Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА- МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 к

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

ТЕМА: МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений

Гомель 2009

Составитель: Петрова Н.П.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: История первобытного общества. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено на заседании кафедры

протокол № ___

от «___»__________2009

для внутрикафедрального пользования

  1.   ТЕМА: ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание общей истории медицины и истории медицины Беларуси помогут понять суть становления и развития современной медицины.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с особенностями возникновения медицины в первобытном обществе. 

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: усвоить сущность медицины первобытного общества.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

 знать общую характеристику медицины первобытного общества.

уметь:

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;

 ― уметь различать этапы становления медицины в первобытном обществе.

Студент должен иметь навыки:

― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Первые представления о человеке, его здоровье, болезни, окружающем мире.

2. Анимизм. Фетишизм. Тотемизм.

3. Первые врачеватели, их социальный статус.

4. Обряды и заговоры как форма становления медицинской деятельности.

5. Медико-гигиенические представления и действия.

6. Народная медицина. Народная гигиена.

7. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Источники изучения медицины первобытного общества.

Первобытная история является бесписьменным периодом. Сведения о медицине первобытнообщинного строя получены из различных источников. К ним относятся:

— данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

— данные палеопатологии. Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Сформировалась около 100 лет назад. До возникновения палеопатологии считали, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации.

— данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития народы, раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, не имевших письменности.

— данные этнографии. Применение сравнительного метода в апополитейных (т.е. доклассовых) первобытных обществах и синполитейных первобытных обществах (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает более полное представление о различных сторонах общественного развития в прошлом. Изучение пережитков, которые ярко проявляются в обрядах.

Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т.е. людей) — длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился более 2,5 млн лет тому назад. С этого времени начинается период становления первобытного общества — эпоха праобщины.

В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада:

1. Прямохождение, или бипедия (сложился у австралопитеков (от 4 до 2,5 млн лет от современности).

2. Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям (сформировалась ко времени возникновения рода Homo (300-200 тыс. лет назад).

3. Относительно крупный высокоразвитый мозг (масса мозга приблизилась к современной около 50/40 тыс. лет тому назад).

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида (лат. Homo sapiens) окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет назад.

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека — его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Прародина человечества. Чарльз Дарвин (1809—1882), исходя из большого морфологического сходства человека с африканскими антропоидами шимпанзе и гориллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент. Археологические исследования второй половины XX столетия подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее, в современной исторической науке существуют две гипотезы: моноцентризма и полицентризма.

Согласно гипотезе моноцентриама, сформулированной в 1947 г. Я.Я.Рогинским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге Земного шара — по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придерживается большинство исследователей.

Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) допускает существование нескольких центров формирования человека на материках Старого Света — в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова.

В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек современного вида освоил новые, менее благоприятные земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (около 26-12 тыс. лет от современности), заселил Северную и Южную Америку (около 20-12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.

Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По приблизительным подсчетам специалистов около 1 млн лет назад, в период раннего (нижнего) палеолита она не превышала и 125 тысяч человек. Около 300 тыс. лет тому назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Около 25 тыс. лет тому назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре классообразования (около 8 тыс. лет до н.э.) все население земного шара составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

Развитие медика–гигиенической деятельности в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.

История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). Первобытнообщинный строй универсален, через него прошли все народы нашей планеты. Здесь складывались предпосылки для последующего развития: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, художественная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки.

Периоды развития первобытного врачевания:

― врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление обобщение эмпирических (чувственное, опытное познание) знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

― врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

― врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины).

Предмедицина — это совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей.

Отдельные приемы лечения некоторых заболеваний и травм животными, в том числе домашними (собаками, кошками и др.), свидетельствуют о древнейшем происхождении реакции животного на болезненные состояния и травмы. Непосредственные предки людей, которые стояли на самой высокой ступени эволюционной лестницы, надо полагать, владели этими приемами лучше животных. На ранних стадиях первобытного общества эти навыки были закреплены и дополнены новыми. Навыки возникли из непосредственной практики человека.

Формирующаяся медицина — соответствует формирующемуся обществу. По мере становления человеческого общества происходило и становление медицины.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (около 2 млн. лет назад до 300—200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (около 300—200 тыс. лет назад — 40—35 тыс. лет назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни.

Ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных. Следовательно, в этот период происходило накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.

Из всех отраслей медицинских знаний раньше всех других были освоены человеком гигиенические знания. Уже на самых первых ступенях развития человека наряду с заботой о питании, забота о здоровье была одной из жизненно важных задач человека и человеческого общества (организация жилищ, добывание огня, поддержание его в очаге). На этом этапе истории еще не было погребений, а это значит, что еще не было связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Древнейшие люди проявляли заботу о больных сородичах. Находки Ю.Дюбуа на о. Ява обнаружившего бедренную кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани (экзостоз), подтверждают этот вывод.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они целенаправленно занимались коллективным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников.

Захоронения умерших проводили вдали от жилищ. Эти захоронения обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (на территории Украины), в палеолитических пещерных стоянках Шанидара (на территории Ирака). Появление захоронений умерших свидетельствует о развитии у древних людей (палеоантропов) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил.

В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар—I, жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали ему повседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет.

Исследования в пещере Шанидар дали первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Мужчина Шанидар—IV (около 60 тыс. лет от современности) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, алтей и др. Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке.

Подтверждением тому, что древние люди заботились о своих сородичах, свидетельствуют находками скелетов тяжелобольных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, умершего в возрасте приблизительно 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра).

Эти открытия являются несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида.

Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.

Врачевание эпохи первобытной общины.

Расцвет, или зрелость, первобытного общества (эпоха первобытной общины начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тыс. лет назад). К этому времени сформировался человек современного вида — неоантроп (Homo sapiens).

Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (14—7-е тысячелетия до н.э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами. Из шкур животных изготавливали одежду и утепляли жилища.

Потребность в хирургической помощи возникла на ранних стадиях развития человечества. Охота, вооруженные столкновения между родами и племенами требовали лечения ран, переломов, вывихов.

Лечение ран проводили природными средствами, делами кровопускания, были известны инструменты для врачевания (кость, камень).

Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились  на приемах врачевания.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм (от порт. «fetico» — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Позднее возник анимизм (от лат. «animus» ― воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души.

Тотемизм (от алгонкинск. от–отем — его род) ― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Магия (греч. мageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религии.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (4-е тысячелетие до н.э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность — пиктография, которая позднее трансформировалась в клинопись (первую в истории человечества систему письменности).

Врачевание в этот период истории человечества оставалось коллективным и развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Например, аборигены Австралии применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.

Физические методы врачевания данного периода:

1. Паровая «баня».

2. Горячие и холодные компрессы.

3. Массаж.

4. Промывание кишечника.

Приемы оперативного лечения:

1. Обработка ран средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных.

2. Накладывание «шин» при переломах.

3. Использование опьяняющих и наркотических средств для обезболивания.

4. Кровопускание.

5. Применение в качестве игл изделий из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Производилась трепанация в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Или проводилась трепанация после травматического повреждения мозгового черепа и связана с удалением костных осколков.

Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Таким образом, врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10—5-го тысячелетий до н.э.).

Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государства, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в 4-м тысячелетии до н.э. письменности.

В этот период в области врачевания закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн.

Оперативные методы врачевания данного периода:

  1.  Ритуальное обрезание.
  2.  Ампутация конечностей.
  3.  Кесарево сечение.

Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной».

Болезни, существовавшие в любую эпоху истории человечества, представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезни. Приемы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Медицина возникла из практических потребностей. Теоретические воззрения в медицине возникли из практики и позднее практики.

Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением. Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Это нашло отражение в искусстве человека древнего каменного века, которое также имело реалистический характер. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и  причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или  камня, удара палкой и т.д. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа о причинах болезней. Ощущение, производимое болезнями, народный язык сближал с ударом острого оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные страдания люди рассматривают как следствие от удара или укола оружия: «удар», «ударило», «прострел», «прострелило», «разбит параличом», лихорадка (трясца).

Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытнообщинном строе, сохранилось в народной медицине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей.

Первые врачеватели, их социальный статус.

Вследствие накопления большого объема сведений о болезнях, лекарственных средствах и их применении при различных недугах, об эффективности лечения, о предупреждении болезней из среды соплеменников выделились представители, которые собирали, обобщали и хранили приобретенный в течение многих веков опыт, обогащали его, а затем передавали последующим поколениям. Такие врачеватели-профессионалы могли появиться лишь тогда, когда коллективный опыт, формировавшийся в период первобытного стада, уже не мог удовлетворить запросов людей в эпоху складывания и укрепления материнского рода. Вопросы врачевания были в числе первых, потребовавших разрешения и скопления знаний и навыков в руках наиболее способных членов родовых общин.

Первоначальное выделение врачевателей из среды соплеменников следует отнести ко времени перехода первобытного стада в первобытную родовую общину в процессе формирования материнского рода. Сосредоточение важнейших видов общественной деятельности в руках женщины, господство женщины в роде предопределили то обстоятельство, что и врачеванием на этой стадии человечества в основном занимались женщины. Так как поисками и собиранием растительной пищи в естественном виде занимались главным образом женщины, то они стали и первыми знатоками лекарственных растений.

В более позднее время роль женщины во врачевании нашла отзвук в письменных источниках и народных сказаниях, в которых упоминаются женщины, владевшие этим искусством: в Египте — могучая Полидамна, в Греции — русокудрая жена Агамеда, в Чехии — мудрая Каза, в Киевской Руси — Марина, лекарка Ильи Муромца.

По мере возвышения роли мужчины все чаще именно он начинает выполнять лечебные функции. Как правило, эти почетные обязанности оставляли за собой старейшины родов.

Обряды и заговоры как форма организации врачебной деятельности.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа.

Сфера деятельности служителей культа:

  1.  Сохранение и передача положительных знаний.
  2.  Толкование обычаев.
  3.  Религиозные функции.
  4.  Врачевание.
  5.  Судопроизводство и т.п.

Часто основным их занятием было врачевание.

Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

Широко применялись заговоры и заклинания.

Заговор ― это словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу.

Практической телью заговора было охранить человека от проникновения в его тела злого существа или духа, вызывающего болезнь, либо изгнать его из тела больного человека.

Отзвуки многих сторон медико-гигиенической деятельности людей эпохи первобытнообщинного строя дошли до нас в заговорах, последовательно формировавшихся под влиянием фетишизма, тотемизма, анимизма, а позднее — под влиянием церковной идеологии.

Например, заговоры на «унятие крови»: «на море — на океане (небо) сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые», или: «на море-океане, на острове — на буяне девица красная шелком шила; шить не стала, руда перестала».

В них четко говорится о том, что «раны кровавые» сшивались иглами булатными и нитками шелковыми, и кровотечение останавливалось. И это хирургическое вмешательство проводила «девица красная», «швея-мастерица», т. е. женщина, обладавшая высоким мастерством. В этих заговорах слышатся отзвуки матриархата.

Как в любом другом действии народных врачевателей, дело не ограничивалось заговором, а завершалось рекомендацией.

Хотя первобытные люди при лечении болезней на первый план выдвигали заговоры, рациональные начала не только не сходили со сцены, но и укрепляли свои позиции.

Наиболее древние заговоры были основаны на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговорный обряд, само магическое воздействие, которые со временем отпали и забылись.

Обряд ― это система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа.

Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

Обряды проходили под открытым небом или в хижине — в святом месте. Во время обряда шаман, больной, члены племени занимали определенное место, выполняли определенные действия. Обряд сопровождался музыкой, пением, танцами. Шаман имел своеобразную форму одежды, или ее атрибуты. Шаман выступал как посредник между вселившимся духом болезни и больным. Обряд мог сопровождаться жертвоприношением.

Зарождение народной гигиены и народной медицины на территории Беларуси.

На территорию Беларуси в период ее заселения приходили люди, имевшие некоторые сведения об окружающем мире, владевшие приемами оказания помощи больным и некоторыми гигиеническими навыками.

Существенное значение в жизни первобытных людей на территории Беларуси с гигиенической точки зрения имел выбор места для селения, устройство жилищ.

Первобытные люди селились преимущественно на высоких песчаных берегах рек и озер, на верхних надпойменных террасах, прорезанных оврагами и защищенных от холодных ветров, а также вблизи мест, где росли злаки, велись охота на диких зверей и рыбная ловля.

На каждом новом историческом этапе жилища совершенствовались в гигиеническом отношении.

Существенное медико-гигиеническое значение в жизни первобытных людей имели керамические изделия. Глиняные сосуды появились на территории Беларуси в эпоху неолита. Предполагается, что им предшествовали сосуды из кожи, дерева, бересты и корзины, обмазанные глиной.

Около 100 тысяч лет назад люди умирали в основном в 20 лет, из сотни людей до сорокалетнего возраста доживал только один человек. Кроманьонцы жили немного больше: из 100 человек до 40 лет доживало 12.

По мере совершенствования орудий производства, расширения различных видов продуктов питания, главным образом животного происхождения, улучшения жилищ возрастала численность населения, увеличивался средний возраст людей, улучшались их антропометрические признаки.

В течение тысячелетий люди накопили огромный опыт по предупреждению болезней. Опыт борьбы за свое существование первоначально человек накапливал с позиций стихийно-материалистического восприятия окружающего мира и происходящих в нем процессов. Все его действия основывались на понимании природы такой, какова она есть, без всяких прибавлений.

С этих же позиций у него вырабатывались представления о причинах болезней и мерах воздействия против них. Человек наблюдал появление травм после ударов орудиями труда и окружающими предметами, в результате нападения зверей, возникновение и развитие болезней от укусов змей и насекомых, после приема непригодной или необработанной пищи и др. Соответственно этим наблюдениям и, исходя из собственных ощущений, он называл болезни.

Для хирургических вмешательств использовались скребла, кремневые отщепы, двусторонне обработанные каменные рубила. Они могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при открытых переломах, для кровопусканий.

В бронзовый век встречались ножи, которые могли использоваться для различных хирургических вмешательств.

Железные шилья и иглы могли пригодиться для прокола гнойников, сшивания рассеченных или разорванных мягких тканей человеческого тела, а зернотерки — для изготовления разнообразных лекарственных средств из зерен, кореньев, стеблей, цветов: мазей, порошков, настоев, отваров и других форм.

К середине первого тысячелетия н. э. на территории Беларуси появились более усовершенствованные ножи, пилы, шилья, иглы, долота и другие орудия, которыми, по-видимому, было наиболее удобно делать ампутации, кровопускания, трепанации, удалять инородные тела, вскрывать гнойники, обрабатывать и сшивать раны и др.

В приемах и способах оказания помощи опыт был преимущественно коллективным.

Народные врачеватели со времен первобытнообщинного строя, чтобы распознать недуги, расспрашивали больного и его родственников, тщательно осматривали его. Они различали такие болезни, как рожа, парша, перемежающая лихорадка (малярия, трасца), маточные кровотечения, бели, глисты, падучая болезнь (эпилепсия), коклюш, жаба, куриная слепота, бешенство, кровавый понос, конвульсии у детей, короста (чесотка), ломота костей (ревматизм), грыжа, зубная боль, огник (мокнущий лишай), ожог, рана, перелом кости и др. Лекари также пользовались понятиями лихорадка (от «лихо», «радеть», т. е. действовать во вред чему-то), болезнь сердца, опухоль ног, расстройство желудка, боль горла, боль живота, боль груди, головная боль, простуда, колотья в боках и груди, золотуха, колтун, желтуха и др.

Расширялся арсенал лечебных средств. В народной медицине ведущую роль играли средства растительного мира. Из собранных лекарственных средств готовились настои, отвары, порошки, мази, пластыри.

Использовались и средства животного происхождения, особенно в качестве основ для мазей, болтушек, суспензий (гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры, мед, воск и другие ингредиенты). С лечебной целью назначались молоко, сливочное масло, сметана, свиная желчь, телячья печень, мясо, яичный белок и многие другие средства.

Проводились также водные процедуры: обтирания, гигиенические ванны в чистой воде и в воде с хвойными настоями, содой и другими веществами.

С лечебной целью люди первобытнообщинного строя применяли ил со дна рек и озер, глину, песок, принимали солнечные и воздушные ванны. Они широко назначали тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане. Но в необходимых случаях накладывали холодные водные компрессы, прикладывали к больным местам лед. Использовались также банки, горчичники и другие предметы физиотерапевтического назначения.

Итак, в народной медицине отразился богатейший опыт по сохранению здоровья и лечению болезней, приобретенный людьми в течение тысячелетий.

Таким образом, памятники материальной и духовной культуры первобытных людей, живших на территории Беларуси, свидетельствуют о том, что их медико-гигиеническая деятельность началась вместе с заселением территории, а профессиональное врачевание сложилось не позднее верхнего палеолита.

МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, НАУЧНАЯ (в современном мире)

В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина.

Народное врачевание (народная медицина) — понятие включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — явление универсальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

Таблица 1. Народная, традиционная, научная медицина

Характеристика

Народное врачевание

Традиционная медицина

Научная медицина

Период развития

Более 2 млн лет

Около 3 тыс. лет

Несколько столетий

Философская основа

-

Религиозно-философское учение

Философская концепция

Истоки развития

Эмпирический опыт народа

Эмпирический опыт, народное врачевание

Народное врачевание, традиционная медицина, экспериментальный метод

Характеристика развития

Мобильность

Стабильность

Динамичность

Распространение

Повсеместное

Локальное

Интернациональный характер

Деятели

Коллективное врачевание, знахари

Профессионалы традиционной медицины

Профессионалы-врачи

Обучение

Коллективный опыт, индивидуальное обучение

Школы традиционной медицины

Высшие медицинские учебные заведения (университеты, институты)

Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утрачено, уничтожено, забыто, ведь оценка народной медицины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забвения.  Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критической оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окружающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классический пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной культуры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее распространения и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности — временем, когда устанавливались их общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками научной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются традиционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Более того, научная медицина интернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Таким образом, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Следовательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) н может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас научной медицины») исторически близоруко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетрадиционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной медицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная китайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медицина. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой.

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной медициной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

Основные черты медицины первобытного общества.

1. Получение огня, применение металлов, изготовление посуды, обуви.

2. Становление коллективной медицины (народной).

3. Зарождение фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм).

4. Становления культовой практики врачевания.

5. Появления профессиональных служителей культа (в том числе и врачевания).

8. САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ.

Тестовый контроль.

1. В каких источниках изучения истории медицины первобытнообщинного общества используется метод сравнения аполитейных и синполитейных обществ?

1. Письменных.

2. Этнографических.+

3. Археологических.

2. Устные источники изучения истории медицины:

1. Глиняные таблички.

2. Легенды.+

3. Папирусы.

4. Монеты.

3. Сколько периодов определяется в развитии первобытного врачевания?

1. 3.+

2. 5.

3. 6.

4. В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит:

1. Социальная сущность человека.+

2. Антропологический подход.

3. Естественный отбор.

5. В основе антропологического подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит:

1. Социальная сущность человека.

2. Биологическое своеобразие человека.+

3. Гоминидная триада.

6. Во времена перехода первобытного стада в первобытную родовую общину врачеванием занимались:

+― в основном женщины;

― в основном мужчины;

― только мужчины.

7. Обряд это:

― словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу;

― совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

+― система условных действий, имеющих якобы сверхъестественную силу.

8. Заговор это:

― совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

+― словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу;

― опыт и взгляды народа на охрану здоровья.

9. Предмедицина это:

― вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

+― совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

― словесная формула, имеющая якобы сверхъестественную силу.

10. Фетишизм это:

+ — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов;

— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

— вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

11. Анимизм это:

— вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

+— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы;

— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

12. Тотемизм это:

+― вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

— вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы;

— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

13. Народная гигиена это:

— вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

— совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

+— опыт и взгляды народа на охрану здоровья.

14. К источникам медицины первобытного общества относятся:

— данные археологии.+

— данные палеопатологии.+

— данные письменных источников.+

— данные этнографии. +

— данные Бруклинского папируса.

15. Гоминидная триада:

1. Гипотеза полицентризма.

2. Свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к тонким трудовым операциям.  +

3. Относительно крупный высокоразвитый мозг.  +

4. Прямохождение, или бипедия.  +

5. Гипотеза моноцентризма.

17. В эпоху первобытного общества врачевание было:

— коллективным занятием;+

— ндивидуальным занятием;

18. Магия это:

— вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

 вера человека в существование тесной родственной связи между родом и определенным видом животного или растения;

— совокупность приемов само– и взаимопомощи, которые имели место у животных, предшественников людей;

19. Сфера деятельности служителей культа:

  1.  Сохранение и передача положительных знаний.+
  2.  Толкование обычаев.+
  3.  Религиозные функции.+
  4.  Врачевание.+
  5.  Судопроизводство. +
  6.  Совершение магических обрядов.

20. Основные черты медицины первобытного общества.

+— получение огня, применение металлов, изготовление посуды, обуви;

+— становление коллективной медицины (народной);

— появление письменности;

+— зарождение фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм);

+— становления культовой практики врачевания.

21. В период становления первобытного общества происходит:

1. Накопление эмпирических знаний о природных лечебных средствах.+

2. Обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах.

3. Начало целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания.+

4. Развитие приемов рационального врачевания.

22I. Оперативные приемы в период зрелости первобытного общества:

2. Кровопускание.+

3. Трепанации черепа.

4. Ампутации конечностей.

23. Социальные аспекты развития в период разложения первобытного общества:

1. Отсутствие погребений.

2. Формирование абстрактного мышления.

3. Появление профессиональных служителей культа.+

24. Зачатки гигиены в период становления первобытного общества:

1. Организация первых жилищ.+

2. Устройство неолитических стоянок.

3. Добывание огня, поддержание его в очаге.+

4. Одежда из шкур животных.

25. О врачевании, как о народной практике выявления, лечения и предупреждения болезней до выделения профессии врача, историки медицины говорят в период:

1. Первобытного общества.+

2. Древнего мира.

3. Средних веков.

4. Нового времени.

5. Новейшего времени.

26. Возникновение трепанации черепа связанно с объяснением причин болезней с позиции:

2. Фетишизма.

3. Анимизма.+

4. Тотемизма.

9. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.   История медицины [Текст] / П. Е. Заблудовский [и др.] — М.: Медицина, 1981. — 325 с.
  2.   Лисицын, Ю.П. История медицины [Текст]: учебник / Ю.П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 400 с.
  3.   Мультановский, И.П. История медицины. [Текст] / Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П. Мультановский. — М.: Медицина, 1967. — 272 с.
  4.   Сорокина, Т.С. История медицины. [Текст] / Изд. 4-е, перераб. и доп. / Т.С. Сорокина. — М., 2005. — 584 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.   Асветнiкi зямлi Беларускай [Текст]: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П. Пашкоу [i iнш.]. — Мн.: БелЭн, 2001. — 496 с.
  2.   Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины [Текст] / В.П. Грицкевич. — Мн.: Наука и техника, 1987. — 272 с.
  3.   Крючок, Г.Р Очерки истории медицины Белоруссии. [Текст] / Г.Р. Крючок. — Минск: Беларусь, 1976. — 264 с.




1. ТЕМАТИЧНІ МЕТОДИ І МОДЕЛІ rdquo; ДОНЕЦЬК ~ ДонНТУ ~ 2012 МІ
2.  позвонить To give smb messge ~ передать сообщение s soon s she is bck ~ как только она вернётся To pss on the mssge ~ пер
3. по теме Основы стратегического планирования Вставьте недостающие слова-
4. Задача по бухучету
5. БИЗНЕСОМ В РОССИИ
6. Реферат- Профессиональное общение следователя
7. Репин Илья Ефимович
8. Курсовая работа- Анализ городских СМИ для размещения рекламных обращений
9. 1Укр.мовадержавна мова в україні
10. тема водоотведения фармацевтической фабрики тадия Листов 22 Кафедра Водоотведение и во
11. London
12. тематике Зачтенная контрольная работа служит основанием для допуска студента к курсовому экзамену по дисци
13. Тема 4- Социальноэтичный маркетинг
14. Методические рекомендации для практических занятий Тема- Амилоидоз
15. Учебное пособие- Клиника отека легких
16. Братский государственный университет Факультет Экономики и Управления Кафедра менеджмента и информац
17. Вариант Посадки 15 20H7-g6 45H6-m5 60H6-p5 80D9
18. Реферат- Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной и сердечнососудистой системы
19. Тема Летописи 1
20. Происхождение названий цветов