У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТА СЕР 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

ВЕСТИ. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12, ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 1997. № 2

Ю.И. Шелестов

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Она проходит в тесной связи с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания), софисты и риторы. Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты его государством. В их среде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит). Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства внести пионеры политической и правовой науки: Платон, Аристотель, позже Полибий, Цицерон. "Я вижу близкую гибель того .государства, писал Платон в "Законах", где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги'".

Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры. Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов (Ликург) успешно ей препятствовала.' В целом до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание опиралось не на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, а в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность управления завоеванными народами. Именно поэтому расцвет правосознания (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась. Сменившая ее имперская идея Рима, а позже идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью. Однако именно в средневековье появилась важная-предпосылка правосозна-

Нлатои. Соч.: В 4-х т. Т. 4. М., 1974. 715d.

75

ния понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалась в античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элементы средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности в Новое время начался на "богато удобренной почве" европейской культуры.

Полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности стала островная Англия, непрерывающиеся традиции представительства и парламентаризма в которой (с XII в.) как ничто другое способствовали усилению значения права в обществе. Д. Локку принадлежит идея разделения властей с целью ограничения произвола государственной власти. В его учении государственная власть стала определяться целью защиты индивидуальных прав и свобод личности, а право понятием ограничения, а не распоряжения (разрешено все, что не запрещено законом).

Впрочем, не меньшее значение имели процессы, происходящие на континенте, ибо именно там определялся характер общей динамики Европы. В XVII—XVIII вв. в монархических государствах Европы был последовательно проведен -принцип абсолютной власти. Это было связано с тем. что в то время происходил процесс формирования государств-наций. Государство является высшим выражением единства нации и единственным условием выживания в кругу агрессивных и сильных соседей. Специфику монолитных и мощных абсолютистских государств чутко уловил Гоббс. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают предпосылки его упадка. В XVIII в. на арену политического действия постепенно выдвинулось третье сословие, которое заявило о себе со всей решительностью в Великой французской революции 1789 г. Сложилась совершенно новая расстановка социальных сил. при которой разрушается иерархическая субординация сословного общества и все члены и слои общества оказываются способны отстаивать свои интересы, претендуют на представительство своих интересов в системе государственной власти.

Лозунги "свободы, равенства и братства", которые поднялись на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье, исследовавшего возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности и модель народного суверенитета, Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, явились прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание "Деклар.щии о правых гражданина и человека" 17S9 г. и французской конституции 1791 г. И хотя этим идеям нс

7()

суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями отцами Конституции США, политически воплотившими идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция 1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как "осуществления свободы", свидетельствовало о начале нового исторического процесса.

Важнейшим признаком этого процесса процесса развития правового государства стало становление гражданского общества, т.е. автономной сферы социальных и политических отношений, свободных от вмешательства государства извне. Конечно, автономность этих сфер жизни, не входящих, используя слова Гоббса, в "тело" государства, завоевывалась жестокой политической борьбой с абсолютизмом, одним из выражений которой были бесконечные революции XIX в. Однако гораздо большее значение, чем политическая борьба, имело развитие института частной собственности и капиталистических рыночных отношений. Обеспечив достаточную защиту и безопасность основы своей свободы и влияния собственности, третье сословие наметило границу, через которую государство не должно было переступать и которая обозначила неустранимую линию между государством и гражданским обществом.

Усиление влияния гражданского общества на государственную власть составило суть процесса становления гражданского общества. Важнейшие вехи этого процесса формирование представительных органов государственной власти, носивших первоначально подчиненный характер и не выходящих за рамки законодательных функций, учреждение и расширение избирательного права, направляющего процесс демократизации общества, а также формирование политических партий посредников между гражданским обществом и государством.

Ко второй половине XIX в. идея правового государства, получившая основательную разработку в немецком идеализме, превратилась в реальный политический идеал, который стал определять политические платформы целых политических партий и движений, занял важное место в концепциях ученых-правоведов. В политической сфере идея правового государства составила центр противостояния течений либерализма и этатизма, либерализма и консерватизма. Либеральное движение (А. Смит, А. де Токвиль, И. Бентам, Дж. С. Милль, Т. X. Грин, Л. Хобхауз, Б. Бозанкети и др.), опиравшееся на самостоятельную инициативную буржуазию, с самого начала отстаивало программные тезисы равенства всех перед законами, верховенства прав и свобод личности, терпимости, конституционного ограничения политической власти, разделения властей, невмешательства государства в частную сферу, развитие частной соб-

77

ственности и свободной конкуренции (принцип laissez faire). С этой точки зрения роль государства сводилась к минимальному вмешательству в общественную жизнь, к функции "ночного сторожа". Задача государства не регулирование общественной жизни, а защита прав и свобод как отдельного человека, так и общества. Либерализм, как правило, выступал против революции за власть закона и постепенность эволюций. Однако именно он послужил в XIX в. двигателем прогрессивной демократической культуры, преодолевшей сопротивление консерватизма культуры традиционной. Преимущественно из среды либералов вышли интеллектуалы, обеспечившие культурную и теоретическую поддержку процессу становления правового государства, да и в политической сфере наиболее последовательно к началу XX в. были обеспечены цели именно этого, а не какого-либо другого политического движения.

Именно в либеральной традиции правовой мысли получила дальнейшую разработку идея правового государства. Свое, быть может, наиболее полное выражение она обрела в теории самоограничения государства правом немецкого правоведа Г. Еллинека, согласно которой государство внутри предоставляет гражданам индивидуальные права против самого себя, а вовне обязуется соблюдать международное право. Государство, отмечал французский правовед Л. Дюги, "есть не что иное, как сила, отданная на служение праву". К сторонникам идеи правового государства следует отнести еще одного известного немецкого правоведа XIX в. Р. Иеринга. Необходимость признания государственной властью издаваемых ею норм и для самой себя он определил понятием "правовое состояние". Близкая этой точка зрения отстаивается в социологической школе права, где право рассматривается как самостоятельное общественное явление, существующее вне прямой зависимости от жизни государства. Наконец, и в основе исторической школы права, настаивающей на происхождении права из культуры и обычаев народа, лежит все та же идея верховенства и естественности права перед обусловленным ими возникающим лишь на его основе государством. Она составляет суть концепции правового государства.

Значительный вклад в теорию естественного права, присутствующего в том или ином виде в любой концепции правового государства, внесли русские мыслители-правоведы. До второй половины XIX в. процесс становления правового государства в России, начиная со второй половины XVIII в., следовал с некоторым опозданием теми же этапами, что и в Европе, с той лишь разницей, что он был результатом подражающей модернизации "сверху" и поэтому частично осуществлялся лишь институционально, не сопровождаясь существенным изменением правовой культуры. Никому другому, как Александру II принадлежат слова: "Я готов дать гражданам Конституцию, но где граждане?"

78

Вклад российских ученых в развитие идеи правового государства имеет самостоятельное научное значение. В конце XIX в. необходимость строительства правового государства стала особенно остро ощущаться в российском обществе, что вызвало к жизни творчество множества правоведов-юристов и философов, таких, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, И.А. Покровский, И.В. Михайловский, Л.И. Петражицкий, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич и др. В их трудах речь шла о подходе к праву на основе общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, базируясь на которых возможно создание действенного социального идеала. Российским правоведам наиболее свойственно было представление об этической природе права: "Требуется,писал П.И. Новгородцев, именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением"^. Эта позиция находила выражение в самых различных методических подходах: понимания права как общественного идеала (Е.Н. Трубецкой), как социальной защиты (С.А. Муромцев, социологическая школа), как обобщение социального  опыта и институционального разграничения интересов (Н.М. Коркунов, позитивизм), как институциональное оформление нравственного сознания общества (Л.И. Петражицкий, психологическая школа), как порядок социальных отношений (Б.А. Кистяковский) и т.д. "Всякий новоиздающийся закон в современном конституционном государстве, писал Б.А. Кистяковский, является компромиссом, выработанным различными партиями, выражающими требование тех групп, представителями которых они являются. Само современное государство основано на компромиссе, а конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примеряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве"^. Правовое государство есть функция от определенной расстановки социальных сил в государстве, именно такой расстановки, где невелико социальное расслоение и наиболее могуществен "средний класс", состоящий из мелкой буржуазии, интеллигенции и квалифицированных рабочих.

В учениях российских и европейских либералов во всем многообразии аспектов была представлена главная истина, обусловившая появление концепции правового государства: государство как тип общества перестало быть исключительной формой общности, оно уступило место, подчас подчиненное, множеству других форм об-

^ Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. М. ,1904. С. 12. ^ Кистяковский Б.А.В защиту права (интеллигенция и правосознание) //

Вехи. Сборник статен о русской интеллигенции. М., 1990. С. III.

79

щности, типу гражданского общества (civil society). В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений.

В указанном русле поиска места, принадлежащего государству в системе современной общественной жизни, происходит дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX в. основные принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право, эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными моделями для построения современного демократического правового государства. Учение о правовом государстве перестало быть сферой новых значимых открытий, превратилось в отрасль повседневной теоретической и практической разработки, в школьную дисциплину. Основное место в дальнейшем развитии этого учения заняла систематизация его аспектов. Так, немецкий политолог А. Альбрехт выделяет следующие основные положения теории правового государства: 1) конституционализм требует, чтобы деятельность государства регулировалась правовыми нормами, зафиксированными в конституции; 2) плюрализм структуры политического сообщества обеспечивает положение, при котором участие в политике множества Конфликтующих и взаимодействующих сил оказывает сдерживающее влияние на государство; 3) государственная монополия на верховную власть в политическом сообществе исключает вмешательство каких-либо особых интересов в формирование государственной воли; 4) институционализированная обратная связь государства с общественным мнением обеспечивает контроль общества над государственным аппаратом; 5) процессуальная, формальная и материальная рационализация государства призвана гарантировать соблюдение государством права и закона; 6) защита интересов перед государственной властью предполагает судебный контроль над деятельностью государства.

Учение о правовом государстве в российской политической мысли имеет свою специфику. Так, Л.Б. Тиунова выделяет следующие предпосылки формирования правового государства: 1) относительно высокий уровень материального обеспечения населения, сказывающийся на социальной атмосфере, психологии и структуре общества; 2) достаточно высокий уровень культуры, особенно политической; 3) многообразная и устойчивая стратификация обществу, обеспечивающая социальный консенсус в обществе и препятствующая усилению внутренней конфронтации; 4) политический плюрализм при господстве демократических ценностей; 5) разрешение национального вопроса, без чего, как показывает опыт стран СНГ и России, государство может оказаться погруженным в пучину вооруженных межэтниче-

80

ских конфликтов; t>) деидеологизация оощества и государствапроблема российской традиции, следуя которой государство являлось носителем мощной национальной идеологии, а общество всегда было бескомпромиссно расколото на классы^.

Каждая из современных разработок теории "чистого" правового государства, как правило, отталкивается от узкоправового подхода к проблеме, от юридического значения термина, следуя тем самым либеральной традиции. Между тем развитие идей и опыт построения правовой государственности в XX в. переживали дальнейшую эволюцию, значительно расширяя рамки первоначальной проблематики. Ведь понятие "справедливость" основа идеи правовой государственности подразумевает не только формальное равенство перед законом, но и реальное равноправие, отсутствие ущемления прав граждан и социальных слоев в государстве. На смену либеральной идее формального правового государства, направлявшей исторический процесс в XIX в., пришли попытки наполнить это понятие реальным содержанием.

Первое направление поиска двигалось в русле исходящей из недр рабочего движения социалистической и коммунистической идеи. Общество, на службу которому было поставлено государство, мыслилось самостоятельным целостным началом, способным в идеале вообще обходиться без государства и правового принуждения. В нем должны быть достигнуты реальные, а не формальные равенство. справедливость и свобода. Формальное правовое государство является лишь средством закрепления реального неравенства и должно быть само уничтожено насильственным путем государством в форме диктатуры пролетариата.

Подобная радикально антигосударственная позиция (более радикальна и последовательна лишь позиция анархизма) в начале XX в. была постепенно пересмотрена, как только начали воплощаться реальные плоды построения правового государства в Европе и обнажились негативные грани становления модели социума в России. Социал-демократическое движение, вобравшее в себя идею правового государства, подключилось к дальнейшему строительству правовой государственности. С ним, а также с профсоюзным движением связано завоевание личностью таких прав, как право на труд, на социальное страхование и т.д., рассматривавшихся в качестве шага по пути к социальной справедливости, к социальному государству. Правовое государство это государство, не просто обеспечивающее правопорядок любыми средствами, но гарантирующее сприасдливый правопорядок, в котором "свободное развитие каждого было бы условием свободного развития всех". Социальным последствием такой полити-

См.: 1' купона Л.Ь. Право, конституция, прапочос государстпо. СПб..1992. 6—1063

81

ки стало требование постепенного выравнивания социального положения граждан, создания и опоры на "средний класс", даже если проведение такой политики требует гораздо большего социального и экономического вмешательства государства, чем это предполагалось либеральной доктриной. Наиболее ярким концептуальным выражением данной линии стала доктрина "государства общественного благосостояния", получившая развитие в Европе второй половины XX в.

Стремлением к наполнению концепции правового государства реальным содержанием была охвачена и противоположная социал-демократическая линия консервативного лагеря. Исходя из неправового характера социальных революций, несправедливой природы радикальной модернизации и разрушения традиционных устоев, в недрах консервативной мысли вызревал идеал цельной, органической социальной жизни. Обосновывая этот идеал в работе "Общность и общество", Э. Теннис раскрыл богатое внутреннее содержание социальных связей в традиционных общностях, одним из которых являлось государство колыбель нации. И хотя это содержание противопоставлялось формально правовому содержанию современного общества, несомненно, что и в его основе лежали ценности справедливости, солидарности, согласия, которые должны стать содержанием истинно правовой государственности.

И социалистическая и консервативная концепции государства в каком-то смысле противопоставлялись либеральной концепции правового государства. Однако в них ни в коем случае не шла речь об абсолютизме или неправовом обществе. Они пытались компенсировать "неправовые" стороны, упущения концепции правовой государственности. Вместе с тем эти доктрины были реакцией на стремительную модернизацию социальных отношений в правоотношения, по необходимости упускающей многое позитивное, что было наработано предшествующим опытом, и во многом не реализующее надежды социальных низов. Одно направление этой реакции требование ускорить движения в лучшее будущее, другое вернуться в лучшее прошлое. И по-видимому, данная реакция была столь сильной, что история дала шанс реализоваться обеим альтернативам, хотя, как всегда, в своем иррационально крайнем выражении. Речь идет о социализме в России и национал-социализме в Германии, в странах, ставших жертвами своей стремительной модернизации. Оба направления отталкивались от принципиального отвержени^ правовых ценностей. Издержки социальной критики, в которые вылились обе эти концепции, стали возможны только благодаря отсутствию правовых, формальных гарантий, характеризующих правовое государство. Они показали, что альтернатив процессу строительства правового государства нет. Вместе с тем идеи и ценности, составлявшие содержание социал-демократического и национально окрашенного консервативного направления, будучи встроены в политику правово-

82              -

го государства, значительно обогащают его идею и политическую жизнь, составляют специфику и особенности процесса становления правового государства в любой современной стране. Движение этим курсом предусматривает общий для любого государства путь и идеал. Однако успех его не достигается копированием готовых образцов, в каждом государстве оно вызревает из собственных потребностей и осуществляется своим путем. Безальтернативность и единственность этого пути объясняются тем, что правовое государство является не просто удачной моделью или навязанной идеологией, а тем, что оно давно уже стало принципом культуры и структуры современного общества.

Поступила в редакцию 23.12.96




1. Лицензирование
2. .Понятие имиджа В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в к
3. Рекомендуется проветрить комнату перед тренировками
4. председатель студсовета ФФКЭ Нечепуренко Евгений; секретарь студсовета ФФКЭ Дзарахохова Анна; поселя
5. В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ
6. Multimedi computers re systems tht cn process grphics sound video nd nimtion in ddition to trditionl dt processing
7. Философское значение глобальных проблем современности
8. тема чужой речи- Отец рассказал мне о своей поездке в Ленинград
9. а векторы стоящие в левых и в правых частях этих уравнений- d-dtm1v1m2v2
10. якої країни світу в значній мірі залежить від забезпеченості потреб промисловості вуглеводневими сировинни
11. Обсидиан с точки зрения Деймона Первая кого я увидел когда вошел в класс была Кэт.
12. тема образя. Весь период делиться на- 19601965 ~ существование концентрической системы по реф.
13. Введение [2] Счет переходов
14. ПРАГМАТИКА Об~єкт предмет завдання прагматики
15. Планування тваринництва ВАТ Зелений Гай
16. По широкому определению мировая экономика ~ это сумма всех национальных экономик мира
17. Тема Бухгалтерский баланс Задача 3
18. Письмо заглавной буквы м
19. Маркетинг в туризме
20. НА ТЕМУ- ИНФЛЯЦИЯ