Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ
Кафедра философии, истории и культурологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой №46
А.В. Малов
"___"_______________2012 г.
Лекция
по дисциплине «Философия»
ТЕМА № 8/1. «ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
Время - 2 часа
Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.
Для очной и заочной формы обучения
Химки - 2012 г.
I. Учебные и воспитательные цели:
II. Учебно-материальное обеспечение:
1. Слайды
2. Выставка литературы
III. Расчет учебного времени:
Содержание занятия |
Время, мин. |
Вступительная часть |
5 мин. |
Учебные вопросы: 1. Социальная философия как теория и методология познания общества. |
40 мин. |
2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни. |
40 мин |
Заключительная часть |
5 мин. |
IV. Организационно-методические указания:
При изучении темы необходимо раскрыть содержание понятия общество как сложной, динамичной, саморазвивающейся и противоречивой системы, а также роль основных сфер жизни общества и их диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
«ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ, САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА»
Проблема анализа развития общества как целостного организма и самостоятельной социальной системы с течением времени не стала менее актуальной и злободневной. Интерес к ней все острее, а научные споры и дискуссии все активнее и жарче. И это объясняется, прежде всего, сложностью и многогранностью развития самого общества, а также повышенным интересом к будущему, редким совпадением реальной жизни, действительности с различными предсказаниями и прогнозами человечество всегда искало ответы на вопросы о сущности бытия, жизни, сознания и т. п. Не были исключением и вопросы об общественной жизни, об историческом развитии и исторических судьбах самого человечества.
Различные аспекты состояния, функционирования и развития общества изучаются в рамках целого ряда наук. Социальная философия в этом ряду выступает как теория и методология системного осмысления общественной жизни.
общества
История человеческого общества это множество народов и государств, стран и регионов, формаций, культур и цивилизаций в их прошлом, настоящем и будущем развитии, история различных эпох и их смены, история борьбы классов и государств, войн и революций, т. е. наполненная массой уникальных событий жизнь человечества в социальном времени и пространстве. Без глубоких философских обобщений, поиска соответствующих критериев нельзя понять того, что достойно человечества, а что нет, невозможно отделить существенное от несущественного. А вступив на путь обобщений, наука начинает испытывать потребность в методологии, разработка которой относится к компетенции философии.
Общество, в котором мы сегодня живем, находится в состоянии глубоких, масштабных и нарастающих перемен. Все процессы, происходящие в нем, вызывают интерес людей. Чтобы быть понятными и способными дать успешные результаты, они должны быть глубоко проанализированы, изучены и всесторонне осмыслены. Такой подход требует наличия серьезных философско-методологических знаний и критического отношения к жизни, истории и перспективам общественного развития.
Прежде чем осуществить содержательное рассмотрение данного вопроса лекции, важно иметь в виду, что социально-философский анализ общества предполагает введение ряда категорий, играющих важную методологическую роль в познании социальных процессов и общественной жизни в целом. Важно помнить, что категориальный аппарат социальной философии не является самоцелью, а представляет собой системный инструментарий исследования социальной части реального мира.
Попытки осуществить социально-философский анализ общества и осмыслить суть его развития предпринимались постоянно на протяжении всей истории человечества. Философы, историки и политики стремились дать ответы на самые разные вопросы относительно общественной жизни и общества как такового. В их числе немало известных имен: Гесиод, Платон, Аристотель, Сенека, Локк, Гоббс, Монтескье, Макиавелли, Маркс, Ленин, Ясперс и др.
Сами же вопросы и проблемы, занимавшие умы ученых, обратившихся к исследованию общества, можно свести к следующим:
- что есть общество и какова его природа?
- в чем суть общественного развития и носит ли оно закономерный характер?
- познаваемы ли общественные процессы и какова степень влияния на них человека?
- каково соотношение материальной и духовной сторон жизни общества и его перспективы?
Однако важно помнить об одной характерной особенности научно-теоретического анализа общества. Она заключается в том, что, исследуя общество как историко-социальный феномен, мы обращаемся довольно часто не к обществу как данности, а имеем дело с идеализированным объектом исследования, особенно в ретроспективе. Собственно мы оперируем идеальной моделью, что позволяет:
а) отвлечься от случайностей и обнаружить необходимое;
б) исследовать объект глубоко и всесторонне, до выявления закономерностей его функционирования;
в) обнаружить тенденции и перспективы социального развития.
При этом нельзя забывать, что идеальная модель общества и оно само как совокупность реалий бытия не тождественны, не одно и то же. Модель как бы «остановленная» общественная жизнь, миг истории в совокупности наиболее существенных признаков, но она обеднена, лишена исторически неповторимых красок и оттенков. В то же время она позволяет исследовать общество не на обыденном, а более высоком, теоретическом уровне, что имеет свои преимущества.
Социально-философский анализ общества сводится к следующему:
- исторически ретроспективно воссоздать объект;
- увидеть общество целостно, всесторонне, проникнуть за явление в сущность;
- осуществить системный и структурный анализ;
- выявить логико-историческую последовательность, а значит вскрыть причинно-следственные связи и отношения в общественном развитии.
Сказанное имеет важное методологическое значение для решения целого ряда гносеологических задач в исследовании общества и определении его понятийного статуса.
Понятия «общность», «общество», «общественный», «социальный» достаточно широко используются в науке и в повседневной речи, но их смысл и содержание нередко многозначны и не четко определены. Прежде всего, следует различать термины «общность» и «общество».
Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей на основе общих задач и целей, содержания общения и деятельности.
Общество это обособившаяся часть природы, характеризующаяся совместной жизнедеятельностью людей, нормами и принципами, социальными институтами, системой отношений на основе совместных интересов, общности целей и условий жизни.
Определений общества существует много. Так, основоположник социологии О. Кант понимал общество как проявление абстрактного закона формирования сложных и гармоничных систем. Т. Гоббс и Ж. Руссо рассматривали общество как объединение людей для контроля над своими действиями. К. Маркс же отмечал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Заслуживают внимания взгляды на сущность и природу общества Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Г. Гегеля и др.
В то же время из анализа различных подходов и точек зрения на общество видно, что не всякое объединение людей представляет собой общество. При этом любое общество это:
1. Обособившаяся от природы часть материального мира;
2. Объединение людей на определенном этапе истории;
3. Развивающаяся социофункциональная структура;
4. Самодостаточная и самоуправляющаяся социальная система.
Понятие «общество» следует отличать от однопорядковых, но не тождественных понятий, таких как «народ», «нация», «государство». Они хотя и отражают определенные социальные общности, и институты, но их содержание различно.
Кроме того, исследуя многие общества, важно различать философский и общесоциологических подходы к его анализу. Философский взгляд на общество это объяснение его генезиса, системности содержания и функционирования, источников и движущих сил развития, перспектив человечества, понимание места и роли человека в жизни общества. Поэтому философских подход неотделим от анализа проблемы человека и общества. Философия концентрирует свое внимание на исследовании и постижении цели, движущих сил, смысла и направленности современной общественной жизни и всего исторического процесса.
Философский смысл понятия «общество» состоит также в определении специфики типа связей индивидов в единое целое.
Основными типами таких связей можно считать:
- духовные (Аврелий, Августин, Фома Аквинский);
- конвенциональные (философы XVII XVIII вв);
- материальные (Маркс и др.).
Для выяснения феномена общества, следует разобраться в закономерностях, объединяющих людей в эту целостность. В настоящее время сформировалось три основных подхода к объяснению этих закономерностей.
Первый подход натуралистический: общество рассматривается как такая часть природы, в которой главными являются закономерности неживой и живой природы.
а) Общество часть природы, космоса (А. Чижевский, Л. Гумилев).
б) Жизнь общества определяется особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников).
в) Общество детерминируется в первую очередь генетическими, расовыми и половыми особенностями, т. е. спецификой человека как природного существа (Э. Уилсон, Р. Докинс).
Второй подход идеалистический. Смысл его в том, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, рассматривается в контексте идей, верований и мифов.
Это характерно для мыслителей, абсолютизирующих роль религии в обществе, значение других духовных факторов. Особенность этого подхода еще и в том, что невозможное для человека, является возможным для Бога. То, что невозможно в реальной жизни, возможно в потустороннем мире или в «светлом будущем», ради которого необходимо жертвовать настоящим.
Третий подход связан с социально-философским анализом действительных межчеловеческих отношений и связей, которые возникают в определенных природных и социальных условиях, имеют определенный характер.
Он представлен в двух вариантах:
а) «атомистическая» модель, согласно которой общество выступает как сумма индивидов-«атомов», связанных договорами. При этом люди следуют законам, идеям свободы и равенства, что обеспечивает им существование.
б) органическая модель, по которой общество предстает как целое, как система, структурированная особым образом на части, к сумме которых оно полностью несводимо, т. к. представляет нечто большее, в соответствии с закономерностями отношений части и целого.
Социально-философский анализ общества сводится к следующему:
- наличие людей, наделенных сознанием, как материально-духовных носителей организации и функционирования общества;
- функционирование системы организации и управления (государственные и общественные институты);
- нормы и принципы, поведения, общения и деятельности;
- наличие общественных отношений;
- мыслительная и практическая деятельность субъектов общества как их действительная жизнь и др.
2. Общество как система: диалектика основных сфер его жизни
Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии, внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.
Прежде чем преступить к рассмотрению общества как целостной социальной системы, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско-социологической литературе данное понятие употребляется в узком и широком смыслах.
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных отношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфическое содержание определяется содержанием указанных проблем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются, скажем, от экономических, политических, нравственных, правовых и других общественных отношений.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное», как синоним данного понятия, совпадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальная философия рассматривает также взаимодействие между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития
Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было, общество это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.
В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно- бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество это, прежде всего, люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.
Общество относится к числу сложных, саморазвивающихся динамичных систем.
- Признаками общества как системы являются:
- целостность;
- способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов;
- субстратность, способность развиваться на своей собственной основе;
- структурность;
- функциональность;
- действие объективных законов;
- наличие подсистем и др.
Системное функционирование и развитие общества состоит во взаимосвязи и взаимодействии его признаков, элементов, объективных законов и субъективности индивидов, в определенной скоординированности и субординированности деятельности субъектов, материально-физического и духовного развития людей, уровней и сфер жизни общества, в соотнесенности истории общества с прогрессивным или регрессивным его развитием и других показателях.
При изучении данного вопроса важно не упустить из поля зрения следующие аспекты:
- материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;
- духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни;
В зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:
- материально-производственная сфера жизни общества;
- социальная сфера жизни общества;
- политико-правовая сфера жизни общества;
- духовная сфера жизни общества;
Сфера (подсистема) жизни общества представляет собой разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности. Социально-культурным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования.
Сфера материально-производственной жизни общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эта сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощается в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Данная сфера - это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение и распределение материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей. Это преимущественно вещная и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где создаются материальные основы жизни людей, используется НТП, удовлетворяются материально-физические потребности.
В структуре материально-производственной жизни можно выделить:
- финансовую жизнь общества;
- жизнедеятельность субъектов промышленности;
- сельское хозяйство;
- жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи;
- материально-производственная индивидуальная трудовая деятельность;
- жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве;
- научно-технический прогресс как направление материально-производственной деятельности;
- функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере;
- система норм и принципов материально-производственной жизнедеятельности и управления экономикой страны; торговля; сфера хозяйственного сервиса;
- система экономических отношений.
Основными критериями материально-производственной сферы жизни общества выступают:
- развитость орудий трудовой жизнедеятельности;
- наличие новых, экологически безвредных технологий;
- реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве;
- внутренний валовой продукт;
- способы организации воспроизводства материальной культуры в соотношении с формами собственности и принципами хозяйственной деятельности.
Социальная сфера жизни общества это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это обобщающие показания достигнутого уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Социальная сфера жизни общества это необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность индивидов и других субъектов общества и отношений, характеризующая их положение в обществе с позиций социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, достойного уровня и качества жизни.
Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам:
а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений; мужчин и женщин;
б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп и специальностей;
в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бесквартирных, бедных, многосемейных и т. д.
Вместе с тем, структуру социальной сферы можно представить также и по основным слагаемым статуса личности или социальной общности (права, свободы, обязанности и ответственность).
Основными критериями социальной жизни общества выступают:
- статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни;
- положение демографических, этнических, профессиональных, конфессиональных и других общностей в гражданском обществе;
- качество и уровень жизни людей.
Политико-правовая сфера жизни общества - есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, политических партий и движений, общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов упрочнение существующей политической власти; других ее устранение. Третьи стремятся разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на политические процессы в собственных интересах. Для этого каждый из действующих политических субъектов стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Данная сфера это необходимая подсистема, содержанием которой является:
Структуру политико-правовой сферы жизни общества составляют:
- общение, поведение и деятельность субъектов политической сферы (их действительная политическая жизнь);
- система политико-правовых отношений общества;
- совокупность функционирующих политических институтов;
- политическая и правовая культура субъектов;
- осуществление режима власти.
Главными критериями политико-правовой жизни являются:
- согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны;
- наличие политических прав и свобод и их осуществление;
- демократизм;
- верховенство закона в политической деятельности субъектов общества, качество и степень правового регулирования активности общества, граждан и др.
Духовная сфера жизни общества это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Духовная сфера складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе и научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представление о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Данная сфера - это необходимая подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворять потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека;
Духовная сфера жизни характеризуется:
- производством идей, духовных ценностей, символов и знаков как идеальных образований;
- развитием сознания и духовного мира различных социальных субъектов;
- развитием нравственных, эстетических отношений, отношений свободы совести и др.
В структуре духовной сферы жизни общества выделяются:
- процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания;
- научная жизнь общества;
- художественно-эстетическая жизнь общества;
- образовательно-воспитательный процесс в обществе;
- функционирование религии, свободомыслия и атеизма;
- информационная жизнь общества;
- нравственная жизнь общества.
Основными критериями духовной сферы жизни общества являются:
В связи с усложнением общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской в той или иной сфере жизни общества.
Формы взаимодействия основных сфер жизни могут проявляться:
Подводя итог лекции, важно подчеркнуть, что объективная логика всемирной истории воспроизводит поступательное развитие человечества только в его наиболее общем виде, «очищенном» от многообразных особенностей конкретной истории отдельных народов, стран и даже целых регионов, в том числе и от случайного в глобальном масштабе стечения внутренних и внешних обстоятельств. Поэтому осмысление истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в основном, в преобладающих закономерностях и тенденциях, но расходится в множестве существенных деталей с конкретным ходом исторических событий. В истории имеют место всякого рода зигзаги, попятные движения, неравномерность в развитии как отдельных стран, так и различных сфер деятельности людей (экономики и политики, науки и техники, литературы и искусства, религии и т. д.), так периоды взлета духовной культуры (общественной мысли, литературы и искусства) весьма часто не совпадали по времени с периодами экономического подъема; нередко в развитии духовных сфер экономически более отсталые страны опережали по ряду показателей более передовые.
Вопросы для самоконтроля:
Литература:
1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.
2. Васильев В.В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2012.
3. Зотов А.Ф, Миронов В.. Разин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012.
4. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.
5. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2012.
6. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Изд-во Норма, 2011.
7. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.
8. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. М.: Мысль, 2010.
9. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2012.
10. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011.
11. Философия: учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.
12. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2010.
13. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие /Под ред. С.А. Лебедева. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДА НА, 2012.