Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема для меня очень актуальна

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Введение

Из всего многообразия тем мне как-то сразу понравилась идея написать о студенческих традициях. У меня на это есть несколько причин. Во-первых, я сама студентка, и эта тема для меня очень актуальна. Я постоянно вращаюсь в этом студенческом мире, и мне было бы очень интересно узнать различные студенческие обряды и традиции, понять образ мышления людей, с которыми я непосредственно имею дело. Во-вторых, я бы сама хотела опробовать некоторые приёмы. Скоро сессия, и в борьбе между студентом и преподавателем, по-моему, хороши любые средства!

Что касается самой работы, то раскрыть тему полностью, конечно, не получится. Объем материала очень велик, но всё же я постараюсь извлечь из него квинтэссенцию, подкрепив теоритическую часть различными примерами и наблюдениями из жизни.

Глава первая. Немного теории.

История студенчества насчитывает сотни лет. Точкой отсчёта можно считать 859 год, когда в Марокко был основан первый в мире университет – Аль-Карауин.  С XI века волна студенчества начала затоплять и Европу: после открытия Болонского университета начался настоящий «бум». Так появились Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Венский…и многие другие учебные заведения. Студенты стали не просто людьми с повышенной жаждой к знаниям, они образовали собой целый социокультурный пласт.

Конечно, такое новообразование не могло не повлечь за собой появление различных традиций, обрядов и ритуалов. Замечательно то, что студентами могут быть люди разных возрастов и профессий, разных классов и религиозных воззрений. Студенчество сохраняет в себе преемственность школьных традиций, перекликается со всевозможными субкультурами (от готов до растаманов) и группами (спортсменами, военными, музыкантами…). Всё это делает студенческую культуру ещё более богатой и обширной, так как она умудряется вобрать в себя чуть ли не всё, что попадается на её пути.

Каждое уважающее себя учебное заведение имеет свои приметы и особенности. Да даже каждая отдельно взятая группа, или студент,  может иметь свою мини-культуру. Например, я обычно стараюсь ответить в первой пятёрке. Уж не знаю, почему я так рвусь всегда в экзаменационную аудиторию. То ли нервы не выдерживают, то ли правда в этом есть некая ритуальная составляющая. Но факт в том, что те экзамены, сдачу которых я старалась максимально оттянуть, прошли для меня тяжело, и получила я за них четверки.

Вера студентов в эффективность своих же ритуалов - вопрос спорный, и отвечать на него однозначно нельзя. Некоторые отчаявшиеся начинают действительно верить. Особенно сильна вера в «чудо» за час до экзамена. Тогда студент в полуобморочном состоянии, накаченный кофеином, доползает до здания университета и готов поверить и в Бога, и в Дьявола и в тень отца Гамлета.  Конечно, залогом успеха на том же экзамене являются знания и отношения с преподавателем, но если покричал накануне в форточку, или там положил пятак под пятку, то и идти на экзамен как-то легче, спокойнее.  Вся эта «магия» имеет расслабляющую функцию, является своеобразной профилактикой от неблагополучного исхода испытания.

Глава вторая. Смеховая культура

Студенческая жизнь очень насыщенна: разные мероприятия перемешаны с учебным процессом, образуя плотный клубок. Исследователи, рассматривая «неофициальную» составляющую жизни студента, непременно сталкиваются со стихией смеха, которая и является движущей силой всей смеховой культуры. Обрядово-зрелищные формы студенческой смеховой культуры включают в себя:

а) шуточные ритуалы (посвящение в студенты, прием в жильцы общежития, окончание института, похороны Словаря, вызов халявы, предэкзаменационные гадания и апотропеические обряды);

б) официально санкционированные праздники (День студента, День факультета) и игры (КВН);

в) официально несанкционированные праздники («Тысяча и одна ночь» или «Экватор», Хеллоуин, День группы, Первое апреля и др.).

Посвящение

Посвящение, конечно в первую очередь - официальное мероприятие, с большей или меньшей долей пафоса и патетики. Однако не везде. Так, в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина на радиофизическом факультете есть такой обряд: «Первокурсники приходят в университет, собираются все вместе с преподавателями, зажигают факелы и идут к роднику. Там они становятся на колени и хором произносят торжественную клятву с тезисами типа: «Клянусь до пятого курса выучить дорогу в институт и ФИО декана…». Преподаватели ставят студентам на лоб и щеки печати «Радиофизик». Потом они идут так гулять по городу». Здесь, как видим, есть и «карнавальное равенство» и карнавальное нарушение приличий и социальных норм, и, конечно, гротесковая пародийность официального «мероприятия».

Обряд «инициации» первокурсников, поселяющихся в общежитии, отличается богатством разнообразия. Так, например, в некоторых ВУЗах принято поливать новичков водой из окон. Такой обряд имеет нечто схожее с церковным крещением.

Вообще, студенты, живущие в общежитии, имеют со студенческими традициями  более тесную связь. В общежитиях часто устраиваются различные попойки, дискотеки, конкурсы. Бывает так, что даже Халяву к экзамены ловят вместе, всем блоком.

Похороны Словаря

Своеобразный ритуал, существующий в Харьковском авиационном институте  и являющийся разновидностью ритуала сожжения конспектов.

Ритуал погребения совершался обычно вечером после сдачи экзамена. Похоронная процессия с рыданиями выносила из общаги тело усопшего импортно-отечественного словаря и следовала к месту захоронения, находившемуся, как правило, у тыльной стороны родного общежития. Произносились последние слова, тело опускалось в предварительно выкопанную ямку глубиной около двух метров, каждый бросал горсть земли, гулко бившейся о потрепанный, но еще твердый переплет. Затем довершали свое дело могильщики. Надгробный холмик украшали скромными цветами. Цветы быстро увядали, и вскоре о месте захоронения забывали…

Иногда кто-нибудь, кто после очередной попытки рассчитаться с библиотекой с ужасом вспоминал чей это был словарь, бросался искать заветное место на кладбище словарей, но – увы… Природа неумолима, а за традиции надо платить.» .

Гадания

Гадания (как святочные, так и предэкзаменационные) все еще остаются популярными среди женской половины студенчества. Вот, например, как гадают в Новой Каховке. «Самый действенный способ узнать ответы на все вопросы – это гадание с помощью зеркал. В пустой комнате установите друг против друга два зеркала так, чтобы они отражались одно в другом. Как только возникнет тринадцатое отражение, прочитайте вслух слова: «Духи, слушайте меня! Одеяло – простыня!  Выпив воду всю из крана, Позовите дух декана!» При этом в тринадцатом отражении появится декан. Вы должны сразу же задать ему свой вопрос! Внимательно следите за тем, чтобы он к вам не приближался. Если же он все же начнет двигаться к вам, заклинайте его словами: «Чур меня от декана! Мать Алгебра, спаси и сохрани!» Иначе декан может выйти из зеркала – и тогда быть беде.»

День факультета

День, когда каждый факультет, каждая группа, стремясь переплюнуть своих «коллег», устраивает что-то необычное. Часто утраиваются всевозможные конкурсы, которые должны позабавить окружающих. У нас в ОмГУ, например, устраивают целую неделю, посвященную какому-либо факультету. В этом году очень  весело проходила «неделя социологии». Я лично поучаствовала в конкурсе лимбо, в который им удалось втянуть кучу студентов второго корпуса.

Неделя филологии

Раз уж я учусь на филологическом, то обойти стороной неделю филологии я просто не могу.  Мне довелось пока что поучаствовать только в одной, но процесс это интересный и весёлый. Викторина «Что? Где? Когда?» , которая проводится между потоками, вызывает массу эмоций. Так как отвечать надо быстро, члены даже одной команды не всегда могут договориться. Организаторы стараются придумать вопросы из разных областей, и если в вопросах, связанных с литературой, студенты могут ещё дойти до правильного ответа, то в вопросах из раздела физики студенты начинают играть в «угадайку».

Традиционным стал уже так называемый «забег на шпильках». Представьте толпу девиц на каблуках, бегущих по асфальту к финишной черте. Да, это филологи. Каждый год это мероприятие привлекает толпу зевак, которые строят догадки типа: «Кто первая упадет?».

Горцы

Горцы - это вузовская игра, участие в которой может принять любой студент и преподаватель. Правила игры довольно простые, но на самом деле играть довольно сложно. Играют по всей территории города. Каждому участнику дают конверт с именем «жертвы» и оранжевую ленту. Оранжевая лента-символ того, что ты в игре, кроме того ленты выполняют функцию трофеев. В итоге у каждого есть жертва, и каждый сам является жертвой. После убийства жертва убитого переходит к убийце.  Так, целый месяц студенты на цыпочках бегают друг за другом, подкарауливают на улице и в туаете, строят разные планы «убийств».

 

Глава третья. О халяве

Халява – это своеобразная «Мекка» для студентов. Образ «Халявы» восходит,  к древнему аниматизму – представлению о «некоторой безличностной нематериальной силе – энергии, пронизывающей все объекты материального мира, одушевляющей и влияющей на них» и известной у разных народов под названиями «мана», «прана», «ци». Студенческое восприятие «Халявы» неоднозначно, но все сходятся на том, что это бестелесное существо, способное бескорыстно помочь студенту в трудной ситуации. Говорят, что живет она в воздухе и для каждого индивидуальна, представляет собой нечто вроде ангела-хранителя.

Тем не менее, ловцы Халявы в известной степени типологически уподобляются представителям харизматических культов, для которых характерны состояния фасилитации (ощущения увеличения собственной духовной силы в результате получения «святых даров»), состояния, связанные с изменением мотивации (к ним относятся «боговдохновенные» поступки и действия, совершенные под влиянием  воли свыше, подсказки, получаемые  от высших сил и т.д.) и, наконец, «состояния “воздействия” на окружающий мир, которые заключаются в воздействии верующего (реальном или воображаемом) на ход значимых для него событий».

Происхождение «Халявы» окутано мраком. Сами студенты не задумываются, откуда она появляется и куда потом уходит. Существует позиция, что  Халява имеет отношение к типологии образов “заложных покойников”: “Халява – душа отчисленного студента”; “Халява – душа умершего студента”. Если воззвать к этой самой душе и попросить помощи, то она, скорее всего, не откажет в помощи своему товарищу по несчастью.

У Халявы есть очень точный «прототип» в традиционной народной культуре (особенно украинцев) – Доля, т.е. «персонификация индивидуальной человеческой судьбы, понимаемой в качестве фортуны в противоположность представлениям о судьбе как фатуме...». Доля, как и Халява, у каждого своя, она рождается вместе с человеком и нарекается матерью или Богом (ангелом). Представление о Халяве как душе умершего студента также вполне в русле традиции: Доля, например, у украинцев, «считается душою предков, умерших родителей или вообще близких людей, составляя таким образом отражение древнего культа предков...».

Природа «Халявы» двояка. Одни считают, что она пришла от дьявола, а остальные называют божественной благодатью. Так, некоторые студенты пишут на руке сатанинское число 666, а другие пишут на бумажке молитву и так же берут с собой на экзамен. Доходит до того, что студенты бегают в церковь, чтобы поставить свечку и освятить зачетку. Честно говоря, самих студентов не волнует происхождение Халявы: им важно лишь заручиться этой потусторонней поддержкой.

Часто студенты находят в своём городе так называемое «жилище халявы». Место, откуда бьёт невидимый источник Халявы, соприкоснувшись с которым сам студент становится носителем крупицы этого сокровища. Обычно такими местами становятся всевозможные памятники и монументы. Студенты залезают на них, сидят неподалеку, трут разные места и даже жертвуют мелкие деньги. Везде по-разному, и единообразия в данном процессе нет. Хоть Халява и обещает помочь даром, ей всё равно приносят дары: шоколад, пиво, сигареты, воду, конфеты…так сказать, устраивают маленькое жертвоприношение божеству.

Разумеется, вызов «халявы» имеет много общего с детскими «спиритическими сеансами» (подобные сеансы имеют место и в студенческой, преимущественно девической, среде) и вызовом Бабки-матюкалки, гномика, Пиковой Дамы, Черной руки, Жвачного короля и некоторых других персонажей современной детской мифологии, равно как и духов Пушкина, Гитлера, Наполеона и других известных людей. Жутковатая, но страшно занимательная детская игра с потусторонними силами (опыт участия в которой есть почти у всех студенток и многих студентов, хоть раз в жизни побывавших в школьные годы в детских лагерях или выраставших в дворовых компаниях) в обряде вызова «халявы» теряет свою пугающую составляющую, но не теряет характера веселой, порой эксцентричной игры, правда, с более четко выраженной утилитарной направленностью.

Закючение

В заключение отметим, что современная студенческая ритуалистика тесно связана с традиционной народной культурой (в т.ч. смеховой) и вобрала в себя многие ее элементы. Обнаруживаются параллели и с «соседними» субкультурами – школьной, армейской, спортсменской, музыкантской и др. Карнавальное начало, присущее студенческим праздникам, – вполне закономерное явление, т.к. серьезность дела, которым вынуждены заниматься молодые люди («тяжело в учении…» – как говаривал Суворов), не может не требовать противоположного полюса – разрядки и безудержного веселья. Впрочем, студент – существо, готовое в любой сверхсерьезной ситуации найти нечто комическое и мгновенно изменить ее характер. Студенческая субкультура «не переваривает» занудства, скуки, тупости, псевдосакрализации – идущих «сверху», но она и предельно самокритична. Смех для нее – естественная стихия существования, привычная форма бытия, призма, сквозь которую воспринимаются как глобальные события, так и повседневные явления. Поэтому исследование студенческой смеховой культуры во всем многообразии ее проявлений, во всем спектре ее жанровых и ассоциативных связей может дать ключ к истинному пониманию данной субкультуры.




1. Лабораторная работа 12 КЛАССЫ 1 Цель и порядок работы Цель работы ~ изучить работу с классами получ
2. Мировая хозяйственная система
3. тематичний аналіз
4.  С 553566 Формирование военнополитических взглядов в России на современном этапе осуществляется в услови
5. Формализация цели и задачи маркетинговых исследований
6. Лекція 9 Україна у складі СРСР 1945 1985 рр
7. реферат Виконала Поліщук Світлана Михайлівна студентка групи ФУРб 1104
8. Тема 11. Міжнародний кредит Порівняльна характеристика факторингу та форфейтингу як форм міжнародного кред
9. Референдум и плебисцит, как виды народного голосования
10. Технологія виробництва шоколадної плитки
11. Механізм фінансової стабілізації в умовах ринкової трансформації
12. Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Гуманитарный факультет Кафедра экономикоправовых дисц.html
13. контрольная работа по дисциплине Основы дефектологии направления подготовки 6
14. Построение линии пересечения 2-х конусов и цилиндра
15. Статья посвящена рассмотрению недействительности части сделки в российском и немецком праве
16. тема управления в том числе и управление бюджетом состоит из двух взаимосвязанных частей объекта и субъект
17. Экономические воззрения канонистов Фома Аквинский
18. Предпринимательская деятельность
19. а для этого случайным образом были отобраны 120 контролируемых значений качества которые были сведены в ко
20. с Улыбино 28 декабря 2013 года ФАМИЛИЯ ИМЯ