Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самос

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  1.  ИСТОРИЯ ФОРИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

Предмет социальной психологии - изучение закономерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп.

Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука, социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг.

 Задачи с-п.

1) Изучение социально-психических явлений и процессов и их влияние на поведение и взаимодействие людей.

2) Выявление закономерностей проявления соц. псих. явлений и процессов в различных условиях.

3) Прогнозирование политических национальных и других процессов государства и общества.

Функции с-п

1) Методологическая - выявление предмета принципов методов науки формирования инструментария.

2) Теоретико-позновательная  - познание соц. псих. закономерностей раскрытие сущности соц. псих. явлений и процессов.

3) Мировозреченское – синтез современных научных представлений о природе общественной  жизни людей и её место в духовной жизни общества.

4) Регулятивная – показывает некое воздействие, оказывающее на общественно-психические явления на развитие экономических и общественных феноменов.

5) Аксиологическая -  позволяет   изучить реальные и мнимые  соц. псих. ценности общества.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей.

В 1908г. Вышла работа английского психолога В. Макдугалла (1871—1938)  «Введение в социальную психологию», и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология», и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии», которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

Годом рождения социальной психологии принято считать 1908г. У. Макдугал «Введение в социальную психологию».

Возникновение социальной психологии как самостоятельной отрасли психологии происходило в 3 этапа:

  1.  ДОНАУЧНЫЙ

Исторические исследования показывают, что уже в первобытном обществе люди обладали знаниями о массовидных явлениях и механизмах воздействия на психику людей. Эти знания использовались в религиозных системах при организации ритуалов и обрядов.

  1.  ФИЛОСОФСКИЙ

На этом этапе социально-психологические идеи выдвигались философами различных школ: Платон; Аристотель «О политике», Николло Маккиавелли «Государь», Огюст Конт. Конт впервые обратил внимание на то, что человек одновременно воздействует на общество и формируется под его влиянием. Личность человека развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения. Контом была разработана методология позитивизма в соответствии с которой, при изучении поведения человека и явления общественной жизни необходимо использовать тот же научный метод, что и при изучении естественного мира.

  1.  НАУЧНЫЙ (вторая половина XIX в.)

Предпосылки возникновения социальной психологии как науки:

  1.  Социальные предпосылки:
    1.  Развитие капитализма>становление массового производства>интенсивные миграции населения>развитие городов
    2.  Новые социальные проблемы возникновения в связи с этим:
      1.  Проблема межэтнической коммуникации(языкознание не могло решить эти проблемы, т.к. необходимо было учитывать этнические психологические особенности).
      2.  Ухудшение криминогенной обстановки (необходимо было изучить психологические механизмы преступного мира)
  2.  Теоретические предпосылки:
    1.  Психология в то время развивалась как психология индивида. Феномен, в котором проявлялись социально-психологические отношения впервые был открыт в психиатрической практике. Этим феноменом стал гипноз. Гипноз – это специфическая форма регуляции поведении одного человека со стороны другого.
    2.  Социологи в то время занимались изучением социальных процессов, при этом социология обращалась к биологическим теориям. Редукция – сведение к более простому. Примером биологической редукции могут служить взгляды англ. Философа и социолога Г. Спенсера. Спенсер придерживался взглядов Конта о том, что общество можно разглядывать как коллективный организм. Однако, в отличие от Конта, который считал что общество развивается по законам разума, Спенсер полагал, что общество развивается по универсальным законам эволюции. Одним из основных принципов эволюционного процесса является принцип естественного отбора. С т.з. социобиологического подхода смысл развития человеческого общества заключается в отборе наиболее сильной и приспособленной нации.

Первые социально-психологические теории: психология народов (В. Вундт), психология масс (г. Лебон, С. Сигеле), теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл).

1.Психология народов (В.Вундт)

Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824—1903) и языковед Г. Штейнталь (1823—1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Одной из основных идеей психологии народа является идея о том, что психология общности не может быть охарактеризована через простую совокупность индивидуальных сознаний, есть нечто, не сводимое к индивидуальному сознанию (сверхиндивидуальная душа), которая является существенной характеристикой этой общности и влияющая на формирование каждого индивидуального сознания. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа (менталитет), а так же сформулировать законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Соответственно каждой части Вундтом были написаны фундаментальные работы, и вот именно вторая часть была изложена в «Психологии народов». С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов — речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А.А. Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

2. Психология масс (Г. Лебон, С. Сигеле)

Теория родилась во Франции во второй половине XIX в.основные положения этой теории складывались под влиянием психологии о внушении. Истоки были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. На основе логического анализа различных форм соц взаимодействия Тард пришел к выводу, что основу такого взаимодействия составляет установление индивидом установок, чувств, верований других людей. Он предложил разделить все явления на физиологические (все явления человека приобретаются без участия механизма подражания) и социальные (при подражании). Умение ходить-походка; умение живать-вкусовые предпочтения; Подражание было объявлено таким же универсальным принципом при объяснении соц взаимодействия, как и наследственность в биологии

Именно две идеи Тарда — роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания — были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон (1841—1931). Сигеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

3.Теория инстинктов социального поведения (В. Магдуагалл).

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В. Макдугалла (1871—1938). Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно что человек как и животное наделен от рождения стремлением к цели (. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»).

Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы - гнев, страх; инстинкт бегства - чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода - ревность, женская робость; инстинкт приобретения - чувство собственности; инстинкт строительства - чувство созидания; стадный инстинкт - чувство принадлежности.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

  1.  
    ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов м\у людьми, порождаемый потребностями в собственной деятельности.

Функции общения (в связи с содержанием): 1. инструментальная: характеризует общение, как соц. механизм передачи информации, необходимой для исполнения действия; 2. интегративная: характеризует общение как средство объединения людей; 3. трансляционная: выступает как функция передачи знаний, способов действий, оценок; 4.функция самовыражения: направлена на поиск и достижение взаимопонимания.

С точки зрения отечественной соц. психологии общение включает: 1. обмен информацией 2.выработку единой стратегии взаимодействия  3.восприятие и понимание партнера; Коммуникативная сторона общения: обмен информацией; Перцептивная: восприятие, понимание партнера; Интегративная: обмен и согласование массовых действий.

Схема вербальной коммуникации.

Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и не живой природе. Смысловой аспект соц. взаимодействия.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно.

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности.

Основные знаковые системы невербальной коммуникации.

Из-за того, что невербальные проявления не могут быть выражены однозначно, невербальную речь можно назвать имплицитной (неявной). Исследователи невербальной коммуникации считают, что на долю устной речи приходится только 7% информации о собеседнике. 38% информации мы получаем через интонацию и модуляцию голосом. И основная масса информации передается с помощью мимики и жестов.

Функции невербальной коммуникации: 1)Передача чувств; 2)Дополнение речи; 3)Регулирование процесса коммуникации.

Анализ знаковых систем невербальной коммуникации:

  1.  Оптико-кенетическая (мимика, жесты (движения руками), пантомимика (движение всего тела). Согласно эволюционной теории Дарвина движения лица, выражающие эмоции являются врожденными и культурно-универсальными. В 60-е годы был проведен ряд экспериментов, подтверждающих культурно-универсальную мимику (А. Экман). Испытуемым 5-ти стран предъявлялись фотографии с изображением человека, лицо которого выражало 6 базовых эмоций (радость, злость, удивление, грусть, страх, отвращение). Была выявлена высокая степень согласия в распознавании этих эмоций. Жесты: открытые и закрытые (нога на ногу, скрещивание рук), иллюстраторы-символы, которые визуально подчеркивают содержание сказанного. Символы – сами несут смысловую нагрузку.
  2.  Экстралингвистическая и паралингвистическая знаковая системы. Экстралингвистическая – включения в слова (междометия: ну, э, типа, как бы, короче, паузы). Паралингвистические – характеристики голоса (громкость, темп, интонация, высота, тембр)
  3.  Пространственно-временная. Американский антрополог Эдвард Холл изучал пространственные характеристики взаимодействия в разных культурных и различных социальных ситуациях. Пришел к выводу, что в каждой культуре и субкультуре есть  скрытые нормы допустимых пределов близости между окружающими. Холл выделил 4 зоны, характеристики для жителей северной Америки: 1)0-45 см. – зона интимного общения; 2)45-1,2 м – зона личностного общения; 3)1,2 – 3 м – зона социального общения; 4)Более 3 м. – зона публичного взаимодействия.

Открытое и близкое расположение интерпретируется как выражение симпатий («гипотеза открытости»). Однако нарушение пространственных норм  (чрезмерное сближение) может вызвать у собеседника недоумения и смущение, и в дальнейшем он будет избегать общения с данным человеком. Взаимодействие пространственных и временных характеристик. Для обозначения взаимодействия в ситуации общения имеется понятии хронотоп. Распространенные хронотопы: вагонное купе, больничная палата. Проксемика – раздел социальной психологии, изучающий пространственно-временные взаимодействия.

  1.  Контакт глаз. Выражение меры симпатии к слушающему. Были проведены исследования, результаты которых показывают: 1)Женщины склонны к более длительному контакту глаз, чем мужчины. Это может свидетельствовать о более выраженной потребности в аффеляции (принятии) и атипичным для большинства женщин позитивных соц. установок; 2)Во взаимодействиях, носящих позитивный характер мужчины с течением времени уменьшают интенсивность контакта глаз, а женщины увеличивают; 3)Интенсивность и длительность контакта глаз культурно обусловлена; 4)100% контакт глаз воспринимался большинством испытуемых как нарушение личностного пространства, как попытка унизить и подчинить (Экспайн, 1972).

Различие м/у вербальными и не вербальными коммуникациями.

  1.  Синтетичность

Н: Невербальное сообщение с трудом можно разложить на отдельные единицы. Они включают различные движения тела, лица, характеристики голоса, пространственное расположение и т.д.

В: Составные элементы вербального сообщения (звуки, слова, фразы) четко отделены др. от др. Их соотношения подчиняются определенным правилам.

  1.  Степень осознанности

Н: Спонтанное поведение, непроизвольные, неосознаваемые движения преобладают над произвольными и осознаваемыми.

В: Выссказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергнуть контролю и анализу.

  1.  Механизмы научения

Н: Язык люди как правило успешно усваивают сами путем наболюдения и подражания.

В: Говорить детей учат специально.

Общение как интеракция.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя 3 момента: 1)Учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; 2)Анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; 3)Осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Теории межличностного взаимодействия:

  1.  Обмена. Дж. Хоуманс. Основная идея основывается на бихевиористской теории Скиннера: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, пытаясь уравновесить вознаграждения и затраты, получаемые в процессе общения. Для того, чтобы взаимодействие было устойчивым - вознаграждения должны быть равны затратам или превышать их.
  2.  Символический  интеракционизм. Дж. Мид, Г. Блумер. Мид отрицал, что поведение людей – простая реакция и наказание. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Для определения намерений человек должен уметь расшифровывать символы. Символ – понятие, действие или предмет, который выражает смысл другого понятия, действия или предмета. Символы имеют сходство с тем, что означают(рисунок).  Знаки – не имеют сходства с тем, что означают.

В социальном взаимодействии в качестве символов выступают значимые жесты (какое-либо действие, которое скрывает определенное намерение). К символам относятся невербальные проявления. Объекты, за которыми закреплено определеннее значение в данной культуре. Схема межличностного взаимодействия: S (Действие объект) – осмысление значения стимула – принятие решения – ответная реакция

  1.  Теория управления впечатлениями или драматический подход. Эрвин Гофман. По мнению Гофмана люди не только расшифровывают значения символов, но и сами создают ситуации, чтобы выразить определенное символическое значение. По его мнению люди действуют подобно актерам, используя окружающую обстановку в качестве декорации для создания определенного впечатления у др. людей. Любой человек заинтересован в том, чтобы под воздействием нужного впечатления других людей стали делать то, что соответствует его собственным замыслам.

Понятие «социальной перцепции»:

 (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п.

Основными механизмами взаимопонимания являются:

  1.  Идентификация

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставигь себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой - "может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолаживанию индивидуального"

  1.  Эмпатия

Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть "аффективное понимание". Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

Говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента: 1) принятие личности человека в целостности; 2) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Способность смотреть на людей и воспринимать различные события их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.

Уровни эмпатии:

1. Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

2. Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию.

3. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

  1.  Стереотипизация

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции: 1) поддержание идентификации; 2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

  1.  Рефлексия

Рефлексия (англ. reflection) - мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим (ими), своих задач, назначения и т.д. с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.

Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития.

В проблеме взаимопонимания друг друга рефлексия - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Каузальная атрибуция – интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Каузальная атрибуция означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Эффекты восприятия

Эффект ореола: заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который был уже создан заранее. Этот образ, ранее существовавший и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. В экспериментах установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте  восприятия, а так же когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект «первичности и новизны»: он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Э.Аронсон заявляет: важна мудрость «ставь свою лучшую ногупервой».


3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Малая социальная группа: определение, границы, классификация

Малая группа-это не многочисленная по составу группа людей, члены которой осознают свою принадлежность к группе, объеденены общей целью, деятельностью и находятся в непосредственном контакте. Выделяют нижний и верхний предел группы: 2-7 членов. Вопрос о верхнем пределе, был сформирован на представлении Дж. Миллера, сформированные на «магического числа» 7 + 2 при исследованиях объема оперативной памяти. Долгое время это число понимали за верхний предел малой группы. Но потом появились исследования, кот показали, что если число 7 + 2 справедливо при хар-ке объема оперативной памяти, то оно явл абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. В исследованиях Дж. Морено это число 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах. Решили, что если изучаемая малая группа реально существует и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий верхний предел.

Измерения групповой структуры:

Формально-статусное измерение дает представление о субордини-рованности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировано в штатном рас-писании социальной организации.

Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и репрезентируется как в классическом варианте социометрической структуры группы, так и в аутосоциометрической ее модификации. По существу социометрическое измерение в значительной мере является аналогом неформальной статусной структуры группы, и в этом смысле определенный интерес представляют данные, полученные рядом авторов при изучении связи неформального статуса с различными аспектами группового процесса.

Коммуникативное измерение групповой структуры, свидетельствует о субординированности позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Является хорошо установленным фактом, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам.

Позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Собственно говоря, феномен социальной власти, изучение которого одним из первых предпринял еще в 40-е годы К. Левин, и означает актуальное (чаще потенциальное) влияние, оказываемое одним из членов группы на другого. Причем проявления этого влияния могут осуществляться по разным направлениям, о чем свидетельствуют результаты теоретического анализа, проведенного Д. Френчем и Б. Равеном с целью выделения различных типов социальной власти в отношениях между людьми. Всего ими называется 5 таких типов социальной власти: вознаграждающая (способствует вознаграждению другого лица), принуждающая (способствует принуждению, наказанию другого лица), легитимная (основывается на допущении, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта), референтная (в ее основе лежат отношения симпатии, эмоционального предпочтения), экспертная (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности в определенной деятельности). Каждый из перечисленных типов социальной власти предполагает влияние, в одних случаях (например, легитимная власть) носящее более выраженный социальный, а в других (например, референтная власть) — психологический характер. Заметим, однако, что и такие, казалось бы, сугубо социальные типы влияния, как, скажем, вознаграждающая и принуждающая власть, могут иметь заметную психологическую окраску, если харак-тер вознаграждений и наказаний является психологическим по своей сути (например, определенные их эмоциональные эквиваленты).

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика одно из направлений исследования малой группы в социальной психологии (Курт Левин). Совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени, которая знаменует собой развитие группы (движение от стадии к стадии).  Условием  создания группы является внешняя среда. После образования группы, ее формирования и становления в ней проявляется феномен групповой динамики, который выражается в конформизме. Конформизм – это изменение поведения, убеждения под воздействием группы в ситуации конфликта между мнением одного индивида и мнением большинства. Выделяется два вида конформизма: 1) Внешний конформизм, когда человек принимает мнение окружающих только внешне, то есть на словах, а внутренне остается при своем мнении; 2) Внутренний конформизм, когда происходит действительно преобразование установок, в результате принимается позиция окружающих.

В групповой динамике рассматривают такой феномен, как групповая сплоченность. Когнитивный подход (П. Фестенгер) понимает под сплоченностью результатирующую всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Это такие силы как: привлекательность группы и удовлетворенность ею.

К. Картрайт выделил четыре детерминанты (силы) сплоченности:

1) От того, в какой сфер участники рассматривают группу как возможности удовлетворения своей потребности (мотивационный фактор).

2) В какой мере сама группа (ее цели, задачи, перспективы, положение, престижность) обладает свойствами, которые побуждают людей участвовать в этой группе.

3) Как каждый член группы оценивает пребывание в данной группе.

4) Как люди оценивают свое членство в данной группе.

На основе выделенных детерминантов рассматриваются факторы, способствующие достижению групповой сплоченности: эмоциональная привлекательность; сходство членов группы; предпочитаемый способ группы; особенности групповых целей.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии, но важна и другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях группы, касается положения индивидов в группе в качестве ее членов. Главным понятием, употребляемым здесь, является понятие «статус», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Прогностический подход: связано с поиском ответа на вопрос: как эффективно организовать обсуждение и принятие решения. Техники принятия гр. решения: гр. интервью, мозговой штурм, гр. дискуссия. Этапы процесса гр. обсуждения: сбор инф., оценка этой инф., - гр. интервью; сбор инф., оценка этой инф. И поиск решения – мозговой штурм; все представленные составляющие + принятие решения – гр. дискуссия.

 Феноменологический подход: обсуждение и принятие гр. решения и их эффективность соотносится с индивидом и с групповым выбором и все это происходит с индивидуальной точки зрения. Феномен гр. поляризации – разные полюса мнений средние же не принимаются; Феномен сдвига к риску -  склонность к риску по сравнению с др. мнениями; Огруппление мышления – общие решения в группе принимаются совместно.

Социально-психологические характеристики большой социальной группы, методы исследования больших социальных групп:

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа: 1)К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории; 2)Ко второму относятся публика, толпа, аудитория — общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа — в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы. Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания. Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований. Социальная психология начиналась именно с исследования больших соц групп. В американской традиции проблеме исследования психологии больших соц групп уделялось весьма специфическое, но в целом недостаточное внимание. Это связанно с существованием 2-х социальных психологий: психологической и социологической. Именно вторая ветвь рассматривалась как ответственная за изучение больших соц групп. Возрождение интереса к проблемам больших групп произошло из за событий 20 века (войны и массовые выступления). Изучение больших групп обусловлено традицией, восходящей к работам М. Вебера. В 1970-е годы необходимость изучения больших соц групп интерпретируется как одно из направлений усиления внимания к соц контексту, из-за критики американской социальной психологии за ее «асоциальность». С. Московиси издал призыв сделать большой акцент ни исследовании больших соц групп, что он обозначал термином «социологизация». В наши дни психология больших групп переживает новое рождение. В отечественной психологии изучение больших групп занимает определенное место. Следствием дискуссии 60-х годов явилось признание права на существование специального раздела внутри социальной психологии-«психологии больших социальных групп», этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов больших соц групп, как организованных так и стихийных.




1. Остров Рождества
2. криминалистической деятельности.html
3. Тема 9 Проектування робіт і нормування праці за операціями в сільському господарстві 4 год
4.  Герловская ~ административное право задача и документы к ней7штук документы заполнять собственноручноз
5. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук Київ ~
6. Политология как наука о политической системе общества
7. ЦГКБ 0108 января 2014 года утв
8. От винта начнем поэтапное рассмотрение темы ПВП применительно к сети Vtsim симуляторам и нашим самолетам
9. Характеристика педагогических средств восстановления у спортсменов
10. МУГРИНОВИЧ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ М
11. 1Поняття і сутність укр
12. і Змалку Артюр подарував батькам неабиякі надії- був богобоязливим слухняним
13. Серебряный саквояж именуемое в дальнейшем
14. VipVeN Торговые автоматы Контакты- Аман С нами работать ПР
15. Кризис 17 августа 1998
16. I.org-wiki-C0D1D3D2CF Управление технологическими процессами учитывает следующие их закономерности- Орга
17. Cruel Crime nd Pinful Punishment
18. 1613 0758 Рэцэнзенты- кандыдат філалагічных навук дацэнт загадчык кафедры беларускай філалогіі БД
19. на тему- Розрахунок основних параметрів системи цифрового телевізійного мовлення Студента ки курс
20. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта