Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Об образовании Национальной доктрине развития образования Украины Концепции национального воспитания по

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

7

4.3   Основы морального воспитания

В Законе Украины "Об образовании", Национальной доктрине развития образования Украины, Концепции национального воспитания подчеркивается то, что социальные изменения, которые происходят в нашем обществе, и в особенности создание суверенного Украинского государства, выдвинули комплекс теоретических и практических проблем формирования человеческой личности. Подчеркиваются первоочередные требования к человеческому фактору, подчеркнутая острота проблемы формирования таких моральных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, гуманность, дисциплинированность, способность строить свое поведение соответственно нормам и принципам, которые сложились в цивилизованном обществе.

Организация жизнедеятельности молодежи требует непосредственного влияния на нее и взаимодействия с нею. Это может стать своеобразным фундаментом, на котором базируется и деятельность, и общение, и отношения, и поведение молодых людей. Социальное развитие современной молодежи требует решительного переведения ее с позиции исполнителя в позицию активного участника, соавтора, автора и соисполнителя всего воспитательного процесса. Ведь известная истина утверждает, что бездумный исполнитель никогда не станет хозяином ситуации.

В реальной жизни нашего общества наступил тот период, когда необходимо осознать, если не будет решена проблема развития и становления моральной личности молодежи, то ни о каких превращениях в нашей реальной жизни не может быть и речи. Подход может быть один: что делается для молодежи, может делаться вместе с нею. При этом целесообразно избегать одностороннего подхода к определению целей и содержания воспитания молодых людей, что предусматривает и односторонний характер воспитательной деятельности. В такой ситуации он в основном носит вербальный характер. Это приводит к экстенсивному характеру воспитательного процесса, к тому, что словесная педагогика может стать господствующей в этом процессе, порождая лавину формальных мероприятий. У подростков развивается опасное раздвоение сознания и морального поведения.

Мораль - это оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей учитывая принципиальные противопоставления добра и зла. Конечно, с таким пониманием можно было бы согласиться, если бы речь шла о морали в идеальном обществе. Социальный прогресс, к сожалению, не всегда совпадает с моральным усовершенствованием личности. Но в каждом обществе в человеческом сознании откладывались определенные моральные ценности, ценностные ориентации в ее поведении, деятельности, которая освещает то, ради чего действует и мыслит человек именно так, а не иначе.

Проблема единства морального сознания, моральных ценностей и поведения довольно тесно связана с решением задач уровня совершенства морально развитой личности. Поэтому таким важным и есть вопрос о содержании моральных качеств. Учитывая то, что моральные качества определяют социальную направленность личности, необходимо, чтобы они стали действенными. Для этого"... моральные качества необходимо связывать с волевыми. В этом случае моральные качества наполнят волевым содержанием и направленностью, а волевые моральные - действенностью". При таких условиях, бесспорно, может быть сформирована действенная мораль, которая определяет стойкую линию поведения личности молодого человека.

Анализируя моральные качества, прежде всего надо учитывать их функции в поведении субъекта, их взаимодействие и способность к взаимодополнению и взаимообогащению. Такое объединение разных по функциям моральных качеств можно рассматривать как своеобразный механизм объединения морального сознания и поведения личности. Исходя из таких соображений, ряд исследователей определили пять основных групп моральных качеств:

первая группа - мировоззренческая убежденность, целеустремленность, обязанность, ответственность, гуманизм, патриотизм, интернационализм, которые в совокупности обеспечивают гражданскую направленность. Именно эта группа обеспечивает содержание социальных ценностей;

вторая группа - моральные качества, которые обеспечивают достижение поставленных целей: инициативность, энергичность, настойчивость, самостоятельность, обязательность и т.п. Эти качества связаны с моральным сознанием, которое руководит и корригирует их проявление;

третья группа - выдержка, сдержанность, вежливость, владения собою. Они помогают контролировать и тормозить отрицательные проявления в поведении;

четвертая группа - деловитость, привычки и навыки в поведении, умение его организовывать, моральный опыт личности. Эти качества определенной мере помогают быстрее достигать цели и сосредоточить в основному внимание на содержании поступков;

пятая группа - способность к самооценке, самокритичность, требовательность, справедливое отношение к другим. Эти качества оказывают содействие самосовершенствованию и созданию положительной моральной сферы дальнейшего развития личности.

Исходя из общечеловеческого содержания нравственности, можно сказать, что общечеловеческая мораль - это не совокупность неизменных норм и принципов, которые испокон веков известны каждому человеку или сообществу, а система, которая пополнялась, расширялась, изменялась на протяжении веков, обогащаясь новыми критериями, новым смыслом. А, значит, нельзя считать понятие "общечеловеческая мораль" как что-то однозначное, которое может неуклонно осуществляться, поскольку ее суть и направленность зависит только от Человека. Главное, что есть для нас важным, это то, что субъект морального воспитания в процессе развития и общения уже владеет определенным моральным опытом.

Мораль, выступая формой общественного сознания, которое представляет совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни.

Как проявление духовной жизни общества, мораль отображает общественное сознание и общественную волю людей. Тем не менее нельзя забывать об общечеловеческих моральных ценностях, которые индифферентны относительно социально-экономических преобразований, утверждают ряд исследователей этой проблемы. Учитывая то, что человек может выбрать моральный и аморальный поступок, целесообразно учитывать и тот факт, что этот выбор будет целиком произвольным. Моральный выбор субъекта, его моральное поведение есть не только результатом анализа объективных ситуаций, но и нерешительности и борьбы мотивов. Часто человек выбирает не то, что лучше само по себе, а то, что лучше для него. А отсюда можно вести речь о том, что проявление нравственности часто есть результатом определенных сформированных норм, привычек, поведения.

В психолого-педагогической литературе проблема формирования моральной культуры прямо или опосредствованно рассматривалась через определение ее как:

- личностных качеств;

- нормы взаимоотношений между группами;

- гуманность как особое отношение к людям;

- сквозь призму чувств, мотивов, потребностей;

- культуру и этику взаимоотношений;

- культуру поведения и общения;

- моральное сознание;

- моральные ценности;

- моральный выбор;

- моральную воспитанность.

Задача сегодняшнего образования состоят в том, чтобы обновить, возродить процесс воспитания, наполняя структуру деятельности личности новыми потребностями морального поведения даже в таких противоречивых условиях, в которых ныне находится государство и образование. Ведь ценностные моральные ориентации молодых, соотносясь с психофизическими характеристиками личности, не является абстрактным понятием, которое существует вне социальной действительности.

При этом, если в подростковом возрасте моральные ориентации "пластические", поддаются естественным изменениям, то с течением времени возрастание больше фиксируется проявлением направленности общечеловеческой, личностной, субъективной морали. Адекватность моральной ориентации личности общечеловеческим ценностям определяют уровень ее социальной зрелости, а, значит, уровень воспитательной работы в целом.

Решения проблемы морального воспитания может обеспечить высокое развитие личности независимо от того, в какой области ей придется работать. Но в особенности важно это учитывать в педагогической деятельности в разных сферах жизнедеятельности учеников: в лицее, училище, техникуме или колледже, социально-воспитательных учреждениях, в объединениях или клубах по интересам и т.п.

Воспитание личности на основе морально-христианских ценностей

Христианское воспитание есть составной частью морального воспитания учеников в профессиональном образовании. Именно оно отвечает украинской ментальности, психике, естественной религиозности и традиционным чертам украинского идеала человека, а именно: вере у Бога, уважения к старшим, кроткому характеру, искренности, гостеприимности, трудолюбия, любви к своей Родине и народу.

Целью христианско-этического воспитания есть выявление, формирование и развитие естественных и сверхъестественных задатков души и тела, к постижению единства жизнь человека с Божьими законами.

Христианское воспитание - это процесс формирования и развития духовного и физического потенциала человека.

Христианская мораль основывается на универсальном моральном законе человечества - десяти Заповедях Божьих и двух главных заповедях Любви, а также на делах милосердия относительно души и тела ближних, евангельских советах. Поэтому, целью морального воспитания есть помощь молодежи на пути к постижению и познанию вечной Любви, Добра, Правды, Справедливости, Истины, к изучению основ христианской морали.

Христианская этика анализирует природу, внутреннюю структуру морального сознания и моральных отношений, исследует моральные понятия, которые выражают моральные нормы, принципы, которые содержат оценку деятельности людей. Христианская этика призывает искать высочайшее добро (благо) не только своей умственной деятельностью, но и на основе формирования духовного мировоззрения, которое открывается в вечных правдах, объявленных Богом в Святом Писании.

Христианская этика базируется на абсолютной морали, которая есть вечной, неизменной и существует вне пространства и временами. Она имеет цель:

- информировать учеников о моральном ученим христианства, которое включает в себя общечеловеческие ценности;

- воспитывать учеников на основе правды и свободы;

- прививать ученикам ряд моральных добродетелей: мудрость, мужество, справедливость, сдержанность, милосердие, миролюбивость.

Человек с точки зрения христианской этики - это что-то абсолютно отдельное, то есть лицо как душа и тело вместе взятые, что иной своей сущностью, призванием, деятельностью, достоинством.

Человек - это единство духа, души и тела. Дух есть глубочайшей частью души, так как он отображает наше самосознание. Дух - это наше собственное "Я", через которое мы непосредственно общаемся с Богом. Дух проявляется в совести и поиске Бога. Телом мы бываем подобны, душевные проявления тоже бывают близкими, а духом мы не одинаковые, так как он создает нашу неповторимость, и личность. Человек может стать личностью, когда сформируется как лицо, которое развило свой творческий потенциал, став своеобразной уникальной неповторимостью, достойной наследования, которое отвечает за свои поступки. Человек есть кузнецом своего счастья. Когда дух, душа будут властвовать над телом, человек будет поступать морально правильно, а когда, наоборот, тело будет руководить душой, то человек будет впадать в грех. Человек будет хорошо морально сформирован, если будет иметь такой порядок: дух, чувства (эмоции), тело.

Христианское воспитание разделяет духовную жизнь человека на три составных части: мышления, чувственность и воля. Человек, как и весь мир происходит от Бога. Он зависим от Бога и имеет существенно важные отношения с Ним. Человек состоит из души и тела, из материи и Духа, из преждевременного и вечного. Он познает правду о мире, о себе и о Боге. Лишь тогда, когда он старается понять, кем есть, что составляет его величие, а также величие других людей и величие Творца, Который все создал на добро человека, то осознает себя как лицо.

Человеческое лицо может быть носителем следующих ценностей: религиозных (святость, личная вера, стремления к совершенству), моральных (смирение, чистота, щедрость, милосердие, кротость), эстетичных (красота, обворожительность, остроумие, художественный вкус), интеллектуальных (проникновенность, благоразумие, интуиция), и других ценностей.

В христианско-этическом воспитании учащейся молодежи важнейшими задачами есть:

- формирования ума;

- создание на основе ума и веры собственных идеалов и добродетелей;

- постижение состояния, в котором: в уме человека будет властвовать вера и она будет руководствоваться добродетелью мудрости, которая направляет ум искать правду; в воле - любовь, которая будет руководствоваться добродетелью справедливости; в чувствах - надежду, которые будут руководствоваться добродетелями мужества и сдержанности, которые руководят чувствами;

  •  утверждением состояния, за которое ум, вера и совесть будут управлять всеми движениями воли.

Моральное воспитание в профессиональном образовании

Анализ психологических и педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о значительном интересе научных работников к разным аспектам воспитания морального сознания учеников в профессиональных учебных заведениях. Эти исследования являются значительным взносом в теорию и практику морального воспитания.

В частности учеными-педагогами определены основные условия, которые обеспечивают воспитательное влияние трудовой деятельности учеников на моральное развитие личности:

- наличие общественно значащей цели трудовой деятельности;

- организацию коллективной трудовой деятельности;

- творческий характер трудовой деятельности;

- формирование общественно значащих мотивов поведения в процессе трудовой деятельности;

- формирование системы моральных понятий, знаний, моральных отношений в процессе трудовой деятельности;

- эмоциональная окраска трудовой деятельности.

Соблюдения этих условий оказывает содействие более эффективному ходу процесса воспитания морального сознания учеников во время обучения в профессиональных учебных заведениях.

Сущность воспитания морального сознания во время обучения состоит в том, что наряду с систематической работой по развитию трудовых умений и навыков и интеллектуальных способностей учеников осуществляется работа по формирования моральных знаний и моральных отношений в соответствии с возможностями учебного материала, для чего применяются специальные задания, создаются проблемные ситуации. С целью эмоциональной окраски процесса воспитания морального сознания используются игры или игровые ситуации.

Воспитания морального сознания учеников во время обучения включает такие взаимосвязанные направления:

Первое направление: формирование системы моральных знаний (представлений, понятий) через использование следующих методов: обсуждение признаков моральных качеств, которые должны иметь представители тех или других профессий для того, чтобы качественно выполнять производственные задачи и профессиональные обязанности.

Второе направление: воспитания моральных отношений учеников через организацию работы в бригадах, которые формирует ответственное отношение к выполнению трудовой задачи.

Для успешной реализации этого направления выдвигаются требования, которые характеризуют такие признаки:

  •  признак гуманности, как самостоятельность в суждениях и поступках;
  •  признак честности - бескомпромиссность;
  •  признак дисциплинированности - активное противодействие нарушителям дисциплины в бригаде.

Эти требования сформулированы в таком виде:

- умей прощать ошибки товарищам, не сосредоточивай на них внимание;

- если ты считаешь, что твой товарищ из бригады нарушает дисциплину и тем самым мешает другим, честно и откровенно ему об этом скажи;

- умей выслушать справедливые замечания товарищей;

- поддерживай дисциплину в бригаде, старайся не допускать нарушений трудовой дисциплины как со своей стороны, так и со стороны товарищей. Своевременно предупреждай нарушение правил безопасной работы.

В выработанных правилах фиксируется система моральных взаимоотношений между подростками для конкретных условий трудовой деятельности. Таким образом, в бригаде, как в трудовом коллективе, действует устав моральных отношений, в соответствии, с которым поддерживается или поддается коррекции действия и взаимоотношения участников общей трудовой деятельности.

Соблюдение этих правил учениками и контроль за их выполнением со стороны преподавателя оказывает содействие формированию таких характерных проявлений моральных отношений как взаимопомощь, ответственность за порученное дело перед другими.

Третье направление: использования специальных методов и средств воспитания: игры, в содержание которых обязательно вносятся элементы морального воспитания.

Четвертое направление: формирование трудовых навыков и умений, а также формирования моральных знаний отражено в заданиях:

1) на конструирование отдельных элементов, деталей изделий;

2) на определение операций технологического процесса изготовления изделий, определение инструментов и приспособлений необходимых для выполнения технологической операции;

3) на определение оптимальных условий организации выполнения трудовой задачи;

4) на определение основных этапов контроля качества изделий;

5) на определение моральных качеств, которые должны проявить ученики для надлежащего выполнения трудовой задачи.

Моральное воспитание в ПУЗ должно проводиться органическом единстве с процессом профессиональной подготовки учеников. Процесс воспитания предусматривает формирования у учеников мировоззренческой, политико-правовой, нравственно-эстетичной культуры, патриотизма, гуманизма, дисциплинированности, инициативы.

Одним из эффективных принципов воспитательной работы есть соединение индивидуального и дифференционного подхода к личности ученика. Дифференцированный подход требует применения стимулирующих влияний. В зависимости от психологических особенностей учеников по-разному применяются методы наказания и поощрения. Выяснение условия, причины, мотива недисциплинированного поведения есть базой для проведения воспитательной работы с конкретным учеником. Принципы воспитательной работы применяются преподавателями через определенные формы и методы: лекции, беседы, обсуждения поведения учеников на сборах группе, встречи с родителями, коллективные формы проведения досуга.

Одной из наиболее эффективных форм проведения воспитательной работы являются индивидуальные беседы кураторов с учениками. С помощью методов воспитания осуществляется процесс формирования определенных качеств личности. К ним относятся убеждения, поощрения, наказания.

При проведении воспитательной работы учитываются:

- особенности учебной группы;

- специфика воспитательного влияния в учебном процессе и во внеучебное время;

- возможности субъектов воспитания;

- потребность и готовность к воспитательному влиянию и самовоспитанию.

Организация воспитательной работы содержит в себе цель и задачу воспитания, основные направления, субъектов воспитания, основные формы и методы проведения воспитательных мероприятий, способы контроля за ходом процесса воспитания.

Учебными занятиями процесс воспитания не ограничивается. Важнейшим субъектом воспитания целого ряда качеств личности ученика выступает учебная группа. Именно группа формирует коллективную и личную, ответственность учеников за повышение уровня знаний, мировоззренческую и профессиональную подготовку, соблюдение учебной дисциплины, норм морального поведения. С этой целью в ПУЗ осуществляются такие мероприятия:

- организация конкурса на лучшую учебную группу, курс, факультет;

- обучение навыкам воспитательной работы старост групп;

- шефская помощь ветеранам, инвалидам, одиноким людям; и т.п..

Особым направлением в воспитательной работе есть организация досуга учеников по месту проживания. Распространенным остается признание общежитий за право называться лучшим по таким показателям, как сохранение государственного имущества, соблюдения правил проживания в общежития, оформление комнат, организация досуга и т.п..




1. Лабораторная работа 12 Тема - Исследование трехфазного синхронного двигателя Цель работы-Ознакомле
2. Українська держава в період руїни (1657-1676 рр)
3. тема включающая в свой состав не только отдельные элементы но и совокупность этих элементов т
4. Воспитание сознательной дисциплины
5. 1 Сварка углеродистых сталей 4 1
6. Образовательная система Испании
7. темам- Системы счисления Двоичная арифметика Решение задач средствами электронных таблиц MS Excel
8. Архітектура Київ 2012 УДК ББК Укладачі
9. Фруктовий мікс з бісквітом кремом Пломбир вершковий ванільний та фруктами140 грн 2
10. темах в учении Декарта ~ о качественном отличии сознания от психики животных Современная наука признаёт ч
11. Ресурс ~ это любая допускающая переменное значение составляющая которая требуется для выполнения работы и
12. .Спеціалізація регіону та його показники.
13. Доклад по дисциплине Проблемы Теории Государства и Права Основные понятия криминалистической идентифика
14. Объект правоотношения
15. Учебное пособие- Радіаційна медицина
16. Проблемы формирования рынка труда
17. Экологические проблемы военной деятельности в мирное время
18. Тема- Технологічні системи та технологічні процеси як економічні об~єкти rdquo;
19. Учетная политика организации.html
20. енергію руху Потім використання енергії та електричної енергії на утворення органічної речовини і різних