Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Тема занятия: Познание. Творчество. Практика.
Вопросы занятия:
1. Сущность теории познания и ее основные задачи.
2. Диалектика чувственного и рационального познания.
3. Философское учение об истине.
1. Сущность теории познания и ее основные задачи.
Знание это субъективное отражение объективной действительности.
Познание процесс получения знания в целях обеспечения успеха практической деятельности. Познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Теория познания (гносеология) рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к ее характеру.
Основные проблемы этой теории: что является основой познания, каков должен быть его результат, как он достигается, каковы познавательные способности человека.
Непосредственная цель познания получение знания об объекте: материальном или идеальном; способах его использования.
Познание есть отражение реальной действительности. Оно представляет собой бесконечный процесс движения от незнания к знанию. Современная практика требует знания не только большего по объему, но и качественно иного по содержанию теоретического знания. Без современной теории в тех или иных областях действительности невозможна эффективная практическая деятельность.
В процессе познания выделяют объект и субъект познания.
Объект познания реальная действительность, которая включена в практическую и познавательную деятельность человечества. Познает действительность конкретный человек. Он является познающим субъектом. Но конкретный человек познает действительность, используя накопленные обществом знания. Объект его познания то, что социально значимо, требуется обществу. Следовательно, субъект познания социальный человек: он смотрит на мир своими глазами, а видит в соответствии с накопленными обществом знаниями и то, что имеет определенное социальное значение, и то, что кажется личным, окрашено социальным.
Человек существо, практически действующее. Главное условие его существования преобразование внешнего мира посредством созданных им орудий производства в целях удовлетворения своих потребностей. Коллективная деятельность предполагает общение людей между собой на основе речи.
Практическая деятельность человечества включает в свое содержание предметы преобразования, способы решения поставленной задачи, цель и получаемый результат. Она имеет две неразрывно взаимосвязанные стороны: объективную, от человека не зависящую (предмет и закономерности его изменений), и субъективную (цель и способы ее реализации). Итог практики показатель степени соответствия обеих сторон. Все это означает, что знания о внешнем мире, включенном в преобразование, являются условием успеха практической деятельности. При этом ведущей стороной взаимодействия практической деятельности и познания является практика. Именно она основа познания.
Во-первых, только в процессе преобразования того или иного предмета, процесса человек может выявить его свойства, сущность, закономерности. В процессе практического употребления, например, грибов человек научился отличать съедобные грибы от ядовитых.
Во-вторых, в процессе практики совершенствуются познавательные способности человека. Назначение познания состоит в получении наибольших результатов практической деятельности. Именно для этого человек и обогащает свои знания, развивает свои познавательные способности. Практическая деятельность носит коллективный характер, деятельность одного человека имеет социальную значимость, так как служит удовлетворению общественных потребностей. В то же время и общество обязано компенсировать трудовые затраты человека, чтобы удовлетворить его материальные и духовные потребности, иначе говоря, между человеком и обществом должны быть отношения эквивалентного обмена. Только в этом случае может быть обеспечен успех социальной практики. В результате познания формируются два уровня знания: образы конкретных предметов (этот дом, эта река, эта машина) и знание о признаках, свойствах определенного класса. Мы знаем те общие признаки, на основании которых отличаем автомобиль от трамвая, канцелярские счеты от ЭВМ и т.д. Эти уровни знаний получены на основе чувственного и рационального (логического) познания, неразрывно взаимосвязанных.
2. Диалектика чувственного и рационального познания.
Познание представляет собой сложный противоречивый процесс.
В нем принято выделять чувственное и рациональное познание и интуицию, как специфический компонент связи этих двух уровней.
В истории философской мысли сложились два направления, по-разному оценивающие значение как чувственной, так и логической стороны познания.
Сенсуализм (лат. сенсус чувство, ощущение) абсолютизировал значение чувственного познания, считая, что только чувства дают достоверное знание, что только они заслуживают доверия.
Рационализм (лат. рационалис разумный) считает, что чувственное познание дает знание только о внешней стороне действительности, тогда как разум способен познавать сущность вещей.
Чувственное познание отражение в сознании человека внешней стороны реальной действительности, непосредственно воздействующей на органы чувств человека. Его формы ощущение, восприятие, представление. Особой формой чувственного отражения действительности являются эмоции, переживания.
Ощущение исходная форма познания, возникающая в результате воздействия того или иного свойства предмета непосредственно на органы чувств человека: органы зрения, осязания, слуха, обоняния.
Субъективность восприятия имеет двоякое значение в познании. Она может служить основой искаженного отражения действительности и в то же время субъективность является условием идеального преобразования объективной действительности в сознании. На основе восприятия объектов мы можем сохранять его образ в памяти и воспроизвести в нашем сознании.
Представление - воспроизведенный образ чувственного познания.
В представлении могут соединяться воедино части различных восприятий так, как они не соединяются в действительности. Типичный пример образ русалки, в которой соединены части женщины и рыбы. Такая способность нашего познания именуется фантазией, играющей существенную роль в познании.
Чувственное познание, заключающееся во взаимодействии органов чувств человека и внешнего мира, не является чисто природно-биологическим актом. Оно носит социально-исторический характер. Человек смотрит на мир своими глазами, но воспринимает его глазами эпохи, созданной предшествующими поколениями. Хорошо известно, как изменялось в ходе исторического развития восприятие музыкальных произведений. Кроме того, человек может представлять не только то, что он сам когда-то воспринимал, но и то, что знает по описаниям, рассказам других. В таком случае представить можно только то, что так или иначе соответствует собственному опыту, сопоставляется с ним.
Рациональное познание (мышление) - более высокий уровень, сущность которого заключается в обобщенном, опосредованном отражении существенных свойств действительности, ее закономерностей. Обобщение заключается в выявлении общих существенных свойств определенного класса предметов. Результаты обобщения закрепляются в понятии, выраженном в языковой или знаковой форме. В обыденном мышлении такими понятиями являются дом, дерево, река и т.д.
Более сложными, как по процессу образования, так и по процессу восприятия (понимания), являются научные понятия.
Суждение мысль, выраженная в форме предложения, в котором утверждаются или отрицается нечто об объекте. Например, «все планеты вращаются вокруг Солнца».
Умозаключение - более сложная форма мышления, позволяющая получить новое знание.
Различают два основных вида умозаключений: индуктивное, когда на основе сопоставления частных суждений делается общее заключение; дедуктивное, когда путем сопоставления общего и частного суждения получают новое частное суждение. Пример первого: воробьи, вороны, орлы летают. Вывод птицы летают. Пример второго: все птицы летают. Воробей птица. Вывод: воробей летает. Мышление с использованием вышеназванных видов умозаключений представляет собой логическую операцию сопоставления имеющихся знаний для получения нового знания в процессе решения той или иной задачи, научной проблемы. От мышления следует отличать воспроизведение имеющихся восприятий, знаний, которые не являются мышлением. Вычисление по установленным правилам, например, умножение и деление, является репродуктивным (воспроизводящим) мышлением.
Высшей формой мышления является творчество.
Творческая мыслительная задача не имеет четкого алгоритма ее решения. К мышлению относится также и постановка задачи. Современные компьютеры могут сочинять стихи, музыкальные произведения, играть в шахматы, производить сложные вычисления, но они не способны, по крайней мере, в настоящее время, ставить задачу и самопрограммировать ее решение, а это как раз главное, что и характеризует творческое мышление. В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют нерациональные. При этом нерациональное не есть иррациональное. Нерациональными и являются многие процессы и операции, которые производятся в различных участках мозга независимо от воли и желания человека. Они то и являются условием интуиции и творчества.
Творчество в собственном виде состоит в создании нового, принципиально неизвестного. Оно невыводимо путем логических рассуждений, осознанных мыслительных операций. Исходным моментом создания нового является догадка. Как она получается пока неизвестно. Единственно, что можно сказать, это то, что она возникает у людей, которые думают. Поэтому творчество естественное дополнение чувственно-рационального познания. Ранее считалось, что творчество удел гениальных людей, наделенных божественным озарением. О божественном озарении можно спорить. Но то, что далеко не каждый человек может создавать принципиально новое, с этим можно согласиться. Не каждый человек по своим природным способностям может быть Пушкиным, Чайковским, Ньютоном, Ломоносовым. С творческими способностями (в полном смысле этого слова) надо родиться. Но чтобы прирожденный талант мог проявить себя, необходимы соответствующие условия. Творческие способности, талант вначале проявляются как интерес, склонность к какому-либо виду деятельности. Важно помнить, что один талантливый стоит сотни людей с посредственным мышлением. Обществу необходимы таланты. По количеству выращенных талантов можно судить о жизнеспособности общества.
Важнейшим механизмом творческого процесса является интуиция, которую раньше рассматривали как важнейшую и непонятную способность ума.5Обычно различают чувственную и интеллектуальную интуицию. Первая понимается как неосознанное предчувствие чего-либо, в большинстве случаев относящееся к личной жизни или затрагивающее личный интерес.
Более сложной является интеллектуальная интуиция как бы внезапное открытие нового. Но эта внезапность, как правило, кажущаяся.
Интуиция включает ряд этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное возникновение образов и абстракций; 2) неосознанное комбинирование накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи и увлеченность необходимостью ее решения; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или теоретического решения проблемы и т. д.). Т.Эдисон писал, что для появления интуитивного открытия нового необходимо 99% потения и 1% озарения.
3. Философское учение об истине.
В содержании, получаемом в процессе познания, можно различать как бы два слоя.
Первый знание, определяемое самими объектами познания.
Второй знания, зависящие от познающего субъекта: особенность органов восприятия конкретного человека, его интересов, уровня знаний и т.д. Последние и порождают ошибки и заблуждения в познании. Ошибки зависят от человека, заблуждения определяются ограниченными познавательными возможностями людей на данном этапе развития научного знания. Так, длительное время люди считали, что атом не делим. Это было заблуждением, которое определялось тем, что люди не знали радиоактивного излучения и не было средств для расщепления атома.
Знание представляет собой единство объективного и субъективного. Субъективность познания обусловливает ошибки и заблуждения. Но в тоже время без нее была бы невозможна активность процесса познания, возникновение нового знания.
Такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человечества называется объективной истиной.
Определить объективную истинность знания можно (первый способ), отделив их от субъективных элементов. В обыденном сознании таковыми считают наглядность, очевидность.
Другой способ логическое доказательство. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Данная теорема логически доказуема. На подобных доказательствах строится вся геометрия. Это верно в том случае, если истинными являются исходные данные. В геометрии их называют аксиомами очевидными истинами.
Но как определить истинность самих исходных данных?
Критерий истинности знаний не может содержаться в самих знаниях. Таковым является практика человека и человечества. Если в процессе практической деятельности мы получаем результат, соответствующий предполагаемому, то, следовательно, знания, на основе которых было сделано предположение объективная истина. Практический критерий одновременно и абсолютен (другого критерия не существует), и относителен, так как практика сама непрерывно развивается, совершенствуется. Отмечая объективный характер истины, следует иметь в виду, что полного соответствия между объектом познания и знанием никогда не бывает. Соответствие всегда относительно. Даже в процессах, поддающихся измерению, никогда не бывает абсолютной точности. Это значит, что истина, какой бы степенью соответствия с объектом она не обладала, всегда относительна в смысле ее незавершенности.
Абсолютная истина полное исчерпывающее знание это тот предел, который может быть достигнут при бесконечном познании. Она складывается из бесконечного числа относительных истин. Относительность истины не может в конкретных условиях служить препятствием для ее реализации в практической деятельности. В этом случае истина должна обладать признаком конкретности. Конкретная истина относительное знание об объекте, соответствующее данным условиям и времени. В этом смысле и употребляется выражение "...абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна". Добро или зло дождь? Смотря в каких условиях? Он может быть при одних условиях добром и злом при других. Знания оцениваются не только с точки зрения истинности или полноты, но и с позиции их полезности. В конечном счете, любое истинное знание может быть использовано. Но оно не принесет никакой пользы, если в данное время не существует условий для его реализации. В то же время и ложное знание может быть использовано, если оно соответствует интересам той или иной социальной группы.
Практика, как материальная деятельность человека имеет важное значение для познания, потому что:
1. она является основой и источником знания;
2. она является конечной целью познания;
3. она определяет потребность познания;
4. она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.
Практика - это материальная, целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов. История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическими применениями открытий начинается бурное развитие соответствующих областей знания. Практика становится критерием истинности нашего знания.
Проблема истины в философии.
Проблема истины является основной в гносеологии.
Два вопроса, которые требовали ответа :
1. Каковы средства и пути достижения истины (познавательные способности человека);
2. Каковы формы существования истины.
Отвечая на поставленные вопросы, возникли различные философские концепции.
Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.
Другим онтологическим примером является теологическое представление о Боге как единственной истине.
В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля. Суть остается одной и той же: истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.
Гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина есть знание, не существующая в отрыве от него и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.
Классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты. Различие наблюдается в том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант, если бытие понимается как сознание, дух, то идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы-просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.
В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.
Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое
содержание в любую историческую эпоху. Абсолютность истины понимается как идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.
В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность.
Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство истины ее процессуапъностъ. Истина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания.
Конкретность истины означает, что истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.
В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины существует и конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества.
Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истинности с полезностью знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная( системность) концепция истины понимает ее как свойство самосогласованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.
Литература:
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М. 1991
2. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001
3. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988
4. Заботин Н.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979
5. Теория познания: В 4 т., - М., 1991
9