Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7. Онтология: явление и сущность. Атрибуты сущности.
Понятие явления не представляет особых трудностей. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т. д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Что касается понятия сущности, то вокруг этого понятия исторически было много споров, различных трактовок; идеалисты построили вокруг этого понятия множество схоластических и даже умозрительных мистических схем.
Для характеристики содержания сущности следует исходить из практики изучения различных явлений. Из обобщения результатов таких исследований прежде всего следует, что сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление как внешнее. Но «внутреннее» здесь надо понимать не в геометрическом смысле. Например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле «внутри» их корпуса, но сущность часов не в этих деталях. Сущность это основание явлений. В часах внутреннее, основание не механические детали, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс. Сущность это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. Приведем еще несколько иллюстраций. Сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел закон всемирного тяготения; сущность прибыли производство прибавочной стоимости и т. д.
Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.
Итак, сущность это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
После «расчленения» материального объекта на явление и сущность возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности. Обобщение практики научных исследований и данных истории философии показывает, что для описания явления нужно использовать категории качества и количества, пространства и времени и др., а для раскрытия содержания сущности необходимо использовать категории закона, возможности и действительности и др. Эти онтологические категории не имеют самостоятельного значения наряду с категориями «явление» и «сущность», а отражают отдельные стороны содержания явления и сущности как наиболее сложных атрибутов материального объекта. Последующая задача подвергнуть анализу явление, а затем сущность объекта.
Атрибуты:
-явление в объекте: пространство, время, качество, развитие, количество, движение
-сущность объекта: необходимость, случайность, взаимодействие, закон, возможность, действительность, причинность.
В любом объекте различается внешняя сторона, которая воспринимается с помощью чувств в виде образов (явление), внутренняя сторона, постигаемая с помощью мышления, фиксируемая в понятиях (сущность). Явления и сущность связаны неразрывно. Сущность обнаруживается в явлениях, явления в своей основе опираются на сущность. Каждое конкретное явление единично. Сущность общее. Множество явлений имеют одну сущность (треск, шипение), одинаковые явления свидетельствуют о разным сущностях (блеск воды и алмаза).
Атрибуты сущности.
1 атрибут закон, закономерность устойчивая , повторяющаяся связь между явлениями.
Выделяют: эмпирические закономерности (как и какие явления связаны?) и теоретические(почему эти явления связаны?).
2 атрибут действительность и возможность различают актуальное бытие объекта и потенциальное.
Возможность такой вариант изменения действительности который не противоречит ее законам.
3 атрибут случайность и необходимость.
Чистой случайности и необходимости не существует.
4 атрибут причинность.
Виды причинных цепей:
1. А→В
2. А→А1→А2 →В
3. А→А1→D
В→В1 →D
С→С1 →D