количество

'  См.: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. - СПб., 1914; Литературная учеба. -1988. - № 4; Сокращенное издание «Записки» в III томе Истории государства Российского. - М., 1989; Записка о древней и новой России в политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука, 1991.

подданных, и характеризовал его «как омрачение России ужасами мучительства», отметив, что результатом подобной тирании стало не только повсеместное «запустошение земель» и оскудение жизни всех людей, но и глубокое падение нравов, наступившее вследствие воздействия на подданных страхом постоянной насильственной смерти. Столетием раньше государев дьяк Иван Тимофеев, с осторожностью разоблачавший «стыд венца» этого «рабоубителя и мирогубителя», также писал, что причиной Смуты в Русском государстве стали не только экономическая разруха, наступившая после проведения опричных мероприятий Иваном IV, но и полное падение нравов, отчего люди стали трусливыми, малодушными, рабски послушными, равнодушными к общественному интересу, а за «овладевшее ими страшивство», выразившееся в «бессловесном молчании», на страну обрушились различные злодеяния, как внутренние, так и внешние, преодолеть которые люди смогли, только сбросив с себя покров «бессловесного молчания» и став на защиту своей личной чести и независимости отечества. Надо отметить, что концепция Ивана Тимофеева явно ощутима в рассуждениях Карамзина и на эту тему. Но он не только на примере царствования Ивана IV, а и на материале различных исторических эпох осуждал деспотические правления (наиболее часто он обращался к историческим примерам из истории Древнего Рима в период домината), выделяя в качестве основных характеристик подобных режимов прежде всего беззаконие и самоволие властвующих персон.

Теоретически Карамзин характеризует тиранию как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы.

В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно высказывал симпатии республике. Ключевский полагал, что ярким выражением этих симпатий является литературное произведение писателя «Марфа Посадница», в котором чувствуется восхищение перед новгородской вольницей'. Сам Карамзин не раз подчеркивал, что в душе он республиканец, однако добавлял, что можно оставаться республиканцем и при монархическом образе правления. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном состоянии общества. Схема рассуждений напоминает кантово учение о разделении властей, при неуклоном соблюдении

1 См.: Ключевский 6.0. Неопубликованные произведения. - М. -С. 135.

принципов которого монархия становится республикой. Аналогична здесь только логика размышления, ибо сам принцип разделения властей Карамзин отрицал, свои характеристики он ставил только в зависимости от политического просвещения страны и нравственного состояния правителя и подданных.

Карамзин полагал, что для современной ему России монархическое правление более надежная организация власти в смысле установления системы порядка и подчинения. Реальный уровень нравственности людей и степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Например, Франция, которая так жаждала республики, не была к ней готова и потому в конечном итоге подчинилась Бонапарту, и, по мнению Карамзина, последний не был «похитителем власти», а, напротив, носителем «истинной монархии», проводящим «благодетельную политику».

Идеалом Карамзина был сильный монарх (необязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величие предопределили ее к монархии. Карамзин, как и Аристотель, думал, что одной из главных задач государства является нравственное воспитание людей, но если Аристотель связывал более всего осуществление этой задачи с демократическим устройством государства (Полития), то Карамзин с образом просвещенного венценосца. Обосновывая свою точку зрения, он традиционно воспроизводит учение о нравственном облике носителя верховной власти, усложняя его атрибутику уже на уровне идей своего века.

Карамзин считал, что историческое преодоление раздробленности в XIV-XV вв., свержение татаро-монгольского ига и образование единой и независимой страны с централизованной властью и управлением во многом явилось результатом деятельности Великих московских князей, обладавших единодержавной властью.

Мыслитель противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества. Всю социально-политическую систему страны он

представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государьединственный законодатель, единственный источник власти», а по сему «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастия».

Однако не следует считать, что Карамзин не желал никаких перемен в нынешнем состоянии Российского государства. В «Записке» он писал: «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой... системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых сановников, о министерстве Просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только в России... и, наконец, о необходимости иметь твердые законы гражданские и государственные».

Расхождения предложений Н.М. Карамзина с проектами М.М, Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели «учредить Россию на законах непременных»), а в способе их реализации. Сперанский предложил реформу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и управления в стране, Карамзин же полагал, что «дела не лучше производятся... чиновниками другого названия... т.к. не формы, а люди важны». Дело не сдвинется учреждением Государственного совета (Государственный совет образован по проекту Сперанского в 1810 г.) и министерств. Величие царствования Петра 1 не в создании Сената с коллегиями, а в приближении «мужей знаменитых и разумом честных... не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначаемы единственно по способностям»^ В вопросах назначения и подбора чиновников на государственную службу Сперанский, кстати, придерживался тех же взглядов, но Карамзина раздражало «увлечение формой», результаты которого он усматривал в программах образования новых представительных учреждений, реализующих в своей деятельности принцип разделения властей.

Власть на местах должна быть представлена губернаторами, для чего Карамзин советовал найти 50 умных и компетентных мужей, которые «ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России», и если «там дела пойдут как должно, то министры и Совет могут отдыхать».

Много внимания уделено в. «Записке» критике государственного аппарата. Мыслитель отмечал его некомпетентность, взяточничество чиновников всех рангов

безответственность лиц, обеченных властными полномочи-ми. Перестройку этого звена государственного управления он усматривает не в создании новых учреждений, а в подготовке грамотных, специально обученных кадров^ Чиновников следует правильно организовать, т. е. распределить по чинам и должностям в соответствии со знаниями и способностями и всемерно поощрять к добросовестному исполнению долга системой наград и наказаний. Главное же начало хорошего управления состоит в ослаблении прерогатив центральной власти и расширении полномочий власти на местах (которой единственно известно истинное положение дел в провинции).

Правопонимание Карамзина во многом обусловлено его политической доктриной. Сохраняется много споров относительно концепции Карамзина о юридическом статусе монарха. Предъявляя высокие требования к личности, поставленной по воле Бога над людьми, он выражает мысль о том, что предпочтительнее полагаться на нравственные качества правителя, нежели на те законы, которыми в западных странах принято ограничивать монарха. Однако не следует рассматривать данное высказывание как отказ от принципа законности в деятельности верховной власти в стране. Особенности правопо-нимания Карамзина обусловливаются его приверженностью к традициям и активным нежеланием радикальных перемен. По-видимому, в данном случае, упоминая «западные законы», он скорее имеет в виду те новшества, которые были достигнуты революционным путем. Действительно, к революционным преобразованиям Карамзин относится отрицательно, причем он опасался не только революции в самом смысле этого слова, но и серьезных реформ, способных привести к глубоким переменам в структуре государства, которые, по мнению мыслителя, не способны разрешить проблем, стоящих перед Россией. В России же «более требуется мудрости хранительной, нежели творческой... новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности произвола».

Карамзин   не   противопоставлял   Россию   Западу. С.Ф. Платонов в своей речи, произнесенной на открытии памятника Карамзину в Остафьеве, отметил, что «Карамзин вовсе устранил вековое противоположение России и Европы... он мыслил Россию, как одну из европейских стран, и русский народ, как одну из равнокачественных с прочими нациями». Он не впадал и в другую крайность: «не клял Запада во имя любви к родине», но и не хотел забывать собственную историю и унижать свой народ1. «Россия существует уже более

1  Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. - С

210

Платонов С.Ф. Н.М. Карамзин.-СПб., 1912.-С. 8-9.

тысячи лет и не в образе дикой Орды, но в виде государства великого», и поэтому он советовал бережно относиться к «древним учреждениям и нравам». Здесь Карамзин как бы повторил мысль дипломата XVII в. А.Л. Ордина-Нащокина о том, что «не стыдно доброму навыкать со стороны», но и свои порядки и нравы следует беречь и уважать.

Понятие законности в юридическом понимании у Карамзина не только традиционно для русской политической мысли, но и вполне прогрессивно в духе его времени. Придерживаясь естественно-правовой теории, он утверждает, что в нравственном государстве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным.

Карамзин подчеркивал ответственность работы законодателя, которому при подготовке новых законопроектов следует тщательно рассматривать «все вещи с разных сторон, а не с одной, иначе, пресекая зло, он может сделать еще более зла». Он отмечал также назревшую необходимость современного пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ, и в этом вопросе его взгляды совпадали с желаниями М.М. Сперанского. Карамзину хотелось бы видеть издание обширного Свода законов, в котором все законы были бы расположены систематически и снабжены комментариями. Необходимость в проведении таких работ, по мнению мыслителя, давно назрела, т.к. многие законы устарели и даже стали вредными, поэтому следует некоторые из них «исправить... в особенности же уголовные, жестокие и варварские, их давно уже никто не ипол-няет.., но они существуют к стыду нашего законодательства». Но все-таки более, чем на законы, автор «Записки» полагался на распространение просвещения в стране и нравственное воспитание народа. Однако взгляды его в данном вопросе отличались некоторой непоследовательностью. С одной стороны, он выступал сторонником просвещения и желал бы широко распространить в стране исторические и политические знания (сам всемерно содейтвовал этому), а с другой критиковал принятую в западноевропейскил ^гранах систему просвещения, считая ее излишне теоретической и оторванной от практической деятельности. Карамзин полагал, что в России «нет охотников для высших наук»: купцам нужна только арифметика, стряпчим и судьям основы юриспруденции, а не познания в римском праве, и т. п., ибо современный уровень просвещения в России не подготовлен к восприятию «общих знаний», сейчас необходимо для пользы отечества «от каждого человека единственно требовать нужных для той службы знаний, которой он желает посвятить себя1. В такой

Карамзин Н.М. Записка... - С. 83. 212

форме Карамзин возражал Сперанскому, предложившему введение «экзаменов на чин» по целому ряду предметов в целях поднятия общей образованности и компетентности русского чиновничества.

Уделил внимание Карамзин и сословной организации общества, в структуре которой он выделял: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и прочий народ.

Дворянство он рассматривал как особое сословие, пользующееся одному ему доступными привилегиями, обеспеченное уважением и достатком. Дворяне должны занимать высокие посты в армии и на государственной службе, однако тем не менее он всегда повторял, что и для лиц низких сословии нельзя «заграждать пути» к чинам и званиям, если они обладают способностями и имеют «превосходные знания».

Духовенство учительное сословие, и поэтому оно должно обладать высоким нравственным потенциалом и образовательным уровнем. Его следует хорошо обучать в специальных заведениях и достаточно обеспечивать.

Крестьянство основное сословие России, и в определении его состояния и положения Карамзин весьма противоречив. Положение крестьян он рассматривает в связи с современным ему состоянием права собственности на земйю и правовым режимом земельных владений. Будучи сторонником естественно-правововй концепции, Карамзин признает за каждым человеком его неотъемлемое, естественное право на свободу и в связи с этим заявляет, что Борис Годунов был неправ, когда укрепил за господами вольных крестьян (здесь он имеет в виду перепись населения, проведенную при Федоре Иоанновиче, когда правителем был Годунов, а затем введение урочных лет). Крестьяне по справедливостм, предполагает он далее, «могут требовать прежней свободы», но современное их состояние бесперспективно, ибо земель у них нет и, получив свободу, они не смогут ее реализовать, т.к. вынуждены будут оставаться на прежней земле и работать у тех же помещиков, так что «в их жизни мало что изменится». К тому же отмена крепости может вызвать и определенные беспорядки, т.к., получив свободу, крестьяне начнут подыскивать себе других владельцев и в результате поля останутся невозделанными и прежде всего потерпит убыток казна. Между тем хлебом снабжают страну помещики, а не «вольные хлебопашцы» (здясь явно содержится неодобрительная оценка Указа Александра 1 «О вольных хлебопашцах». Н.З.). Есть и еще опасение, заключающееся в том, что крестьяне, лишившись узды, начнут «пьянствовать и злодействовать». Монарх же в сохранении порядка в стране полагается на дворян, ибо именно они «опора трона и хранители порядка и

213

тишины», и если поколебать существующее положение, то государству в целом может угрожать гибель'.

Дальнейшее развитие социальных отношений Карамзин усматривает не в отмене крепостного права, а в установлении над крестьянами «благоразумной власти помещика»: введении умеренного оброка, законном определении размеров барщины, хорошем личном обращении и т. п. Власть помещиков над крестьянами, в целях недопущения злоупотреблений, он предлагал поставить под контроль губернаторов и, в случае выявления недостойного поведения со стороны дворян, учреждать над ними опеку.

Предложенные Карамзиным мероприятия успеха не обещали, по-видимому, Карамзин не понимал всей бесперспективности крепостного права для экономического развития России.

В области внешнеполитических отношений Карамзин придерживался традиционной мирной ориентации, ссылаясь на исконно характерную для России позицию в этом вопросе. «Политическая система московских государей заслуживала удивления своей мудростью, имея целию одно благоденствие народа; они воевали только по необходимости, всегда готовые к миру... восстановив Россию в умеренном... величии, не алкали завоеваний неверных или опасных, желая сохранять, а не приобретать».

В организации современной армии Карамзин усматривал необходимость перемен, и прежде всего сокращения ее численности, уничтожения военных поселений, уменьшения, как он выражался, «строгости в безделицах». В соответствии со своей концепцией нравственного воспитания он возлагал на офицерство обучение солдат, полагая при этом, что офицеры русской армии должны быть высокообразованными и моральными, ибо только в этом случае они смогут выполнять роль наставника солдат^

«Записка» произвела большое впечатление на Александра!. Она содержала серьезную критику существующей действительности: некомпетентности всего аппарата чиновников, взяточничества, мздоимства, грубости и т. д. Царь высказал недовольство содержанием «Записки», ибо она, несмотря на все декларативные высказывания, направленные против перемен, содержала требования серьезной перестройки всего

•1  «Многие ли захотят отдать последнее за вольность? Крестьяне человеколюбивых владельцев довольны своей участью, крестьяне худых - бедны. То и другое мешает успеху закона». Записка.. 2 см.: Карамзин Н.М. Записка...-С. 130,131,126.

государственного и общественного здания. Видимо, в силу этих причин произведение Карамзина и осталось неизвестным для его современников. Сам мыслитель предпослал ему эпиграф: «Нет лести в языке моем» и постарался следовать ему в содержании всей «Записки».




1. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В СОЗНАНИИ МОЛОДЁЖИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Обоснова
2. Банковские системы развитых стран мира
3. Реферат на тему- Функции гражданского права в РФ Выполнила- студентка группы 11ЭБГУ1 Демченко
4. тема профессиональных пенсий
5. статья основана на материалах книги Горбуновой Т
6. твой личный гид Твой лист достижений ясно описывает твои видение и обещания исходящие из видения
7. Вопросы для экзамена по «Технология модельной прически»
8.  1987. Glossry- Lorrine M
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук4
10. ТЕМА 3 Система нац
11. .Изготовление и монтаж балки.
12. одно из величайших человеческих изобретений
13. Совершенствование конкурентоспособности промышленного предприятия
14. по месту образования;2 способу образования;3 уровню шума сонорность-шумность;4 глухость-звонкость;5 тверд
15. Задание 1 Да является
16. Условное осуждение
17. Сочинение- «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»
18.  Процесс впуска и параметры характеризующие процесс
19.  Цели и задачи11 Популяризация силовых контактных видов единоборства
20. на тему- Россия в начале 19 века