Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Пермский филиал РАНХ и ГС
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Культурология
Методическое пособие для студентов заочной формы обучения.
Автор-составитель : Шестова Т.Ю.,
д.и.н., профессор
Направления: «Государственное и муниципальное управление»
«Менеджмент»
«Экономика»
«Юриспруденция».
Пермь
2012 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Учебный курс «Культурология» призван дополнить курс социально - гуманитарных дисциплин и обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека.
Культурология изучает множество проблем прошлого и настоящего, дает футурологические прогнозы. Эта наука исследует мировые, этнические, региональные и индивидуально - личностные аспекты культуры.
Тематический план учебного курса позволяет познакомить студентов с главными понятиями и позициями культурологии. В ходе изучения курса студентам читаются лекции по основным темам программы.
Студенты обязаны проделать значительную самостоятельную работу по изучению научной, учебной литературы и выполнению контрольных работ. Контроль за усвоением курса осуществляется на семинарских занятиях, а также в форме написания и защиты контрольной работы. Завершается учебный курс сдачей экзамена или зачета.
Понятие и предмет культурологии. Многообразие понятий культуры. Преемственность и развитие культуры. Единство и многообразия культур.
Структура и состав современного культурологического знания.
Структура материальной культуры: трудовая деятельность человека, социальные институты культуры, культурные ценности и нормы. Культурогенез и динамика культуры: культурные традиции и культурная модернизация, культурная самоидентичность. Культурные коды. Функции культуры: созидательная активность, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Человек как объект и субъект культуры, процесс формирования и усвоения культурных норм.
Типология культур. Этническая и национальная. Восточные и западные типы культур. Специфические и «срединные культуры». Морфология культуры. Взаимосвязь культурологии и философии культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований. Историко -аксиологический подход к изучения культуры.
Оптимистический и пессимистические воззрения на культуру (Руссо, Ницше, Сартр, Фрейд, Фромм), Русские мыслители о культуре. Идеалистический и материалистический взгляды на историю. (Гегель, Маркс). Западники и славянофилы. Психологическое направление в культурологии. Деятельностный и ценностный подходы в отечественной культурологии.
Культура как система: признаки мировой культуры, концепция локальных цивилизаций (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер). Подходы к исследованию культур : культурно - исторический, локальные культуры, европоцентристский, формационный, системный. Общецивилизационный, или глобально - цивилизационный, подход (постиндустриальное общество, конвергенция). Язык и символы культуры. Межкультурные коммуникации. Универсализация, единое глобальное общество, информационное пространство, культурная картина мира. Культура и цивилизация. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Мечников, Чижевский, Л. Гумилев)
Культура и природа от совмещения к противостоянию. Экология как культурологический фактор. Техника и техническая культура. Роль и место техники и культуре. Широкое и узкое определение техники. Отличие техники от других объектов культуры. Технический прогресс и общество. Техническая культура: взаимодействие общества и техники, общественное усвоение техники и терминологии, культура производства.
Раздел 2. Тема. 1. Первобытная культура. Культура Древнего Востока.
Особенности первобытной культуры. Сохранение черт архаики в современности. Трудности в понимания первобытной культуры. Миф и первобытная культура. Тотемизм, анимизм, фетишизм, культ предков. Этническая и культурная самоидентификация первобытных народов. Магия, особенности ритуала. Общие черты магии и науки. Магия контактная и «по подобию». Первобытное искусство: материальная культура, прикладное искусство, живопись, музыка. Синкретизм изложения культурной картины мира. Гармония Неба в восточных религиях. Слияние религии и философии. Понятие мирового Космоса, цикличность развития и времени, нирвана. Цикличное восприятие времени. Отличные черты восточных и западных типов культур. Демократическая открытость конфуцианства. Социальная модель конфуцианства, этические нормы, культ семьи и предков. Форма в конфуцианстве. Слияние человека с природой в даосизме. Иероглифика. Язык и символы в восточной культуре. Изобразительное искусство Китая и Японии. Пейзаж, сады камней. Варны Индии и предпочтительные виды культурно- религиозных воззрений: брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм. Будда и его учение. Махияна и Хинаяна. Картина мира и космогенез в буддизме. Искусство Индии. Достижения в области науки: математика, астрономия. Медицина.
Космологизм античности. Общественные системы. Человек и его предназначение в понимании античности. Культурные этапы в Древней Греции: крито-микенский, гомеровский период, архаический, классический период, период эллинизма. Греческая мифология, ее системность (от первобытного рода к государственности). Возникновение философии (Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демосфен), представления о мире в трудах Платона и Аристотеля. Искусство Древней Греции. Архитектура, скульптура (Фидий, Мирон), театр. Наука Древней Греции (Архимед, Гиппократ, Геродот, Фукидид и др.). Мифология Древнего Рима. Периодизация истории Древнего Рима (царский, республиканский, императорский) и соответствующие нравственные ценности. Философия, литература и исторические работы Древнего Рима. Архитектура, скульптура Древнего Рима Предпосылки появления христианства. Падение Римской империи.
Ислам. Последовательный монотеизм. Мухаммед и Коран. Предопределение в исламе. Слияние светского и духовного. Современный ислам. Возникновение термина «Средневековье». Развитие христианства. Факторы развития европейской культуры, межкультурные коммуникации. Крестовые походы как столкновение с другими культурными ценностями. Деление на восточное и западное христианство. Мир и человек в раннем средневековье. Социально- экономическая структура средневекового общества. Замки и монастыри. Иконопись, храмовое искусство. Города, развитие науки. Искусство, архитектура. Музыка, театр. Трубадуры, менестрели. Низкая и высокая литература. Синкретизм. Предпосылки Возрождения. Термин Возрождения. Новая концепция человека, соединение христианских и античных ценностей. Начало Возрождения. «Божественная комедия» Данте. Соотношения культурного гуманизма и Реформации. Философия, идеология и религия. Наука (Коперник, Бруно, Галилей, де Винчи). «Утопия» Т. Мора. Титаны Возрождения: Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Литература (Рабле, Боккаччо, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир). Реформация. Смысл религиозных реформ. Появление протестантизма как религии нового времени. Контрреформация. Менталитет русской культуры. Бинарность русской культуры. Слияние культурно - исторических пластов. Модернизация и традиционность. Древнерусская культура. Язычество и крещение Руси. Широкое распространение городов. Культовое строительство. Иконописные традиции (Рублев, Грек, Черный). Прикладное искусство. Появление восточнославянской письменности. «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» как памятники литературной мысли. Начало книгопечатания. Московский период русского государства и развитие единой культуры. Теория «Москва - третий Рим». Взаимодействие светского и духовного (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий). Церковное строительство ХVII века. Раскол: история и современность.
Наука и новые позиции философии (иррационализм, рационализм, материалистический сенсуализм). Классицизм как выражение гуманистических идей Возрождения. Иррационализм как теоретическое обоснование барокко. Барокко и классицизм: противоборство и взаимодополнение. Высокие и низкие жанры искусства. Правила классицизма. Изобразительное искусство. Караваджо, Рубенс, Рембрандт - мастера барокко. Архитектура барокко и классицизма. Литература: последний эпос «Потерянный рай» Мильтона, пьесы Шекспира. Литературная сказка и басня. (Ш. Перро, Лафонтен). Опера как явление барокко. Театр масок, комедия дель арте (Лопе де Вега, Тирсо де Молине, П. Корнель, Ж. Расина, Ж. Мольер). Эпоха Просвещения. Формирование нового человека. Глобальность культуры. Правовое государство, основы права. Правовые и нравственные законы. Особенности Французского Просвещения. Дидро и энциклопедисты. Вольтер: критика божественной предопределенности. Нравственный идеал Руссо. Третье сословие в литературе: Д. Дефо, Г. Фильдинг. Элементы фантастики в литературе (Д. Свифт). Изобразительное искусство: бытовые карикатуры, портретизм. (Гойя, У. Хогарт, Т. Гейнсборо, Ж. Ватто, Ф. Буше) Классицизм Ж. Л. Давида. Музыкальная жизнь Европы (Бах, Г.Ф. Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен). Театр(Р. Шеридан, К. Гольдони, К. Гоцци, Бомарше). Сентиментализм. Особенности литературы. Немецкое Просвещение (Шиллер, Гете). Немецкая классическая философия.
Раздел 2. Тема. 4. Культура Европы ХIХ века
Появление буржуазной модели общества. Изменения в государственных структурах и социальных институтах. Черты культуры Нового времени (адресность к конкретному человеку, развитие техники и технологий, деятельностное отношение к природе). Единая европейская культура и расцвет национальных культур. Отделение науки и техники от других разделов культуры, секуляризация. Исследование зависимости человека от общества. Философия ХIХ века: марксизм, позитивизм. Многообразие стилей: классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, натурализм, импрессионизм, символизм. Классицизм в литературе (И. В Гете, И. Ф. Шиллер). Философская основа романтизма. Романтизм в литературе Романтизм в литературе (Д. Байрон, Ф. де Шатобриан, А. де Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго). Кинематографичность романтического жанра. Литературная сказка как форма романтизма (Э. Гофман, В. Гауф, О. Уайльд). Народный фольклор и сказки (братья Гримм, Г.Х. Андерсен). Индивидуализм в искусстве. Декаданс. Основные идеи неоромантизма. Переход к реализму. Реализм в литературе (Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер, Г. де Мопассан, Ч. Диккенс). Вальтер Скотт как основоположник исторического романа. Реалистическое искусство. Импрессионизм, постимпрессионизм. Театр. Основные жанры. Появление театра психологической драмы (Г. Ибсен, Л. Толстой, Б. Шоу). Расцвет оперы (Д. Верди, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист). Архитектурные стили: классицизм, и ампир как его производная. Историзм в архитектуре.
Раздел 2. Тема 5. История русской культуры ХUIII -начала ХХ веков
Русское Просвещение. Отделение светской литературы. Изменение типажа в литературе. Новые тенденции культуры: портретная и батальная живопись, духовые оркестры, первые концерты, театры, изменения быта горожан. Сохранение традиционности русского общества. Обострение противостояния черт Востока и Запада в русской культуре. Завершение реформ при Екатерине II. Попытка совмещения европейского Просвещения и русского самодержавия. Преодоление локальности и складывание общероссийской культуры. Связь российской культуры в мировой. Критика русского общества Н. Новиковым и А. Радищевым. Структура образования. Народные училища, университеты, гимназии. Синтез классицизма, реализма и барокко как чета самобытности русской культуры (Д. Фонвизин, М. Ломоносов, Н. Карамзин). Сочетание классицизма и барокко в архитектуре. ( Ф. Растрелли, А. Воронихин). Скульптура как часть городского пейзажа и организующее звено внутренних пространств. (Э. Фальконе, Ф. Шубин). Историзм как главное направление в живописи. Расцвет русского парадного и бытового портрета. (Д. Левицкий, В. Боровиковский). «Золотой век» русской культуры. Писатели России: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Архитектура. Искусство. Театр. Создание МХАТа. Создание консерватории. Русские композиторы. Национальные корни творчества М. Глинки и П. Чайковского. Живопись. Академия и создание артели передвижников. Наука России (Н. И. Лобачевский, П. Н. Аносов, М. А. Бутлеров и др.). Философия западников и славянофилов. Развитие русской религиозной идеи в нач. ХХ века. Обращение к духовным ценностям. Русская религиозная философия и русский модерн как отличительные черты «серебряного века». Проблемы личности, ее психологии, творчества и свободы. «Богоискательство» или «религиозное сознание» в художественной сфере «серебряного века». Символизм, акмеизм, неоклассицизм, абстракционизм, примитивизм. Психологический реализм русского театра. Меценаты культуры. Дягилевские сезоны. Место и роль России в мировой культуре.
Рациональная культура как доминанта ХХ в. (рационализм, гуманизм, техницизм). Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Массовая и элитарная культуры: история появления. Субкультура. Техника и массовая культура (грамотность общества, кино, радио и др. средства передачи информации). НТР и ее стадии. Культура и природа. Культура и общество. Наука как культуротворческий фактор. Культура и личность, инкультурация и социализация. Культура и глобальные процессы современности. Философские школы ХХ в. Искусство ХХ в.: сочетание реализма и модернизма. Экспрессионизм, абстракционизм, кубизм. Сюрреализм как производная реализма. Модерн в архитектуре: новые материалы и формы. Модерн функциональный (прагматический и интернациональный стили, конструктивизм). Модерн декоративный (органическая архитектура, стилизация архитектуры периода поздней римской империи). Отражение Мировых войн в литературе реализм, смеховая культура, «фентези» (Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэя, Я. Гашек, Д. Толкиен). Модерн в литературе (М. Пруст, Д.Джойс). Музыка. Новаторство и жанры: антиромантизм, сюжет «варварства», интерес к неевропейской музыки (фольклор, джаз, рок). Неоклассицизм в музыке. Музыкальные импрессионизм и экспрессионизм.
Раздел 3. Планы семинарских занятий
Теория культуры
История культуры
Европейское Возрождение- классическое и северное.
Художественная культура XVII века. Соотношение барокко и классицизма.
Европейская культура ХVIII в.
Культура Европы ХIХ в. Романтизм, реализм, декаданс.
Новые направления культуры конца XIX - начала XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, модернизм и т.д. Новые стили в архитектуре XX века.
Проблема человека в философии XX века (экзистенциализм, христианский персонализм, фрейдизм, русская религиозная философия, марксизм).
Элитарное и массовое искусство. Современная массовая культура.
Бинарность русской культуры.
Культура России ХХ в.
Раздел 4. Формы контроля и отчетность
Итоговой формой контроля по курсу для всех групп является экзамен.
Учебный план курса «Культурология» предполагает для ряда специальностей выполнение студентом контрольной работы. Контрольная работа предусматривает механизм публичной защиты работы, ответы на вопросы по тексту. В процессе защиты проверяется обоснованность и полнота ответов, а также общий уровень знаний студента по теме задания. Без зачтенной контрольной работы уровень изучения студентом курса не может быть оценен положительно.
Для написания контрольной работы следует изучить литературу по данному вопросу. При конспектировании не допускается дословное переписывание текста, требуется изложить своими словами основные цели и выводы, общую концепцию автора. Оформление работы производится в соответствии с требованиями высшей школы. Структура включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список. Введение содержит определение цели исследования, обзор использованной литературы, историю изучения проблемы. Основная часть раскрывает положения по теме, мысли автора, возникшие в ходе изучения литературы. В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы.
Тематика контрольных работ
Контрольные вопросы