Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Курсовая работа.
“ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.”
План работы:
1. Страна и население.
2. Общественный и государственный строй Спарты.
3. Афинское государство и право.
4. Расцвет Афинской демократии.
5. Государственный строй Афин.
6. Упадок Афинской демократии.
7. Основные черты права в Афинах.
8. Использованная литература.
1. Страна и население.
Говоря о государстве и праве Древней Греции, надо иметь в виду, что Греция в целом до образования Македонской монархии не представляла единого централизованного государства и единого народа. Это была мозаика из совершенно самостоятельных государств-городов (полисов), находящихся не только на Балканском полуострове, но и в других местах Средиземноморского бассейна (на западном побережье Малой Азии, на северном и южном побережье Черного моря, на северном побережье Африки, в Италии, Сицилии и Испании).
Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции, были Афины и Спарта.
Греция была богата железом, серебром и золотом, а также глиной, строительным камнем и мрамором.
Бедность хлебом и богатство полезными ископаемыми стимулировали раннее развитие торговли и колонизацию, которая проникала даже на северные берега Черного моря . Помогали этому также близость моря и постоянная связь с Востоком.
Греками называют совокупность родственных племен, населявших бассейн Эгейского моря, колонии в Средиземноморском бассейне и побережье Черного моря. Слово «греки» (егаей) употреблялось первоначально только римлянами, которые называли греками население греческих колоний в Италии Сами греки называли себя «эллинами», противопоставляя себя «варварам», т. е. не эллинам, «чужим».
В VIII и VII вв. до н. э. было уничтожено родовое устройство и устанавливается рабовладельческое общество и государство в Греции.
Появляются полисыгорода-государства. Особенно интенсивно идет образование таких городов-государств в Малой Азии, части Греции, экономически наиболее развитой благодаря своим связям с Востоком. Возникают такие полисы, как Милет, Эфес, Смирна, Фокея, Митилена на острове Лесбос и др. На материке образуются Афины, Коринф, Мегары, Спарта, Фивы и др. Все эти полисы являются типичными государствами рабовладельцев. В большинстве из них свергается власть землевладельческой аристократии и устанавливаются демократические рабовладельческие республики, в которых господствующее положение занимают торговцы, зажиточные ремесленники и крестьяне. Такой переход сопровождается обостренной классовой борьбой, причем на переходное время устанавливается диктатура победившего класса, носившая название тирании (Периандр в Коринфе, Поликрат на острове Самосе, Фраситул в Милете и Писистрат в Афинах).
Весьма важным фактом является также образование колоний. В течение VIIVI вв. до н. э. вся восточная и часть западной половины Средиземноморского бассейна покрывается сетью греческих колоний, которые становятся самостоятельными государствами.
Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого общества происходили неравномерно. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские города и ряд других полисов представляли собой образцы более развитых рабовладельческих полисов, в которых рабовладельческий тип государства достиг наиболее высокой ступени развития и где установились демократические формы государства.
Наряду с этими развитыми полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки первобытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).
2. Общественный и государственный строй Спарты.
Спарта была центром Лаконикиобласти, находившейся на юге полуострова Пелопоннеса. Она была расположена в плодородной долине реки Эврота, местности, очень благоприятной для земледелия.
Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н.э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение Лаконики происходило путем завоеваний Спартой других общин и захвата земли, скота и людей, которых заставляли работать на завоеванной земле. Особенно упорными были войны во второй половине VIII в. до н. э. с Мессенией и областью, лежащей на западе от Лаконики.
Социальная структура в Спарте к 7 в. до н. э. сложилась в следующем виде.
Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба на десять триакид.
Свою родовую общину спартиаты называли “общиной равных”. До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.
Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой категории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались. Аристотель писал, что у лакедемонян купля-продажа земли считалась постыдной, а старинные наделы "продавать было совершенно невозможно.
По преданию,мифический царь Спарты Ликург запретил пользоваться при постройке домов какими-либо другим инструментами, кроме топора и пилы , для предотвращения роскоши. Он же будто бы запретил пользоваться золотой и "серебряной монетой.Разрешалась только железная.
Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина (спартанское воспитание).
Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на «товарищества палаток». Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями. По описанию Плутарха,за стол садилось около 15 человек, причем ,каждый должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто не мог давать продуктов, тот не только не учавствовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства.
Таким образом, вся организация спартиатов имела резко выраженные следы родового строя и вместе с тем черты аристократического государства, так как была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и сплоченной группой против порабощенных илотов и бесправных периэков.
Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов. Положение илотов несколько отличалось "от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но все же сохраняли некоторую самостоятельность. Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кроме работы на полях спартиатов они должны были уплачивать своим господам оброк.
Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехотугоплитов). Периэки занимались также ремёслами и торговлей, что было запрещено спартиатам.
О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре», которая приводится Плутархом в биографии Ликурга.
По этому документу и другим данным в Спарте были следующие органы государствейний власти.
1. Народное собрание (апелла), функция которого заключалась в том, что оно принимало или отвергало предложения герусии.
2. Герусия (совет старейшин) из 30 лиц (геронтов), в число которых входили два архагета, т. е. басилевса. По словам Плутарха, назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и прептятствовать демократическим стремлениям народа. Геронты выбирались из знатных родов. Возрастной ценз-не моложе 60 лет. Должность их была пожизненной. Герусия вносила предложения в народное собрание.
Своеобразной чертой государственного строя Спарты было наличие двух басилевсов (архагетов). Звание архагета являлось наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функции военачальников, главных жрецов, а до учреждения эфората ведали и судейскими делами. Они входили в состав герусии. При распределении военной добычи они получали лучшую и большую долю, а также имели преимущество при распределенни земельных участков и продуктов в сисситиях. Особенно торжественно происходили их похороны.
Архагеты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.
Позднее появился еще один орган в Спартанском государстве эфорат.Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились к контролю над архагетами и герусией. Эфорат имел право вызывать к себе архагетов и требовать от них отчета. Осуществлял он и судебные функции. Кроме этого, эфорат управлял периэками и илотами.
Надо отметить, что в Спарте были распространены тайные убийства илотов, называемые криптиями. Организация этих криптий была в ведении эфоров.
В IV и III вв. до н.э. происходят значительные перемены в общественном и государственном строе Спарты. В результате победы над Афинами в Пелопоннеской войне (431404 гг. до н. э.) и взыскания огромной контрибуции в Спарте благодаря притоку большого количества золота ускорилось имущественное расслоение. Значительная часть спартиатов разорилась и попала в положение «опустившихся» (гипомейонов), которые тем самым лишались принадлежавших им политических прав. Это повлекло за собой ряд волнений и попыток произвести государственные перевороты. В III в. до н. э. инициаторами таких переворотов были цари Агис и Клеомен III. Но эти движения потерпели неудачу. В 146 году до н. э. Спарта в результате подчинения Греции Риму утрачивает свою самостоятельность.
На протяжении всей истории Спарга была оплотом реакции в древнегреческих полисах.
3. Афинское государство и право.
Афины принадлежали к группе передовых полисов в Древней Греции, в которых рабовладельческий тип государства достиг высокой ступени развития и установилась демократическая республика.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Возникновение Афинского рабовладельческого государствадлительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его обычно считают реформы, приписываемые легендарному героюбасилевсу Тесею. По преданию, он организовал объединение четырех афинских племен (синойкизм) и ввел сословное деление свободного населения Афин. Время жизни Тесея историческая традиция относит к XIII в. до н. э. Но приписываемые ему реформы это результат процессов, протекавших в течение ряда веков.
Синойкизм явился следствием изменений в экономической жизни Афин. С ростом ремесла, торговли, морского судоходства обособление племен стало тормозить развитие хозяйственной деятельности. На территории племени стали селиться члены других племен. В силу существовавших обычаев они были лишены защиты местной власти и не могли участвовать в управлении общественными делами. Объединение диктовалось и участившимися войнами. В Афинах было создано общее управление племенамиСовет, взявший на себя осуществление ряда функций, ранее принадлежавших племенам, и все свободные афиняне получили .защиту на территории не только своего племени, но и всей страны. Синойкизм не упразднял родового строя, но, уничтожая племенную рознь, способствовал "его разложению”.
В результате развития общественного неравенства произошло деление свободного населения независимо от племенной принадлежности на сословия: эвпатридов благородных, геоморовземледельцев и демиургов ремесленников.
К эвпатридамродовой аристократиипринадлежало незначительное меньшинство населения. К ним перешло исключительное право на занятие общественных должностей. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками (фетами) составляли большинство свободного населения. За исключением торгово-ремесленной верхушки их положение было тяжелым. Имея в своем владении лучшие земли, эвпатриды угнетали не только рабов, но и мелких землевладельцев, под большой процент давая им ссуды зерном. Многие мелкие землевладельцы вынуждены были закладывать эвпатридам свою землю. Жестокие условия долговой кабалы позволяли кредиторам обращать неисправных должников в рабство.
Эвпатриды, опираясь на свою экономическую мощь и политические привилегии, постепенно ограничивают власть басилевса, связанную с обычаями родовой демократии. Наследование его должности прекращается, а функции переходят к новым, выборным должностным лицамархонтам, представлявшим интересы эвпат-ридов. Эвпатриды для придания большего авторитета власти ареопага создали легенду о его божественном происхождении. Заседания ареопага проходили на скале, посвященной богу Аресу. Отсюда и название этого органа.
Должность архонта была безвозмездной и поначалу пожизненной. Потом она была ограничена десятилетним сроком и, наконец, с VII в. до н. э. архонты стали избираться ежегодно. С этого же времени стал избираться не один архонт, а девять, выполнявших различные функции. Коллегию архонтов возглавлял архонт-эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций. Вторым архонтом стал архонт-басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и осуществлявший суд по религиозным делам. Третий архонтархонт-полемарх (исторически именно он появится первым среди архонтов) принял нд себя военное командование. Остальные шесть членов коллегии архонтовархонты-фесмофеты отправляли правосудие.
Вторым новым органом управления стал образованный в VII а. до н.э. ареопаг. Если архонты вытеснили родоплеменного вождя, то ареопаг заменил племенной совет старейшин. Он считался хранителем «отцовских обычаев», был высшим судебным органом, избирал и контролировал архонтов. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты.
В результате создания этих органов реальная власть в Афинах окончательно переходит к эвпатридам.
В VII в. до н. э. страна разделяется на ряд округов навкрарий. Жители каждой навкрарии были обязаны на свои средства построить, вооружить военный корабль и поставить для него экипаж. Несли эту обязанность все проживавшие в навкрарии свободные афиняне. Намечается, таким образом, деление народа не по родственным связям, а по территориальному сожительству, т. е. территориальное деление населения. Навкрарии были организованы в пределах четырех существовавших племенпо 12 в каждом.
Экономическое и политическое всевластие эвпатридов привело к ухудшению положения демосанарода. Плутарх говорит, что весь народ был в долгу у богатых, так как или обрабатывал у них землю, платя за это шестую часть урожаяэти люди назывались шестидольниками и фетамиили делая займы.
Разрешение противоречий между эвпатридами и демосом было начато реформами Солона, избранного архонтом в 594 году до н. э. Солон, хотя и был эвпатридом, но стал на сторону демоса и пользовался среди народа большой популярностью.
Реформы Солона следующий и весьма важный этап образования государства в Афинах, сравнимый по своим объективным результатам с социальной революцией.
Целью реформ, как об этом заявлял сам Солон, было примирение интересов враждующих групп свободных людей. Поэтому его мероприятия носили компромиссный характер.
Солон начал с вмешательства в отношения собственностион провел сисахфиюреформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, лица, попавшие за долги в рабство, были освобождены, а проданные за долги за границувыкуплены. Долговое рабство для афинян впредь отменялось. Буквально происходило «стряхивание бремени» снятие долговых камней, поставленных на земельных уччстках должников Правда, встречается мнение, что это «стряхивание бремени» было проведено посредством девальвации афинских денег.
В исторической литературе существуют разногласия по вопросу об оценке этих реформ и времени их проведения. Имеется даже мнение, что одно из мероприятий Солонаделение на четыре класса по имущественному положениюсуществовало еще в 7 в. до н. э. Но, как отмечает советский историк В. С. Сергеев*, если даже и признать правильным мнение, что такая тимократия была до Солона, деятельность Солона не теряет своего исторического значения
Сисахфия посягала на интересы родовой знати, но имела все же половинчатый характер, так как Солон не выполнил требования бедноты о переделе земли, хотя и установил максимальный размер земельного владенияя В интересах же богатых слоев афинян он разрешил свободную куплю-продажу и дробление земельных владений, приведшие к дальнейшему обезземеливанию бедных землевладельцев.
Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обяяанностей.
Все граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда (класса). Единицей измерения доходов была взята. мера емкости для зерна медимн (52,4 л). Граждане, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов, принадлежали к первому разряду ( пятисотники), получавшие доход в 300 медимнов или способные содержать боевого коня ко второму разряду (всадники), ____________________________________
*Сергеев В. С. История Древней Греции. М., 1948, стр. 171.
имевшие доход в 200 медимновк третьему разряду (зевгиты) и получавшие доход меньше 200 медимнов к четвертому разряду (феты). Соответственно этим цензам распределялись политические права (занятие общественных должностей) и обязанности (несение воинской и других повинностей). Граждане первых двух разрядов пользовались наибольшим объемом политических прав. Они могли претендо-вать на избрание на должность, но на них были возложены обязанности, требовавшие больших расходов: пятисотники выполняли литургии, т. е. повинности в пользу государства (постройка судов для флота, устройство общественных праздников и зрелищ и т. п.); всадники служили в коннице; зевгиты в тяжеловооруженной пехоте (гоплиты) и были несколько ограничены в правах, так как не могли избираться в архонты. Феты служили как легковооруженные воины и обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но не могли быть избранными.Все выполнявшие воинскую повинностъ, должны были вооружаться на свой счет.
Свободная беднота не получила почти ничего нового в результате реформчлены четвертого разряда по-прежнему вместе с другими могли участвовать и работе народного собрания. Правда, его роль начинает увеличиватьсяяоно стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и заслушивать их отчеты. Кроме того, бедняки получили право быть избранными в созданный Солоном судебный орган гелиэю, которая также стала играть важную роль в принятии законов.
Чтобы в какой-то.мере компенсироваь эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управленияСовет четырехсот. Он ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые обычаи и доминировали эвпатриды. Солон сохранил ареопаг, ограничив, однако, его полномочия лишь контрольной деятельностью. Остальные его функции перешли к гелиэе и Совету четырехсот.
Реформы Солона нанесли сильный улар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они явились важным шагом по пути образования государства: в основу организации органов управления был положен не кровнородственный, а имущественный принцип, публичная власть уже не совпадает с населением, возвышается над ним и тем самым утверждается признак государства, отличающий его от родового устройства.
Но реформы Солона носили компромиссный характер и поэтому вызвали недовольство как эвпатридов, так и демоса, возглавляемого больше всех выигравшими от реформ торгово-ремесленными слоями афинян. Политическая борьба между этими группировками продолжала усиливаться.
Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона. Однако вскоре аристократия потерпела новое поражение. В 560 году до н.э. в Афинах в результате захвата власти устанавливается тирания Писистрата. Тиранами в Греции называли правителей, незаконно (т. е. не путем избрания) захвативших власть.Хотя сам Писистрат принадлежал к знатному роду, объективно его политика отвечала интересам торгово-ремесленных слоев и крестьян. Однако после смерти Писистрата правление его сыновей вызвало всеобщее недовольство в Афинах. В 510 году до н. э. через пятьдесят лет после установления тираниивласть писистратидов была свергнута. Воспользовавшись эгим, аристократия при помощи Спарты попыталась вновь захватить власть, но народное восстание покончило (и на этот раз окончательно) с ее надеждами на восстановление былыы привилегий.
Победа демоса была закреплена в 509 году до н. э. реформами Клисфена, руководившего борьбой против сыновей Писистрата и пользовавшегося большим авторитетом как среди демоса, так и в торгово-ремесленной среде.
Реформы Клисфена - завершающий этап процесса образования государства в Афинах. Они окончательно ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.
Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре племени. На смену ему пришла территориальная организация населения на основе уже испытанного в навкрариях принципа. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий) городской, прибрежной и земледельческой. Это обеспечивало преобладание города над сельской местностью, где еще сохранилось влияние земельной аристократии: в первых двух триттиях преобладало влияние торгово-ремесленных слоев афинян. Триттии делились на демы. Соответственно за основу организации вместо кровнородственного был принят территориальный принцип организации населения,
Территориальная организация населения потребовала изменения органа управления Афинами. Вместо Совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создает Совет пятисот. Новый Совет комплектовался из представителей всех 10 фил по 50 человек от каждой. Основной задачей Совета являлось руководство политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и исполнение его решений.
Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управленияколлегия 10 стратегов. Она также формировалась из представителей всех фил по одному человеку от каждой. Первоначально стратеги были просто военачальниками, но со временем они стали высшими должностными лицами.
Наконец, чтобы не допустить опасных посягательств ка только что возникший строй, при Клисфене в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю со стороны кого-либо из граждан. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма. Тот, чье имя чаще других упоминалось на «остракинах» (при условии, если голосовало не менее 6 тыс. человек), изгонялся из Афин сроком на 10 лет. Остракизм от слова «остракон». Так именовался черепок, на котором голосующий писал имя лица, угрожающего существующему строю*.Остракизм, использовавшийся в первое время "против попыток родовой аристократии подготовить реставрацию старого строя, позже стал средством борьбы враждующих политических групп афинских рабовладельцев.
Реформа Клисфена завершила длительный процесс образования государства в Афинах победой торговцев, ремесленников и крестьяндемосанад родоплеменной аристократией. Это обусловило формирование в Афинах в V в. до н.э. рабовладельческой демократия ческой республики.
4. Расцвет Афинской демократии.
Только что возникшее Афинское государство вместе с другими греческими полисами оказалось перед лицом внешней угрозы со стороны Персии. Однако победа в греко-персидских войнах (492449 гг. до н.э.) упрочила не только внутриполитическое, но и внешнеполитическое положение Афин в греческом мире. Они возглавили возникший в ходе войн морской союз греческих государств ,стали бесконтрольно распоряжаться их финансами, вмешиваться в их внутренние __________________________________________
*Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Спб. 1899.
дела, со временем распространили на них действие своего права, своих судов, а в некоторых даже разместили свои военные гарнизоны.
Господство Афин в морском союзе послужило надежной базой их возвышения в греческом мире, способствовало развитию экономики, культуры. Параллельно. - развивались процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в, до н. э, реформами Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопагтрадиционный оплот аристократиилолитических функций контроля за деятельностью народного собрания, должностных лиц и соблюдением законов. Эти важные полномочия перешли к народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные (и то в урезанном виде) и религиозные функции.
Перикл окончательно устранил политическое значение введенного Склоном деления граждан на разряды: право быть избранным на государственную должность, за исключением должности стратега, получили все полноправные граждане. Более того, за исполнение должностей была введена плата. Это стимулировало политическую активность малоимущих и неимущих афинян, что в свою очередь привело к повышению значения народного собрания и гелиэи. Наступает эпоха расцвета афинской демократий.
Период расцвета АфинVIV вв. до н. э. Отошло в прошлое патриархальное рабство, когда эксплуатация рабов еще не стала основой общественного производства, и использовались они преимущественно в домашнем хозяйстве. На смену патриархальному пришло античное, классическое рабовладение. Рабы стали главной производительной силой и рассматривались как простые орудия труда. Свободное население начинает презирать труд. Рабы стали государственными и частновладельческими, их сдавали внаем. Они работали на рудниках и вкамнеломнях, на полях и в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Противоречия между бесправными рабами и рабовладельцами были основными антагонистическими противоречиями в афинском обществе.
Немаловажную роль играли и противоречия между афинскими гражданами и метеками поселившимися в Афинах иностранцами (торговцами, ремесленниками).Метеков было в два разза меньше, чем афинян.
Сами афиняне не представляли-монолитного господствующего класса. Глубокая имущественная дифференциация расколола свободных афинян на две неравноправные группынебольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, хозяева мастерских, ростовщики) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники и другие мелкие производители) и лишенных средств производства люмпенов, существовавших только за счет подачек государства и богачей. Противоречия между этими социальными группами оказывали сущесгвенное влияние на политическую историю Афин.
Афинская демократия была политической формой совместного господства свободных рабовладельцев, свободной бедноты, люмпенов над рабами и метеками. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она была и формой развития противоречий внутри свободных, между рабовладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенамис другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.
5. Государственный строй Афин.
Главными -государственными органами Афин были народное собрание, Совет пятисот и гелиэя. Важную роль играли должностные лица.
Народное собрание являлось верховным органом государственной власти. Оно созывалось обычно в установленные срокй сначала десять, а потом сорок раз в год. В крайних обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». К ведению народного собрания был отнесен широкий круг допросов. Оно принимало законы и издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), решало вопросы войны и мира и определяло число граждан, которые должны были выступить в поход, заключало и расторгало союзы с другими государствами, обсуждало состояние урожая и безопасности страны, избирало должностных лиц и проверяло их деятельность, рассматривало заяяления о государственных преступлениях и выступало в качестве судебного органа, рассматривало просьбы граждан и вопросы об остракизме и т. д.
Широта компетенции народного собрания свидетельствовала о демократизме афинского государства. Но это был классовый демократизм. В народное собрание допускались только полноправны.е афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины в работе собрания не участвовали. Как правило, крестьяне редко посещали собрание. Поэтому для принятия решения требовалось присутствие всего 6000 человек, т. е. примерно 1\5 всех полноправных афинян. Численно преобладала в собрании беднота, привлеченная зведенной в начале 1Ув. до н. э. платой за посещение собрания. Но бедняки чаще всего играли роль статистов, направляемых различными группировками рабовладельцев.
Каждое собрание рассматривало обычно определенный круг вопросов. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло должностных лиц, обсуждало продовольственное положение, внешнюю безопасность, обвинения в государственной измене и др. В главном собрании шестого месяца, кроме того, решались вопросы об остракизме и обвинениях должностных лиц. Три других собрания месяца, имели более узкую повестку дня - однорассмотрение жалоб граждан, два другихрелигиозные,административные и внешнеполитические вопросы. *
Каждый вопрос, выносимый на обсуждение собрания, предварительно рассматривался в Совете пятисот. Рассмотрение вопроса в собрании начиналось с оглашения заключения Совета, и собрание могло или просто согласиться с ним, или начать прения. Выступать в собрании мог каждый его участник, но практически выступали профессиональные ораторы”демагоги”, представляющие интересы тех или иных группировок рабовладельцев.
В целях сохранения основ существующего строя была установлена особая сложная процедура рассмотрения собранием проектов первых законов. Предложения о приятии новых законов вносились на первом собрании года. Если собрание соглашалось с предложением, то его автор должен был представить в Совет пятисот законопроект (текст законопроекта одновременно выставлялся на площади для всеобщего обозрения). Законопроект рассматривался в Совете пятисот и вместе с заключением последнего поступал на обсуждение третьего народного собрания года. Если собрание одобряло законопроект, то он направлялся в гелиэю для окончательного утверждения.
__________________________________________________
*Донини А. Люди, идолы и боги. Пер с итальянск. М. 1989г.
Участники собрания могли под предлогом незаконности предложения потребовать от автора законопроекта снятия его с обсуждения или голосования, угрожая, в противном случае привлечением к суду. Кроме того, председатель народного создания мог не ставить на голосование те предложения, когорые он считал незаконными.
Совет пятисот являлся высшим органом управления. В него входили от каждой из территориальных фил по 50 избираемыы по жребию на один год граждан, достигших ЗО-летнего возраста. За исполнение своих обязанностей члены Совета получали определенную плату. По окончании срока полномочий члены Совета должны были отчитываться за свои действия и могли быть преданы суду. В работе Совета имели право принимать участие (вносить предложения, выступать с сообщениями ) высшие должностные лица . Это позволяло им воздействовать на Совет, а через него и на народное собрание.
Для ведения текущих дел Совет делился на 10 комиссий по 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди, установленной жребием, выполняли функции Совета пяяисот. Из членов комиссии ежедневно жребием избирался председатель Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н. э. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета или собрания.
Полномочия Совета были многообразными. Совет руководил деятельностью народного собрания.Он подготавливал, предварительно рассматривал и направлял дела, относящиеся к компетенции последнего. Он же обычно составлял проект решения народного собрания и приводил это решение в исполнение.
Совет контролировал должностных лиц, принимал их отчеты, давал им указания и в случае злоупотреблений мог возбудить против них судебное преследование. Оч изыскивал источники государственных доходов, определял значительную часть расходов, заботился о снабжении Афин продовольствием, регулировал торговлю, был обязан следить за укреплением военной мощи государства и снаряжением военного флота. Совет принимал иностранных послов и направлял афинских представителей для веедения переговоров в другие государства.Полномочия Совета в области правосудия были ограниченными. Правда, поначалу он выступал и как судебный орган и даже мог приговаривать к смертной казни. Но позднее за ним сохранилось лишь право предания суду.
Круг полномочий Совета показывает его важную роль в государственном механизме Афин: он распространял свое влияние на законодательную деятельность, руководил исполнительной и принимал некоторое участие в судебной деятельности.
Гелиэя был высшим судебным органом и играла важную роль в законодательстве. Она состояла из 6ООО граждан, достигших 30-летнего возраста,, избираемых по жребию на один год(по 600 от каждой филы) . Членам гелиэи за исполнение их обязанностей также выплачивалось вознаграждение.
Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену (остальные члены гелиэи считались запасными). Для предотвращения злоупотреблений дела между коллегиями распределялись жребием в день суда.
Гелиая была судом первой инстанции по делам о государственных престуллениях и злоупотреблениях должностных лиц. Она являлась и апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных в других судах. Формально в качестве судебного органа она выносила решение о судьбе законопроекта, принятого народным собранием.
Для рассмотрения законопроекта в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов (обычно 1000 членов гелиэи). В судебном заседании автор законопроекта выступал в качестве обвинителя старых законов, а назначенные народным собранием пять человекв качестве защитников.. Номофеты могли признать правоту или обвинителя, или защитников и тем самым утвердить или отвергнуть законопроект. Только после утверждения его номофетами он становился законом.
И наконец, гелиэя играла определенную роль в области управления она осуществляла докимасию и утверждала отчеты должностных лиц.
Должностные лица. В Афинах сложились демократические принципы замещения должностей: выборность, срочность, возмездность (кроме стратегов), подотчетность, коллегиальность (как правило), отсутствие иерархии (кроме военных должностей).
Выборы проводились путем голосования народного собрания или по жребию. Голосованием избирались на все военные должности, а также на важнейшие в финансовом управлении и некоторые, требующие специальных познаний (строители кораблей, руководители празднеств и т. п.). Остальные должностные лица избирались жребием, по территориальным филам. Не разрешалось занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Все должностные лица избирались на один год. За исполнение должностей была установлена плата (исключение составляли должности стратегов, что практически лишало бедноту возможности занимать этот важнейший пост). Первое собрание каждого месяца рассматривало вопрос о том, как должностные лица исполняют свои обязанности, и в случае необходимости могло сместить любого из них и предать суду. По истечении срока пребывания в должности все должностные лица представляли отчет о своей деятельности . Большинство должностей (За исключением древнейших: архонт-эпоним, басилевс, полимарх) было коллегиальным. Должности в Афинах (кроме военных) не находились в иерархической соподчиненности. Все должностные лица подвергались докимасиипроверке качеств, необходимых для занятия должности.
Докимасия проводилась в гелиэе, а для архонтов еще и в Совете пятисот. Во время докимасии проверялось наличие необходимого для занятия должности возраста, ценза, для стратеговимущественного и семейного), обсуждались моральный облик и политические взгляды кандидата и т.д. Завершалась докимасия голосованием. Перед вступлением в должность приносилась присяса.
В период расцвета Афинского государства среди должностных лиц особенно видное положение занимают стратеги, оттеснившие на второй план архонтов.
Коллегия стратегов состояла из десяти человек. Первоначально их избирали по одному от каждой филы, а затем от всех фил. Выборы проводились путем открытого голосования в народное собрании. Должность стратега могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане. На должность стратега одно лицо могло избираться несколько раз подряд.
Вначале стратеги ведали только военными делами, но с возвышением Афин, по мере укрепления Афинского морского союза, их компетенция чрезвычайно расширяется. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание сухопутной армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой провианта в Афины и т. д. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие; вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях (дезертирство, военная измена и т. д., имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.
Стратеги считались равными между собой. Одному из них народное собрание поручало командование пехотой, другомуфлотом, третьемуконницей, четвертому заведование гаванью и т. д. Иногда по постановлению народного собрания один стратег осуществлял главное командование на войне. В ряде случаев одному из стратегов предоставлялись чрезвычайные полномочия и независимость от народного собрания и Совета пятисот. Такой стратег назывался «автократором». По истечении срока должности стратег, как и все другие должностные лица, отчитывался в своей деятельности.
С возвышением стратегов вторыми по значению стали должности архонтов. До Солона архонты выбирались ареопагом. Солон ввел избрание архонтов жребием из кандидатов, выдвинутых территориальными филами. За каждым из девяти архонтов закреплялись определенные полномочия (единой коллегией они действовали редко: при рассмотрении народным собранием вопроса об остракизме и проверке должностных лиц). В основном полномочия архонтов относились к судебной области. Первый архонтархонт-эпоним рассматривал семейные дела, дела о наследстве. Он же организовывал некоторые празднества. Архонт-басилевс ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела о религиозных преступлениях. Архонт-полемарх утратил свои военные функции и в основном занимался делами о метеках и других иностранцах. Шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия: составляли коллегии судей, назначали дни слушания дел, председательствовали в суде по делам о государственрых преступлениях, при проведении докимасии и отчетов стратегов. По истечении срока полномочий архонты оставались членами ареопага.
В финансовой области наиболее значительными должностными лицами были аподекты, ведавшие государственной казной, и элленоты, занимавшиеся казной афинского морского союза. Среди других должностных лиц можно отметить полетов, управлявших государственным имуществом, логистов, принимавших денежные отчеты должностных лиц, астиномахов, наблюдавших за порядком на улицах и нравственностью граждан, агораномов, надзиравших за рыночной торговлей, попечителей эфебов (юношей 1820 лет, проходивших военную подготовку), обучавших юношей военному делу, и т. д. Всего в Афинах насчитывалось около семисот такого рода должностных лиц.
Суд. Исторически первым судебным органом в Древних Афинах был ареопаг. После утраты им по реформам Эфиальта функций контроля за деятельностью народного собрания и должностных лиц у него остались только судебные функции. Под председательством архонта-басилевса он рассматривал дела об умышленных убийствах, обычно каравшихся смертной казнью. По поручению народного собрания ареопаг мог также проводить расследование государственных преступлений. Результаты расследования сообщались народному собранию, а само дело рассматривалось гелиэей. Дела о неумышленном убийстве рассматривались в другом судебном органесуде эфетов. Кража, разбои и т. п. преступления подлежали компетенции коллегии одиннадцати. Она же наблюдала за тюрьмами и исполнением приговоров. Гражданско-правовые споры об имуществе разрешались в суде диэтетовофициальных третейских судей и коллегии сорока (по мелким делам).
Иногда народное собрание выступало в качестве судебного органа по обвинению в особо тяжких преступлениях.
Армия.В мирное время все афинские граждане в возрасте от 18 до 20 лет проходили военное обучение и одновременно несли сторожевую и патрульную службу. В случае войны созывалось всеобщее ополчение граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие призыву возрасты устанавливались народным собранием. Армия состояла из отрядов всадников и тяжело- и легковоорженной пехоты, формируемых от каждой филы на основе введенных Солоном разрядов. Создавались и отряды легковооруженных наемников. Полицейские функции возлагались на сдециальных рабовтоксотов.
Таков государственный строй древних Афин в период расцвета демократической республики. Но ее демократизм был классовый, рабовладельческий, формально предоставлявший всем полноправным афинским гражданам доступ к активной политической жизни. Примерно каждый третий полноправный афинянин был членом или Совета пятисот, или гелиэи, или каким-либо должностным лицом (поскольку должности оплачивались и к тому же процветало казнокрадство, государственный аппарат был дорогостоящим). Фактически этот демократизм маскировал диктатуру богатых рабовладельцев.
6. Упадок Афинской демократии.
Во второй половине V в. до н.э. в Афинах наблюдаются первые признаки упадка рабовладельческого строя. Обостряются классовые антагонизмы между рабовладельцами и рабами, углубляются противореччя между небольшой группой богатых землевладельцев, купцов и хозяев ремесленных мастерских и демосоммелкими землевладельцами, ремесленниками, люмпенами. Афины вступают в полосу острого кризиса. Кризисная ситуация усугубилась в результате начавшейся в 431 году до н. э. войны Афин и государств Афинского морского союза с Пелопоннеским союзом греческих государств, возглавляемых Спартой (Пелопоннеская война). Поражения в войне, приведшие к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза, а следовательно, и утрате возможности пользоваться его ресурсами, накалили обстановку в Афинах. Крупные рабовладельцы, начавшие тяготиться демократическими порядками, совершают в 411 году до н. э. олигархический переворот. Восстановленная вскоре демократия оказалась непрочной, и после капитуляции Афин в войне в 404 году до н. э. происходит новый олигархический переворот. Правда, демократиччский строй был впоследствии все же восстановлен, но от былого могущества Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская гегемония была потеряна. Городские низы уже не получали достаточной помощи из государственной казны, крестьяне разорялись и продавали свои земельные участки. Недовольство охватило и верхушку рабовладельцев, вынужденную теперь уже из своих собственных средств поддерживать свободную бедноту, ччобы не лишиться единственного возможного перед лицом рабов союзника.
Ослабленная всеобщим недовольством афинская демократия не смогла оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н. э. греческие войска были разбиты македонскими фалангами. Афины и вся Греция были включены в состав империи Александра Македонского, а потом одного из государствее преемника. Во II в. до н. э. легионы Рима превращают Грецию в провинцию возникающей Римской мировой державы.
Как отмечал Ф.Энгельс, там, где рабство стало господствующей формой производства и труд превратился в рабскую деятельность, бесчестящую свободных людей, оно становится помехой для развития, производства, и покоящееся на нем общество гибнет. В большинстве случаев это достигалось насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным. Так, Греция оказалась покоренной Македонией, а позже Римом. Центр рабовладельческого мира переместился в Рим, где в то время рабовладельческое общество еще находилось в стадии своего расцвета.
7. Основные черты права в Афинах.
Источники права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай (themis).
Законы (nomoi) появились в 621 году до н. э„ когда в процессе борьбы yародных масс с родоплеменной аристократией были изданы законы Драконта, представляющие собой запись обычаев.
О законах Драконта известно оччнь мало, так как сохранились лишь статьи, устанавливающие наказания за убийство. Эти законы санкционировали существовав-шие обычаи и несколько упорядочили обыччй кровной мести. По отзывам древних писателей, законы Драконта отличались жестокостью, а оратор Демад говорил, что они написаны кровью. Плутарх утверждает, что почти всем преступникам грозила смерть. Смертной казни подвергались даже обвиненные в праздности и уличенные в краже овощей и плодов.
Но это не подтверждаетсяядругими источниками, из которых видно, что за те же преступления применялись и другие наказанияя-изгнание, лишение прав и штраф в размере 20 быков.
В законах Драконта проводилось различие между умышленными и неумышленными, а также между дозволенными и недозволенными убийствами. Но носили они архаический характер: убийство еще рассматривается как осквернение, требующее очищения (религиозное искупление).
Устраивался суд над животными и даже неодушевленными предметами, причинившими смерть человеку.
В V в. до н.э. законы становятся главным источникком права. Законами считались постановления народных собраний, устанавливающие общие правила.
Кроме того, народные собрания издавали псефизмы, т. е. постановления, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и предметам.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Рабы. Рабский труд широко использовался в государственных и частновладельческих предприятиях, а не только в домашнем хозяйстве. Главными источниками рабства были войны, пиратство и торговля рабами. Рабами были «варвары», т. е. негреки. Считалось недопустимым иметь рабами греков. Аристотель прямо утверждал, что «варвары» по самой своей природе должны быть рабами эллинов. Но в то же время наиболее передовые греческие мыслители высказывали взгляды, что рабство противно человеческой природе. Такие воззрения встречались у некоторых софистов.
Софисты представляли собой направление в греческой философии, основным положением которого было утверждение об относительности человеческого познания и невозможности познания абсолютной истины («человекмера всех вещей, существующих, как они существуют, не существующих, как они не существуют»). Подвергая критике установившиесяятрадиционные взгляды и особенно религию, софисты сыграли прогрессивную роль в истории греческой философии. Впоследствии софисты приобрети дурную славу, как люди, сделавшие своей профессией научное мошенничество и шарлатанство, т. е. искусство доказывать и оправдывать все, что угодно. Но эта дурная слава обязана своим происхождением реакционной группе софистов, а также тем их последователям, которые опошлили это учение и превратили его в торговый промысел. Прогрессивная группа софистов требовала политического равенства и широкой демократии
Рабы являлись не субъектами, а объектами права, так как свобода была первым и необходимъш условием правоспособности. Рабы не считались людьми, они были лишь «одушевленными орудиями». Иногда рабов переводили на оброк. Раб мог в таких случаях открывать мастерскую или лавочку и получал какое-то подобие правоспособности, поскольку ему нужно было заключчть юридические сделки.
Практиковался и отпуск рабов на волю. Но вольноотпущенники не получали гражданских прав и зачислялись в категорию «чужих». Владеть землей они не могли.*
Отпущенный на свободу раб становился в особое положение зависимости от своего бывшего господина, который являлсяядля вольноотпущенника его покровителем, патроном (по-гречеоки «простатом»). Вольноотпущенник должен был жить или несколько лет, или до своей смерти в доме господина и служить ему. Он не имел права вступать в брак без разрешения господина, а если умирал бездетным, то его имущество переходило в собственность господина.
Метеки. Среди свободных в Афинах не было равенства. Чужеземцы назывались метеками и правом гражданства не пользовались. Они были ограничены в имущественных правах, т. е. в приобретении земли и других недвижимых вещей _______________________________________
* Платон и его эпоха. Сборник статей. Москва. 1979 г.
(домов). Каждый метек должен был выбрать себе покровителя (простата) из среды афинских граждан.
Граждане. Гражданскими правами пользовались лица, у которых отец и мать были афинскими гражданами. Проверка прав гражданства производилась на собрании дема.
Право собственности. В области вещного права после реформы Солона и Клисфена произошли большие изменения, значительно увеличившие удельный вес частной собственности (особенно в V в. до н.э.).
Но институт частной собственности не достиг такого развития, как в Риме. В Афинах собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством. Крупные собственники облагались различными повинностями в пользу государства (так называемые литургии).
В Афинском прдве были известны права на чужие вещи.
Нечто вроде римского сервитута представляло собой право землевладельца, который не обнаруживал воду на принадлежавшем ему участке земли после прорытия колодца глубиной не меньше 20 м,на пользование водой у соседа два раза в день и в определенном количестве.
Виды договоров. Из договоров афинское право знало куплю-продажу, наем (личный и подряя) поклажу, товарищество, поручение и комиссию. Известны были также обязательства из деликтов (правонарушений).
Брачное и семейное право. В семейном и брачном праве Древней Греции надо отметить неполноправное положение женщин. Женщины находились под опекой отца или мужа и считались недееспособными. При совершении брака с волей женщины не считались, так как выбор мужа зависел от родителей, и часто вступающие в брак не знали друг друга до помолвки. Жена должна была приносить приданое, которое возвращалось ей при расторжении брака или ее отцу после ее смерти. Поводами для развода служили бесплодие жены, а также прелюбодеяние одной из сторон. Брак был обязанностью граждан, и главной его целью считалось рождение детей.
Наследственное право. Имущество умершего переходило к его семье иди ближайшим родственникам. Как правило, женщины исключались из числа наследниц.
Важное изменение в области наследственного права, подорвавшее родовую собственность, внес закон о завещаниях, принятый по предложению Солона. Он разрешал наследодателю завещать свое имущество тому, кому он хочет, если только у него не было законных детей. Правда, этот закон был издан с оговорками. Действительность завещания признавалась, если завещатель не действовал в состояяии болезни, не был околдован, не был заключен в оковы, или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины.
Преступления и наказания. В уголовном праве Древней Греции с особенной резкостью выступает рабовладельческая сущность греческого права. В нем проводится четкое различие между наказаниями, которым подвергаются рабы и свободные.
К рабам применялись исключительно телесные наказания. Демосфен ,знаменитый греческий оратор и политический деятель (384-822 гг. до н. э.),прямо заявлял, что рабы, соверщившие преступления, должны подвергаться телесным наказаниям,а свободные от этих наказаний должны быть освобождены.
К свободным применялись следующие наказания: смертная казнь, изгнание, лишение гражданских прав (атимия), штрафы и конфискация (последняя дополнительно к смертной казни). Заключение в тюрьму практиковалось только как мера пресечения в целях предупреждения побега.
Особенно суровыми были наказания за политические преступлемия. Так, например, всякого, кто пытался низвергнуть демократаю, объявляли врагом Афин, и любой мог безнаказанно убить его. Имущество его конфисковалось, а десятая часть его посвящалась богам.
Трупы казненных изменников вывозились за пределы страны и выбрасывались без погребения. Таким образом, в уголовном праве Афин видно еще сильное влияние религии.
Судопроизводство. В судопроизводстве существовало два порядка возбуждения дел: один порядок представлял собой возбуждение процесса только по инициативе. потерпевшего ; другой порядок предоставлял возможность возбуждать дело по инициативе любого гражданина или должностного лица (graphe). Название свое последний получил потому,что в таких случаях требовалось письменное заявление (греческое пишу).
Для заявителя дела, которое возбуждалось в порядке graphe, могла быть определенная выгода, если жалоба приносилась на нарушение финансовых прав государства, правил торговли и т. п., так как он в таких случаях получал часть конфискованного имущества или штрафа. Благодаря этому в Афинах образовалась группа лиц, промышлявшая подобными доносами. Она получила название сикофантов.
Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а лицом, возбудившим жалобу. Последний призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день и час к должностному лицу, которое занималось расследованием дел. При неявке дело разбиралось заочно.
Должностное лицо прежде всего производило расследование . Ответчик или обвиняемый мог представлять свои возражения и по существу, и по форме. Если возражения ответчика или обвиняемого признавались основательными, то дело прекращалось.
В противном случае должностное лицо переходило к расследованию дела по существу. Стороны представляли все доказательства по делу; документы, свидетельские показания, подкрепляемые клятвами. Свидетелями выступали как свободные, так и рабы, к которым обычно применялась пытка. Женщины и несовершеннолетние были лишены права выступать свидетелями.
До окончания предварительного расследования все доказательства заключались в особые медные или глиняные сосуды (ехины), которые запечатывались. После этого предъявление новых доказательств не допускалось.
По окончании расследования назначался день судебного заседания. Секретарь суда оглашал жалобу (истца, обвинителя) и возражения на нее другой стороны. После этой процедуры стороны произносили речи, для которых был установлен регламент. Время для их произнесения измерялось водяными часами (клепсидрами). При разборе уголовных дел подсудимые нередко пытались воздействовать на судей и приводили в судебное заседание своих родственников и друзей, которые своим плачем и стенаниями старались вызвать сострадание судей. Это запрещалось только в суде Ареопага. Интересно отметить, что, по-видимому, судьи привыкли к попыткам воздействовать на их чувства подобными способами. Поэтому когда в знаменитом процессе Сократа последний не прибегнул к этим средствам, то это, по утверждению Ксенофонта, было причиной его осуждения *.
Решение или приговор принимались тайным голосованием (белыми и черными камешками). В случае равенства голосов при вынесении приговора подсудимый считался оправданным.
____________________________________________
* Афинский Ксенофонт. Сократические сочинения. М.Л., 1935, с. 156157, а также: Платон. Соч., т, 1. М„ 1968, с. 83III.
Для исполнения решения ответчику назначался срок. При нарушении срока истец мог захватить имущество должника, а в случае сопротивления возбуждал процесс об исполнении решения . Если истец проигрывал иск, то должен был уплатить штраф в пользу казны, равный сумме иска.
В середине V века до н. э. соперничество Афин и Спарты привело к войне, захватившей жизнь целого поколения (Пелопоннесская война). В 404 году Афины вынуждены были пойти на заключение унизительного мира, одним из условий которого было уничтожение демократического строя. Наступил период террористической диктатуры (тирания «тридцати»). Падение демократии в Афинах имело катастрофическое значение для всех других греческих полисов с демократической формой правления.
В конце концов демократия была восстановлена в Афинах. Восстановлен был и Афинский морской союз (но уже на основе равенства). Тем не менее Афины лишились былого величия, переживают глубокий экономический и политический кризис.
В 338 году до н. э. Афины, примкнув к антимакедонской коалиции, были разбиты (при Херонее) и волей-неволей вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86 г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и в конце концов вместе с остальной Грецией вошли в состав римской провинции Ахайя.При всем том Афины еще долго сохраняют значение главного культурного центра для всей Римской империи.
Глубокий кризис коснулся и Спарты. Вскоре после Пело-поннесской войны приходит конец ее прежнему социальному устройству, основанному на равенстве имуществ. Через одно-два столетия почти вся земля Спарты, а вместе с ней и управление государством оказываются в руках нескольких фамилий.
В 338 году до н. э.Македония захватывает Грецию. Спарта сохраняет еще некоторое время независимое положение. Наконец во II веке до н. э. она так же, как и весь остальной греческий мир, становится провинцией могущественной Римской державы.
8. Использованная литература.
1.Э. Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 21.
2.Афинский Ксенофонт. Сократические сочинения. М.Л., 1935.
3. Платон. Соч., т, 1. М. 1968,
4. Зелинский Ф.Ф. Античный мир. Том 1. Эллада ., М., 1923 г.
5.Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Спб. 1899.
6. Античная философия истории. Сборник. Москва. 1977 г.
7. Лурье С.Я. Язык и культура микенской Греции. Москваю 1957.
8. Социально-историческое развитие Древней Греции., М. Изд. Моск. ун-та. 1994г.
9. Платон и его эпоха. Сборник статей. Москва. 1979 г.
10.Донини А. Люди, идолы и боги. Пер с итальянск. М. 1989г.
11.Дьяконов Н.М. История Греции от древнейших времен до 1 в. до н. э. Москва., 1993 г.