Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мозырский государственный педагогический университет имени И

Работа добавлена на сайт samzan.net:


 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

Кафедра технологии

и декоративно-прикладного

искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ

КОМПЛЕКТА ИЗ ВЕЛЬВЕТОВОЙ ТКАНИ ДЛЯ МАЛЬЧИКА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЖИЛЕТ, БРЮКИ)

Выполнил:

студент 4 курса, 2 группы

заочной формы

получения высшего образования

факультета «Технология»

Голубев Александр Сергеевич

Руководитель: ассистент

Красовская Л.В.

Работа допущена к защите___________________________

                                                              (дата, подпись)

Мозырь 2014


          СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ

1.1 История развития детской одежды……………  ……………………..5

1.2 Требования, предъявляемые к детской одежде………………………6

1.3 Описание внешнего вида …………………………………………  … 7

2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА

2.1 Форма и силуэт…………………………………………………………8

2.2 Линии в костюме……………………………………………………….9

2.3 Материалы и цвет костюма (изделия)……………………………….11

2.4 Дополнения и аксессуары…………………………………………….12

3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ

3.1 Пропорции в композиции……………………………………….……14

3.2 Ритм в композиции……………………………………………………15

3.3 Симметрия и асимметрия……………………………………….……19

3.3 Статика и  динамика……………………………………………….….21

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ…………………………………………………………...……………22

ВЫВОДЫ…………………………………………………………….……27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Одной из существенных функций костюма является эстетическая функция. Даже в первобытном обществе человек относился к одежде не только как к средству защиты от климатических условий, но и как к возможности сделать свою внешность более привлекательной в глазах соплеменников, привлечь к себе внимание. С развитием костюма его эстетическая роль возрастала. Художественное оформление стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определенной эпохи. Рационально решенная и эстетически оформленная детская одежда способствует осуществлению определенной ролевой деятельности в период школьного обучения, указывающего на положение в обществе и раскрывающего особенности личности младшего школьника в социально-психологическом отношении.

Со временем одежда начала подразделяться на повседневную, праздничную, домашнюю и т. д. В зависимости от ее назначения и условий эксплуатации стали определяться основные принципы художественного проектирования костюма.

Одежда из вельвета имеет достаточно длительную историю. В 1955 году американская фирма "Mustang Jeans" выпускает новинку - джинсы из вельвета. Они завоёвывают мировую популярность на целых двадцать пять лет, а в 1980 году мода на вельвет на Западе проходит (в СССР только приходит). Мода проходит, но и сейчас продолжают выпускать вельветовые наряды для детей, пользующиеся спросом.

В России хотя и узнали вельвет ещё в XIX веке, одежду из него начали шить только в XX-м. Причем, доступной каждому она стала всего лишь лет тридцать назад. Сегодня вельвет вновь в моде. Можно назвать вельвет "семейной" тканью, ведь из неё шьют мужскую, женскую и детскую одежду.

Разнообразен ассортимент детской одежды из вельвета: платья и сарафанчики, бриджи и брюки, жилеты, комбинезоны, курточки и др. на любой сезон года.

Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель работы – художественное проектирование и изготовление комплекта из вельветовой ткани для мальчика младшего школьного возраста (жилет, брюки).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  изучить литературу по заданной теме: анализ тенденций детской моды 2013/2014;
  2.  описать внешний вид моделей;
  3.  описать требования, предъявляемые к детской одежде;
  4.  изучить компоненты композиции костюма;
  5.  изучить композиционные средства, используемые в костюме;
  6.  спроектировать модели согласно законам и правилам композиции;
  7.  изготовить модель в соответствии с темой курсовой работы.
  8.  ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ

1.1 История развития детской одежды

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил. О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле. В зависимости от материалов и традиций одежду по-разному закрепляли на фигуре: драпировали вокруг тела, обертывали тело, делали прорез для головы.

Можно выделить три основных типа древней одежды:

  1.  нешитая (некроеная) одежда, изготовленная из одного куска ткани, закрепленного на теле, — это драпированная одежда Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, характерная для средиземноморской цивилизации;
  2.  одежда из куска ткани с прорезанным отверстием для головы (плащи типа пончо вавилонян и ассирийцев);
  3.  кроеная и шитая одежда — из согнутого пополам полотнища ткани с выкроенным отверстием для головы, сшитого по бокам с оставленными прорезями для рук (туникообразный покрой). На основе этого покроя появилась рубашка с вытканными рукавами (покрой туника) — рубашка – канди ассирийцев, калазирис эпохи Нового царства в Древнем Египте, туника Древнего Рима (I—V вв. н.э.).

На протяжении тысячелетий детей одевали так же, как и взрослых. Детский костюм представлял собой уменьшенную копию взрослого. Например, в Западной Европе девочки из дворянских семей носили корсет с раннего возраста. Такая одежда была неудобной и затрудняла физическое развитие и свободные движения детей. Единственной особенностью было наличие в костюме маленьких детей передника, который надевали, чтобы не пачкалось платье. Вплоть до XIX в. существовала также традиция мальчиков до пяти лет (а в Англии и до 10—12 лет) одевать в платья. Только в XVIII в. в Англии возникает новая традиция одевать детей в соответствии с их возрастом в более удобную и гигиеничную одежду (девочки стали носить платья без корсета и каркаса, а во второй половине XVIII в. — с завышенной талией), появляются детские прически.

И, наконец, только во второй половине XX в. появляется молодежная одежда. После окончания второй мировой войны, в 1950-е гг., формируется новая особая социальная группа — молодежь, занимающая промежуточное положение между подростками и взрослыми. В 50-ые годы ХХ века в отечественном моделировании стала проявляться тенденция развития моделирования одежды для детей, подростков и молодежи. Повышение образовательного уровня, увеличение времени, необходимого для учебы и получения профессии, рост доходов и возможность финансовой независимости от родителей — все это привело к рождению молодежной культуры со своими ценностями, кумирами и стилями, отличными от «взрослой» моды. Уже в 1960-е гг. появляется понятие «молодежная мода», и основными потребителями модных товаров становятся молодые люди. Так как молодежь является наиболее активным приверженцем моды, то самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

Вторую половину XX  века  можно назвать веком ребенка: именно в это время была сформирована детская одежда - легкая, практичная, удобная, соответствующая возрасту и пропорциям. Детская одежда при этом меняется медленнее, чем взрослая, а из  калейдоскопа модных направлений она выбирает самое практичное.  

  1.  Требования, предъявляемые к детской одежде

Все виды одежды для детей должны отвечать комплексу современных требований практичного, гигиенического и художественно-эстетического порядка. Утилитарность и практичность достигается в том случае, если детская одежда будет функционально полезной (согревать в холод, быть нежаркой летом, защищать от непогоды), также она должна быть разнообразной по ассортименту, формам, материалу и в любой обстановке быть удобной и целесообразной.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Гигиенические свойства обеспечиваются применением гигроскопичных, воздухопроницаемых, теплопроводных или теплозащитных, а главное легких и не требующих сложного ухода материалов.

Значение имеет здесь и удобная конструкция изделия. Требованиям гигиены лучше всего отвечают хлопчато-бумажные и смесовые ткани, льняные полульняные для лета. Трикотажные полотна, облегченные полушерстняные ткани хороши для зимы.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду”. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды.

Гигиенические требования к покрою одежды. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.  Детская одежда не должна иметь толстых, грубых швов. Перетягивание верхней части живота тугими резинками, ремнями, вызывает изменения в висцеральных органах, нарушает координацию движения мышц, поддерживающих позвоночник, и может способствовать появлению сколиоза, кифоза. Кроме того, стягивание резинками талии кистей рук нарушает кровообращение, создает застой крови в капиллярах кожи, ограничивает питание ее. Длительное воздействие резинки создает условия для расширения вен. Поэтому при ношении колготок (рейтуз, курточек и т.п.), необходимо соблюдать одно правило: резинку, стягивающую талию ребенка, делать слабой, чтобы резинка лишь прилегала слегка к телу ребенка, но не давила и не стягивала бы кожи. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, пищеварение, лимфо- и кровообращение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив механическим воздействиям. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движение и делает детей неуклюжими. Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции детей и подростков. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Необходимо учитывать массу одежды. Тяжелая одежда утомляет ребенка, мешает быть активным.

Большую роль в придании детской фигуре зрительной пропорциональности играет длина одежды, которая определяется возрастной группой и назначением изделия, и менее подвержено влиянию моды, чем длина одежды для взрослых.

Таким образом, одежда по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям не препятствовать быстрому и легкому снятию способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

К художественно-эстетическим требованиям относят красоту колористического оформления материалов, новизну и изящество композиционного решения модели, которое обязательно должно соответствовать возрасту и телосложению ребенка и модным тенденциям. По колориту ткани детского ассортимента должны быть чистых и нежных оттенков, яркими и насыщенными, рисунок тканей, т.е. его тематика и масштаб. Выбирается в зависимости от возраста ребёнка.

Экономичность детской одежды должна обеспечиваться ее умеренной ценой, достаточной прочностью.

1.3 Описание внешнего вида

Комплект: жилет и брюки для мальчика младшего школьного возраста из вельветовой гладкокрашеной ткани тёмно синего цвета. (Приложение рисунок 1).

Жилет – полуприлегающего силуэта; горловина, борта и проймы обработаны окантовочным швом.

Перед – с центральной застежкой до низа на 3 обметанные петли и 3 пуговицы.

Спинка - с застрочными мягкими складками на уровне линии талии с хлястиком.

Брюки – прямые; с притачным поясом, с вложенной внутрь эластичной тесьмой; на передних половинках брюк выполнены карманы с подрезным бочком ; на поясе брюк настрочены шлевки.

Нитки и пуговицы на 4 прокола.

Можно использовать в качестве нарядной одежды и одежды для школы.

Эстетические свойства соответствуют современным представлениям об эстетике детского костюма и моде.

  1.  ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА

2.1. Форма и силуэт

В течение всей истории существования человеческого общества люди создавали для себя одежду, и каждое последующее поколение вносило свой вклад в этот беспрерывный процесс. Причем процесс этот творческий, бесконечно разнообразен и доступен большинству людей. Каждый человек может проявлять здесь фантазию, понимание прекрасного и мастерство.

Во все века одежда служила не только для защиты от непогоды. Очень важным были и остаются ее социальная и эстетическая функции. Благодаря одежде человек может изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства внешности.

Первое зрительное восприятие одежды – это ее форма.   Форма –морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала [1, c. 127].  

Дизайн-форма — особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия (конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры).

Дизайн-форма отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.

Форма одежды характеризуется следующими элементами:
        геометрический вид;

конструкция;

масса;

фактура;

цвет [3, c. 86].

Контурное очертание формы (геометрический вид) называется силуэтом. Каждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды. Силуэт является ее выразителем. Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник. Иногда их обозначают буквами: «Х», «А», «Н», «Т» и т.д.

Гардероб школьника существенно меняется, происходит четкое определение изделий по назначению: кроме школьной формы появляются спортивные костюмы для занятий на стадионе и в спортзале, рабочие фартуки или халаты для трудовых занятий, одежда для занятий и игр дома, нарядная одежда.

Основные силуэты одежды для мальчиков 7-8 лет - свободный и полуприлегающий; для мальчиков 9-10 лет характерен также прямой силуэт одежды, но ведущим становится полуприлегающий. В этом силуэте решают куртки, пальто, а прямой силуэт приближают к полуприлегающему, располагая по низу курток и рубашечек притачные пояса, защипы, вытачки и пр.

Дети в этом возрасте с удовольствием проводят свободное время в спортивных играх во дворе, катаются на коньках, санках, лыжах и т. п., поэтому общий стиль одежды - спортивный (исключение могут составлять нарядные костюмы, домашняя одежда). Это определяет возможность широкого использования кокеток, погончиков, накладных карманов, клапанов, хлястиков, выразительной фурнитуры.

Форма одежды должна соответствовать не только направлению моды, но и фигуре человека. Приталенный силуэт («Х») подчеркнет линию талии. Прямой – очень удобный и комфортный, но он скрывает очертания фигуры. Силуэт трапеция с большим количеством фалд пойдет не каждому. А вот полуприлегающий лишь слегка намечает контуры фигуры и подходит почти всем.

Важным моментом при выборе формы является определение длины изделия. Длина зависит от направления моды, особенностей фигуры и возраста и очень влияет на зрительное восприятие формы одежды. Меняется направление моды – меняется и длина. Найти нужную длину – значит, определить правильные пропорции одежды. Пропорции – это не только отношение длины изделия к росту, но и длины юбки – к длине жакета, ширины рукава – к лифу и всему силуэту.

Линия низа изделия играет большую роль в создании правильных, гармоничных пропорций в одежде. А иллюзия зрения помогает пропорции одежды перенести на восприятие пропорций фигуры. Поэтому при завышенной талии фигура кажется зрительно выше, при заниженной – приземистой.

Описание формы и стиля представляемого комплекта приведено в таблице 2.1

Таблица 2.1 Описание формы и стиля представляемого комплекта

Силуэт

полуприлегающий

Форма

Прямоугольная, свободная

Отличительные особенности

Накладные детали, застегивающиеся клапаны,  строчки (двойные), рельефы. Материал – вельвет.

Вид одежды

Костюм: свободные брюки; жилет.

2.2. Линии в костюме

Членение формы одежды достигается конструктивными и декоративными линиями.

Конструктивные линии – линии, создающие основную форму деталей, и линии соединения составных деталей одежды: боковые, передние, талевые, плечевые швы, швы середины спинки, рукава, вытачки и т.д. Вытачки могут быть образованы конструктивными и конструктивно-декоративными линиями. Если вытачка имеет линии отделки (например, различные строчки), то она несет двойную нагрузку – создает форму и является декоративным украшением. Двойную нагрузку в зависимости от модели может получить любой соединительный шов или вытачка, например, боковой шов с заложенной односторонней складкой или отделочной строчкой.

Декоративные линии – это линии, существующие (создаваемые) исключительно для декоративных целей. К декоративным относят линии различных отделок: защипы, складки, сборки, вышивки, канты, отделочные швы [5, c. 93].

Для оформления изделия применяют вертикальные, горизонтальные, диагональные, лекальные линии. С их помощью можно достичь большого разнообразия при создании моделей различной формы: вертикальная линия подчеркивает строгость, лаконичность изделия, овальная – мягкость, плавность, диагональная – движение, динамику, горизонтальные – статичны, они зрительно уменьшают фигуру.

При разумном использовании этих линий совсем несложно добиться создания нужного впечатления о величине предмета, усилить выразительность главного элемента и скорректировать при необходимости недостатки фигуры.

Секрет вертикальной линии заключается в том, что чем быстрее глаз скользит по ней, тем длиннее она кажется. Вертикальная линия в одежде – это не только полосы на ткани, но и покрой одежды, отдельные детали, способ драпировки ткани, общий силуэт костюма и цвета (например, вертикальной линией может считаться платье и туфли одного цвета). Значение перечисленных примеров вертикалей легко недооценить, но именно они могут стать важным моментом в процессе формирования образа. Благодаря их использованию в одежде фигура зрительно кажется более стройной и высокой.

Взгляд, скользя по фигуре, как бы «спотыкается» о горизонталь, поэтому немаловажным моментом для создания эффекта стройности является и место расположения горизонтальных линий. Горизонтальные линии, расположенные на фигуре высоко или низко, способствует созданию эффекта стройности (взгляд достаточно долго перемещается вверх или вниз до горизонтали), а в то время как линия, делящая фигуру пополам (как правило, это место приходится на середину бедер), наоборот, расширяет и укорачивает.

В композиционном решении недопустима перегруженность модели линиями разного характера, которая может вносить дисгармонию, в то же время, чрезмерная насыщенность модели однородными (ньюансными) линиями утомляет своей монотонностью. (Приложение Рисунок 2)

При создании силуэта любая линия может оказаться важной и решающей. Так, линия плеча является одним из главных признаков моды (округлая, скошенная вниз, прямая и т.д.).

Линия груди в разные модные периоды выявлялась по-разному: то она подчеркивалась зауженной талией, то она сглаживалась в прямом силуэте.

Линия низа, так же как и линия плеча, является одной из главных примет моды. Она определяет пропорции всей фигуры.

В представляемом костюме использованы как вертикальные линии: вертикальные рубчики на вельветовой ткани, покрой одежды, вертикальные вытачки жилете, общий силуэт костюма и цвета (жилет и брюки одного цвета); так и горизонтальные: линия соединения жилета и брюк (чуть ниже талии).

2.3. Материалы и цвет костюма (изделия)

Основу выразительности каждой модели одежды составляет не только форма и объем, но и ткань. Высокое качество одежды для детей невозможно без правильного подбора материалов в пакет одежды.

Детскую одежду шьют и из натуральных тканей (велюр, вельвет, махра, ластик и др.), и из искусственных. Однако необходимо учитывать слои одежды и возраст ребенка. Одежда для детей младшего школьного возраста в связи с физиологическими особенностями организма ребенка этого возраста должна отвечать ряду специфических требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании.

Детский организм находится в состоянии постоянного роста и развития. Дети по сравнению с взрослыми имеют более тонкую, нежную кожу. Быстрое охлаждение происходит из-за тонкого эпителия и незначительного количества крови, протекающей в толщине кожи. Поэтому кожа у детей в значительно меньшей степени, чем у взрослых, защищает организм от колебания температуры внешней среды. Вследствие этого детская одежда должна быть более теплой, чем у взрослых, в холодное время года и не должна создавать препятствия для теплоотдачи летом. Важным является соответствие одежды росту и размерам.

При конфекционировании материалов для детской одежды необходимо руководствоваться санитарно-гигиеническими правилами и нормами содержания химических волокон.

Пакет материалов детской одежды должен быть влагопроводным в целях своевременного удаления влаги из-под одежного пространства. Поэтому длительная эксплуатация одежды приводит к накоплению в ней влаги и последующему уменьшению термического сопротивления.

Первый слой одежды должен быть только из натуральных тканей. Во втором и третьем слоях возможно использовать смешанные и искусственные ткани. В настоящее время существует большое количество современных искусственных тканей, характеризующихся хорошими воздухопроницаемыми, ветрозащитными, водоупорными, теплозащитными и др. свойствами. В нашем случае это вельвет.

Оформление тканей для детской одежды очень разнообразно по цвету, рисунку. Универсальными в изготовлении одежды для детей являются ткани с мелкой и средней величиной орнаментального мотива. Это ткани с классическим рисунком гороха, полосы, клетки. Также широко используется растительный орнамент.

Детям нравятся ткани с тематическим рисунком. Это такие мотивы, которые хорошо знакомы ребенку, понятные, взятые из мультиков, песен, сказок. Они стимулируют фантазию ребенка, будят детскую любознательность.

Цвет тканей детской одежды иногда главенствует над покроем при сохранении главного его свойства - функциональности, так как дети любят все красочное, яркое. Поэтому, по советам психологов, одежда для детей должна быть по возможности разноцветной. Это побуждает детский мозг к развитию. Буйство красок и разнообразные узоры побуждает интерес, заставляет ребенка креативно мыслить и делать умозаключения. (Приложение Рисунок 4)

В целях более эффективного использования свойств материалов выделены наиболее значимыми требованиями к материалам для детей младшего школьного возраста:

  1.  гигиенические требования обеспечивают комфортный пододёжный микроклимат;
  2.  эксплуатационные требования позволяют изделиям обладать достаточной надёжностью и износостойкостью;
  3.  эстетические требования определяют художественно-колористического оформления модели и эстетическое восприятие;
  4.  экономические требования к материалам позволяют изготавливать модели с приемлемой ценой из качественных и недорогих материалов [9, c. 151].

Воздухопроницаемость выбранного материала достаточна для обеспечения вентиляции пододежного слоя.

Вельвет - плотная ворсовая ткань с хлопчатобумажным ворсом (уточным), вырабатываемая из сравнительно тонкой пряжи. Лучшим сортом вельвета является вельвет-корд, имеющий на лицевой стороне вдоль основы ворсовые рубчики. Цвет верхнего слоя комплекта – тёмно синий.

Вельвет, используемый в данном костюме, обладает высокими эксплуатационными и эстетическими свойствами. Помимо износостойкости они характеризуются несминаемостью, хорошими теплозащитными свойствами и гигроскопичностью, быть антистатичными, легко поддаваться уходу.

2.4. Дополнения и аксессуары

За тысячелетия развития костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них можно отнести следующие способы художественной обработки тканей:

  1.  вышивка - нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.;
  2.  аппликация - выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие;
  3.  художественное ткачество - создание узора и изображения посредством переплетения разноцветных нитей, часто имеющих различную фактуру;

- пэчворк - составление узорчатого полотна из различных лоскутков ткани и других материалов;

- квилт - узорная стежка лоскутного полотна с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);

  1.  тиснение - выдавливание рисунка узора на мягкой поверхности материала; особенно этот вид декора характерен для оформления кожаных изделий;
  2.  набойка - нанесение цветного рисунка на материал при помощи печатных форм - матриц, при этом количество матриц определяется количеством цветовых оттенков рисунка;
  3.  батик - нанесение рисунка на ткань при помощи специальных текстильных красителей; существует много техник батика: свободная роспись, когда рисунок наносится на ткань непосредственно кистью; холодный батик, когда рисунок сначала наносится резервирующей жидкостью, ограничивающей площадь цветного пятна и не дающей краске затекать за его границу, а затем кистью заполняются цветовые пятна рисунка; горячий батик, когда рисунок сначала наносится горячим резервирующим составом, а затем после его застывания дополняется кистью; каждая из этих техник имеет свои характерные эффекты;
  4.  плетение - способ создания узорного кружевного полотна при помощи специальных приспособлений - коклюшек; и многие другие техники;
  5.  перфорация - создание рисунка за счет выполнения на материале узорчатых отверстий; обычно используется для декорации несыпучих материалов, таких как кожа, замша, нетканые материалы;
  6.  принт, фотопринт - нанесение на ткань рисунка любой сложности (в том числе фотоснимка), при помощи специальных компьютерных программ [7, c. 84].

Все эти традиционные декоративные приемы и техники активно используются в художественном оформлении современной одежды.

Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов - красителей, нитей, отделочных тканей и др., а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов - кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в современной одежде.

Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:

  1.  декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим;
  2.  рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;
  3.  вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая - изящной, легкой;
  4.  декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность [14, c. 109].

Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.

В комплекте может быть использован такой декоративный прием как автоматная вышивка (аппликация) над карманом на жилете, составляющая как бы одно целое с карманом, придающая костюму определенное изящество, индивидуальность, стиль, праздничность, настроение и соответствующая возрасту. ( Приложение Рисунок 5)

3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ

3.1. Пропорции в композиции

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.

Фигуру человека можно мысленно разделить на две части: от темени до талии и от талии до стопы. От того, где расположена линия талии, то есть каковы пропорции индивидуальной фигуры, и зависит внешний вид человека. Идеальной пропорцией для восприятия внешности считается соотношение верхней и нижней частей, как 3:5, что соответствует так называемому «золотому сечению». А «золотое сечение» - это такое деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая часть к целому, состоящему из суммы частей, например, 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.

В возрасте 7-10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры вследствие уменьшения интенсивности роста, ребенок «мужает»; развивается костная основа, укрепляется мускулатура, фигура становится стройнее за счет удлинения ног, выпуклость живота исчезает, намечается талия. Пропорции фигуры к 10 годам жизни меняются: высота головы относится к длине всего тела как 1 : 6 или 1 : 6,5.

Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей - все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности.

Иногда и хорошо сшитая одежда не создает впечатления завершенности, целостности. Костюм будет выглядеть элегантно, если при его создании соблюдены следующие правила пропорций.

В нашем случае соотношение длины жилета и длины брюк составляет 4 : 7, что довольно близко к «золотому сечению» (Приложение Рисунок 2).

3.2. Ритм в композиции

Ритм в переводе с греческого — соразмерность, стройность, такт.

Ритм — это существующее в природе явление закономерного повторения или чередования соизмеримых элементов во времени или пространстве. Ритмический строй произведений искусства отражает объективно существующий в природе ритм. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве ритм является важным средством создания композиции художественного произведения, достижения согласованности его элементов, красоты и гармонии, выразительности образа, четкости его восприятия. С помощью того или иного ритмического строя придается различная эмоциональная окраска художественному произведению, достигается определенное эмоциональное воздействие [10, c. 216].

В прикладном искусстве на определенном ритме строят орнаменты вышивок, рисунки на тканях.

В композиции костюма ритм является одним из средств связи в единое целое всех частей формы.

В средневековом искусстве явления ритма сохраняются (иранская миниатюра, где растительные мотивы образуют изысканные ритмические орнаменты). Появляются богато орнаментированные ткани со сложными раппортными рисунками. Ритмы прослеживаются в мужской стеганой одежде, в деталях металлических доспехов (рисунок. 3.1)

Рисунок 3.1 – Ритмы в одежде и в металлических доспехах воинов Средневековья

В эпоху Возрождения ритм считался одной из трех главных задач композиции: перспектива, ритмическое расчленение плоскости и точка зрения. Иллюстрацией этого были монументальные фрески и росписи храмов. В одежде этого времени присутствовали красивые ритмические складки плащей, сложные разнораппортные рисунчатые ткани, полосатые ткани штанов-чулок, множество декоративных разрезов. Много контрастных форм прочитывалось в мужской одежде: перепады форм, тяжелый, нагруженный отделками и накинутыми короткими плащами верх фигуры и неустойчивый низ с обтянутыми штанами-чулками. Одежда в основном была с вертикальной осью симметрии. Стеганая военная одежда была с ритмическими рядами стёжки и разрезов.

В XVIII —XIX вв. продолжается дальнейшее развитие ритмов в отделках, вышивках, в складках и плиссировках тканей, в сборках на юбках и плащах, в рядах пуговиц и петель [11, c. 59, 74, 102].

В современной одежде ритм отделок, рисунков тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко.

В музыке, танце, поэзии ритм «разворачивается» во времени. В архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве его ощущение вызывается чередованием элементов или закономерным изменением свойств в определенном пространстве. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты, является одним из важнейших средств приведения многообразных или одинаковых элементов формы к гармоничному расположению.

Как уже было сказано, признаком ритма является повторяемость элементов формы и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Ритмические повторы одного и того же мотива или формы могут быть равномерными или неравномерными (нарастающими или убывающими).

Наиболее часто используется повторяемость двух типов: простая (статическая, или метрическая) и сложная (динамическая).

Статический ритмический ряд (или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними.

Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалах между ними. Математической закономерностью может быть арифметическая или геометрическая прогрессия и т.д. Закономерность ритмического ряда может выражаться рядом натуральных чисел: 1, 3, 4, 5, 6, 7.

Закономерность ритмического ряда, построенного на прогрести, может заключаться в сохранении постоянной разности между любыми соседними интервалами или в том, что величина каждого последующего элемента или интервала равна величине предыдущего, умноженной на постоянное число, например на два: 1*2 = 2; 2*2 = 4; 4*2 = 8; 8*2=16 и т.д. Динамический ритмический ряд предполагает следующие изменения:

Здесь закономерность ритмического построения может проявляться:

в линиях силуэта,

в элементах конструкции,

в декоративных элементах,

в цветовом сочетании [18, c. 211].

При использовании ритма в организации композиции костюма очень важно не слишком увлекаться ненужным «оформительством». В практике моделирования костюма часто единственным и пока достаточно точным "оценивающим" инструментом служит глаз. Немаловажное  значение имеет и профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувства ритма.

Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. Основное правило прочтения ритмического ряда — обязательное, навязчивое повторение элемента или интервала не менее 3 — 5 раз. Число «три» (по старинным преданиям — магическое число) является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно точно и четко определить любое разнообразие. Ритмическая организация даже простых геометрических элементов усиливает художественную выразительность и способна создавать определенное настроение. Эмоциональное воздействие ритмической композиции тем сильнее, чем активнее и разнообразнее применение различных ритмических построений.

Чередование равных по величине элементов выражает равномерное движение. В этом движении некоторые элементы выделяются зрительным «ударением» — акцентом. Элементы, на которые приходятся акценты, называются активными; элементы, не имеющие акцентов, — пассивными. Равномерное чередование активных и пассивных элементов называется метром. Расстояние от одного активного элемента до другого называется динамическим шагом.

Скорость нарастания движения элементов называется темпом. Темп может быть медленным, умеренным и быстрым. Для придания композиции большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности.

С помощью ритма художник - модельер усиливает звучание главного — идеи. В пределах формы костюма правильное решение ритма помогает охватить взглядом всю композицию в целом. Благодаря ритму глаз подсознательно соединяет точки в пространстве.

Самым простым проявлением ритма является повторение одного и того же элемента или равных по величине элементов через равные промежутки. Это простой равномерный ритм. В зависимости от композиционной разработки он может выражаться по-разному:

в повторяемости форм или элементов с нулевыми интервалами или без интервалов;

в повторяемости форм с сохранением равных интервалов (большего или меньшего размера) между ними.

Простой пример проявления равномерного ритма без интервалов можно наблюдать в чередовании простых складок, а также мелких складок по типу "плиссе" или "гофре" на юбке. Здесь простой равномерный ритм построен по вертикали.

То же самое мы имеем в представляемом комплекте за счет чередования рубчиков на вельветовой ткани - тождественные элементы, следующие один за другим через равные промежутки, выстраиваются в простой метрический ряд. 

Ритмичности построения можно достичь, используя различные элементы симметрии:

ось вращения,

зеркальную плоскость,

переносы по прямолинейным и криволинейным осям и т. д.

Но в отличие от симметрии, являющейся частным случаем ритма, ритмическое построение не требует абсолютной одинаковости повторяемых мотивов.

Осевая ритмика проявляется в расположении карманов, манжет или клапанов. К осевой метрике можно отнести и порядок распределения отделочных швов, декора, цвета, фактурных вкраплений. Так, карманы, как правило, располагаются на одинаковом расстоянии от осевой линии корпуса. То же самое расположение и у вертикальных швов. (Приложение В)

В нашем комплекте осевая ритмика достигается за счет вертикальных отделочных швов и горизонтальных симметрично расположенных карманов (Приложение Рисунок 2).

Ритмика цвета — активное средство композиции костюма в создании художественно-образного содержания. Использование всех граней этого средства - ответственная задача. Pоль художника-модельера заключается в том, чтобы заставить верно работать цвет как средство композиции. Это касается как ритмики цвета, так и свойств цвета, которые можно было бы отнести к психологическим свойствам, воздействующим на восприятие модели и фигуры в ней [19, c. 78].

Характерным примером ритмической организации цвета являются ткани в полоску или горошек.

В одной и той же композиции могут одновременно сочетаться несколько различных видов ритма, взаимно увязанных и подчиненных один другому.

Ритм имеет огромное значение, так как определяет динамику формы, ее организованность и характер образа. В то же время выразительные возможности ритмических систем имеют свои пределы. Поэтому в композиции наряду с применением ритмических систем может присутствовать элемент «случайности» (в представляемом комплекте – накладной кармашек с вышивкой над ним). Использование контраста между закономерностью ритма и случайным скоплением элементов чрезвычайно усиливает выразительность композиции.

3.3. Симметрия и асимметрия

Симметрия — одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листьев, цветов, трав, насекомых, кристаллов и т.д. Тело человека — симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей сверху вниз через середину тела. Ось симметрии зрительно разделяет тело человека на правую и левую половины, что характеризует равновесие целого. Существуют разные виды симметрии:

классическая (симметрия отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости);

аффинная (симметрия растяжения, сжатия, сдвига);

подобия (симметрия подобия К-симметрия подобия В);

криволинейная (симметрия кручения, сдавливания, слома, простого изгиба).

Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения единства и художественной выразительности проектируемой модели (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2. - Вертикальная симметрия в моделях одежды

Асимметрия — расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии (рисунок 3.3). Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С точки зрения динамики важны расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей. Строго симметричная композиция исключает в одной модели использование приема асимметрии и наоборот. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже отсутствует [2, c. 83].

Центр представляемого комплекта - центральная застежка жилета до низа на 3 пуговицы, однако равновесие симметрии сознательно ослабляется накладным верхним карманом закругленной формы на левой части переда с вышивкой над карманом, что придает форме определенную степень динамики. (Приложение Рисунок5)

Рисунок 3.3. - Асимметрия в моделях одежды

3.4. Статика и  динамика

Статика – устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен. Статичный костюм обычно придает образу человека основательность, но вместе с тем лишает его некоторой легкости и динамики.

Динамика – неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей ее статичности; вне формы в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека. Динамика обычно придает костюму легкость, подвижность и изысканность. Она может быть свойственна лишь некоторым элементам костюма, но может и проявляться во всей его форме. Динамика в композиции костюма обычно достигается за счет крупных рисунков, комбинаций тканей, ассиметричности кроя, свободно закрепленных деталей костюма и др [3, c. 159].

Динамика в современной одежде проявляется в асимметричном крое; в разрушении комплекса костюма (одна штанина, полотна юбки или куртки); в свободно падающих полотнищах ткани в платьях, юбках, длинных шарфах; в свободно драпирующихся деталях (рукава, полочки блуз, жакетов, лифах), в широких клешеных юбках; в асимметричном декоре или в комбинациях тканей; в поперечных сборках рукавов, брюк, юбок; в крупных рисунках тканей; в костюмах стиля «оп-арт» с иллюзией движения полос, углов, ромбов, кругов.

Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.

Динамика в представляемом вельветовом костюме для мальчика младшего школьного возраста выражена следующим образом:

1.   асимметрично расположены детали на жилете (накладной карман на левой стороне жилета), при этом не изменяющие его силуэт, что  вызывает ощущение динамичности в целом в статичной, функциональной форме одежды.(Приложение Рисунок 5)

2.  конструктивные линии динамичны (используются кривые линии в покрое жилета), центральные сгибы на передних и задних половинах брюк. (Приложение Рисунок 1,2)

Статичность в костюме выражена следующим образом:

1. использованы спокойные, ровные движения линий;

2. есть четкие членения по вертикалям и горизонталям;

3. композиция в целом симметричная, уравновешенная;

Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движения складок, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ИЗДЕЛИИ

Композиция (от лат, compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии [2, c. 10].

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности целостности образа.

Общая форма одежды воспринимается человеком в первую очередь, затем - цвет, составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. В основе костюма можно встретить три основные геометрические формы и их видоизменения: прямоугольник, овал и треугольник. От выбора формы костюма зависит впечатление, которое вы производите на окружающих. Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики.

Любая композиция должна обладать такими свойствами, как выразительность, целостность, гармоничность. Эти свойства создаются благодаря применению определенных средств композиции, к которым относятся: пропорции, ритм, симметрия-асимметрия, нюанс и контраст, ритм, цветовое решение. Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и таким образом воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Средства композиции сложились в результате длительной творческой деятельности человека и одновременно абстрагирующей работы его сознания в основные законы композиции. 

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:  

пропорции

ритм

симметрия-асимметрия

нюанс и контраст

ритм

цветовое решение

Применение перечисленных средств позволяет выразить наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Искусству композиции костюма, как и любому виду искусства свойственны свои законы и правила. В композиции одежды выделяют 4 основных закона.

Первый закон: подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды.

Компоненты композиции одежды – это форма и силуэт, линии и цвет, отдельные детали, декор и ткань.

Композиционные средства (или приемы композиции) – это пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, ритм, контраст, нюанс, подобие.

Этот закон выражает 3 правила:

  1. Органичное единство назначения одежды и ее формы (например, купальный костюм плотно облегчает фигуру; платья для бальных танцев – преимущественно к низу расширенные).
  2. Соответствие материала назначению и форме одежды (например, из мнущихся тканей нельзя шить плотно облегающие изделия; плащи шьют из тканей с водоотталкивающей пропиткой).
  3. Единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды.

Так, для летнего платья из льняной ткани очень подходит отделка мережкой, кружевом. Совершенно неуместно на лыжном костюме выполнять аппликацию цветов подсолнечника.

В представленных  эскизах: вельветовая ткань соответствует назначению и форме одежды (Приложение Рисунок 1,4,5 ).

Второй закон композиции костюма. Наличие композиционного центра. В каждой композиции костюма должен присутствовать композиционный центр.

Композиционный центр – это тот элемент костюма, который первым «бросается в глаза». Им может быть: общая форма костюма, силуэт,  цветовое решение, ткань, детали, отделка.

Все компоненты композиционного центра разделяются на главные и декоративно-конструктивные.

Главные – это объемная форма с контурными очертаниями лифа, юбки, рукавов.

Декоративно-конструктивные – покрой, различные детали, отделки, фурнитура и украшения.

Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем. Центр в костюме есть практически всегда. Если композиционный центр – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может: а) самая объемная точка; б) линия; в) цветовое пятно (яркое светлое, темное); г) декоративная проработка; д) фактурная поверхность.

Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:

а) конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.);

б) символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака);

в) колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помощью цвета (любое цветовое пятно);

г) стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.);

д) социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу – груди, талии, бедрам. Акцент, перенесенный в нижнюю часть, к ногам, придает образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты. Для современного направления моды в основном характерно акцентирование верхней части костюма.

Совокупность 2-3 компонентов в качестве главного акцента композиции способствует полному раскрытию замысла художника. Существенную роль в выборе композиционного центра играет стиль художественного решения костюма (спортивный, классический, романтический).

Основные правила данного закона

1. Выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов.

2. Уравновешенность композиции.

Во всех моделях присутствует композиционный центр (вышивка, пояс, молния, накладные карманы и т.д.).(Приложение Рисунок  2, 4)

Третий закон. Должна соблюдаться соразмерность частей и элементов композиции.

Количество, величина и форма деталей одежды, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования. Костюм не следует перегружать повторением линий, деталей, отделок, но, если такой элемент использован однажды, то ему требуется «ответ». Например, четкие строгие линии воротника и лацкана должны повторяться в линиях клапанов, нижних углов борта. Привести части костюма в состояние равновесия помогает правило трехкомпонентности. Например, если ансамбль решен на контрасте черного и белого, то его очень оживит третий цвет, точно подобранный «к лицу», но в небольшом количестве.

Соблюдается соразмерность частей и элементов композиции(четкие строгие линии воротника и пояса повторяются в линиях карманов (ПриложениеРисунок 2).

Четвертый закон. Композиция костюма должна быть цельной.

Цельность композиции достигается при соблюдении названных выше законов, т.к. цельность – это подчинение второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, их уравновешенность.

Закон цельности выражает неделимость целого. Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия. Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала. Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме. Подобие - повторение в различных вариациях одного и того же элемента. В предоставленных  мною эскизах сарафанов присутствует полное соответствие всем законам  и правилам  композиции.

Цельности в композиции, присутствует взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.  (Приложение Рисунок 1, 3, 5)

В моделировании детской одежды действует свой основной закон: форма и силуэт одежды зависит от возрастных особенностей телосложения детей.

Форма и силуэт детской одежды определяется следующими факторами:

  1. соотношение величины головы и всей фигуры;
  2. длина торса, рук и ног;
  3. степень выявленности линии талии.

Исходя из этих факторов всех детей условно делят на пять возрастных групп:

  1. ясельная (до 3 лет);
  2. дошкольная (от 3 до 6 лет);
  3. младшая школьная (от 7 до 11 лет);
  4. старшая школьная или подростковая ( от 12 до 15 лет);
  5. юношеская (от 16 до 18 лет).

Нужно написать какой-то небольшое заключение или вывод( 2-3 предложения)

Школьная форма – это необходимый атрибут, идентифицирующий учащихся среднеобразовательных заведений и введенный с целью унификации внешнего вида и поддержания дисциплины. Современная школьная форма для мальчиков традиционно представляет собой костюм «Двойку» или «Тройку». Что касается цветовой гаммы, то она, как правило, выдержана в темных и однотонных тонах. По традиции используют черные, синие или серые цвета. Это продиктовано соображениями практичности, форма безупречно выглядит и требует минимального ухода.


ВЫВОДЫ

В ходе проделанной работы достигнута цель курсовой работе – разработка композиционного решения одежды для мальчика младшего школьного возраста: костюмной пары (жилет, брюки) из вельвета.

На первом этапе изучался теоретический материал по теме работы, уточнялась проблема, цели и задачи, описали требования, предъявляемые к детской одежде, изучили компоненты композиции костюма, изучили композиционных средств, используемых в костюме.

Второй этап носил практический и творческий характер. Итогом данной части стал комплект для мальчика из вельвета (макет), разработанный на основе анализа литературы по данному вопросу, творческого её осмысления, с учетом основных требований предъявляемых к детской одежде и особенностей телосложения и динамики движения данной возрастной группы.

Комплект спроектирован таким образом, чтобы сохранить принцип функциональности и гигиеничности детской одежды, но при этом оставить возможность для самовыражения ребенка.

Разработанный костюм имеет в основе полуприлегающий силуэт, преимущественно динамичную форму, четкие линии, композиционный центр. Колорит спокойный и теплый был выбран с учетом психологии цвета.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). / Т.О. Бердник.   Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
  2.  Гусейнов, Г.М., Композиции костюма: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова [и др.] – 2-е доп., ил., М.: «Академия», 2004.– 432 с.
  3.  Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова – М.: Мастерство: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2000. – 184с.
  4.  Козлова, Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Т.В. Козлова,  Л.Б. Рытвинская, З.Н. Тимашева [и др.].  2-е изд., перераб.  М.: Легпромбытиздат, 1990.  320 с.
  5.  Макавеева, Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учебное прочобие для нач. проф. образования / Н.С. Макавеева. М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2008. – 240с.
  6.  Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов / Под ред. Т.В. Козловой.  М.: Легпромбытиздат, 1988.  352 с.
  7.  Пармон, Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. / Ф.М. Пармон  М.: Легпромбытиздат, 1997.  308 с.
  8.  Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд.,  М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2004. – 224 с.
  9.  Блейз, А.И. История в костюмах от фараона до денди / А. И. Блейз. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 160 с.
  10.  Найденская, Н.Г. Человек. Образ. Стиль. / Н.Г. Найденская, Е.В. Новокщенова, И.А. Трубецкова – М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 2002. – 300 с.
  11.  Пармон, Ф.М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте). / Ф.М. Пармон. – М., 1982. – 200 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А           

                                                                                

Разраб.

Рисунок 1. – Эскиз модели школьной формы

Лист

Пров.

Изм

Утв.

Подпись

Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Разраб.

Рисунок 2 – Эскиз модели школьной формы

Лист

Пров.

Изм

Утв.

Подпись

Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Разраб.

Рисунок 2.1 – Эскиз комплекта школьной  формы    

Лист

Пров.

Изм

Утв.

Подпись

Дата

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Разраб.

Рисунок 2.2  – Эскиз модели школьной формы.  

Лист

Пров.

Изм

Утв.

Подпись

Дата

РИЛОЖЕНИЕ Д

Разраб.

Рисунок  2.3 – Эскиз комплекта с автоматной вышивкой (аппликация) над карманом на жилете модели школьной формы   

Лист

Пров.

Изм

Утв.

Подпись

Дата

КУРСОВАЯ РАБОТА

Наименование изделия: Комплект: жилет и брюки для мальчика младшего школьного возраста из вельветовой гладкокрашеной ткани тёмно синего цвета_____________________

Автор:___ Голубев Александр Сергеевич____________________

Группа, курс, отделение, факультет: студент 4 курса, 2 группы заочной формы получения высшего образования факультета «Технология»___________________________________________

Руководитель:__ Красовская Л.В._____________________________

Учебный год___2013/2014___________________________________

1




1. Реферат- Гендерный аспект в управлении
2. Tourkievu Tel-Fx- 38 044 2010478; MTC- 38 066 5404392 KS- 38 098 2809000 Стажиро
3.  Ты не можешь знать что добро что зло
4. Рылеев КФ
5. Тема- Автоматизированное рабочее место учителя Исполнитель- Студент IIкурса
6. бюджетные отношения Республики Беларусь
7. Лидер года ~ 2013 В соответствии с утвержденным положением О проведении Городского конкурса лидеров и
8. Сияние Тренинг- Холодные звонки ~ алгоритм успеха 12 марта 2014 года с 1000 до 1800 Продажи по телефон
9. О практике уклонения от налогов и методах противодействия ей
10. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста
11. Скажи наркотикам нет
12. Тема 3. КОНСТИТУЦІЇ ЗАРУБІЖНИХ КРАЇН Лекційні питання- 1
13. і. Однак чинне законодавство не містить визначення господарського договору хоча в Господарському кодексі Ук
14. Компакт-диск
15. Этика приветствия в деловом мире
16. Единое у Плотина это
17. Стрела времени как совокупность принципиально различных представлений о времени в динамике процессов и в эволюции событий
18. Контрольная работа- Нещасні випадки на виробництві
19. субъекты те кого мы проверяем совершенно поразному воспринимают проводимые контрольные мероприятия
20. Расчетно-графическая работа по машинам и механизмам