Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 1 Философия как наука ее предмет и основные особенности

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.11.2024

Содержание дисциплины «Философия»

Раздел 1. История философии.

Тема 1. Философия как наука, ее предмет и основные особенности.

Мировоззрение, его исторический характер и обусловленность. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, художественно-образное. Мировоззрение и идеология. Мировоззрение личности, социальной группы, общества. Мировоззрение эпохи

Философия как наука: становление, сущность, предмет, особенности, социальная ценность и исторические типы. Развитие философии как исторический процесс. Философские учения, школы, течения, направления. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, дуализм. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и др. Основные философские проблемы: проблема бытия, проблема человека (философская антропология), проблема методологии и логики научного познания, проблема истины, аксиологическая проблема и др. Функции философии.

Место и роль философии в культуре. Изменение предмета философии в ходе истории. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Значение философского образования и философской культуры. Содержание и логика построения учебного курса философии в академии. Философия и другие учебные дисциплины в вузе.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 5, 10, 19, 20, 21.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Что такое философия? Для чего необходимо ее изучение?
  2.  В чем заключается сущность основного вопроса философии?
  3.  Прокомментируйте следующее утверждение Энгельса: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, - а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Верно ли с Вашей точки зрения такое деление философских направлений? (ответ обосновать).
  4.  Какие стороны основного вопроса философии Вам известны?
  5.  Материализм и идеализм. Кто прав в споре материалистов и идеалистов? (ответ обосновать).
  6.  Познаваем ли мир? Как философы отвечали на этот вопрос в древности и как отвечают сегодня?
  7.  Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Все идеи извлечены из опыта, они – отражение действительности, верные или искаженные». (ответ обосновать). Прокомментируйте следующее утверждение: «Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта и обобщения (познания общего в ее явлениях)… Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их». В чем, на Ваш взгляд, заключается различие диалектического и метафизического способа познания?
  8.  О диалектике или о метафизике идет речь в следующем высказывании (ответ обосновать): «Великая основная мысль, - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются.»
  9.   Верна ли следующая характеристика метафизического способа мышления: «Старый метод исследования и мышления, который Гегель называет «метафизическим», который имел дело преимущественно с предметами как с чем-то законченным и неизменным и остатки которого до сих пор еще крепко сидят в головах, имел в свое время великое историческое оправдание.» В чем положительное значение метафизики и метафизического метода познания?

 

Тема 2. Философия Древнего мира

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно – исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизаций Древнего мира – древнеиндийского, древнекитайского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования.

Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра – философии. Их взаимосвязь. Переход от пра–философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.

Древнеиндийская философия и ее основополагающие принципы: космизм, экологизм, альтруизм. Школы и направления древнеиндийской философии – ортодоксальные (веданта, йога, вайшешика, санкхья, миманса и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм и др.)

Древнекитайская философия и ее характерные черты: натурализм, обращенность в прошлое, социально – нравственный характер , ориентация на авторитет, культ Неба. Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 16, 22, 24, 29, 33, 50.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Религия, мифология, философия. Покажите их сходство и различие.
  2.  Прокомментируйте следующее высказывание из древнеиндийского трактата «Упанишады»: «Этот Бог, созидатель всего, великий Атман, постоянно пребывающий в сердце людей, постигнут сердцем, мыслью, разумом. Те, кто знает его, становятся бессмертными».  Что обозначают в индийской философии такие понятия как «брахма», «атман», «пуруша»?
  3.  В чем суть материалистических и диалектических тенденций и их стихийного характера во взглядах древних философов?
  4.  Укажите характерные черты учения локаятиков. Верно ли, с Вашей точки зрения, такое высказывание древних мудрецов: «Но как можно считать высшее божество источником вечного блаженства, если этот взгляд решительно опровергается чарваками, самыми рьяными безбожниками? А с чарваками действительно трудно бороться, ибо в большинстве случаев все люди придерживаются распространенного взгляда: Пока живем, да будем счастливы! Того тут нет, кто не помрет; Когда же он помрет и в пепел обратится – откуда вновь ему явиться?»
  5.  К ортодоксальному или неортодоксальному направлению в древнеиндийской философии относится школа локаята (чарвака)?
  6.  Объясните следующее положение из философии чарвака: «Многие люди в соответствии с наукой о политике и удовольствии, считая единственной целью жизни богатство и удовольствие и отвергая потусторонний мир, следуют только учению чарваков. Отсюда это учение именуется также локаята, что вполне согласуется с его сутью. Первоначалами эта школа провозглашает четыре элемента: землю и другие. И сознание возникает только из них, когда они образуют тело, подобно тому, как возникает опьяняющая сила в напитке. И когда элементы распадаются, исчезает и сознание. Таким образом, душа если лишь тело, особенность которого – сознание.» Если ли сходство этого высказывания с тезисами древнекитайских и древнегреческих мудрецов?
  7.  Что такое «драхма» (учение, закон, истина), открытая Шакьямуни в момент «просветления»?
  8.  Перечислите четыре Благородные истины, восьмеричный путь освобождения от страдания, которые сформулировал Будда в своей первой проповеди.
  9.  Расскажите о трех главных направлениях в буддизме: хинаяне (узкий путь, малая колесница), или тхеравады (букв. «учение старейших»), махаяне (широкий путь, большая колесница) и виджраяне (букв. «алмазный путь»).
  10.   Раскройте характерные черты основных древнекитайских философских школ.

Тема 3. Античная философия

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Греческая мифология и философия. Милетская школа – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Их роль в развитии науки и философии.

Материализм Демокрита. Философские идеи Сократа. Идеализм Платона. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эпикур – последователь Демокрита.

Эллинско-римский период античной философии. Неоплатоники. Эпикурейцы. Материализм Тита Лукреция Кара. Стоики (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет, Цицерон). Скептики, эклетики, эмпирики.

Античная философия – философия торжества человеческого духа и разума. Ее место в историко – культурном развитии человечества.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 3, 14, 33, 39, 46, 49

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Милетская школа. Какова ее роль в истории философии?
  2.  В чем ценность философских воззрений Гераклита?
  3.  Как бы Вы определили роль пифагорейцев и элеатов в развитии философии и науки?
  4.  Философские взгляды Левкиппа и Демокрита. В чем заключается их вклад в развитие философии и науки? (ответ обосновать)
  5.  Чему и как учил Сократ?
  6.  Прокомментируйте, пожалуйста, следующие слова Сократа из диалога «Государство»: «Если бы государство состояло из одних только хороших людей, все бы, пожалуй, оспаривали друг у друга возможность устраниться от управления, как теперь оспаривают власть. Отсюда стало бы ясно, что по существу подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному, так что всякий понимающий это человек вместо того, чтобы хлопотать о пользе другого, предпочел бы, чтобы другие позаботились о его пользе». В чем смысл слов Сократа?
  7.  Что такое социальная справедливость и справедливость вообще? Как она трактовалась Платоном, Аристотелем и другими античными философами?
  8.  Сущность объективного идеализма. Почему мы считаем Платона объективным идеалистом?
  9.  Аристотель – место, роль и значение его учения в истории философии.
  10.  Развитие философии после Аристотеля.
  11.  Прокомментируйте следующее утверждение: «Подобно тому, как мировая  душа, обнимая весь мир, присутствует во всех его существах, сама не делясь и не выступая из самой себя, и высочайшее Первосущее есть вездесущее лишь в том смысле, что оно проникает и держит своими силами все прочее, пребывая неизменно в самом себе, в единстве своего существа; то везде,  в котором оно всегда есть, есть оно само.  И, как его единство не исключает, а производит и обуславливает множественность сущего, так и мировая душа производит множество существ, всегда проникает их своей жизнью, причем ни сама она не делится, ни душа не теряют своей индивидуальности». К какому направлению в античной философии мог принадлежать мудрец, сформулировавший его? (ответ обосновать)

Тема 4. Средневековая христианская философия

Своеобразие средневековой философии. Теоцентризм– систематизирующий принцип философии Средневековья. Основные этапы развития средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Августин), схоластика (Абеляр, Скотт, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Арабская философия и ее влияние на западно – европейскую средневековую философию (Авиценна, Аверроэс).

Основные философские проблемы средневековой философии. Природа и человек как творение Бога. Божественное предопределение и свобода человека. Вера, разум и воля. Дух, душа и тело человека. Сущность, существование и сущее, сотворенное и вечное. Особенности средневековой этики.

Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм (Иоанн Скотт Эриугена, Фома Аквинский), номинализм (Росцелин)  и концептуализм (Пьер Абеляр). Вклад средневековых философов в дальнейшее развитие гносеологии и логики.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 1, 5, 8, 33, 44, 49

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Что предопределило распад и падение Римской империи? Как это отразилось на духовной жизни и философии эллинизма и эпохи Средневековья?
  2.  Как следует понимать формулу Петра Домиани «Философия – служанка богословия»?
  3.  Фома Аквинский. В чем суть его философских взглядов?
  4.  В чем сущность реализма и номинализма как философских школ эпохи Средневековья?
  5.  Кризис эпохи Средневековья и его отражение в философии.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Телезио, Пико делла Мирандола). Переход от неоплатонических познавательных концепций (Николай Кузанский) к гуманистическим (Петрарка). Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Леонардо да Винчи, Коперник, Джордано Бруно, Галилей).

Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, природы, человека, религии и социума – результат философии эпохи Возрождения.

Реформация и пути преодоления средневековой схоластики (Лютер, Кальвин). Реформация и контрреформация. Протестантизм. Протестанская этика и дух капитализма. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Макиавелли, Вико). Утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования развития общества (Мор, Кампанелла).

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 9, 20, 21, 32, 33, 44, 51

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  В чем заключается сущность эпохи Возрождения?
  2.  Один из знатоков творчества Шекспира и других мыслителей эпохи Возрождения писал: «Поскольку тема любви связана с вопросом о природе человека, то естественно, что в рассмотрение ее входило и все то, что составляет сущность жизненного процесса. Поэтому вопрос о земном и духовном началах сплетается с отношением человека к Природе вообще, а его жизненный путь определяется соотношением  с Временем. И, наконец, философская постановка всех этих вопросов неизбежно подводила и к вопросу о значении Смерти для бытия человека».  Почему в кругу философских проблем эпохи Возрождения можно найти и не только проблему любви, но и проблемы природы, времени и смерти?
  3.  Каковы основные черты философии эпохи Возрождения?
  4.  Что такое Реформация и каково ее влияние на развитие философской мысли?
  5.  Реформация и ослабление позиций католической церкви.
  6.  Контрреформация и ее проявления.

Тема 6. Философия Нового Времени (XVIIXVIII вв.)

Исторические и естественнонаучные предпосылки развития новоевропейской философии: антисхоластические тенденции, секуляризация и автономизация, связь с математикой, механикой, экспериментальным естествознанием. Проблема достоверности знания: эмпиризм и рационализм. Связь онтологии и гносеологии. Монизм, дуализм, плюрализм.

Френсис Бэкон – родоначальник английского материализма. «Новый органон» Ф. Бэкона. Обоснование Бэконом индуктивного метода познания. Рене Декарт: учение о природе, деизм и дуализм, обоснование дедуктивного метода познания, правила для руководства ума, учение о врожденных идеях и об интеллектуальной интуиции, психофизическая проблема.

Роль Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы в разработке материалистической философии. Пантеизм Спинозы и его учение о субстанции. Локк об источниках знания. Критика им концепции врожденных идей. Учение Локка о простых и сложных идеях, первичных и вторичных качествах вещей.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма. Критика Беркли понятия материи. Сенсуализм и солипсизм Беркли. Агностицизм Д. Юма. Отрицание Юмом объективности причинно – следственных связей. Взгляды Юма на религию.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 5, 32, 33, 37, 48

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Каковы предпосылки возникновения и развития философии Нового Времени?
  2.  Перечислите характерные черты философии Нового Времени.
  3.  Почему Ф. Бэкон и Р. Декарт  считаются основоположниками философии Нового Времени? (ответ обосновать).
  4.  Т. Гоббс и Б. Спиноза. Их вклад в историю философской мысли.
  5.  Великий английский философ Гоббс писал: «…искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством, по – латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание… представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, безопасность народа, - его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война – смерть». В чем философский смысл данного утверждения? Какого основное содержание учения Гоббса о государстве?
  6.  Сущность философского учения Дж. Локка и его противоречия.
  7.  Усиление консерватизма и его отражение в субъективно – идеалистических взглядах Дж. Беркли.
  8.  В чем заключается скептицизм и агностицизм философии Д. Юма?
  9.  Сильные и слабые стороны философии Юма.

 

Тема 7. Классическая немецкая философия

Социально – экономические и духовные корни классической немецкой философии. Основные проблемы классической немецкой философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы и законы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – представители классической немецкой философии. Кант, его натурфилософия и учение о познании. Противоречивость, априоризм и дуализм философии Канта. Этика Канта, его учение о категорическом императиве. Субъективный идеализм Фихте. Философия тождества бытия и мышления Шеллинга. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Философия истории Гегеля. Влияние философии Гегеля на развитие духовной культуры человечества.

Материализм Фейербаха. Критика Фейербахом идеализма и религии. Антропологический принцип материализма в философии Фейербаха. Сильные и слабые стороны философии Фейербаха.

Историческая роль классической немецкой философии.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 2, 6, 7, 11, 12, 13, 33, 43

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  В чем сущность эпохи Просвещения?
  2.  Взгляды представителей французского Просвещения (Вольтер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций, Дидро, Руссо)
  3.  Особенности немецкого Просвещения (Гёте, Шлегель, Гумбольдт, Гофман и др.)
  4.  Кант и его роль в становлении классической немецкой философии.
  5.  Прокомментируйте следующее утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Кому из немецких философов оно принадлежит?
  6.  Кант в «Критика практического разума» писал: «Теоретическое применение разума занималось предметами одной только познавательной способности, и критика разума в отношении этого применения касалась, собственно, только чистой познавательной способности, так как эта способность возбуждала подозрение, которое потом и подтверждалось, что оно слишком легко теряется за своими пределами среди недостижимых предметов или же противоречащих друг другу понятий. Иначе обстоит дело с практическим применением разума. Здесь разум занимается определяющими основаниями воли, а воля – это способность или создавать предметы, соответствующие представлениям, или определять самое себя для произведения их». В чем заключается сходство и различие теоретического и практического разума в философии Канта?
  7.  Как меняется отношение к природе в философии Шеллинга? Что такое тождество бытия и мышления?
  8.  От Фихте до Гегеля. Почему философия Гегеля считается вершиной классической немецкой философии?
  9.  Поясните данную характеристику гегелевской философской системы: «Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который, особенно в своей «Логике», подчеркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический процесс, - тот же самый Гегель видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чем то закончить свою систему.» Как соотносятся историческое и логическое в философии Гегеля?
  10.   Кто из немецких философов мог сформулировать следующее утверждение: «В то время, как материализм рассматривает природу как единственно действительное, в гегелевской системе природа является лишь «отчуждением» абсолютной идеи, как бы ее деградацией; во всяком случае, мышление и его мыслительный продукт, идея, являются здесь первичным, а природа – производным, существующим лишь благодаря тому, что идея снизошла до этого.» Верна ли в нем оценка материализма?
  11.  Сущность философии Фейербаха, ее сильные и слабые стороны.
  12.   Один из последователей Фейербаха писал: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности». Согласен ли был с эти девизом Фейербах?
  13.   Один философ XX – го века писал: «Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Это, разумеется, чистый материализм. Но, дойдя до этого, Фейербах вдруг останавливается…«Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не сними». В чем непоследовательность материализма Фейербаха?
  14.   Как три важнейших открытия в естествознании XIX века – (открытие клетки, учение о превращении энергии и теория развития, названная по имени Дарвина) повлияли на развитие философии?

Тема 8. Марксистская философия

Социально – исторические и  научные предпосылки возникновения марксистской философии. Исследование К. Марксом (1818 – 1883 гг.) и Ф. Энгельсом(1820 – 1895 гг.)  диалектики Гегеля, философского гуманизма и антропологического материализма Фейербаха. Разработка Марксом и Энгельсом философии диалектического и исторического материализма. Философия и общественно – историческая практика. Основные положения материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание как важнейшие категории исторического материализма. Обобщение Марксом и Энгельсом достижений в области естествознания. Основной вопрос философии: сущность и воздействие на дальнейшее развитие мировой философии.

Вклад Г. В. Плеханова(1856 – 1918 гг.) и В.И Ленина(1870 – 1924 гг.) в развитие марксистской философии. Их основные философские работы. Развитие монистического взгляда на историю. Проблемы теории познания. Философское понятие материи.

Влияние философии марксизма на социально – политическую, научную и духовную жизнь человечества. Соотношение общечеловеческого и классового в марксистской философии и ее историческая судьба.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 5, 8, 19, 20, 33, 40

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Назовите основные предпосылки возникновения марксистской философии.
  2.  «Познания взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед особенно благодаря трем великим открытиям»,- писал Энгельс. Что это за открытия?
  3.  К. Маркс и Ф. Энгельс. Что нового они сказали в философии по сравнению со своими предшественниками Гегелем и Фейербахом?
  4.  Прочтите работу Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В чем суть основного вопроса философии?
  5.  Маркс писал: «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой». Что такое категория «практика» и какую роль она играет в марксизме?
  6.  Диалектический и исторический материализм: сущность и содержание.
  7.  Характеризуя свой философский метод, Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное  в человеческую голову и преобразованное в ней». Дайте определение материальному и идеальному. Расскажите о их диалектике.
  8.  Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
  9.  Вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитие философии марксизма.
  10.  В работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Г.В. Плеханов так характеризовал французских историков: «Так же как и буржуазные экономисты, они (историки XVIII века)  считали капиталистическое общество единственным, соответствующим человеческой природе и воле Провидения. Всякая общественная организация, которая не основывалась на капитализме, им казалась противоестественной, и, по меньшей мере, странной. Они способны прекрасно объяснить борьбу средневековой буржуазии с феодальным дворянством, это было движение естественное, т.к. оно должно было привести строение общества к типу, продиктованному природой». Расскажите о философских взглядах Плеханова.
  11.  Ленин писал: «Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна». Раскройте смысл этого тезиса.
  12.  Марксистская философия и современность. Попытайтесь определить свое отношение к марксистской философии. Оформите ответ в виде небольшой, но творческой письменной работы.

Тема 9. Русская философия

Истоки, национальное своеобразие, характерные черты и основные этапы развития отечественной философии, ее место в духовной культуре России. Религиозно – идеалистическая и материалистическая тенденции в развитии отечественной философской традиции. Формирование самобытной русской философской проблематики в XIXIII вв. (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.)

Становление национального самосознания и русского типа мудрости в XIVXVII вв. (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, Андрей Курбский). Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н.Радищева.

Русская философия конца XIX – начала XX вв. Славянофильство (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков) и западничества (П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин). Развитие революционно – демократических и антиславянофильских идей В.Г. Белинским, Т.Н. Грановским, А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым. Демократические и нравственно – этические взгляды в отечественной философии. Социально – философские взгляды народников.

«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова о регуляции отношений природы и общества, о человеке, его жизни и достижении бессмертия; о земной и космической взаимосвязи явлений; о причинах вражды между людьми и др.

Этика добра и метафизика своеволия в философских воззрениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Великие русские писатели как философы.

«Философия всеединства» В.С. Соловьева. оценка религиозно – философской системы Соловьева. Его учение о Софии. Идея Богочеловечества. Этические воззрения. Смыл войны и ее место в истории. Философское наследие В.С. Соловьева и современность.

«Философия свободы» Н.А. Бердяева. Эволюция философских взглядов Бердяева. Идеи Бердяева о личности и обществе, религии и исторической миссии православия.

Русский марксизм: истоки, философские идеи, характерные черты. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

Влияние русской философии на социально – политическую жизнь России, на духовное состояние российского общества. Русская философия в контексте мировой философской мысли.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 17, 28, 33, 40, 45

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Каковы истоки и национальное своеобразие русской философии?
  2.  Основные этапы развития отечественной философской мысли, их общая характеристика?
  3.  Основные особенности русской философии, ее отличие от западно – европейской философской мысли.
  4.  Исторические и идейные предпосылки возникновения славянофильства и западничества, их своеобразие и характерные черты.
  5.  П.Я. Чаадаев, его основные философские идеи.
  6.  Чаадаев писал: «У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи,  в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели.» Согласны ли Вы с данным суждением? (ответ обосновать) .
  7.  Чаадаев спрашивал у современников: «Хотите ли знать, что это за идеи? Это – идеи долга, справедливости, права, порядка. Они родились из самых событий, образовавших  там общество, они входят необходимым элементом  в социальный уклад этих стран. Это и составляет атмосферу Запада; это – больше, нежели история, больше чем психология; это – физиология европейского человека. Чем вы замените это у нас?» Понимают ли это сегодняшние мыслители(философы, политики, общественные деятели и т.п.) Славянофилом или западником был П.Я. Чаадаев?
  8.  А.С. Хомяков и И.В. Кириевский, их основные философские идеи.
  9.  В чем заключается смысл «философии общего дела» Н.Ф. Федорова?
  10.  Каковы основные идеи « философии всеединства» В.С. Соловьева? Что такое «софиология»?
  11.   Основной смысл «философии свободы» Н.А. Бердяева. Как взгляды Бердяева, Шестова и других мыслителей русского зарубежья повлияли на развитие западно – европейской и русской философии?
  12.   Н.А. Бердяев писал: «Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочная антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.» Какую роль в философии Бердяева играет самопознание?
  13.   Какого место в истории русской и западно – европейской философии Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского?
  14.   Революционно – демократическая ориентация и политический радикализм в истории русской философии.
  15.   Проблема человека в русском марксизме: социальная сущность человека, роль личности в истории, диалектика объективного и субъективного.
  16.   Место русской философии в истории мировой философской мысли.

Тема 10. Современная западная философия

Характерные черты философской мысли (конец XIXXX вв.) на Западе. Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Критический пересмотр принципов и тенденций, смена ценностей и ориентиров классической философии. Направления, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций: неотомизм, неокантианство, неогегельянство, неомарксизм и др.

Отношение к разуму и науке в философии XX – го века. Размежевание рационализма и иррационализма. Философский пессимизм и иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Идея бессознательного и философские аспекты психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

Человек в мире и мир человека. Экзистенциализм как «философия существования». Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуациях». Существование, «я – сам – бытие», «внутренний человек», его свобода и самосознание в экзистенциализме (С. Къеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю и др.)

Эволюция религиозной философии в XX – ом веке. Сближение позиций религиозной философии и философии науки, веры и разума (П. Теяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Неотомизм – официальная философия Ватикана и католицизма.

Продолжение традиций рационализма. Позитивизм и неопозитивизм. История позитивизма: проблема метода в «первом позитивизме» (О. Конт, Г. Спенсер), источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Основные направления позитивизма: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер). Прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г. Гадамер).

Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 4, 6, 15, 18, 26, 30, 33, 38, 42, 53

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  В чем причина заметного поворота современной философской мысли Запада к иррационализму, мистике, антисциентизму?
  2.  О. Шпенглер и его работа «Закат Европы».
  3.  Философия истории А. Тойнби.
  4.  Сущность учения Фрейда и его влияние на мировую философию. Фрейдизм сегодня.
  5.  Э. Фромм, сущность его философских взглядов.
  6.  Экзистенциализм, его эволюция и основные направления. Религиозный и атеистический экзистенциализм – их сходство и различие. Чем вызвана популярность экзистенциализма в XX-ом веке?
  7.  Один из видных представителей немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер в трактате «Бытие и время» писал: «На почве греческих подходов к интерпретации бытия сложилась догма, не только объявляющая вопрос о смысле бытия излишним, но даже прямо санкционирующая опущение этого вопроса. Говорят: «бытие» наиболее общее и наиболее пустое понятие. Как таковое оно не поддается никакой попытке дефиниции. Это наиболее общее, а потому неопределимое понятие и не нуждается ни в какой дефиниции». Почему Хайдеггер считал, что «Понятие бытия скорее самое темное»?
  8.  Как сам Хайдеггер и другие экзистенциалисты понимают бытие?
  9.  Неотомизм и его разновидности.
  10.  Неопозитивизм, его разновидности. Проблема соотношения философии и науки в позитивизме.

Раздел 2. Теория всеобщего.

Тема 11. Философское учение о бытии

Философский смысл проблемы бытия. Категория «бытие», ее соотношение с понятиями «объективный мир», «мир субъекта», «космос», «Вселенная». Бытие мира – предпосылка его единства. Бытие как совокупная реальность. Основные виды (формы) бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Теогонии и космогонии: формирование представлений о космосе и Вселенной. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Становление и развитие научной картины мира. Коперников переворот и его последствия. Философские и физические основания космогонии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Современные концепции бытия природы, общества, мира идей.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 5, 19, 20, 21, 23, 31

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Дайте определение понятий «бытие», «природа», «объективный мир», «мир субъекта», «космос»,  «Вселенная».
  2.  Как следует понимать тезис: «Бытие мира – основа его единства»?
  3.  Дайте характеристику основных видов (форм) бытия.
  4.  В чем сущность общественного и индивидуального бытия?
  5.  В чем заключается специфика субъективной реальности?
  6.  Мифологическая, религиозная и научная картины мира, их сходство и различие.
  7.  Проанализируйте современные концепции бытия природы, общества, человека, мира идей.

Тема 12. Материя и сознание

Материя и сознание как предельные основания бытия. Материя как объективная реальность. Формирование научно – философского понимания материи. Определение материи. Материя как субстанция. Структура материи: микромир, макромир, мегамир. Атрибуты материи. Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи и их взаимосвязь. Пространство и время как философские категории и как формы бытия материи. Эволюция представлений о пространстве и времени. Бесконечность и конечность временная и пространственная. Специфика пространственно – временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах.

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Материальное и идеальное. Проблема сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии, философии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Мышление, воображение, память, интуиция, воля и эмоции. Знак и значение, информация и сигнал. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность и творчество сознания. Сознание и личность. Сознание как познавательная деятельность. Взаимосвязь материи и сознания. Функции сознания. Структура самосознания: убеждения, самооценка, самоконтроль. Проблема «искусственного интеллекта», «диалога» человека с компьютером, «виртуальной реальности» и т.п.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 8, 19, 20, 21, 23, 31

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Каково место категории «материя» в истории философии?
  2.  Один из материалистов XIX века писал: «Материя, как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом,  чем-то чувственно существующим». Согласны ли Вы с этим утверждением? (ответ обосновать).
  3.  В начале XX–го века Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Можно ли сказать, что это определение устарело?
  4.  В чем состоит единство мира?
  5.  Дайте характеристику основным факторам становления и развития сознания.
  6.  Проведите философский анализ основных форм движения материи.
  7.  Как Вы понимаете тезис: «Движение есть способ существовании материи»?
  8.  Что такое сознание как философская категория?
  9.  В чем проявляется взаимосвязь материи и сознания?
  10.  Поясните следующее определение сознания: «Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня. Животное не «относится» ни к чему и вообще  не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, вначале есть всего лишь осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида». Существует ли сознание в животном мире?
  11.  Может ли существовать сознание без общности людей? Как вы понимаете тезис: «Сознание никогда не может быть чем – либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»?
  12.   Каковы структура и функции сознания? Как Вы понимаете следующий тезис: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?»
  13.   Как Вы понимаете следующий тезис: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание»?
  14.   Почему, с Вашей точки зрения, «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»?
  15.  Почему «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды»? (ответ обосновать)
  16.   В чем сущность философского подхода к проблемам «искусственного интеллекта»?

Тема 13. Философское учение о развитии

Идея развития и ее отражение в истории философии. Понятие развития, его соотношение с понятиями движения и изменения. Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Диалектика и метафизика – две противоположных концепции движения и развития. Догматизм, формализм, эклектика, софистика, схоластика, волюнтаризм как возможные разновидности метафизики. Исторические формы диалектики: античная диалектика, гегелевская диалектика, материалистическая диалектика. Принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип объективности, принцип детерминизма и др. Устойчивость и изменчивость, непрерывность и дискретность, цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Прогресс, регресс, завершенность.

Понятие закона. Общие и специфические законы, их взаимоотношения. Объективный характер законов. Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимоперехода количества и качества. Закон отрицания отрицания. Законы развития как основа научной методологии познания и практики. Понятие философской категории. Соотношение категорий философии и понятий частных наук. Категории и законы, их взаимосвязь. «Парные» категории диалектики и их характеристика. Категории – опорные пункты, «ступеньки» познания. Значение законов и категорий диалектики для формирования научного мировоззрения специалиста

Основная литература:1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 5, 8, 19, 20, 21, 48

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Каково соотношение понятий «развитие», «движение», «изменение»?
  2.  В чем суть диалектического учения и чем оно отличается от метафизики?
  3.  Прокомментируйте следующее высказывание: «Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества так же, как буржуазия посредством крупной промышленности, конкуренции и всемирного рынка графически разрушает все устоявшиеся, веками освещенные учреждения. Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного паления, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». В чем еще можно увидеть смысл диалектики?
  4.  Дайте развернутую характеристику историческим формам диалектики.
  5.  Раскройте содержание и сущность основных законов и категорий диалектики.
  6.  Какова роль законов и категорий диалектики в формировании философского мировоззрения личности?

Тема 14. Философия человека и общества

Проблема человека в историко – философском контексте. Многокачественность, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Природное и общественное в человеке. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Смысл жизни. Жизнь, смерть и бессмертие. Человеческая судьба. Концепции предопределения судьбы человека в учениях прошлого и настоящего. Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Свобода «внешняя» и «внутренняя». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, индивидуальность, личность. Роль социальной культурной среды в формировании личности. Мир личности. Типология личности. Роль культуры в социализации личности. Обезличенность культуры. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпоху социальных катастроф. Личность в виртуальной (компьютерной) реальности.

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация, критерии их типологии. Проблема кризиса, распада, взлета, упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Вариативность конкретных исторических принципов: регресс, прогресс, забегание вперед, отставание, отклонение, тупиковые варианты. Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности в развитии общества.

Деятельностный подход к познанию общества. Деятельность как социальный процесс и ее результаты. Основные субъекты деятельности в обществе. Классификация видов деятельности. Деятельность и общественные отношения. Общество как совокупность общественных отношений.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература 5, 8, 10, 21, 23, 48

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Раскройте диалектику природного и общественного в человеке.
  2.  В чем, на Ваш взгляд, заключается смысл жизни современного человека?
  3.  Покажите основные характеристики существования человека.
  4.  Что такое личность?
  5.  Мыслители прошлого об обществе, механизмах его возникновения и развития.
  6.  Социальная структура общества.
  7.  Роль субъективного фактора в социальных преобразованиях.
  8.  Современное российское общество: его проблемы и перспективы.

Тема 15. Духовная жизнь общества

Понятие и структура духовной жизни общества. «Духовная жизнь», «духовные потребности», «духовное производство», «духовное воспроизводство», «духовное потребление», «общественное сознание». Их сущность, сходство, различие. Соотношение духовной жизни общества, индивидуального и общественного сознания. Демократия и духовная жизнь общества.

Сущность и структура общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и общественная идеология: специфика, взаимосвязь, взаимодействие. Формы общественного сознания, их роль в духовной жизни личности и общества.

Закономерности развития духовной жизни на современном этапе. Возрастание роли духовного фактора в общественном прогрессе. Духовная жизнь и будущее человечества. Интеграция естественных и гуманитарных наук и ее влияние на духовную жизнь общества. Политика и духовная жизнь. Идеология и духовная жизнь. Культура и духовная жизнь. Религия и духовная жизнь. Роль духовного фактора в реформировании российского общества.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 5, 8, 10, 19, 20, 21

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Каково содержание духовного бытия человека?
  2.  Какова сущность и структура духовной жизни общества?
  3.  Что такое духовные ценности?
  4.  Что такое духовная культура?
  5.  Каково соотношение демократии и духовной жизни общества?
  6.  Каковы закономерности функционирования и развития духовной жизни общества?
  7.  Дайте оценку состоянию и перспективам развития духовной жизни российского общества и назовите пути ее совершенствования.

Тема 16. Технотронно – информационная цивилизация и сущность человечества

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Происхождение и природа техники. Этический аспект технического прогресса. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально – гуманитарные последствия перехода общества к технотронно – информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Человек в информационном обществе.

Взаимодействие современных цивилизаций и сценарий будущего человечества. Человечество перед историческим выбором. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Типы глобальных проблем. Взаимодействие естественных, технических и гуманитарных наук в решении глобальных проблем человечества. Экономические, политические, духовные и научные аспекты решения глобальных проблем. Глобальные проблемы, будущее человеческой цивилизации и философия.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 8, 19, 20, 21, 48, 52

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1.  Что следует понимать под технотронно – информационной цивилизацией?
  2.  Техника как общественное явление.
  3.  Соотношение науки и техники.
  4.  Исторические этапы и основные закономерности развития науки.
  5.  Роль информационных технологий во взаимодействии человека с природой, обществом, культурой, духовным миром личности.
  6.  Понятие «глобальные проблемы современности», его объем и содержание.
  7.  Современная цивилизация, типы глобальных проблем и пути их преодоления.
  8.  Роль философских знаний в решении глобальных проблем человечества.

Планы семинарских занятий

Семинар 1. Философия как наука и форма общественного сознания.

  1.  Проблема определения философии. Миф, религия, пред – наука как предпосылки философии.
  2.  Мировоззренческая, методологическая и другие функции философии.
  3.  Онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и другие части философии.
  4.  Специфические особенности основных проблем и категориального языка философии.
  5.  Философия как форма общественного сознания и ее связь с правом, моралью, наукой, искусством и т.п.

Проблема дискуссии: Реформирование (модернизация) российского общества и философия.

Семинар 2. Античная философия: история и современность.

  1.  Античная философия и ее основные особенности.
  2.  Античный материализм и идеализм. Их виды (линия Платона и линия Демокрита).
  3.  Диалектика как главный способ философского мышления. Виды античной диалектики.
  4.  Судьба античной философии.

Проблема дискуссии: Нравственные аспекты античной философии и духовная жизнь современной России.

Семинар 3. Средневековая философия: история и современность.

  1.  Основные проблемы средневековой философии (вера, разум, проблема «двух истин», провиденциальная проблема, проблема зла, номинализм и реализм, доказательство бытия Бога, отношение к античной философии и др.)
  2.  Схоластика как основной способ мышления  средневековой философии. Ее соотношение с диалектикой и логикой.
  3.  Томизм и его история.
  4.  Философия Средневековья как источник западно – европейской и русской философских традиций.

Проблема дискуссии: Аврелий Августин и Фома Аквинский: труды, идеи и их проявление в современных философских направлениях и школах.

Семинар 4. Философия Нового времени: история и современность

  1.  Формирование научной картины мира и  научного способа мышления в философии Нового времени.
  2.  Рационализм и эмпиризм. Их основные особенности  и историческая судьба.
  3.  Метафизический способ мышления и его черты. Материализм, сенсуализм, скептицизм, субъективный идеализм.

Проблема дискуссии: Индуктивный и дедуктивный методы познания как факторы формирования и развития научного способа мышления студента.

Семинар 5. Немецкая классическая  философия и философия марксизма: история и современность.

  1.  Немецкая классическая философия: история и современность.
  2.  Развитие диалектического способа мышления Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, Фейербахом, Марксом и Энгельсом: критика способности суждения, критика чистого разума, тождество бытия и мышления, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика.
  3.  Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм (основные проблемы и категории).
  4.  Классический и неклассический способ философствования. Основные направления современной западно–европейской  философии (позитивизм, экзистенциализм, неотомизм и др.) Сциентизм и антисциентизм.

Проблема дискуссии: Есть ли историческая перспектива у марксистской философии?

Семинар 6. Русская философия: история и современность.

  1.  Русская философия. Ее основные особенности и проблемы (платонизм, «софийность», «соборность», «умозрение в красках», нравственный максимализм, «религиозный материализм», историософия и др.)
  2.  Проблема человека в русской философии. Этика любви и метафизика своеволия в творчестве русских философов (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.)
  3.  Особенности русской революционно – демократической  философской мысли и русского марксизма (славянофильство, западничество, нигилизм и др.)
  4.  Судьбы русской философии (философия русского зарубежья, философия советского периода).

Проблема дискуссии: Славянофильство и западничество в русской философии: общая характеристика, эволюция и современные формы.

Семинар 7. Бытие, материя и сознание: сущность, взаимосвязь и взаимодействие.

  1.  Философское учение о бытии. Классические и неклассические трактовки бытия.
  2.  Бытие и материя. Определение материи. Формы движения материи.
  3.  Пространство и время как формы бытия материи.
  4.  Сознание как философская категория.
  5.  Особенности общественного бытия. Его основные характеристики и связь с формами общественного сознания.

Проблема дискуссии: Какова специфика взаимодействия общественного бытия и общественного сознания в современной России?

Семинар 8. Гносеология.

  1.  Философское учение о познании.
  2.  Исторические формы логики и методологии философского научного познания. Диалектический метод и диалектическая логика.
  3.  Понятие закона и категории. Основные гносеологические категории (качество, количество, мера, сущность, явление, форма , содержание и др.)
  4.  Учение об истине.

Проблема дискуссии: Истина: сущность и ее критерии.

Семинар 9. Диалектика как наука.

  1.  Диалектика как философское учение о развитии. Исторические формы диалектики.
  2.  Основные законы и категории диалектики.
  3.  Диалектика в природе и общественном развитии.
  4.  Диалектика материального и идеального.

Проблема дискуссии: Диалектический метод познания и управление обществом.

Семинар 10. Человек и общество как философские категории.

  1.  Человек и общество. Индивид, общество, личность.
  2.  Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
  3.  Законы и категории общественного развития ( производительные силы, производственные отношении, классы, государство, формы общественного сознания и т.п.)
  4.  Глобальные проблемы современности. Пути выхода из общемирового и отечественного кризиса.

Проблема дискуссии: Человек и общество: причины отсутствия гармонии между ними в современной России.

Общие организационно-методические указания

Объем преподаваемого в академии курса философии для студентов таков, что с его помощью невозможно овладеть всеми накопленными человеческой мыслью философскими знаниями. Тем не менее, он позволяет приобрести студентам необходимый минимум философской культуры, который дает возможность им читать и понимать философскую литературу, произведения великих мыслителей, смотреть на окружающий мир, свою деятельность через призму философских мировоззренческих и методологических ценностей, законов и категорий.

Основной путь освоения студентами академии программного материала по философии – самостоятельная работа с учебной литературой. На каждый час плановых аудиторных занятий студент обязан отводить в бюджете своего времени не менее часа организованной, целенаправленной самостоятельной подготовки, в ходе которой он должен изучить  рекомендуемую обязательную учебную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой и публикациями по изучаемой теме в периодической печати, проанализировать связь теоретических философских положений с социальной и научной практикой сегодняшнего дня. Уточненный, обновленный перечень учебной литературы по каждой теме и методические советы по ее рациональному освоению студент получает от преподавателя на лекциях, семинарах и консультациях.

Необходимое условие эффективности самостоятельной работы над курсом философии – ее плановость и систематичность. Весьма важно, чтобы студент был предельно внимательным на лекциях, вел запись основных теоретических положений темы, затем дорабатывал свои конспекты – дополнял их материалом из учебных пособий, монографической литературы, рекомендованных журнальных и газетных статей, словарей и других источников. Такие конспекты значительно сократят время студента при подготовке к семинарам, экзаменам, зачетам, при написании рефератов, а после окончания академии они «пригодятся» при анализе решаемых практических задач, поступлении в аспирантуру и т.д.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной учебной работе по философии профессорско – преподавательским составом кафедры проводятся аудиторные занятия – читаются лекции, проводятся семинары, заседания научных кружков, организуются групповые и индивидуальные консультации.

Изучение той или иной актуальной темы курса начинается, как правило, с лекции. На ней преподаватель философии сообщает студентам необходимый объем учебного материала, предлагает методические рекомендации, советы и приемы по самостоятельной работе. В ходе лекции педагог освещает и проблемно – дискуссионные вопросы по данной теме, высказывает по ним свое мнение, а также рекомендует студентам самостоятельно разобраться в них и выработать свою точку зрения. На лекциях студенты также получают от преподавателя конкретные задания по подготовке к очередному семинару или другому мероприятию по контролю их знаний.

На семинарских занятиях закрепляются, расширяются и углубляются знания студентов, полученные ими на лекциях и при самостоятельной работе. Семинар выполняет и контрольную функцию. По участию студента в работе семинарского занятия, по качеству его выступлений преподаватель судит об эффективности и качестве его самостоятельной работы над учебным курсом по философии, оценивает знания обучаемого. На семинарах можно практиковать выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее актуальным вопросам плана семинарского занятия, особенно тесно связанным с современной социальной действительностью, с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Изучение курса философии завершается зачетом и экзаменом. Они проводятся индивидуально с каждым студентом в форме собеседования. Экзамены проводятся по билетам. Оценка за зачет и экзамен выставляется в зачетную книжку студента и в экзаменационную ведомость и заверяется подписью преподавателя.

Студенты очно – заочного и заочного отделений также обязаны полностью освоить программу учебного курса и сдать экзамен по философии. В силу особенностей этих форм обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено. Поэтому самостоятельная работа над рекомендованной литературой для студентов очно-заочников и заочников приобретает еще больший смысл. Она является основой их учебной работы.

На заочном отделении в период сессии для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает сущность и структуру курса философии, основные методологические положения и дает методические советы по его углубленному и всестороннему самостоятельному изучению.Семинарские занятия по философии на заочнои отделении,как правило,или вообще не проводятся. В конце изучения учебного курса по философии на очередной сессии студенты-заочники сдают экзамен. Требования к знаниям студентов- заочников на экзамене такие же, как и на дневном, очно - заочном и вечернем отделениях.

5. Образовательные технологии

Основные формы занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:

лекции с использованием наглядных пособий, мультимедийного оборудования,

семинарские занятия в форме групповых дискуссий, круглых столов.

           При организации самостоятельной работы занятий используются следующие

образовательные технологии:

- работа с дополнительной литературой, подготовка рефератов, семинары, диспуты, дискуссии, конференции, творческих встреч с общественными деятелями и учеными.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной работы студентов:

1) Отбор, анализ научной информации;

2) Обзор теоретической литературы по философии;

3) Подготовка рефератов и докладов;

4) Подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме.

Формы текущего контроля:

- опрос

- тестирование

- участие в семинарах

- представление докладов

- защита рефератов

Форма рубежного контроля – письменная контрольная работа, зачет.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

В ходе семинарских занятий оцениваются доклады, сообщения и выступления слушателей. При этом учитываются следующие требования:

–  теоретический уровень доклада (сообщения, выступления), знание категориального аппарата и закономерностей излагаемой науки, содержания учебной и научной литературы по излагаемому вопросу;

–  умение излагать материал аргументированно, логически стройно, способность обосновывать и отстаивать определенную точку зрения по рассматриваемому вопросу, находить «слабые места» в точке зрения оппонентов;

–  способность увязывать излагаемый материал с практикой будущей работы, видеть значимость излагаемых вопросов для профессиональной деятельности.

В соответствии с рейтинговой системой оценки, полученные на семинарском занятии, переводятся в рейтинговые баллы по следующей шкале:

«отлично» – 10 баллов;

«хорошо» – 7 баллов;

«удовлетворительно» – 4 баллов.

Студенты, не получившие оценку на семинаре, но принимавшие участие в обсуждении, за удачные реплики, постановки вопросов, дополнения, уточнения могут получить до 4 баллов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины.

Основная литература

  1.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. 4 –е издание – М.: Проспект, 2010.
  2.  Философия: учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2010.
  3.  Философия: учебник /Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Эксмо, 2011.
  4.  Философия: учебник /А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2010.

Дополнительная литература

  1.  Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М- 1992.
  2.  Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М. – 1973.
  3.  Асмус В.Ф. История античной философии. – М. – 1965.
  4.  Богомолов А.С. и др. Современная буржуазия философия и религия. – М. – 1977.
  5.  Булычев И.И. Основы философии. – Тамбов – 1998.
  6.  Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М. – 1979.
  7.  Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. – М. – 1963.
  8.  Горбачев В.Г. Основы философии. – М. – 1998.
  9.  Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М. – 1980.
  10.   Гулыга А.В. Гегель. – М. – 1994.
  11.  Гулыга А.В. Кант. – М. – 1994.
  12.  Гулыга А.В. Шеллинг. – М. – 1984.
  13.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. – 1979.
  14.  Долгов Ю.В. От Кьеркигора до Камю. – М. – 1991.
  15.  Древнекитайская философия. Соч. в 2 – х тт. – М. – 1973.
  16.  Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 – х тт. – М. – 1999.
  17.  Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. – М. – 1994.
  18.  Канке В.А. Основы философии. – М. – 1999.
  19.  Квасова И.И. Философия – М. – 1999.
  20.  Кириленко Г.Г. Философия. – М. – 1999.
  21.  Китайская философия: Энциклопедический словарь. – М. – 1994.
  22.  Курбатов В.И. Философия в парадоксах. – Ростов – на – Дону. – 1996.
  23.  Къеркегор С. Страх и трепет. – М. – 1993.
  24.  Лао – Цзы. Дао Де цзин. – М. – 1995.
  25.  Леви – Строс К. Первобытное мышление. – М. – 1994.
  26.  Лешкевич Т.Г. Философия. – М. – 1998.
  27.  Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М. – 1990.
  28.  Малявин В.В. Конфуций. – М. – 1992.
  29.  Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избр. работы. – М. – 1995.
  30.  Миронов В.В. Философия. – М. – 2005.
  31.  Михайленко Ю.П. Бэкон и его учение. – М. – 1995.
  32.  Нахов И.М. Философия киников. – М. – 1982.
  33.  Нерсесянц В.С. Сократ. – М. – 1977.
  34.  Ницше Ф. Соч. в 2 – х тт., - М. – 1990 .
  35.  Осиновский И.Н. Томас Мор. – М. – 1985.
  36.  Проблема человека в западной философии. – М. – 1988.
  37.  Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. – М. – 1995.
  38.  Русская философия. Словарь. – М. – 1995.
  39.  Сартр Ж-П. Стена. Избр. произв. – М. – 1993.
  40.  Сартр Ж-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В сб.: Сумерки Богов. – М. – 1989.
  41.  Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. – М. – 2004.
  42.  Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. – М. – 1978.
  43.  Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. – М. – 1962.
  44.  Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева в 2 – х тт. – М. – 1995.
  45.  Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. – М. – 1987.
  46.  Фейербах. Соч. в 2 – х тт. – М. – 1995.
  47.  Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М. – 1991.
  48.  Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – 1994.
  49.  Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. – М. – 1978.
  50.  Юлов В.Ф. Философия – Киров. – 1998.
  51.  Юнг К.Г. Архетип и символ. – М. – 1991.

Интернет-ресурсы

philosophy.ru - портал "Философия в России". Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники, учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы курсов; Госстандарты; Философские организации и центры.

● intencia.ru   - сайт "Все о философии". Разделы: История философии, Философы, Философия стран; Философия религии, Философия истории, Политическая философия, Рефераты, Книги.

● anthropology.ru -  "Антропология" Веб-кафедра философской антропологии: тексты, материалы семинаров, дискуссии, научная жизнь, программы курсов. (Большая подборка текстов по тематике сайта.)

● ido.rudn.ru  (Философия)  - электронный учебник  по курсу "Философия" (авт.: Гречко П.К., Вержбицкий В.В.) от Федерального фонда учебных курсов на портале Института Дистанц. Образования. Учебник рассчитан на всех тех, кто изучает философию в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также на тех, кто интересуется философией в порядке самообразования. Необходимым условием для приобщения к философии по настоящему учебнику является знание истории и обществознания в объеме средней общеобразовательной школы. По объему и характеру изложения структура текста учебника приближена к традиционным лекциям и семинарским занятиям в ВУЗе. (Читать на месте, скачать нельзя.) Плюс: Дополнительный материал (тематические подборки фрагментов из статей и книг) и Хрестоматия (подборки статей и книг по темам).

● philosophy.ru - Античная философия. (логоидеограммы, концепты, вопросы)  Учебно-творческий курс. Кисиль В.Я., Ростов-на-Дону, Южно-Российский гуманитарный институт, Одесса, 1997.

Периодические издания

Философско-литературный журнал "Логос"

www.ruthenia.ru

Порталы. Библиотеки. Сайты

Философский портал

На портале следующие разделы: Библиотека (полнотекстовые версии); Философские ресурсы; философия в образовании

www.philosophy.ru

Книжная полка сайта "Золотая философия"

Вы сможете найти полные тексты по философии находяшихся на сайте. Для удобства поиска все материалы помещены в алфавитном порядке, по фамилии автора.

www.philosophy.allru.net

Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы "Вехи"

В электронной Библиотеке "ВЕХИ" осуществляется систематическая публикация сочинений русских религиозных мыслителей, философов и писателей, воспоминаний о них, а также заметок, обзоров и исследований их творчества, биографической и библиографической информации, других материалов.

Библиотека состоит из разделов, посвященных творчеству как отдельных религиозных писателей, так и отдельным религиозно-философским, богословским или историческим темам.

www.vehi.net

Электронная библиотека по философии

www.filosof.historic.ru


Методические рекомендации по подготовке реферата

Одной из форм самостоятельной работы студентов по курсу философии является написание реферата.

Подготовка к написанию реферата складывается из трех основных этапов, каждый из которых имеет свое целевое назначение.

1 этап. Выбор темы, подбор и изучение литературы.

Прежде всего, следует тщательно подобрать литературу по выбранной теме. В процессе ее изучения следует делать выписки наиболее важных положений работы в тетрадь или на отдельные карточки. Выписки можно сопровождать своими комментариями.

2 этап. Составление плана.

Когда собрано достаточное количество материала, следует его еще раз тщательно просмотреть, выбрать ключевые моменты, наиболее глубоко и всесторонне затрагивающие суть проблемы, продумать логику расположения материала и только после этого непосредственно приступать к составлению плана реферата. Слишком много вопросов в план включать не следует, это может привести к недостаточно полному освещению вопросов или к слишком большому объему реферата.

План должен иметь вступление, основную часть, состоящую примерно из 3-4 вопросов, и заключение. Во вступлении следует очень коротко изложить обоснование значения рассматриваемой проблемы и поставить задачу, которую автор предполагает решить в реферате. Каждый пункт плана должен отражать отдельный существенный аспект проблемы и быть логически связанным с предшествующим и последующими вопросами. В заключении должны содержаться выводы, вытекающие из рассмотренных в реферате вопросов.

3 этап. Отбор и изложение материала.

Когда в целом выработан план реферата, необходимо тщательно отобрать материал к каждому вопросу плана. При этом может обнаружиться, что имеющегося материала не хватает для освещения отдельного вопроса. Тогда следует вновь обратиться к уже просмотренной литературе, а при необходимости привлечь новые работы. Можно воспользоваться электронной библиотекой и другими интернет-ресурсами для освещения отдельных аспектов изучаемой проблемы.

В реферате студент должен логически последовательно и четко изложить своими словами решение рассматриваемого вопроса, представить и проанализировать разные точки зрения (если они сложились) на данную проблему, обосновать свою позицию или свой выбор уже сложившейся концепции. Изложение каждого вопроса плана необходимо заканчивать выводами, подводящими итог рассмотрению данного аспекта проблемы.

Основные требования к реферату.

1. Реферат должен быть объемом не менее 15-20 страниц печатного текста (шрифт-Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал).

2. Вопросы реферата должны рассматриваться на основе изучения как можно более широкого круга источников.

3. Реферат не должен представлять простой конспект изученной литературы. Необходимо глубоко осмыслить проблему и изложить своими словами ее понимание, сделав выводы по итогам работы в целом.

4. Реферат должен быть правильно оформлен в соответствии с требованиями к научному аппарату. Если используется цитата из книги, необходимо выделить ее кавычками, дать ссылку на страницу источника, указать фамилию автора, его инициалы, полное название работы, том сочинений (для монографий – место, издательство, год издания). Если цитата взята из журнальной статьи, то необходимо указать фамилию, имя автора, полное наименование работы, название, год выпуска, номер журнала и страницу.

5. Реферат должен иметь план, а в тексте идти разделы в соответствии с пунктами плана.

6. В конце реферата нужно приложить список использованной литературы, размещенной в алфавитном порядке. Следует указать выходные данные каждой книги.

7. Работа должна быть напечатана, страницы пронумерованы, должны иметься поля для заметок преподавателя.

Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет и функции философии.

  1.  Проблема возникновения философии. Специфика философского познания. Отличия философии от мифологии и религии.
  2.  Особенности древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.
  3.  Особенности философии Древней Индии (веданта, миманса, санкхъя, джайнизм, буддизм, локаята и др.).
  4.  Основные проблемы ранней греческой философии (Милетская школа, Гераклит, Парменид, атомистическая теория Демокрита).
  5.  Поворот к человеку в философии Сократа.
  6.  Учение Платона об идеях. Учение Платона об идеальном государстве.
  7.  Метафизика и логика Аристотеля. Социально-политическая теория Аристотеля.
  8.  Философия эллинистического периода (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм).
  9.  Возникновение христианской философии в I-II вв. н.э. Христианская апологетика и патристика.
  10.  Средневековая схоластика как особый тип философствования (Эриугена, Фома Аквинский, Абеляр и др.).
  11.  Антропоцентризм и пантеизм в философии Возрождения (Н. Кузанский, М. Монтень, Дж. Бруно).
  12.  Социальные учения и коммунистические утопии Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т. Кампанелла).
  13.  Основные проблемы философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.
  14.  Рационалистическая философия Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
  15.  Теория познания и социально-политические воззрения Т.Гоббса и Дж. Локка.
  16.  Идеи и идеалы эпохи Просвещения: особенности французского и немецкого Просвещения.
  17.  Философия французских материалистов XVIII века (К.-А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро).
  18.  Идеи  утопического социализма и  коммунизма  во Франции (Ж.. Мелье, Морелли, А.Сен-Симон, Ш. Фурье).
  19.  И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Теоретическая философия И. Канта.
  20.  Практическая философия И. Канта (учение о морали и праве).
  21.  Философские идеи И.Г. Фихте и Г.В. Шеллинга.
  22.  Объективный идеализм и диалектика Г.Ф. В.Гегеля.
  23.  Философия духа Г.Ф. В.Гегеля (учение и об объективном и абсолютном духе).
  24.   Основные принципы философии марксизма.
  25.  Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  26.  Философия позитивизма: сущность, основные проблемы и этапы развития.
  27.  Иррационалистическая философия Запада 2-й половины XIX – ХХ в.в. (философия «жизни», экзистенциализм, философия психоанализа, персонализм и др.)
  28.  Неомарксизм как влиятельное направление в западной философии (Д. Лукач, философия Франкфуртской школы)
  29.  Основные направления западной философии 2-й половины ХХ в. (структурализм, герменевтика, постмодернизм и др.)
  30.  Славянофильство и западничество в русской философии XIX века.
  31.  Философия русских революционных демократов XIX века (Герцен, Чернышевский, Белинский).
  32.  Концепция Всеединства В. Соловьёва.
  33.  Проблема свободы в философии Н. Бердяева.
  34.  Русский марксизм: Г. Плеханов и В. Ульянов-Ленин, философские дискуссии 20-30-х годов XX века.
  35.  Русская философия ХХ века (философия в СССР, философия зарубежья).
  36.  Бытие как философская проблема.
  37.  Философское учение о материи. Движение, пространство и время как атрибуты материи.
  38.  Происхождение и сущность сознания. Структура сознания. Сознание и мышление.
  39.  Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.
  40.  Основные функции сознания. Индивидуальное и общественное сознание (структура, формы).
  41.  Становление идеи развития в философии. Концепции развития.
  42.  Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, её основные принципы, категории и законы.
  43.  Понятие закона и закономерности. Типология законов. Основные законы диалектики.
  44.  Познание как процесс. Объект и субъект познания. Роль практики в познании.
  45.  Проблема истины в философии.
  46.  Диалектика чувственного и рационального в познании. Формы чувственного и рационального познания.
  47.  Научное познание: специфика и уровни. Методы и формы научного познания.
  48.  Специфика философского рассмотрения человека.
  49.  Личность как объект и субъект общественной жизни. Проблема социализации личности, её социальные роли и статус. Свобода и ответственность личности.
  50.  Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
  51.  Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Основные сферы общества.
  52.  Социальная структура общества и её основные элементы.
  53.  Общественное производство. Понятие способа производства. Формы собственности.
  54.  Политика и её роль в жизни общества. Понятие и сущность власти. Политическая система общества и её структура.
  55.  Государство как основной элемент политической системы. Возникновение, сущность, признаки, функции государства. Типология государств. Правовое государство и гражданское общество.
  56.  Проблема культуры в философии.
  57.  Историческая необходимость (закономерность) и случайность в историческом процессе. Субъекты и движущие силы исторического процесса.
  58.  Общественный прогресс и его критерии. Многообразие путей и форм общественного развития.
  59.  Глобальные проблемы современной цивилизации.  




1. Абрис по спортивному туризму в залах мужчины-женщины юниоры-юниорки 9 марта 2013 Ярославская Область Я
2. Тема 1 Предмет структура функции философии хозяйства Философия хозяйства как целостное учение является
3. Тема 13 Метод бухгалтерского учета План- 1
4. Учет расчетов с использованием векселей
5. Операційний підсилювач це-
6. воля; практически не отрефлексирована та ситуация в рамках которой ставится проблема воли
7. с поверхностным залеганием супесчаносуглинистой морены значительно распаханные
8. 2 Конденсационный гигрометр3 Плотность влажного воздуха
9. 15 бит; 2 30 бит; 3 3 бита; 4 3 байта
10. прежнему остаются актуальными при изучении регионализма - сила суверенитет и гегемония
11. варіанта підсилення конструкції чи окремого елемента [0
12. Задание А2. Биология ЕГЭ2013
13. Разработка концепции маркетинга предприятия на основе проведения маркетингового исследования
14. Гатауллин Р
15. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
16. Монтаж строительных конструкций надземной части промышленных и гражданских зданий
17. 1 Затраты на содержание аппарата управления Затраты на содержание аппарата управления включают- заработн.html
18.  Информация и способы её представления
19. История Пакистана
20. Особенности заготовки сушш и хранения сырья