Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Обществознание в системе наук

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Обществознание в системе наук

1.1. Необходимость изучения обществознания
     В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем они заключаются. Если идти последовательно, то можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный и гражданский.
     С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, ибо только оно способно и призвано дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки и сотни наук, обладающих колоссальной детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание - это не "сборная солянка", не некий гигантский компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней. Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе, когда количественные показатели (многообразие информации) приводят к качественным (мировоззренческим) изменениям в понимании общества. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.
     С гуманитарной и гуманистической точки зрения обществознание является необходимым для формирования моральной личности. Особенно этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность гуманизируется, ее мировоззренческий горизонт расширяется и углубляется.
     Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специализации, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности.
     Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полноценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, то есть осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в политической жизни. Обществознание способствует формированию прогрессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного развития общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания. Демократия невозможна без достаточно высокого уровня самосознания граждан.
     Обществознание противостоит как аполитичности, так и политиканству. Аполитичным может быть только человек, не осознающий свой долг перед обществом и отдающий свои права и возможности участия в общественной и политической жизни другим силам. Происходит это потому, что "свято место пусто не бывает", власть не терпит вакуума. Аполитичность одних граждан компенсируется чрезмерной активностью других, которые используют пассивность избирателей в своих целях. Таким образом, неучастие в политической жизни, политический абсентеизм не может быть в нормальных условиях гражданской позицией, а свидетельствует об отсутствии таковой. В случае разочарования граждан в предвыборной кампании и выдвигаемых кандидатах можно проявить свое отношение голосованием "против всех", но никак не игнорированием самих выборов, если они легитимны. Интеллигенция и народ России несколько веков боролись за свободные и всеобщие выборы, поэтому неучастие в них - неуважение предков.
     Политиканство представляет собой другую крайность, когда чрезмерная псевдо политическая активность подменяет собой трезвый анализ. Политиканство обычно связано не с осознанием реальных потребностей общества и борьбой за их реализацию, а с фанатичным отношением, идеологической ангажированностью, демагогией, популизмом и т.д. Такая политическая сверхактивность наносит вред естественному развитию общества.
     Обществознание учит занимать грамотную гражданскую позицию, не впадать в крайности аполитичности и политиканства, формировать и отстаивать собственную точку зрения.
     Существует еще и прагматическая важность изучения обществознания, заключающаяся в необходимости сдачи экзамена. С практической точки зрения это наиболее важно, однако смысл изучения обществознания далеко выходит за пределы указанной цели. Те знания, которые учащийся приобретает при изучении обществознания, остаются с ним навсегда, кем бы он в жизни ни был - вне зависимости от профессии, социального и экономического положения. Познание общества также способствует осуществлению вертикальной мобильности, помогает занять в обществе желаемое и достойное место, в полной мере реализовать себя, а значит, и в наибольшей степени способствовать общественному прогрессу. (Дополнительный иллюстративный материал)

Обществознание и наука: сходство и различие


     Далее необходимо определить место обществознания в системе наук, но, прежде всего, следует ответить на вопрос: является ли обществознание наукой? Для этого приведем вначале характеристики, отличающие обществознание от других сфер общественного сознания и форм познания, а затем попытаемся выявить то, что сближает его с наукой.
     Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения, который заранее дан, обнаружен, наука лишь описывает его, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно обществознания дело обстоит сложнее. Есть ли такой предмет - общество? Кто его видел? У астрономии есть свой предмет - звездное небо, у биологии тоже - любой живой организм и т.д. На эти предметы науки мы можем указать, мы наблюдаем их зачастую невооруженным глазом, при помощи микроскопа или телескопа, что лишь усиливает наши способности чувственного, эмпирического восприятия. Но можем ли мы при помощи органов чувств обнаружить общество, указать на него пальцем? И да, и нет. Да, потому что на что бы мы ни указали в нашей человеческой жизни, во всем присутствует общество, но это присутствие невидимо. Общественные отношения пронизывают всю человеческую жизнь сверху донизу, от начала и до конца, однако они непосредственно не осязаемы. Общество присутствует в монашеской келье и на площадях, в библиотеках и на демонстрациях. Одним словом, общество везде и нигде одновременно! Оно действительно существует, но его невозможно потрогать рукой. Общество имеет чувственно-сверхчувственную форму, поэтому оно - понятие философское, во многом умозрительное: оно осознается не в меньшей степени, чем наблюдается. И хотя общество существует тысячелетия, как нечто самостоятельное оно было осознано не так давно, а социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. (О. Конт). Иногда тот, кто находится в гуще людей, может быть более далек от общества, чем полярный зимовщик; иногда познать общество больше способен тот, кто изучает книги, чем тот, кто все время проводит в разговорах с другими.
     Понятие общества, являясь философским, не дано изначально в качестве противостоящего сознанию человека объекта. Оно исторически формируется и познается. Предмет обществознания, как и философии, не дан, а задан. Он является проблемой. Поэтому обществознание можно назвать самопорождающейся сферой знания, что невозможно в традиционной науке, где предмет уже весь налицо, и задача состоит лишь в детальном его изучении. Изучение общества во многом состоит во все более глубоком определении самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
     Кроме сказанного, предмет обществознания чрезвычайно широк. В конкретных науках нет такой широты, в этом случае происходит формирование более конкретных областей исследования, которые приобретают со временем статус отдельных наук. Так, например, возникли квантовая физика, термодинамика, информатика, генетика и многие другие науки, без развития которых немыслимо современное общество. Изучение общества как чрезвычайно сложного, многообразного и разностороннего предмета изучения никак не под силу одной науке. Поэтому его изучают десятки, а затрагивают сотни наук.
     В силу обширности своего предмета и его чрезвычайной сложности обществознание не может "похвастаться" наличием совершенно определенных объективных знаний о своем предмете, которые имеют отдельные науки. В нем многое зависит от мировоззренческих установок познающего. Многообразие интерпретаций одного и того же социального события естественно в обществознании, но недопустимо в строгой науке. В науке такое возможно лишь на стадии гипотезы и исследования, но затем достигается фактическое знание, которое является общезначимым и объективным, с которым соглашаются все ученые. Обществознание, напротив, развивается через спор различных точек зрения, который никогда не может прекратиться, ибо здесь нет раз и навсегда установленной истины. Да и сама истина в этом случае носит не столько желаемый объективный характер, сколько субъективный, оценочный. Так, астрономы определили расстояние от Земли до Солнца (около 150 млн. км), и с этим согласны все ученые, ибо это расстояние фактически проверено и подтверждено. Но трудно найти в истории развития общества хоть один такой факт, в интерпретации которого мнения всех обществоведов совпали бы. Таким образом, мы установили, что обществознание кардинально отличается от иных наук по бытию своего предмета, то есть не так, например, как физика от химии, но принципиально. Научное знание принудительно, а духовное - делает человека свободным.
     В сказанном заключается и слабость, и достоинство обществознания. Слабость - в никогда не достижимой всецело объективной истине, на которую претендует наука; достоинство - в свободе от строгих причинно-следственных связей, возможности иметь собственную, независимую точку зрения. Это не значит, однако, что в обществознании царит хаос и произвол, просто истина здесь носит многосторонний и противоречивый характер.
     Но что же тогда такое обществознание, претендующее объять необъятное? Явно, что статусом определенной науки оно наделено быть не может. В итоге получается, что обществознание не имеет ничего общего с наукой. Но тогда что же это: поэзия, художественное творчество, мистика, философия или что-либо еще? Тоже нет! У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой.
     Сформулируем, что же сближает науку и обществознание.
     Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Но если наука отчасти способна его реализовать, то на долю обществознания выпадает лишь "бесполезная страсть", оно хочет, но не может познать общество, и не столько в силу своей слабости, сколько в силу несоизмеримости предмета изучения с человеческими познавательными возможностями и ограниченностью научной методологии. Таким образом, не вина обществознания в том, что оно не может до конца познать свой предмет.
     Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Обществознание даже в большей степени, чем наука, исторично; оно немыслимо без истории, конституируется в историческом бытии общества.
     Обществознание не иррационально, не противостоит точной науке, хотя и не тождественно ей. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Понятие "знание" гораздо шире, чем понятие "научное знание", - последнее лишь входит в первое. Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни человек, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать научным. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно выходит за рамки причинно-следственных связей и рационализма, а иногда не просто трудно поддается научному анализу, но может и разрушаться под его воздействием. Однако обществознание учитывает такое знание. Ведь люди не всегда ведут себя в обществе рационально, и это не обязательно плохо. Разве можно назвать любовь или бескорыстную помощь другому человеку всецело рациональными? Однако без этих проявлений духовности нет человеческого общества.
     Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями.
     Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать - является комплексом наук об обществе и человеке, сферой социально-гуманитарного знания. Еще одно определение обществознания - оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее Тема как социальная философия (Дополнительный иллюстративный материал) (они разрабатывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она поставляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие в обществознание: экономику, этнологию, политологию, культурологию и т.д. Одну лишь духовную сферу общества изучают философия, история религий и религиоведение, психология, этика, эстетика и т.д. Причем количество изучающих общество и человека наук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философской антропологии и др. (Дополнительный иллюстративный материал)
     Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Обществознание, как и философия, "снимает сливки", но с той лишь разницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание - только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следовать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавшего, что "много знать должны мужи философы" и, одновременно, "многознание уму не научает", если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществознании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.

Общество и общественные отношения

Понятие общества можно рассматривать в нескольких аспектах в зависимости от широты охвата. Выделим четыре основных.
     1. Общество как совокупность разумных существ. В этом случае общественная жизнь рассматривается во вселенском масштабе, не ограниченном земными рамками. Любые разумные существа во Вселенной, ведущие целеполагающий образ жизни и с необходимостью проживающие совместно, будут подпадать под данное понятие.
     2. Общество в его земном аспекте, объединяющем всех людей на Земле, общество как человечество.
     3. Общество в его конкретном проявлении (например, российское, американское или иное общество, ограниченное национальными или государственными рамками).
     4. Общество в качестве различных сообществ граждан, выделяемых по каким-либо конкретным профессиональным, социальным, экономическим или любительским признакам (например, общество "Знание", "Философское общество", "Общество любителей животных", преступное сообщество и т.д. и т.п.).
     Все ли представленные виды общества действительно являются обществом и, соответственно, предметом обществознания? Нет, не все. В первом случае об инопланетных обществах нам ничего не известно. Возможно, они и есть, однако в качестве научного факта пока не обнаружены. Обществознание не может изучать гипотетические общества, довольствуясь вымыслами фантастов или, мягко говоря, людей с "развитым" воображением. Но если вдруг такое общество обнаружится, тогда обществознание сможет расширить свои, ограниченные Землей, границы.
     Общество как человечество в его целостности, без сомнения, является предметом обществознания. Этот аспект изучения общества носит философский и научный характер, так как нацелен на выявление сущностных черт общества, отличающих его от природного мира. При данном подходе не важно, к какому обществу конкретно принадлежит человек, ибо выявляются его универсальные характеристики как существа общественного. В этом смысле все люди одинаковы и едины, а разница между ними и обществами, в которых они живут, изучается тогда, когда общество берется в его конкретном проявлении, в нашем случае - в третьем смысле.
     При всей важности и философичности второго смысла понимания общества, на нем невозможно остановиться, ибо этот уровень весьма абстрактен и мало может дать информации о конкретном обществе, в котором проживает человек. Ведь нет человека вообще, а есть всегда гражданин определенной страны, представитель определенного этноса и т.д.
     Третий аспект понятия общества конкретизирует второй, нацелен на изучение специфического проявления общественных отношений в определенном географическом пространстве, этническом и политическом образовании. Каждое конкретное общество имеет с другими не только что-то общее, но и свойственные только ему особенности, связанные с местом проживания, преимущественным видом хозяйственной деятельности, определенной историей, традициями, религией, менталитетом и т.д. Безусловно, обществознание преимущественно изучает общество в данном контексте, ибо именно конкретные знания востребуемы современным человеком. Они дают ему возможность ориентироваться в современном мире и в том обществе, в котором он живет.
     Понимание общества как сообщества слишком узко и, поэтому, может выпадать из поля зрения обществознания. Хотя не бывает общества без сообществ, определенных групп и объединений граждан, они не являются жизненно необходимыми, зачастую создаются на короткие сроки, их цели и роль в обществе незначительны. Обществознание может лишь называть и учитывать их, но не изучать. Однако они могут быть предметом изучения специальных наук, например, социологии, социальной психологии, уголовного права (в случае преступных сообществ), статистики и др. Кроме того, обществознание может изучать по объему малые, но являющиеся базовыми структурные элементы, объединения и группы в обществе, например, семью, род и т.д.
     Итак, обществознание рассматривает общество как человечество и общество как этническое или национально-государственное образование. Другие понимания общества (1 и 4) выходят за границы обществознания или в силу широты данного понятия, или, напротив, в силу его узости.
     Прежде чем рассматривать общество в его конкретном проявлении, необходимо понять, что оно представляет собой в принципе, т.е. в чем его сущность, каковы характеристики, отличающие от природного мира. Но начнем с общего определения.
     Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека.
     Приведенные общие определения общества верны, однако недостаточны. Чтобы действительно определить понятие общества, необходимо выявить его сущность, описать наиболее существенное в нем. Такой конституирующей общество основой являются общественные отношения. На первый взгляд, определение общества как совокупности общественных отношений тавтологично. Однако оно представляет собой аналитическое суждение, которое развертывается через собственное толкование и самоуглубление. Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности. Общественные отношения есть способ бытия индивида. Но что такое сами общественные отношения? Чтобы выявить их специфику, необходимо показать отличие общественных отношений от форм совместного существования других, неразумных существ, т.е. животных.
     К отличающим человека чертам, связанным, прежде всего, с биологическими предпосылками, относят гоминидную триаду: прямохождение, развитый мозг и развитую кисть руки. Однако многие животные также могут передвигаться на двух конечностях (петух может стоять даже на одной ноге и долгое время, но в человека, тем не менее, не превращается). Находят обезьян, у которых объем мозга больше, чем у человека, и весьма развиты конечности. Поэтому можно заключить, что биологические предпосылки важны для развития общественных отношений, но отнюдь не являются достаточными. Более того, все биологические предпосылки могут быть в наличии, однако общественные отношения, тем не менее, отсутствовать. Значит, сущность общественных отношений не в том, что связывает человека с животным миром, а в том, что его отличает. Отметим сущностные социальные черты, формирующие общественные отношения:
     1) трудовая деятельность, использование орудий труда, особенно искусственно созданных;
     2) наличие языка в качестве осознанного способа общения и развитие на его основе письменности;
     3) развитие мышления и разума;
     4) наличие сознания и самосознания, мировоззрения, а отсюда - и целеполагающей деятельности.
     Чтобы глубже осознать эти черты, принципиально отличающие общество от животного мира, необходимо проанализировать их подробнее.
     Итак, рассмотрим понятие труда. Труд можно охарактеризовать как осознанную деятельность, направленную на обеспечение жизни во всех ее аспектах. Основное здесь то, что эта деятельность целенаправленная: только то существо способно трудиться, которое сознательно ставит себе определенную цель и реализует ее. Животное не способно осуществлять такую деятельность, ибо биологически запрограммировано. У животного, в этом смысле, нет цели, а есть только биологическая потребность, которая реализуется инстинктивно. Труд определяют как "заторможенное желание", т.е. если животное непосредственно реагирует на свои запросы, то человек - опосредованно, через труд. Так, например, весной он сеет и лишь осенью собирает урожай. Между потребностью и ее реализацией проходит целых полгода трудовой деятельности, заботы о произрастающих растениях. При этом труд стимулирует развитие мышления.
     Сущностной чертой трудовой деятельности является использование орудий труда - это качество присуще также исключительно только человеку. И животное может использовать палку или камень, однако, не так, как человек. Человек использует орудия труда осознанно, а животное - инстинктивно, поэтому одно и то же по форме действие, например, сбивание плода с дерева палкой, у человека будет трудовой деятельностью, а у обезьяны - нет. У них различно отношение к своим действиям. Более того, человек в целях осуществления трудовой деятельности способен создавать искусственные орудия, одни орудия при помощи других орудий. Это - невиданное в природе явление, опять же не по форме, а по внутренней сути. Начав создавать искусственные орудия труда, человек встал на путь цивилизационного развития, свершилась неолитическая революция. Сейчас человеческая жизнь немыслима без такого рода орудий - техники, которая не только помогает человеку, но и создает проблемы. Полностью окружив себя искусственными вещами, человек утратил связь с природой, нарушил экологический баланс на планете, породил новые болезни, поставил мир на грань военной и экологической катастроф. Последнее, изобретенное им в этом ряду, - компьютер, благодаря которому можно не только быстро получать необходимую информацию, но и разучиться думать и личностно общаться с окружающими людьми, что приводит к дегуманизации личности, когда виртуальный мир подменяет реальный. Путь решения этих проблем, конечно, не в возврате в животный мир, а в необходимости научиться пользоваться великим общественным даром - разумом. Для решения этих проблем необходимо лишь научиться различать цель (человека) и средство (технику).
     Что касается наличия языка, то этот феномен свойственен тоже исключительно только человеку в условиях общественных отношений. Хотя зачастую звуки, издаваемые животными и, без сомнения, несущие определенную информацию, называют языком. Но если это и язык, то только - междометий. Животное способно передавать лишь небольшой набор состояний при помощи звуков, но не способно делать это сознательно. У него нет слов, а в звуках - смысла. Попугая можно обучить произносить несколько десятков слов, но смысл их будет ему неведом, он только знает, что за произнесение определенного звука он может получить корм, что является условным рефлексом. У животного произнесение звуков - биологическая реакция и больше ничего. Может быть, оно что-то и понимает, да вот сказать не может. Но если не может сказать, то, скорее всего, сказать нечего, ибо язык и мышление немыслимы друг без друга.
     Вместе с развитием общества язык стал фиксироваться письменно, что имеет всемирно-историческое значение. Без письменности немыслимы развитие культуры, передача знаний и социальная память, а значит невозможно прогрессивное развитие общества. Не зря национальное развитие всегда начинается с внимания к языку, с восстановления его статуса.
     По сравнению с речью письменность появляется как принципиально новое средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать знания с помощью начертательных знаков. Она оказывается способной преодолевать пространственные и временные границы в общении между людьми. С возникновением письменности процесс общения выходит за рамки непосредственного контакта общающихся. Уже в древности люди осознали, что книга может быть важнее роскошного дворца.
     Существуют различные версии происхождения письменности: от божественной до договорной (Демокрит).
     Развитие письменности имеет долгую историю, которая началась еще в верхнем палеолите из предписьменности. Первой зачаточной формой неречевых, дописьменных средств передачи информации является "предметное письмо", представлявшее собой совокупность предметов или вещей для передачи какой-либо информации (зарубки на деревьях, узоры из камней, воткнутые у тропы ветки, дым от костра и т.д.). К данному виду можно отнести вампулы (шнуры с нанизанными на них раковинами) и кипу (узелковое письмо), применявшиеся индейцами.
      Затем появляется рисуночное письмо - пиктография, представляющая собой фиксацию информации и ее передачу с помощью рисунка (наскальная живопись - вид пиктографии). Рисунки могли размещаться в определенной последовательности и передавать определенную информацию о хозяйственной, военной и иной деятельности. В пиктографических рисунках уже заложена возможность схематизации и перерастания в условные изображения, тенденция к общезначимости и однозначности - знаку.
     В идеографическом письме рисунки заменяются определенными знаками. Оно развилось в иероглифическое письмо. Иероглиф (от греч. "хиерос" - "священный" и "глифе" - то, что вырезано) - рисуночный знак древнего письма, появившийся в Месопотамии на рубеже V-IV тысячелетий до н. э. Иероглифы одновременно обозначали и образы, и произношение слова. К 2400 г. до н. э. они превратилось в упорядоченное словесно-слоговое письмо клинописного типа. Сейчас иероглифическое письмо существует, например, в Китае. Вслед за иероглифическим письмом возникает иератическая письменность, где иероглифы упрощаются, и открывается перспектива перехода к буквенному письму.
     Высшей формой письменности стало буквенное фонетическое (буквенные знаки обозначают не предметы, а слоги и звуки), т.е. абстрактное алфавитное звуковое письмо. Звукобуквенную письменность называют еще фонографической. В фонетическом письме графически передаются лишь отдельные звуковые обозначения, а не слова, в связи с чем из ограниченного числа букв и звуков можно составить фактически бесконечное число слов. В современном языке сохранились элементы иероглифического письма. Это знаки: "%", "=" и др. Все цифры тоже являются иероглифами.
     Первое алфавитное письмо было изобретено финикийцами, которое было положено в основу древнегреческого и арамейского, из которых позднее возникли персидская, арабская, латинская и кириллическая (славянская) письменности. Греческая письменность начала формироваться около IX в. до н. э. Ей предшествовало (приблизительно с XV в. до н. э.) иероглифическое и крито-микенское линейное письмо. Дошедшие до нас древнейшие памятники греческого языка относятся к VIII-VII вв. до н. э. Это надписи на предметах из твердых материалов: камня, металла, керамики. С VII в. до н.э. писчим материалом стал папирус, со II в. до н. э. - пергамент. Надписи на твердых предметах изучает эпиграфика, рукописи - палеография и папирология.
     В классическом виде греческий алфавит из 24 букв сложился к 403 г. до н. э.; надстрочные диакритические знаки придыханий и ударений появились в III в. до н. э. Теоретическое осмысление языка как знаковой системы принадлежит Аристотелю. От западного и восточного вариантов греческого алфавита ведут свое происхождение латиница и славянская кириллица.
     Мышление и основывающиеся на нем разум и сознание - следующие важнейшие характеристики человека и общества. Мышление развивается в человеке благодаря общению с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Язык, "овнутряясь", превращается во внутренний диалог субъекта в собственном сознании - так порождается мышление. Логически язык возникает раньше мышления, но в действительности это процесс совершенно взаимозависимый, ибо становление мышления стимулирует и развитие языка. Мышление и язык неразрывно взаимосвязаны.
     Разум является настолько фундаментальной характеристикой человеческого существа, что его стали определять как homo sapiens - "человек разумный", в отличие от других видов животных.
     Вместе с тем нельзя полностью отрицать наличие у животных рассматриваемых качеств. Отличие состоит в том, как их понимать. Можно сказать, что и у животных есть разум, однако это не тот разум, которым мы характеризуем человека. Нужно отметить, что на самом деле наука еще очень мало знает о животных, чтобы делать окончательные выводы. Все, у кого есть домашние животные, имеют свое мнение по данному вопросу. А может быть, это наше желание - наделить любимых животных человеческими качествами?
     Итак, общественные отношения складываются из полного набора перечисленных качеств, хотя и не разделяются на них. Эти качества не присутствует в человеке с момента рождения, но являются благоприобретенными Общественные отношения представляют собой особую целостность, образующуюся в результате совместной жизнедеятельности людей, характеризующуюся наличием трудовой деятельности, использованием орудий труда, особенно искусственных, присутствием языка, мышления, разума и сознания. Общественные отношения - это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью. Развитие биологической основы является их предпосылкой, необходимой, но не достаточной, а сущностные черты общественных отношений формируются лишь в результате исторического развития человеческого сообщества. Общественные отношения - это особое социальное пространство саморазвития индивидов.
     Развертывая далее понятие общества, необходимо отметить, что оно представляет собой исторически развивающуюся систему. Поэтому, изучая обществознание, невозможно избежать анализа истории. Но от последней оно отличается тем, что его интересует не история сама по себе, а те исторические изменения, которые имеют важное значение для развития общества. Вот почему для обществознания представляет интерес история цивилизаций.
     Однако одного исторического взгляда на общество недостаточно для обществознания, ибо общество, одновременно, является сверхсложной иерархически организованной системой, подсистемы которой связаны друг с другом и с организующим их целым. Для того чтобы изучать общество в данном аспекте, необходимо как бы остановить бег истории, взглянуть на него не с точки зрения изменений во времени, а с точки зрения структуры и функций, внутренних взаимосвязей. Структура общества представлена сферами общественной жизни, которых традиционно выделяют четыре: экономическую, социальную, политическую и духовную. Особо можно выделить также правовую сферу в силу ее значимости для современного российского общества, стремящегося строить правовое государство и демократию. Все сферы тесно взаимосвязаны друг с другом и немыслимы в отрыве от целого - общества, в котором они интегрированы.
     Для полноценного познания общества, как в его историческом бытии, так и его функциональной структуры, необходимо также изучение истории обществознания как науки, знание того, как развивалось само обществознание, какие воззрения на общество господствовали в то или иное время. Таким образом, необходимо изучить в общих чертах историю цивилизаций, историю обществознания и сферы общественной жизни.
     Общество представляет собой особую целостность, внутри себя дифференцированную, что выражается в аналитическом вычленении сфер общественной жизни. В истории обществознания неоднократно обнаруживались односторонние оценки соотношения сфер. Так К. Маркс исходил из примата экономики над другими сферами, стремился вывести их из господствующего типа хозяйственных отношений, а М. Веберу, напротив, приписывают признание главенства духовной сферы общества, которая может определять и экономические отношения (пример с протестантизмом, его этикой, стимулировавшей развитие капитализма). Современное обществознание исходит из признания важности и незаменимости всех сфер, их невыводимости и несводимости одной к другой. Если общество сравнивать с домом, то экономику можно определить как фундамент "дома" общества, социальную сферу - как его стены, политическую - как крышу, а духовную - как тепло в доме и наличие необходимых коммуникаций, без которых он не пригоден для проживания. Данный образ позволяет уяснить соответствующие взаимодействия и незаменимость сфер общественной жизни. Экономика хотя и является фундаментом, но не может произвести из себя стены и крышу, они должны надстраиваться, хотя для того, чтобы надстроить крышу, необходим фундамент и стены. Все конструкции дома должны быть связаны друг с другом, и только в единстве могут составлять пригодный для жилья дом. Однако если они соединены не органично, а жестко закреплены, то небольшое землетрясение или буря может этот дом разрушить. Границы между конструкциями дома (сферами) не должны быть жесткими, хотя каждая из них обладает определенной автономностью. На различных этапах развития общества на первое место может выходить какая-либо определенная сфера. Например, в 90-х годах XX века в России все зависело от изменений в политической системе, позднее - от развития экономики. Сейчас на первое место начинают выходить стоящие перед государством социальные задачи.
     Каждая сфера жизни общества вырастает из определенных потребностей и сущностных сил человека. Экономическая сфера удовлетворяет, прежде всего, материальные потребности человека; социальная - во взаимодействии с другими людьми, группами и стратами; политическая - в управлении, организации власти, законности и порядке в общественной жизни; духовная - призвана удовлетворять потребности человека в вере, надежде и любви, в добре (морали), истине (познании) и красоте (искусстве), в нравственном совершенствовании, самопознании и самореализации.

основные сферы общественной жизни

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  1.  определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  2.  социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  3.  сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  1.  социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  2.  экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  3.  политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  4.  духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Анкета

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  1.  производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  2.  производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  1.  политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  2.  политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  3.  политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  4.  политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  1.  религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  2.  мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  3.  искусство — художественное освоение мира;
  4.  наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  5.  право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  6.  образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Природное и общественное в человеке

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

 ? 
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

 ?  Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

 ? 
Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

 ?  Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

 Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

 Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

  1.  Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

 Основные отличия человека от животного:

  1.  Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
  2.  Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

  1.  Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
  2.  Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
  3.  Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Мышление и деятельность.

1.  Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
2. Различия деятельности человека и активности животного

 Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

Целеполагание в деятельности

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

3. Субъект и объект деятельности

Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат

5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы

Виды действий по М. Веберу:

  1.  целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);
  2.  ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
  3.  аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);
  4.  традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)

 

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.


6. Типы деятельности:

6.1            труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

6.2            игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

6.3            учение (познание нового)

6.4            общение (обмен идеями, эмоциями)

6.4.1    двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога

6.4.2    структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

6.4.3    классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

6.4.4    типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

6.4.5    функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная


7. Виды деятельности:

7.1  Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

7.2  По субъекту: индивидуальная – коллективная

7.3  По характеру: репродуктивная – творческая

7.4  По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

7.5  По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

7.6  По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

7.7  По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

7.8  По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя


8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).


9.  Механизмы творческой деятельности:

  1.  комбинирование,
  2.  воображение,
  3.  фантазия,
  4.  интуиция

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  1.  технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
  2.  деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
  3.  ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

  1.  в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  2.  в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

  1.  материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
  2.  духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.


4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.


5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.


6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.


7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.


8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:

  1.  национальная – мировая;
  2.  светская – религиозная;
  3.  восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
  4.  традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
  5.  сельская – городская;
  6.  обыденная – специализированная;
  7.  высокая (элитарная) – массовая – народная


9. Элитарная, массовая и народная культуры

Критерии

Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости»)

Элитарная

Народная

Авторы

Профессиональные творцы (стандартизация культуры)

Профессиональные творцы, создающие культурные каноны

Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)

Характер

Коммерческий (невозможно без СМИ)

Некоммерческий

Некоммерческий

Уровень сложности

Низкий

Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение)

-

Аудитория

Массовая

Узкая

Широкая

Взаимодействие

Тесное взаимодействие и взаимодополнение


 
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)

Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

  1.  рост жизненного уровня;
  2.  развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  3.  возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).




1. пособие подготовлено для студентов юридического факультета Московского гуманитарного университета изучаю
2. Тіршілік ~здігінен пайда болады деген теория~а ~арсы шы~~ан ~алым- а Ф.html
3. подсмотрел сюжеты своих ранних произведений
4. методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного п
5. . Необходимость индустриализации страны В настоящее время экономисты политические деятели и журналисты
6. к~ннен со~; ~ан кеткеннен кейін бірден; ~ан а~у а~удан кейін 45 к~ннен со~; ~ан жо~алт~анн
7. а 201 г
8. лет не приезжают родителиЕсли нет возможности сделать это в прачечной нужно стирать вместе с ребенком
9. 1681 від 10 вересня 2002 р.
10. Уровень воспитанности Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс чтобы в да.html
11. ТЕМА СИЛ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕОРЕМЫ СТАТИКИ Выбор 4
12. тематике и истории в 4 классе по теме Старинные единицы измерения.html
13. ФольклорВсё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей
14. когда загрязнение сельхозяйственной продукции и других продуктов питания происходит при выпадении радиоак
15. Место и роль ВУЗов в системе субъектов гражданского права
16. 4 для люминесцентных ламп где L расстояние между рядами светильников можно найти расстояние между рядами с
17. Тема- Моделирование данных Учебные вопросы- 1.
18. Актуальность страхования
19.  Человекотворческая функция
20. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности